Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цели исторического образования третьего ФГОС среднего (полного) общего образования. Проект.





(опубликовано 17 февраля 2011г. на сайте «Российской газеты»)

 

История (базовый уровень):

1. сформированность представлений о современной исторической науки, ее специфике и роль в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2. владение комплексом знаний об России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3. сформированность представлений о методах исторического познания;

4. сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

5. владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

6. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической.

 

История (профильный уровень) – требования к предметным результатам освоения курса истории на профильном уровне должны включать результаты освоения на базовом уровне и дополнительном отражать:

1. сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин; представлений об историографии;

2. владение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;

3. владение приемами работы с историческими источниками; умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;

4. сформированность умений оценивания различных исторических версий, в том числе способности противостоять фальсификациям истории в ущерб интересам России.

 

 

Требования к исторической подготовке

Выпускников средней школы

1. Хронологические знания и умения

1.1. называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

1.2. составлять хронологические и синхронистические таблицы;

1.3. характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий.

 

2. Знание фактов:

2.1. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

 

3. Работа с источниками:

3.1. читать историческую карту с опорой на легенду;

3.2. использовать данные исторической карты для характеристики и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;

3.3. проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

3.4. высказывать суждение о назначении, ценности источника;

3.5. характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;

3.6. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

4.1. рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

4.2. на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников;

4.3. составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.

 

5. Анализ, объяснение:

5.1. соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

5.2. показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

5.3. называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

5.4. классифицировать исторические события и явления а) по указанному признаку, б) определяя основание самостоятельно;

5.5. объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

5.6. сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия;

5.7. излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

5.8. объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

 

6. Версии, оценки:

6.1. излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;

6.2. сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;

6.3. высказывать суждения о подходах (критериях) лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;

6.4. определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

 

Структура курса истории в гимназиях России

Во второй половине XIX – начале XX вв.

Класс      
1-ый     Отечественная история
2-ой     Отечественная история
3-ий Древние народы. 2 ч. Древние Восток, Греция и Рим. 2 ч. Древние народы. 2 ч.
4-ый Средняя и новая история. История России в связи с всеобщей. 2 ч. Средние века и новая история (русская и всеобщая). 2 ч. Средние века (до XV в.) Русская история (до эпохи Василия III). 2 ч.
5-ый Древние народы, средние века, Древняя Русь, феодализм, Возрождение. Древние Греция и Рим. 2 ч. Всеобщая история до XIX в. Русская история до XIX в. 2 ч.
6-ой Эпоха реформации, Россия при Романовых. 2 ч. Европейское средневековье. Феодальная Русь. 2 ч. Всеобщая история нового времени. 2 ч. Средневековая история Запада. 4 ч. Отечественная история до Александра III. 2 ч.
7-ой Революции и реформы в новое время. 2 ч. Всеобщая история нового времени. Русская история нового времени XVIII в. (отечественная и всеобщая история). 2 ч. Повторительный и дополнительный курс отечественной истории. 2 ч.
8-ой с 1875 г. Древняя Греция и Рим. 2 ч. Окончание и повторение отечественной истории, дополнительный курс истории древних Греции и Рима. 2 ч. Повторительный и дополнительный курс отечественной истории. 2 ч. Античная культура. 2 ч.
Итого 12 ч. 12 ч. 20 ч.

СИСТЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ШКОЛАХ СССР

 

К л а с с ы Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 15 мая 1934 г. "О преподавании гражданам истории в школах СССР". Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 октября 1959 г. "О некоторых изменениях в преподавании истории в школе". Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 мая 1965 г. "Об изменении порядка преподавания истории в школе".
IV Краткий курс истории СССР Эпизодический курс истории СССР Эпизодические рассказы по истории СССР
V История древнего мира История древнего мира История древнего мира
VI История древнего мира и средних веков История средних веков История средних веков
VII История средних веков. Конституция СССР (с 1936 г.) История СССР с элементами новой истории до середины XIX в. История СССР с древнейших времён до конца XVIII в.
VIII История нового времени (до 1870 г.) История СССР до конца XVII в. История СССР с элементами новой и новейшей истории Новая история ч. I. История СССР XIX в.
IX История нового времени (1871 – 1918). История СССР XVIII – XIX в.в. Новая история ч. I. История СССР до конца XIX в. Новая история ч. II. История СССР с начала XX в. до 1937 г. Новейшая история ч. I.
X История СССР XX в. История нового времени (после 1918 г.) Новая история ч. II История СССР с начала XX в. до 1937 г. Новейшая история ч. I. История СССР с 1938 г. до настоящего времени. Новейшая история ч. II.
XI   История СССР с 1938 г. по настоящее время. Новейшая история ч. II.  

 

 

«Методы обучения – это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, формируется их мировоззрение, развиваются способности».

Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. – Т. 2. - М., 1966. – С. 813.

«Методы – способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, направленные на достижение целей.»

Методика преподавания истории в средней школе. - М., 1986. – С. 121.

«Метод обучения – система последвательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания».

Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. – Т. 1 - М., 1993. – С. 566.

«Методы - способы организации познавательной деятельности учащихся».

Лернер И. Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. 1965. - № 3.

«Методы... – это способы, посредством которых на основе глубокой мыслительной деятельности учитель преподает, а учащийся усваивают на практике научные знания,... разнообразные умения и навыки умственного и физического труда, развивают в себе под руководством учителя познавательные и творческие способности».

Гора П. В. К вопросу о системе методов и методических приемов // ПИШ. – 1966. - № 3.

Общая классификация умений

 

 


 


 

 

Речевые (письменные и устные):

 


умение отвечать на вопросы пересказывать текст связно излагать рецензировать

 

Р

 

 


Учебно-информационные:

 


с книгой (учебником, хрестоматией, справочником) библиографией каталогом

 

У–и

 

Учебно-интеллектуальные:

 


мотивация деятельности логическое осмысление и изложение информации решение задачи восприятие и воспроизведение самоконтроль
У–инт

 


ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

 

Класс Локализовать и соотносить исторические события, процессы во времени Локализовать исторические объекты в пространстве, работать с картой
IV Устанавливать последовательность исторических событий (раньше, позже) и их длительность (по имеющимся датам). Соотносить год с веком Правильно показывать на карте исторические объекты (границы, места сражений, походы и др.), давать описания границ государства. Пользоваться легендой карты или картосхемы
V Устанавливать последовательность, длительность и синхронность событий. Составлять хронологическую таблицу по отдельным темам курса. Соотносить век с тысячелетием. Правильно применять счет лет в истории Читать несложные карты и картосхемы (с опорой на их легенду), извлекая знания. Заполнять контурные карты. Определять по карте географическое положение страны (ориентиры: материк, соседние страны, моря, реки)
VI Устанавливать длительность и синхронность отдельных однородных процессов (в различных странах). Составлять синхронистическую таблицу по отдельной теме или по разделу курса.. Соотносить век и даты событий с определенным периодом истории средних веков Читать историческую карту и картосхему с большей нагрузкой. Выявлять при чтении карты отдельные исторические факты (расселение народов, районы восстаний, торговые пути и др.)
VII Составлять хронологические и синхронистические таблицы исторических событий, процессов. Соотносить век и даты событий с определенным периодом истории СССР Использовать содержание несложной исторической карты и картосхемы в рассказе о событиях, их причинах и следствиях
VIII Устанавливать синхронность важнейших исторических процессов (в различных странах) Умение извлекать из содержания карты сведения о социально-экономическом и политическом развитии народов мира, применять эти знания
IX Соотносить изучаемые события с периодом, эпохой, формацией (умение пользоваться периодизацией истории) Читать и анализировать тематические карты, систематизировать их данные и применять при описании и характеристике исторических событий и процессов
X Умение локализовать изучаемые исторические события и процессы во времени на основе знания научной периодизации истории. Выделять определенные периоды в истории отдельных стран мира Читать любую историческую карту, используемую в школе, обращаться к карте как источнику исторических знаний

 

Памятка "Как оформить конспект"

 

Подготовка к выполнению задачи: раздели развернутый лист тетради на 2

неравные части – слева будут записываться план, справа- тезисы и аргументы.

1. Прочти текст целиком.

2. Выдели в нем логически законченные части (Помни, что каждая часть не обязательно состоит из одного абзаца.)

3. Сформулируй кратко главную мысль каждой части в виде заголовка; выпиши все заголовки (пункты плана) на левой стороне листа (нумеруя их римскими цифрами).

4. В каждой части выдели, что утверждается по каждому пункту плана. Основные положения выпиши на правой стороне листа.

5. В каждой части выдели: факты, цифры, выводы, которые подтверждают основные положения. Выпиши на правой стороне листа.

6. Составив конспект, проверь:

а) раскрывает ли он содержание текста;

б) соотношение вопросов, тезисов и аргументов;

в) позволяет ли содержание конспекта понять и осмыслить позицию автора, дать ей оценку, сделать выводы.

 

Памятка "Как составлять план"

1. Внимательно прочитай название темы плана, текст параграфа и отбери из него только тот материал, который раскрывает тему плана.

2. Начинай составлять план только тогда, когда уяснил содержание материала в целом.

3. Определи характер изложения материала (сюжетное повествование, конспективное изложение), уясни задачи изучения материала. Составляя план, учитывай это.

4. В зависимости от вида плана выбери один из двух предлагаемых путей:

а) если план простой, раздели текст на законченные по смыслу части, выдели в них главные мысли; четко, ясно, конкретно сформулируй их и запиши;

б) если план развернутый, соотнеси выделенные главные мысли между собой и запиши в виде основных пунктов; найди положения, поясняющие, раскрывающие главные мысли, запиши их в виде подпунктов.

5. Составив план, проверь, раскрывает ли он содержания темы, помогает ли

усвоить материал, представить картину исторического событий и явлений,

сделать выводы.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.