Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Воздействие валютного курса на рост цен и международную торговлю





Рассмотрим воздействие роста цен на валютный курс. Проводимая Центральным банком политика регулирования роста цен оказывает непосредственное воздействие на валютный курс, который, в свою очередь, в значительной степени определяет международную торговлю. Речь идет об импортируемой инфляции, т.е. переносе инфляции по каналам мировой торговли, когда, например, рост цен на импортное сырье или энергоносители дает новый импульс механизму инфляции издержек.

Потоки краткосрочных спекулятивных капиталов, перемещающихся через границы в поисках более высокой ставки процента, являются дополнительным фактором повышения цен. Если, например, банки одной страны выплачивают по краткосрочным депозитам 5% годовых, а банки другой страны – 7%, последняя ставка притягивает капиталы из первой страны. Получив эти средства, банки второй страны превращают часть из них в кредиты и продвигают их в обращение. В результате образуется дополнительная денежная масса, за которой, конечно, нет никакого прироста товарного предложения. Протекающий в экономике второй страны инфляционный процесс становится более интенсивным. В случае радикального изменения соотношения процентных ставок капиталы начнут перемещаться в обратном направлении. Если банки первой страны будут платить по вкладам больше банков второй страны, капиталы покинут последнюю и удар инфляции ощутит уже экономика первой страны.

Особое значение для укрепления национальной денежной единицы, поддержания ее покупательной способности имеет ее зависимость от валютного курса. При преднамеренном снижении валютного курса (цены национальной валюты в единицах иностранной валюты) Центральным банком происходит резкое повышение цен на внутреннем рынке. Если наблюдается значительное превышение предложения над спросом на иностранную валюту, то имеющиеся в коммерческих банках свободные средства перебрасываются на валютный рынок. В результате низкой емкости внутреннего рынка по отношению к импорту инфляционные последствия подобных мер могут оказаться существенными и привести к значительному росту цен внутреннего рынка.

Если курс валюты укрепляется, товары государства, имеющего такую валюту в качестве национальной, становятся менее конкурентоспособными на внешних рынках, поскольку их цена возрастает. В самом деле, предположим, что изменение курса не меняет цену в национальной валюте экспортера. Тогда при переводе цены в валюту импортера произойдет ее увеличение, соответствующее увеличению валютного курса.

В то же время импортеры от такого изменения только выигрывают. Цена импортируемых товаров в пересчете на национальную валюту падает, и импортеры получают прекрасную возможность либо увеличить норму прибыли, либо расширить сбыт, либо принять компромиссное решение, используя обе возможности.

Если национальная валюта обесценивается, то стороны меняются местами. Эффективность экспорта возрастает, поскольку цена товаров на внешних рынках падает. В то же время импортеры сталкиваются с необходимостью снижать цены и уменьшать норму прибыли, так как ввозимые ими товары стали дороже на внутреннем рынке.

Изменение курса национальной валюты влияет на внешнеторговое сальдо. Снижение курса стимулирует экспорт и ограничивает возможный импорт. Следовательно, либо сокращается дефицит во внешней торговле, либо увеличивается активное сальдо. Укрепление курса оказывает противоположное воздействие: возрастает эффективность импорта и снижается эффективность экспорта; следовательно, либо сокращается активное сальдо, либо увеличивается внешнеторговый дефицит.

В результате пересмотра денежно-кредитной политики Центральным банком эти процессы усиливаются.

Экспансионистские меры приводят к увеличению денежной массы и снижению ставки процента. Уменьшение процентной ставки меняет относительную привлекательность вложений средств в данную валюту, спрос на нее падает, а предложение увеличивается. Поэтому курс снижается. Далее вступает в силу вышеописанный механизм: курс–чистый экспорт (импорт)–внешнеторговое сальдо.

Рестрикционная денежно-кредитная политика сокращает денежную массу, снижает доступность кредита и увеличивает ставку процента. Национальная валюта становится привлекательным активом, спрос на нее растет, а предложение – падает. Снова вступает в действие тот же механизм.

Таким образом, денежно-кредитная политика воздействует на валютный курс и баланс внешней торговли. Экспансионистская политика понижает курс национальной валюты и стимулирует экспорт, рестрикционная – повышает курс и поощряет импорт, сокращая тем самым внешнеторговое сальдо или усугубляя проблему внешнеторгового дефицита. Следовательно, политика дорогих денег, ведущая к ценовой стабилизации, имеет достаточно много издержек: помимо снижения объема производства и занятости происходит увеличение чистого импорта, возникает проблема внешнеторгового дефицита.

При расчете изменений эффективности внешнеторговых операций необходимо учитывать инфляционный и дефляционный эффекты, которые появляются в результате изменения объема денежной массы под воздействием монетарного регулирования.

Поскольку колебания валютных курсов оказывают серьезное воздействие на состояние экономики, для Центрального банка их регулирование может быть важнейшей целью денежно-кредитной политики. Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой осуществляют интервенции на внешних валютных рынках, увеличивая или уменьшая предложение национальной и иностранных валют и воздействуя тем самым на их спрос.

При девальвации Центральный банк, наделенный эмиссионным правом, всегда может выпустить необходимое количество национальных денежных единиц. Для ревальвации (укрепления курса) потребуется иностранная валюта. Следовательно, Центральному банку приходится создавать резервные фонды для обеспечения поддержки национальной валюты и прибегать к займам у других государств.

Поскольку крупномасштабные интервенции воздействуют на совокупные резервы банковской системы, попытки изменить валютный курс достаточно сложно изолировать от других мероприятий монетарного регулирования. Для этих целей многие Центральные банки развитых государств со смешанной экономикой используют так называемую стерилизацию. При этом внешние валютные интервенции компенсируются операциями на внутреннем рынке государственных ценных бумаг. Например, при девальвации доллара с целью сокращения внешнеторгового дефицита Федеральная резервная система США выбрасывает ценные бумаги на вторичный рынок, а доллары – на внешний валютный рынок. Происходит изменение долларовой денежной массы в двух противоположных направлениях, и эти изменения взаимопогашаются.

Национальная российская валюта – рубль – не является конвертируемой и практически не используется в международной торговле. Поэтому Центральному банку России приходится осуществлять валютные интервенции не на внешнем валютном рынке, а на валютных биржах.

Центральный банк вынужден:

  1. Сдерживать инфляцию. В наших условиях индекс цен во многом определяется валютным курсом. Многие цены предложения объявляются в долларах (прежде всего на импортируемые товары), и изменение курса означает автоматический пересмотр цены платежа.
  2. Помогать экспортерам, которые к тому же способны осуществлять лоббирование своих интересов.

Поскольку эти целевые установки противоречат друг другу, необходимо устанавливать между ними компромисс.

В условиях резкого снижения валютного курса рубля и роста цен на товары внутреннего рынка крайней мерой для поддержания экономики и ликвидности банковской системы становится переход к регулируемой денежной эмиссии и вытеснение доллара из российской экономики. Дополнительная эмиссия денежных средств необходима для финансирования кассовых разрывов бюджета в течение года и покрытия дефицита бюджета. Для вытеснения доллара из российской экономики и предотвращения резкого роста цен на товары внутреннего рынка возможным является введение различного рода валютных ограничений, например, путем запрета безналичных расчетов валютой; обеспечения 100%-ного возврата валютной выручки экспортерам; введения резервирования валюты под контракты импортерам; выдачи банковских гарантий, которые оплачиваются банками в случае неприхода контрактных платежей; путем стимулирования населения к использованию альтернативного способа накопления, в частности, вложения в золото. В результате на валютном рынке могут остаться только импортеры и курс национальной валюты в большей степени будет определяться именно их валютными запросами, а также объемом денежной эмиссии.

Наряду с указанными видами ограничений, условиями стабилизации цен на товары национальной экономики могут быть ограничения ввоза и вывоза иностранной валюты физическими и юридическими лицами, прекращение деятельности оффшорных зон на территории России и применение жестких санкций к коммерческим структурам, продолжающим функционировать в этих зонах.

Следовательно, усиление валютного контроля операций во внешней торговле направлено на поддержание стабильных цен на большинство товаров отечественного производства.

Вопросы для самопроверки

  1. Какими законами регулируется количество денег в обращении?
  2. В чем проявляется зависимость ценообразования от количества денег в обращении?
  3. Какие факторы вызывают рост цен на товары и услуги?
  4. На основе каких экономических теорий осуществляется связь между ценами и денежной массой на макроуровне?
  5. Каковы национальные особенности регулирования цен и денежного обращения в Российской Федерации?
  6. В чем проявляется зависимость роста цен от валютного курса?

Ценовой словарь

  • Активное ценообразование – установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня рентабельности.
  • Зонтик цен – установление лидирующими фирмами в определенном сегменте рынка цен с повышенной рентабельностью.
  • Нейтральная стратегия ценообразования – установление цен исходя из того соотношения «цена – ценность», которое соответствует большинству продаваемых на рынке аналогичных товаров.
  • Параметрическое ценообразование – установление цен на параметрический ряд товаров в соответствии с формализованной моделью зависимости цены от основных потребительских параметров товаров.
  • Пассивное ценообразование – определение цен на основе затратного метода или только под воздействием ценовых решений конкурентов.
  • Политика фиксированных цен – продажа товаров по утвержденному руководством фирмы сборнику цен (прейскуранту).
  • Политика цен – система установленных правил определения цен для типовых сделок при продаже товаров фирмы.
  • Премиальная цена – цена товара, превышающая среднюю рыночную цену на величину премии за его репутацию.
  • Тактика ценообразования – набор конкретных практических мер по управлению ценами на товары фирмы, используемых для решения поставленных перед ценовиками задач.
  • Цена базисная – цена товара стандартного качества, исходя из которой устанавливается цена на товар более высокого или более низкого качества.
  • Цена безубыточности – цена товара, при которой производственная фирма может лишь возмещать свои издержки.
  • Цена валовая – цена с включением затрат на транспортировку товара, его страхование и другие издержки.
  • Цена восстановленная – цена, достигшая прежнего уровня после ее понижения или повышения.
  • Цена государственная – цена, установленная государственными органами.
  • Цена действительная – цена, по которой фактически совершается сделка.
  • Цена демпинговая – экспортная цена, которая ниже, чем на внутреннем рынке, или ниже мировой цены.
  • Цена единственная – твердая цена купли или продажи, назначенная клиентом брокеру.
  • Цена заключительная – цена курсов, котировок, зарегистрированных на бирже перед ее закрытием.
  • Цена интервенционная – повышенная цена некоторых видов товаров, устанавливаемая директивно государством или группой государств на основе межправительственных соглашений для поддержки производства данных товаров.
  • Цена иска – денежная величина требования, заявленного истцом при подаче иска в суд, арбитраж, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца при положительном решении суда.
  • Цена картельная – монопольная цена, устанавливаемая участниками картеля для устранения конкурентов.
  • Цена каталожная – официальная цена, публикуемая в каталогах и проспектах фирм, организаций оптовой и розничной торговли.
  • Цена консалтинговых услуг – фактическая величина оплаты на услуги консультативного характера.
  • Цена контрактная – цена, предусмотренная в договоре купли-продажи или в договоре выполнения работ, согласованная между продавцом и покупателем в ходе заключения договора.
  • Цена котировальная – цена, определенная на основе котировок; используется обычно в качестве ориентира.
  • Цена красная – цена сделки, удовлетворяющая и покупателей, и продавцов.
  • Цена льготная – пониженный уровень цены на товар для стимулирования продажи или цена, дотируемая для отдельных категорий потребителей.
  • Цена мировая –денежное выражение интернациональной стоимости единицы реализуемого на мировом рынке товара, например, тонны пшеницы.
  • Цена нетто: для продавца – фактическая выручка от продажи товара за вычетом расходов, связанных с исполнением сделки; для покупателя – сумма, фактически уплаченная продавцу.
  • Цена общая – цена на весь закупленный товар, состоящий из различных компонентов, материалов или предметов разных сортов, размеров, или цена, включающая все расходы.
  • Цена оптимальная – цена, полученная на основе объективно обусловленных оценок затрат и дохода от реализации товара.
  • Цена отправная – цена, ниже которой продавец не согласен продавать свой товар, или цена, которую готов заплатить покупатель.
  • Цена паушальная – цена разнородных по качеству товаров, устанавливаемая в среднем вне зависимости от индивидуальных качеств, сортов отдельных единиц товара.
  • Цена по клирингу – ежедневная цена, по которой расчетная палата осуществляет между своими членами расчеты по всем сделкам.
  • Цена покупателя – цена, по которой покупатель готов купить единицу (партию) товара. В этой цене отражаются спрос покупателя на данный товар и потребительские предпочтения этого товара на рынке. Цена покупателя может быть названа ценой спроса.
  • Цена покупная – цена товара, образующаяся из фабричной цены изделия, цены производства и издержек на реализацию товара, а также прибыли участников каналов сбыта.
  • Цена полная – цена со всеми надбавками к базисной цене.
  • Цена предельная – максимально допустимая, повышенная или сниженная цена на рынке в течение торгового цикла, сезона.
  • Цена предложения – цена товара, по которой продавцы на данном рынке предлагают его к продаже; она зависит от объема продаж, издержек продавца и других факторов.
  • Цена прекращения производства – цена товара, при которой фирма не возмещает издержки производства; она равна минимальным предельным издержкам.
  • Цена производства – часть цены товара, равная сумме издержек производства и прибыли производителя; она не включает издержки обращения.
  • Цена «просела» – термин, обозначающий резкое падение цены, обусловленное внешним влиянием на нее других рынков; применяется по отношению к товару, на который продолжительное время цена изменялась незначительно и вдруг «просела».
  • Цена резервирования – отправная цена, ниже которой продавец не будет продавать свой товар.
  • Ценовой ряд – существующие одновременно соотношения цен на разные модели или модификации одного и того же товара одной фирмы или всех фирм, действующих на данном рынке.
  • Цена с последующей фиксацией – цена, устанавливаемая в ходе исполнения договора, в котором определяется правило ее фиксации.
  • Цена «спот» – цена, по которой товар реализуется с немедленной оплатой.
  • Цена субвенционированная – цена ниже или равная себестоимости продукции вследствие государственных дотаций, предоставляемых производителю.
  • Цена твердая – цена, установленная при заключении договора и остающаяся неизменной в течение всего срока его действия.
  • Цена тесная – цена, которой соответствует минимальный разрыв между ценами покупателя и продавца по ценной бумаге.
  • Цена торговая – цена товаров, приобретаемых розничным торговцем у оптовика для дальнейшей их продажи.
  • Цена третичная – цена, используемая при разработке условий купли-продажи собственности компании, акции которой не обращаются на вторичном рынке ценных бумаг; рыночная стоимость такой компании не может быть точно определена.
  • Цена управляемая – цена, установленная на основе изучения спроса и предложения в условиях сильно монополизированного рынка.
  • Цена уторговывания – уменьшенная цена, возникающая в результате коммерческих переговоров, в ходе которых покупатель стремится снизить первоначально назначенную продавцом цену, используя тактические и психологические приемы, чем достигает новой, более низкой цены.
  • Цена фабричная – цена товара, складывающаяся из материальных затрат, оплаты труда и общезаводских расходов в расчете на единицу товара; по существу эта цена представляет собой себестоимость товара.
  • Цена фактическая – цена, по которой фактически совершается сделка.
  • Цена фактурная – цена, указанная в фактуре (счете) на поставленный товар.
  • Цена чистая – выручка от продажи или общий платеж за покупку после вычета или прибавления всех расходов, связанных с продажей, покупкой.
  • Ценностное ценообразование – установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счет достижения выгодного для нее соотношения ценность–затраты.
  • «Ценовой круг» – объединение предпринимателей или торговцев, созданное для повышения цен.

Литература

  1. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. – М.: Финстатин-форм,2006.
  2. Котлер Ф. Основы маркетинга. – любое издание
  3. Слепов В. А., Попов Б. В. Основы теории рыночного ценообразования. – М., 2008
  4. Ценообразование / Под ред. проф. И.К. Салимжанова. – любое издание

 

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.