Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИСТОРИЯ САМАРСКОГО КРАЯ С ДРЕВНОСТИ ДО 1917 Г.





ИСТОРИЯ САМАРСКОГО КРАЯ С ДРЕВНОСТИ ДО 1917 Г.

Методические указание и планы семинарских занятий

 

 

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

– сформировать научное представление об общем и особенном в истории Самарского края;

– показать его культурно-историческое и этническое своеобразие;

– выявить вклад народов края в решение общероссийских культурных, экономических и социальных проблем;

1.2. Результаты обучения и формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) компетенции

В результате освоения учебной дисциплины (модуля) обучающийся должен

знать:

– основные исторические факты региональной истории;

– цивилизационную специфику, культурные и исторические традиции, создающие феномен Самарского края;

уметь:

– работать с историческими источниками и литературой по региональной истории;

– применять знания в самостоятельной образовательной, культурно-просветительной, организационно-управленческой, исследовательской и иной деятельности;

владеть:

– навыками объективной оценки различных исторических явлений и процессов, происходящих в самарском сообществе;

– навыками обобщения, анализа и обоснования своей позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому края;

– навыками использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для понимания и критического осмысления социальной информации; формирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически сложившимися мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

– навыками осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

иметь опыт:

самостоятельного поиска ответов на важные вопросы истории и современной жизни края;

формирование собственной аргументированной позиции при анализе его ключевых исторических проблем;

решения проблем духовно-нравственной жизни с опорой на исторический опыт предшествующих поколений.

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

Код компе­тенции Наименование результата обучения
ОК-11   готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
ОК-20 обладает способностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений;
ОК-21 владеет гуманистическими ценностями для сохранения и развития современной цивилизации;
ОК-23 способен приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
ПК-5 способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
ПК-6 способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию;
ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления.

 

1.3. Место дисциплины в структуре ООП

Изучение дисциплины «История Самарского края с древности до 1917 г.» базируется на знаниях, полученных слушателями при изучении курсов «Отечественная история» в общеобразовательной школе, курсов дисциплин ФГОС ВПО «Бакалавр» 1 курса исторического факультета: археология, этнология и социальная антропология, историческая хронология и метрология

2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Семестр - 6, вид отчетности – зачет

Вид учебной работы Объем часов/ зачетных единиц
Трудоемкость изучения дисциплины 108 / 3
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
лекции 24
практические занятия 30
лабораторные работы -
Контролируемая самостоятельная работа (КСР)  
Самостоятельная работа студента (всего) 48
в том числе:  
Самостоятельное изучение тем, подготовка к тестированию 20
Подготовка реферата 8
Подготовка проекта (презентация, доклад) 8
Подготовка эссе 4
Решение кейса 4
Подготовка глоссария 4
Подготовка курсовой (контрольной) работы -

 

Содержание учебного курса

Тема 1. Введение в историческое краеведение

Краеведение в системе исторических наук. Предмет, цели, задачи, хронологические и территориальные рамки курса. Литература и источники.

Предпосылки становления российского краеведения в XVIII в.: направления, особенности.

Развитие краеведения в XIX в. Академия наук, университеты как центры краеведческой работы.

Роль научных обществ в развитии краеведения начале XX в. «Золотое десятилетие». Особенности исторического краеведения в конце 1920-х – 1930-е гг.

Возрождение краеведения в 50-70-е годы. Школьное краеведение. Тенденции в историческом краеведении в конце XX – нач. XXI вв.

Современный этап самарского краеведения. Самарская летопись: очерки истории Самарского края с древшейших времён до начала XX века (1993). История самарского Поволжья Журнал "Земский сборник" (П.Кабытов, Самарский университет, 1991). "Вестник Самарского университета" (1993). Алабинские, Головкинские, Иоанновские, Платоновские чтения и конференции. Культурологические историко-краеведческие видеопроекты "Самарский край. Полдень. XXI век (А.Богачев, 1998); "Самарские судьбы" (В.Добрусин, 1995). Энциклопедии Самарской области (1991, 2012). Научные региональные проекты Самарского университета и Института истории и археологии Поволжья «Поволжье - «внутренняя окраина»: государство и общество в освоении новых территория (конец XVI – начало XX в.) (Э.Дубман, П.Кабытов, 2007); "Обретение родины": общество и власть в Среднем Поволжье (вторая половина XVI – начало XX в. (П.Кабытов, Э.Дубман, О.Леонтьева, 2013)

Тема 4. Самарский край в IX – XVI веках

Государство волжских болгар. Экономика Волжской Болгарии. Болгарская народность. Болгары и татаро-монголы. Волжская Болгария в конце XIII – начале XIV вв. Улусы и юрты Чингизидов в Среднем и Нижнем Поволжье. Хозяйство. Поселение Самар (1367 г.). Битва на р. Кондурче.

Походы казанцев на Русь. Угроза новой Орды. Московские походы на Казань. Ликвидация Казанского ханства. Присоединение Поволжья к Московскому государству.

Кочевники Самарского Заволжья. Ногайская Орда и улусы. Башкиры. Московские князья и кочевническая знать.

Волжско-яицкая казацкая вольница. Предводители волжских казаков.

Строительство русских городов-крепостей на Волге. Идея постройки. Строительство крепости Самара. Воевода князь Г.О.Засекин.

Роль Самары в освоении Поволжья.

Лабораторные работы - не предусмотрены

№   № Раздела, темы Наименование лабораторных работ Кол-во часов Образовательная технология
         
         
    Итого:    

 

Образовательные технологии

В процессе преподавания дисциплины «История» используются следующие образовательные технологии:

1. Традиционная образовательная технология (лекция, лекция визуализация, тестирование, собеседование, наблюдение, глоссарий);

2. Технология интерактивного коллективного взаимодействия (эвристическая беседа, диспут, дискуссия, ролевая игра, обсуждение кейса, круглый стол, групповое обсуждение презентации доклада по проекту, лекция пресс конференция);

3. Технология проблемного обучения (проблемная лекция, исследовательский проект, эссе, реферат, кейс);

4. Технология компьютерного обучения (тестирование).

Балльно-рейтинговая система

В университете в ходе промежуточной аттестации перевод рейтинговых баллов студентов в принятую систему оценки знаний («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено», «не зачтено») осуществляется единообразно.

– Оценка «отлично» выставляется студенту, набравшему от 86 до 100 рейтинговых баллов, означающих, что теоретическое содержание курса освоено полностью, необходимые компетенции и практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены.

– Оценка «хорошо» выставляется студенту, набравшему от 71 до 85 баллов, означающих, что теоретическое содержание курса освоено полностью, необходимые компетенции сформированы, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

– Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, набравшему от 60 до 70 баллов, означающих, что теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые компетенции сформированы, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий выполнены с ошибками.

– Оценка «зачтено» по дисциплине, по которой в данном семестре нет экзамена, выставляется студенту, набравшему 50 и более баллов, означающих, что содержание курса освоено полностью, необходимые компетенции и практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены.

Максимальная сумма баллов, набираемая студентом по дисциплине «История», закрываемой семестровой (итоговой) аттестацией (экзамен) равна 100.

Баллы, характеризующие успеваемость студента по дисциплине, набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ.

 

1. Посещение занятий до 18 баллов (1 балл в неделю)
2. Контрольные мероприятия до 18 баллов
  Тестирование (входное) - I до 4 баллов
  Тестирование- II до 6 баллов
  Выступление на семинарском занятии (участие в диспуте, дискуссии, групповом обсуждении, круглом столе, ролевой игре) до 8 баллов (1 выступление - 1 балл)
3. Выполнение заданий по дисциплине в течение семестра до 34 баллов
  Написание эссе до 5 баллов
  Написание глоссария до 4 баллов
  Анализ кейса до 5 баллов
  Написание реферата до 10 баллов
  Презентация проекта (доклад) до 10 баллов
5. Выполнение дополнительных практико-ориентированных заданий до 30 баллов (дополнительно)
  Исследовательский проект, оформление информационного учебного ресурса до 10 баллов
  Участие в студенческой научной конференции до 10 баллов
  Проектирование ролевой или деловой игры до 10 баллов
  зачёт  

 

Распределение баллов, составляющих основу оценки работы студента по изучению дисциплины «История» в течение 18 недель 1 семестра.

· 100 баллов распределяются на учебный период (1 семестр), заканчивающийся промежуточной аттестацией;

· 70 баллов – посещение и контрольные мероприятия;

· 30 баллов - ответ на экзамене;

· возможность набора дополнительных 30 баллов за практико-ориентированные задания.

 

4. Сведения о материально-техническом обеспечении дисциплины

№п/п Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий Перечень оборудования и технических средств обучения
  Лекционная аудитория Мультимедийное оборудование

 

При реализации учебной дисциплины используется следующий набор лицензионного программного обеспечения:

1. Пакет Microsaft Office 2003

2. Пакет OpenOffic.org

3. Операционная система семейства Windows

Литература

5.1. Основная

1. «Обретение родины»: Общество и власть в Среднем Поволжье (вторая половина XVI- начало XX в.). Часть 1. Очерки истории: монография / под ред. П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана, О.Б. Леонтьевой. - Самара, Изд-во «Самарский университет», 2013. - 360 с.

2. Поволжье - "внутренняя окраина" России: государство и общество в освоении новых территорий (конец-XVI - начало XX вв.) / Самарский государственный университет, Исторический факультет, Кафедра российской истории; под ред. Э.Л. Дубмана, П.С. Кабытова. - Самара: Самарское отделение Литфонда, 2007. - 328 с. - (Юго-восток европейской России: проблемы, поиски, решения. Вып. 2).

3. История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. XVI - первая половина XIX века / Ред. коллегия: П.С. Кабытов, И.Б. Васильев, Э.Л. Дубман, Ю.Н. Смирнов, Л.В. Храмков / Редакторы кн. Э.Л. Дубман, Ю.Н. Смирнов. М.: Наука, 2000. - 287 с.

4. История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. Вторая половина XIX века - начало XX века / Ред. коллегия: П.С. Кабытов, И.Б. Васильев, Э.Л. Дубман, Ю.Н. Смирнов, Л.В. Храмков / Редакторы кн. П.С. Кабытов, Н.Н. Кабытова. М.: Наука, 2000. - 236 с.

5. Самарская летопись. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до начала XX века. В 2-х кн. Под общ. ред. П.С. Кабытова и Л.В. Храмкова. Самара: АртМакет, 1993.

 

Дополнительная

1.

ИСТОРИЯ САМАРСКОГО КРАЯ С ДРЕВНОСТИ ДО 1917 Г.

Методические указание и планы семинарских занятий

 

 

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

– сформировать научное представление об общем и особенном в истории Самарского края;

– показать его культурно-историческое и этническое своеобразие;

– выявить вклад народов края в решение общероссийских культурных, экономических и социальных проблем;

1.2. Результаты обучения и формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) компетенции

В результате освоения учебной дисциплины (модуля) обучающийся должен

знать:

– основные исторические факты региональной истории;

– цивилизационную специфику, культурные и исторические традиции, создающие феномен Самарского края;

уметь:

– работать с историческими источниками и литературой по региональной истории;

– применять знания в самостоятельной образовательной, культурно-просветительной, организационно-управленческой, исследовательской и иной деятельности;

владеть:

– навыками объективной оценки различных исторических явлений и процессов, происходящих в самарском сообществе;

– навыками обобщения, анализа и обоснования своей позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому края;

– навыками использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для понимания и критического осмысления социальной информации; формирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически сложившимися мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

– навыками осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

иметь опыт:

самостоятельного поиска ответов на важные вопросы истории и современной жизни края;

формирование собственной аргументированной позиции при анализе его ключевых исторических проблем;

решения проблем духовно-нравственной жизни с опорой на исторический опыт предшествующих поколений.

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

Код компе­тенции Наименование результата обучения
ОК-11   готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
ОК-20 обладает способностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений;
ОК-21 владеет гуманистическими ценностями для сохранения и развития современной цивилизации;
ОК-23 способен приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
ПК-5 способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
ПК-6 способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию;
ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления.

 

1.3. Место дисциплины в структуре ООП

Изучение дисциплины «История Самарского края с древности до 1917 г.» базируется на знаниях, полученных слушателями при изучении курсов «Отечественная история» в общеобразовательной школе, курсов дисциплин ФГОС ВПО «Бакалавр» 1 курса исторического факультета: археология, этнология и социальная антропология, историческая хронология и метрология

2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Семестр - 6, вид отчетности – зачет

Вид учебной работы Объем часов/ зачетных единиц
Трудоемкость изучения дисциплины 108 / 3
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
лекции 24
практические занятия 30
лабораторные работы -
Контролируемая самостоятельная работа (КСР)  
Самостоятельная работа студента (всего) 48
в том числе:  
Самостоятельное изучение тем, подготовка к тестированию 20
Подготовка реферата 8
Подготовка проекта (презентация, доклад) 8
Подготовка эссе 4
Решение кейса 4
Подготовка глоссария 4
Подготовка курсовой (контрольной) работы -

 

Содержание учебного курса







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.