Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этимология: Словообразование. Еще кое-какой дополнительный материал





Этот урок, несомненно, должен являться одним из наиважнейших для нас. Главным в эльфийской лингвистике в нашей ситуации является умение производить из известных корней и слов другие однокоренные слова. Все написанные доныне словари неполны и не удовлетворяют всех -- и даже минимальных -- запросов. Не стоит надеяться, что эта ситуация будет исправлена в ближайшем будущем. Следует помнить, что сам JRRT не знал эльфийский в совершенстве. До новой исторической встречи с эльфами не будем знать его доподлинно и мы.

Но кое-что мы можем уже и сейчас, а, как известно, лучше слон в кармане, чем верблюд в океане.

В 1993 г. Общество Российско-Эльфийской Дружбы Хэрен Элендилион выдвинуло концепцию Четырех Источников Познания Мира JRRT. Источники эти суть таковы.

1. Первый -- это то, что совершенно ясно и неоспоримо написано в Книгах и Текстах; этот источник по авторитетности превосходит все остальные. Это истина в высшей инстанции, несмотря на то, что она может с виду противоречить местами сама себе: противоречия эти на самом деле внутри Мира JRRT таковыми не являются.

2. Второй -- это логические заключения, делающиеся из написанного в Книгах и Текстах. Первый источник, заметьте, стоит выше логики, потому что логика наша -- чужеродна и ограниченна, а в органичном и неограниченном мире JRRT может преспокойно встретиться то, что и не снилось нашим мудрецам даже под псилоцибиновыми грибами.

3. Третий источник, еще более сомнительный -- это выведение сведений по аналогии с близкими мирами и цивилизациями. К примеру, если мы знаем, что многие конструкции Q сходны с конструкциями финского языка, то это дает нам некоторое -- некоторое! -- основание экстраполировать и какие-то другие конструкции этого языка на Q -- до тех пор, пока мы не упремся в противоречие с первыми двум источниками познания. До чего можно дойти, пользуясь этим методом, я наглядно проиллюстрировал в своей работе “О некоторых филолого-каббалистических изысканиях в эпопее Дж.Р.Р.Толкиена "Властелин Колец"”, в которой показал, что очень многие эльфийские имена и топонимы имеют подчас весьма занятный подтекст, если увидеть в них корни языка иврит. Подтекст этот, безусловно, имеется, но утверждать, что он -- намеренный, и делать из этого какие-либо выводы, на мой взгляд, было бы чересчур смело.

4. Четвертый источник -- источник, которым я, будь моя воля, запретил бы пользоваться всем, кроме меня; но трезво отдавая себе отчет, я этого не делаю. Четвертый источник -- это наитие, творческая интуиция и воображение. До сих пор именно этот источник был наиболее посещаем толкиенистами, вследствие чего между ними и идет слава, что вода его мутна, а берега истоптанны и скользки. Между тем, подавляющее большинство побывавших там пыталось унести оттуда воду в решете, ибо не знали или не желали знать о существовании трех других вышеперечисленных источников и о связях, существующих между ними. Строго говоря, воображать можно все, что угодно, пока оно не противоречит прямо сказанному у Профессора, логически выводящемуся из этого и наиболее распространенным тенденциям в этой области в наиболее близких к исследуемому объекту моделях.

Применительно к языку это выглядит так. Мы можем договориться об употреблении каких-то правил эльфийского языка между собой, выведя их в первую очередь из толкиеновских произведений, во вторую -- из результатов анализов, сопоставлений и экстраполяций того, что в них имеется, в третью -- из близких аналогов в тех языках, с которыми у Q уже установлено сходство в этой области. И наконец, мы можем попросту придумать такие правила, которые не будут первыми тремя очередями опровергаться и не будут слишком грубым надругательством над здравым лингвистическим смыслом. Ничто не помешает нам обмениваться информацией, используя эти протоколы; пока мы не требуем соблюдения наших соглашений от тех, кто следует другим протоколам, чья авторитетность выше. Собственно, это и есть лейтмотив всей моей работы над этим учебником, и я не уверен, нужно ли было повторять все это еще раз.

А корни вообще-то каждый может выдумывать сам, тем более, что ему придется рано или поздно этим заняться, если он еще этим не занимался, ибо жизнь тогдашних эльфов крайне отличается от жизни нынешних нас, и в нашей жизни имеется огромная масса важных и кардинальных, необходимых понятий, аналогов которым в эльфийской жизни и языковой среде просто нет и не может быть.

Слово “автомобиль” нам категорически повседневно необходимо, тогда как искать его в эльфийском может только какой-нибудь окончательно “поехавший” технократ из комьютерной конференции Su.Tolkien. Между тем, даже слово “компьютер” не является для эльфийского языка недосягаемым. Пользуясь вышеописанными методами, мы можем в эльфийском найти основу “само-”. Глагольная основа “считать” давно уже нам известна: not-. Нужный суффикс нам известен не менее хорошо. Ну-ка, вспоминайте, вспоминайте Урок 29! В случае с автомобилем нам придется изыскать также глагольную основу “двигаться”, и на основании известных нам правил, либо по сходству с ними, произвести из “само-” и “двиг-” (почему именно этих? А что такое, по-вашему, “автомобиль” на смеси латыни и греческого?) слово “самодвиг”, каковое и будет служить для нас обозначением автомобиля. Главное только, чтобы, скажем, носитель питерско-белосоветского диалекта не называл автомобиль “самодвигом”, а носитель, скажем, московско-ниеннистского наречия или казанско-”казаддумского” -- “двигосамом” или там “Безумной-Железной-Коробкой-Которая-Носится-С-Дикой-Скоростью-Сама-По-Себе”. В этом случае понимание друг друга нами снова усложняется до того же неприличия, какое и имело место быть до написания мной этого учебника.

Поэтому крайне важным является всемерное и повсеместное распространение этого учебника среди заинтересованных лиц. Прочитал сам -- дай прочитать товарищу, и требуй, как я требую от тебя, чтобы и он выучил все безо всяких кардинальных коррекций, исправлений и переводов, а вместо этого все комментарии и замечания отправляйте скорее же мне по адресам, указанным на обложке. Как только будет основан Комитет Нормализации Квенья для Русскоязычных или какая-нибудь Академия Языка Квенья, все накопленные материалы мы будем пересылать туда, и там люди, наделенные специальными полномочиями, необходимой ученостью, свободным временем, тушонкой, сгущенкой и самым лучшим трубочным табаком марки "Тобольдова Трава", примут решение, которым будут руководствоваться все, желающие выучить эльфийский язык, до тех пор, пока эльфы не сочтут целесообразным с нами заговорить. Ради этого -- ради языкового норматива и единства в оном -- отказываюсь я от весьма не помешавших бы мне гонораров и всяческих регалий и отправляю учебник буквально по водам, рискуя уже очень скоро вообще перестать считаться его автором. Но мне личная слава по барабану, мне за державу обидно, и великое дело российско-эльфийской дружбы стучит в мое сердце.

Так вот. Эльфийское слово состоит из основы (обозначающегося в лингвистике знаком и называющейся радикалом), префикса, который еще называют иногда приставкой, и суффикса, который называют еще иногда постфиксом -- кому что больше нравится.

Основа квенийского слова оканчивается на -l, -n, -r, -s, -t, а если это не так, то можно быть уверенным, что ты имеешь дело с суффиксом -- или постфиксом. Часто основа квенийского слова вполне совпадает с основой однокоренного синдарского термина.

Префикс в виде основной гласной выносится вперед основы в словах, которые отмечают суть явления, обозначаемого основой. Например: √SIL/THIL "светить белым светом" и i sil "светящий белым светом; Луна"; на синдарине -- ithil, что свидетельствует о том, что в синдарине слова с префиксами также близко напоминают квенийские. Видимо, прикол этот очень древний, еще с берегов незабвенного озера Куйвиэнен. Еще пример? -- пожалуйста: √TALÂT "клониться, падать" и talta "склон", atalta "падать".

Постфиксом -- ибо так я решил его именовать -- чаще всего выступает одна гласная. В PE это долгая гласная, в Q -- краткая, а в S она и вовсе опускается: √SIR →?SÍR Ë (PE) → sír ë (Q) → sîr (S)

Существует еще такое явление, именуемое синкопой -- это не имеет в данном случае к джазу никакого отношения, а означает выбрасывание серединной гласной. Для двусложных слов Q это явление весьма характерно. S склонен отбрасывать скорее последнюю гласную трехсложного PE-ского слова, а иногда расходится и на среднюю: √KARAK → KAR A K Â → carca → carag, carch.

Все эти штуки следует помнить, занимаясь производством неизвестных Толкиену эльфийских слов. Теперь указания, которые могут -- и должны -- помочь вам в этом.

Квенийские окончания прилагательных трансформируются в синдарине следующим образом (совершенно сохраняя свои значения):

· -ima → -en, -in (не путать с окончаниями множественного числа!);

· -in → -(r)in;

· -ëa → -ui;

· -ië → -ith

Следующие окончания носят следующие смысловые нагрузки:

o -a -- имя собственное, ж.р. (настолько, насколько мы признаем наличие в Q родов), относится как к конкретным, так и к отвлеченным понятиям. Для прилагательного обозначает состояние, условие бытия. Служит также в глагольных основах -- видимо, неким “глаголизатором” радикала.

o -ë -- для любого рода (а в английском их, как я недавно обнаружил, на самом деле, пять, только выглядят они одинаково), нарицательное, относится к общим вещам и понятиям, в частности и к отвлеченным, к состояниям; как правило, говорит о неодушевленности; также может означать и условие. Служит окончанием как для существительных, так и для прилагательных.

o -i -- весьма редко встречающееся (особенно в S) окончание существительного ж.р.

o -o -- для имен собственных мужского рода обозначает действующее лицо; реже -- результат действия.

o -u -- для мужского рода, а также для упомянутой выше “глаголизации”.

o -ma -- для образования из радикала обозначении “вещи” -- в понятиях и конкретных, и отвлеченных. Пример: √*YUL "?пить" → yulma "кубок"

o -ya -- для обозначения от радикала отношения “того, что” или “того, которое”, а также для “глаголизации”. Пример первого -- √FANA "завеса, дымка, вуаль" → fanya "облако"; второго -- √KHIL "след" → hílya -- "следовать".

o -n(d)a, -n(d)ë, -n(d)o -- группа постфиксов, обозначающих, как правило, действующее лицо. Второй из них считается более общим и отвлеченным, третий -- самым активным. Первый используется редко и является, по-видимому, какой-то модификацией или раритетной формой. Примеры: √BAR "поднять" → BÂRA+DA → Varda; √LIND "петь" → linda "поющий". В S ей соответствует постфикс -od, имеющий также сильное значение “один из” (вы уж извините, но я, ей-богу, не знаю тех мудреных латинских слов, которыми все эти оттенки смыслов называютс по-умному; надеюсь только, что и вы их не знаете): √NOL → Ñolod.

o -ta -- постфикс, служащий для образования отглагольных существительных, или по крайней мере, так им пользуюсь я. Сообразно примерам -- √ NDÛ "спускаться, двигаться вниз" → núta "закат"; √TIN "искр-" → tinta "искрить; искрящий", ведь один из титулов Варды -- Tintallë, или, грубо говоря, “Искрящая”. И последний пример: когда мне понадобилось перевести слово “история”, которого мы у JRRT не знаем, поразмыслив, я создал слово &cantaquenta, “сказание о деяниях”, помня смутно глагол can-, “делать” -- не в смысле “создавать”, а в смысле “производить действие”.

o -va, -wa -- постфикс прилагательного, имеющий смыс-с-сл “связанный с, подобный” а также ставящий суть корня в родительный падеж, то есть, аналогичный английскому “of” (или ивритскому “шель”). Постфикс этот имеет, должно быть, родство со сравнительным союзом ve. Примером нам послужит √W(V)AN "уходить, терять, покидать" → vanwa "потерянный, ушедший; забытый, утраченный" -- "относящийся к/связанный с пропажей, утратой, забвением". Так называется в LT The Cottage Of the Lost Play: mar vanwa tyalieva.

o -wë -- постфикс со значением “то, которое/тот, который”. Пример: √TIN "искр-" → tinwë "искра".

Безусловно, употребление постфиксов и префиксов при словообразовании является той областью, где каждый просто-таки обязан продемонстрировать свой тонкий вкус и изощренное языковое чутье, в наличии которого у вас я был бы последним человеком на свете, кто позволил бы себе усомниться, как говорят некоторые ирландцы.

В заключение скажу, что многочисленные наши коллеги на Неистинном Западе неоднократно говорят о том, что наилучшим способом словообразования -- и наивернейшим, хотя я не знаю, как им удалось это проверить -- является путь наибольшего подражания JRRT. Да не усомнимся и мы в этом, и да станем производить его вот точно таким вот образом.

 

Урок 36.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.