Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Базовые экономические понятия





М.Д. СТРОГАНОВА

Е.Б. ОРЛОВА

 

Микроэкономика

(часть I)

 

 

Учебное пособие

для бакалавров направления экономика

(профиль налоги и налогообложение)

 

Краснодар 2015


ББК

УДК

Л.

 

Автор: Е.Б. Орлова – доцент кафедры экономической теории КубГАУ

М.Д. Строганова - доцент кафедры экономической теории КубГАУ

 

Рецензент:

 

В учебном пособии по микроэкономике представлен материал, предусмотренный Государственным образовательным стандартом и рабочей программой для направления «Экономика». В пособии в краткой форме изложены основные теоретические вопросы курса экономической теории.

Пособие предназначено преподавателям ВУЗов и студентам в помощь для подготовки к лекциям и практическим занятиям.


 

Содержание  
1 Базовые экономические  
1.1 Введение в экономическую теорию  
1.2 Методы экономической теории  
1.3 Потребности, ресурсы, выбор  
2 Рынок: механизм и условия формирования  
2.1 Проблема оптимального выбора  
2.2 Рынок  
2.3 Экономические системы  
2.4 Функции государства в рыночной экономике  
3 Рыночная система: спроси предложение  
3.1 Спрос  
3.2 Предложение  
3.3 Равновесная цена  
3.4 Эластичность спроса  
4 ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ  
5 ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ  
5.1 Издержки производства и прибыль  
5.2 Эффект масштаба  
6 ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР  
6.1 Совершенная конкуренция  
6.2 Чистая монополия  
6.3 Олигополия  
6.4 Монополистическая конкуренция  
6.5 Антимонопольное регулирование  
7 РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА  
7.1 Факторы производства. Спрос и предложение труда  
7.2 Капитал и процент  
7.3 Источники инвестирования  
7.4 Рынок земли  
8. ПРОИЗВОДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ  
8.1 Закон убывающей предельной производительности  
8.2 Правила максимизации прибыли  
8.3 Внешние эффекты и общественные блага  
8.4 Общее равновесие и благосостояние  
Литература  

 

 

Базовые экономические понятия

 

Введение в экономическую теорию

Любое общество ежедневно должно решать три основные проблемы:

- что – какие товары и услуги должны быть произведены, и в каком количестве;

- как – каким образом эти товары и услуги должны быть произведены;

- для кого должны быть произведены эти товары и услуги.

Основная экономическая проблема заключается в конфликте между безграничными человеческими потребностями и ограниченными ресурсами. Если бы ресурсы не были ограниченны, каждый мог бы иметь все, что пожелает: каникулы любой продолжительности, произведения живописи, быстроходные спортивные машины, элегантные меховые пальто и т.д. Даже в США (богатейшей стране мира) практически каждый хочет иметь больше, чем он имеет или может иметь.

Экономика – это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными ресурсами решает, что, как и для кого производить.

Два уровня поиска решения этой проблемы сформировали микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает рациональное поведение отдельного экономического субъекта как элемента экономической системы, макроэкономика – экономическую систему в целом.

Микроэкономика имеет дело с конкретными экономическими единицами. Она изучает следующие проблемы:

- как отдельный потребитель принимает решение о покупке тех или иных товаров и услуг, имея в своем распоряжении ограниченное количество денег;

- каким образом отдельная фирма принимает хозяйственные решения (о количестве используемых факторов производства или объеме выпускаемой продукции);

- что лежит в основе формирования цен и объемов продажи на отдельных отраслевых рынках;

- каким образом функционируют рынки факторов производства: рынок труда, рынок земли и рынок капитала.

Макроэкономический анализ предполагает изучение экономики как единого целого. Основные проблемы, которые изучает макроэкономика – это проблемы экономического роста, безработицы, инфляции, анализ экономической политики и т.д.

Следует обратить внимание, что водораздел, проходящий между этими двумя частями экономической науки, часто не достаточно четко выражен. Далеко не всегда можно сказать, что некоторое понятие или какая-либо проблема однозначно относятся к микро- или макроэкономике. Здесь речь идет именно о разных уровнях анализа проблемы. Так, безработица как общенациональная проблема, связанная со спадом производства в стране - это аспект макроэкономики. Безработица, возникающая на отдельном отраслевом рынке - микроэкономическая проблема.

Субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ, называются экономическими агентами. К ним относятся фирмы и предприятия всех размеров, государство, различные фонды, домохозяйства.

В процессе решения основных экономических задач между экономическими агентами складываются определенные отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления производимых благ и услуг. Совокупность экономических связей является одним из предметов изучения экономической теории.

Методы экономической теории

Различают теорию и методологию исследований. Теория – это системное изложение научного знания, а методология – учение о методах и способах познания, применяемых наукой. Методы можно разделить на общие и частные.

1. Общие методы: диалектика, посредством которой события рассматриваются в движении, взаимосвязи и развитии, в переходе количественных изменений в качественные и наоборот; метафизика в противовес диалектике рассматривает явления разрозненно, изолированно, в состоянии покоя и неизменяемости.

2. Частные методы. Для изучения составных частей единого целого используют анализ, для соединения составных частей в единое целое - синтез. Для изучения в процессе анализа части предмета, не принимая во внимание другие его составляющие, используют метод научных абстракций. Осмысление экономических явлений и механизмов осуществляется при помощи моделирования, то есть упрощенного описания реальности.

В процессе исследования экономическая теория использует экономические категории – логические понятия, отражающие в абстрактном виде наиболее существенные стороны экономических явлений. Экономические законы – это устойчивые, повторяющиеся связи в хозяйственных явлениях.

Функции экономической теории:

- познавательная – изучение сущности экономических явлений и процессов;

- теоретико-методологическая – выявление общих принципов поведения экономических субъектов и применение этих принципов при изучении проблем другими экономическими дисциплинами;

- практическая – использование полученных знаний в управлении деятельностью экономических субъектов и национальной экономикой в целом.

 

Потребности, ресурсы, выбор

Экономическая наука изучает экономические потребности и способы их удовлетворения. Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Экономические потребности можно определить как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Экономические потребности разделяются на первичные и вторичные:

- первичные (пища, вода, верхняя одежда, жилье) не могут быть заменены одна другой;

- вторичные (потребности досуга, предметы культуры, роскоши и т.д.) могут быть заменены одна другой.

С ростом богатства общества в семейном бюджете граждан сокращается доля расходов на питание, растет доля услуг и товаров длительного пользования.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Одни из них имеются почти в неограниченных масштабах (воздух, вода), другие в ограниченном количестве. Последние называются экономическими благами.

Согласно теории трудовой стоимости К. Маркса, стоимость экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, т.е. труда, совершаемого при средних общественно-нормативных условиях производства и средней интенсивности труда. Согласно теории предельной полезности неоклассиков, ценность благ зависит от их редкости и интенсивности потребности.

Экономические ресурсы или факторы производства - это элементы, используемые для производства экономических благ. К ним относят землю, труд, капитал, предпринимательские способности и информацию. Под предпринимательской способностью понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.

Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека. Имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются фирмы и общество в целом.

Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. В этой связи перед экономикой встает двойная задача – позитивный и нормативный анализ. Позитивные утверждения носят описательный характер, рисуют мир как таковой. Нормативные утверждения несут рекомендательный характер.

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора - выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается полное удовлетворение потребностей при данных затратах. Экономика при этом пытается не только зафиксировать, что есть, но и разрабатывает наилучшие варианты решения возникших проблем. В последнем случае возникает проблема рационального ведения хозяйства, то естьдостижение максимального результата при данных затратах или минимизацию издержек при достижении намеченной цели.

В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий субъект стремиться к максимизации (принцип максимизации):

1. потребитель – удовлетворения своих потребностей;

2. фирма – прибыли;

3. профсоюз – дохода своих членов;

4. государство – уровня народного благосостояния.

Производство одного продукта всегда означает отказ от другого. Рациональный человек должен подсчитать не только будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей, что бы сделать оптимальный экономический выбор. Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь, называются альтернативными или вмененными издержками.

Рынок

Рынок – это экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу товарного обмена. Рынок это виртуальное место встречи продавцов и покупателей, между которыми осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. То есть рынок означает взаимную передачу прав собственности.

Функции рынка:

1. Стимулирование экономии используемых ресурсов. Он направляет производство на наибольшую ресурсную отдачу, поскольку конкуренция заставляет минимизировать издержки, с целью увеличение массы прибыли.

2. Функция адаптации производства к меняющемуся спросу. Посколькуфирмы выпускают только продукцию, нужную потребителям, рынок заставляет быстро адаптироваться к спросу, изменять ассортимент и повышать качество продукции.

3. Санирующая функция. Отсталые и морально устаревшие производства в условиях рынка не могут победить в конкуренции и неизбежно разоряются.

4. Информационная функция. Дает возможность производителям на основе рыночных сигналов (цены, ставки за кредит и др.) принимать хозяйственные решения.

Условия формирования и развития рынка:

1. наличие конкурентной среды;

2. наличие резервов роста экономики;

3. обеспечение подвижности ресурсов;

4. функционирование инфраструктуры рынка.

Инфраструктура рынка – сферы деятельности, которые содействуют продвижению товарных и денежных потоков от продавца к покупателю, реализуют сбыт и обеспечивают рынок необходимой коммерческой информацией:

4.1. правовая – юридическая основа рыночных отношений;

4.2. финансовая – инвестиционные фонды, страховые компании, банки;

4.3. торгово-транспортная – создает условия для хранения и передвижения товаров;

4.4. инфраструктурное посредничество в сделках – биржи, брокерские и нотариальные конторы, аудиторские фирмы, ярмарки, аукционы.

4.5. информационная - рекламные агентства, средства массовой информации.

Экономические системы

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических агентов имеющих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, формирующихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления, экономических благ.

Главными экономическими целями современного общества является: экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость, и социально-экономическая стабильность. Эти цели по-разному реализуются в различных экономических системах. В современном мире существуют три разновидности экономических систем: рыночная, командная и смешанная.

Рыночная экономика – это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции. Она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. В экономике преобладают горизонтальные связи.

Рыночная экономика гарантирует свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя.

Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организов ать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, то существует свобода предпринимательства.

Индивид сам определяет то, как и для кого производить и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на нее.

Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителя этим интересом является максимизация полезности. Для производителей – максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определяющий правила игры и следящий за выполнением этих правил.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц.

В противоположность рыночной экономикесуществует командная экономика - это система, в которой доминирует: общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования, преобладание в экономике вертикальных связей, государственный монополизм производства.

Характерной чертой командной экономики является монополизм производства, который в конечном итоге тормозит научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен, монополизм производства, торможение экономического прогресса закономерно рождают экономику дефицита. Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производственных мощностей.

Гиперцентрализм закономерно способствует разбуханию бюрократического аппарата. Административно-командная система – это своеобразная идеологизированная форма бюрократизма. Для нее характерно сращивание законодательной и исполнительной, военной и гражданской, административной и судебной власти, слияние партийного и государственного аппарата.

В условиях командной экономики господствует ре-дистрибутивный принцип распределения продукции. Причастность к власти означает и причастность к распределению. Вертикальная, зависящая от центра, форма распределения продукта воплощается в номенклатурных уровнях распределения, торговля соединяется с распределением, становится не формой обмена, а формой ре-дистрибуции (спец. магазины, спец. буфеты, спец. столовые и т.д.). Поэтому, главной формой социальной борьбы становится не борьба за собственность на факторы производства, а борьба за доступ к ключевым рычагам распределения. Доход в обществе зависит, прежде всего, от статуса, чина и должности. В этих условиях прокламируемое всеобщее равенство становится не более чем фикция.

Рыночная и командная экономика в чистом виде не более чем абстрактные понятия. Экономические системы разных стран содержат в той или иной мере элементы обеих систем. Реально существующие экономические системы имеют смешанные формы.

Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

Обычно в качестве критерия роли той или иной системы берется степень развития государственной собственности и доля государственных расходов в ВВП (на оборону, образование и здравоохранение). В большинстве развитых стран в ХX веке доля государственных расходов имела тенденцию к росту: в ФРГ с 1972 по 1990 год она выросла с 24,2 29,4%, в Великобритании - с 32 до 34,8%, во Франции - с 32,3 до 43%, в Швеции - с 27,7 до 42,355. Работники государственного сектора составляли заметную часть занятых: от 5,9% в Японии до 32,2 в Швеции.

В Югославии были предприняты попытки создать рыночно социалистическую систему (социализм по правилам конкуренции). Во Франции из дефицитной экономики после окончания второй мировой войны возникла «планификация», которая в системе рыночного хозяйства осуществляет общее народно-хозяйственное планирование.

По степени участия государства в экономике можно было бы расположить страны на оси, одним концом которой является рыночная экономика, а другим – командная. Большинство стран расположилось бы между этими полюсами. Их обычно относят к смешанной экономике.

 

Таблица 2.1 Ось командная, рыночная и смешанная экономика

Куба Албания Россия Швеция Нидерланды Франция Германия Англия Япония США Гонконг
Командная Смешанная Рыночная

Спрос

Спрос – платежеспособная потребность. Между ценой и количеством реализованного товара существует прямая связь: чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене 60 долларов, покупатели готовы купить лишь одну единицу блага Х, при цене в 30 долл. – три единицы, при цене 20 долл. – четыре единицы.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

Кривая спроса – линия, показывающая какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) – по горизонтальной оси.

 
 

 

 


Закон спроса можно записать в виде функции: Qd = f(P)

Изображаемая кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции Х в определенный момент времени (например, на 1 января 2003 года). Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей покупать большее количество благ при меньшей цене.

Отрицательный наклон кривой спроса можно объяснить эффектами дохода и замены.

Эффект дохода - при более низкой цене человек может купить больше данного товара, не отказывая себе в приобретении каких-либо других благ, тем самым при неизменном уровне номинального дохода его реальный доход возрастает.

Эффект замены - при более низкой цене у потребителей появляется стимул приобрести дешевый продукт вместо аналогичных субститутов, которые теперь стоят относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие товары более дешевыми.

Эффекты дохода и замены совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает желание покупать большее количество товаров по более низкой цене.

Неценовой фактор: 1. увеличение или сокращение доходов потребителя (I); 2. изменение вкусов и предпочтений (Z); 3. ценовые и дефицитные ожидания (W); 4.колебания расходов на рекламу (К); 5. изменение цен субститутов (взаимозаменяемых) и комплиментарных (взаимодополняемых) товаров (Psub; Pcom); 6. рост (или снижение) количества покупателей (N) и др.

Спрос является функцией всех этих факторов: Qd = f (P, I, Z,W, Psub, Pcom, N, B)

Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2.При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены ниже. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных.

Рост доходов увеличивает спрос товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается.

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на него.

Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их так же начинает расти.

Повышение цен на комплиментарный товар сокращает спрос на этот товар.

Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж, следовательно, и лыжных креплений.

 

Предложение

Зависимость предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20 долл. Производители готовы предложить лишь две единицы блага, при цене 30 долл. – четыре единицы, а при цене 50 долл. – шесть единиц.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара называется законом предложения. Кривая предложения показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Закон предложения можно записать в виде функции: Qs = f(P)

 
 


Изображенная кривая S характеризует уровень цен, и объем продаж блага Х в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество блага по более высокой цене.

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов: 1. цена факторов производства (Pr); 2. технология (K); 3. ценовые и дефицитные ожидания (W); 4. размер налогов и субсидий (T); 5. количество продавцов (N) и др.

Qs = f (Pr, K, W, T, N)

Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения. Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения.

 

Равновесная цена

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены и конкуренция. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики.

где Е – точка равновесия; Ре – равновесная цена; Qе – равновесный объем.

Равновесная цена - цена, уравновешивает спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения.

В результате установления равновесия выигрывают и производители и потребители, поскольку цена равновесия ниже максимальной предлагаемой потребителями цены и выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые производители.

 

 

РmaxЕРе - излишек потребителя. РеЕРmin - излишек производителя. Совокупная выручка - ТR = Ре х Qе (ОPеЕQе). Совокупные издержки - ОРminЕQе.

Эластичность спроса

Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные. Когда мы говорим, что цена на "Сникерс» поднялась на 10 руб. – это слишком существенное для «Сникерс» изменение цены, его нельзя не заметить. Оно вызывает значительное изменение спроса Рост цен автомобиля «Вольво» на 10 руб. практически не ощутим для покупателей этой автомашины, поэтому изменение цены и величины спроса дается в формуле эластичности не абсолютно, а относительно.

Эластичность спроса по цене – это отношение процентного изменения спроса к однопроцентному изменению цены.

Допустим, цена товар снизилась с 5 до 3 руб., что привело к возрастанию спроса с 3 до 6 ед. Поскольку процентное изменение величины спроса больше, чем процентное изменение цены, падение цены вызвало рост дохода от продажи этого товара (5х3 = 15 руб., а 3х6 = 18 руб.).

Когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена, и это увеличивает общий доход, то говорят об эластичном спросе по цене.

спроса на 1 ед. (с 3 до 4 шт.). Таким образом, процентное изменение величины спроса меньше, чем процентное изменение цены. В результате падения цены вызвало уменьшение общего дохода с 15 руб. (5руб.х3) до 12 руб. (3руб.х4).

Если процентное изменение спроса меньше, чем процентное изменение цены, то говорят о неэластичном спросе по цене, когда уменьшение цены приводит к падению общего дохода.

В случае совершенно не эластичного спроса по цене вне зависимости от цены величина спроса не изменяется. В случае абсолютно эластичного спроса при падении цены ниже определенного уровня нет предела процессу реализации товара. Процентное изменение величины спроса эквивалентное однопроцентному изменению цены товара называется единичной эластичностью.

Таблица 3.1 Эластичный и неэластичный спрос по цене

5 руб. 15 руб. 3 руб. 18 руб. 5 руб. 15 руб. 3 руб. 12 руб.
3 ед. 6 ед. 3 ед. 4 ед.

 

 

 

 

Возьмем другой случай, цена на товар упала с 5 до 3 руб. Это вызвало увеличение

Числовой показатель, отражающий процентное изменение переменной в ответ на однопроцентное изменение другой переменной - называется коэффициентом эластичности и обозначается буквой Е.

Е = Изменение объема спроса в %

Изменение цены в %

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на 1 %. Математический знак коэффициента эластичности не учитывается при расчетах, берется во внимание только его абсолютная величина. Связано это с тем, что в данном показателе отражается не только количественная величина, но и тенденции экономического развития (законы спроса, предложения, влияние различных факторов на объем спроса и предложения).

Если процентное изменение подсчитать обычным методом (как част­ное от деления размера прироста или сокращения на первоначальное число), то показатель будет иметь разное значение. Предположим, что спрос на картофель упал с 10 тыс. т до 7,5 тыс. т. Процентное измене­ние составит в этом случае: 2,5: 10 = 0,25, или 25%. Если же спрос на картофель возрастет с 7,5 тыс. т до 10 тыс. т, то процентное изменение в количестве составит уже не 25%, а 33% (2,5: 7,5 = 0,33, или 33%).

Чтобы избежать подобных недоразумений, известный экономист и математик Р. Аллен предложил использовать правило средней точки для рассматриваемого интервала. В нашем примере средней точкой будет: (7,5 + 10): 2 = 8,75. Процентное изменение в этом случае составит: 2,5: 8,75 = 0,286, или 28,6% для обоих вариантов. Таким образом с использованием средней точки процентное изменение в количестве можно определить по формуле:

Q2- Q1

(Q1 + Q2) / 2

где Q1 - количество до изменения; Q2 - количество после изменения.

Процентное изменение в цене можно определить по формуле:

Р2-P1

(Pl + P2) / 2

где Pl - цена до изменения; P2 - цена после изменения.

Коэффициент эластичности с использованием средней точки будет выглядеть следующим образом:

Е = Q2- Q1 : Р2-P1

(Q1 + Q2) / 2 (Pl + P2) / 2

При значениях Е<1 спрос является неэластичным; при Е>1 - эла­стичным; при Е=1-единичным. Для совершенно неэластичной кривой спроса Е=0, так как любое изменение в цене не производит никакого изменения в величине спроса. Термин "неэластичный спрос" применим к 1>Е>0.

Совершенно эластичный спрос численно не может быть определен (на графике - это горизонтальная прямая спроса), поскольку по мере приближения кривой спроса к линии, параллельной оси абсцисс, знаме­натель формулы эластичности стремится к бесконечности.

Рассмотрим факторы неценовой эластичности спроса.

1. Наличие заменителей данного товара. Когда у товара имеется близкий товар-субститут, то спрос на такой товар относительно более эластичен. Это связано с тем, что люди могут перейти на товары-суб­ституты при повышении цены на основной товар.

2. Значимость товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен. Спрос на товары, не имеющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

3. Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем при прочих равных усло­виях будет выше эластичность спроса на него.

4. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем за длинные периоды. Это связано с медленной и постоянной адаптацией как потребителей, так и производителей.

Теперь рассмотрим эластичность спроса по доходу, которая опре­деляется как процентное изменение спроса на товар или услугу в ответ на изменение размера доходов потребителей. Она равна отношению процентного изменения в количестве к процентному изменению дохода, т.е. аналогична коэффициенту по цене.

Е = Q2- Q1 : Y2-Y1

(Q1 + Q2) / 2 (Yl + Y2) / 2

где Q1 - количество до изменений; Q2 - количество после изменения; Y1 - доход до изменения; Y2 - доход после изменения.

Иначе, эластичность спроса по доходу есть процентное изменение величины спроса к процентному изменению величины дохода.

Изменение эластичности по доходу тесно связано с понятием нор­мальных товаров и товаров низшего качества.

Для нормальных товаров рост дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае до­ход и спрос изменяются в одном направлении, эластичность спроса по доходу на нормальные товары положительна. Для товаров низшего ка­чества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Здесь доход и спрос изменяются в противоположном направлении, а значит, эластич­ность спроса по доходу на товары низшего качества отрицательна.

То­вары первой необходимости не чувствительны к доходам: их потребле­ние, как правило, не меняется в зависимости от роста или падения до­хода.

Таким образом, эластичность спроса по доходу можно разделить ус­ловно на три основные формы:

1) положительная. Здесь объем спроса растет с ростом дохода - это нормальные блага;

2) отрицательная. Здесь объем спроса падает с ростом дохода - это блага низшего качества;

3) нулевая (нейтральная). Здесь объем спроса не чувствителен к из­менению дохода - это товары первой необходимости.

Перекрестная эластичность спроса связана с понятием товаров-субститутов и товаров, взаимодополняющих друг друга. Она показывает степень изменения в количестве покупаемого товара в ответ на измене­ние в цене на другой товар.

Формула перекрестной эластичности спроса:

Изменение спроса ТА в %

Е= Изменение цены Тв в %

Перекрестная эластичность по цене может быть положительной, от­рицательной и нулевой. Положительная форма перекрестной эластично­сти свойственна взаимозаменяемым товарам, так как повышение цены на один товар (кофе) вызывает повышение спроса на другой (чай). От­рицательная форма перекрестной эластичности свойственна взаимодополняемым товарам ввиду того, что рост цен на один товар (бензин) вызывает уменьшение спроса на другой товар (смазочное масло). Нуле­вая форма перекрестной эластичности характерна для товаров, являю­щихся нейтральными по отношению друг к другу (сапоги и хлеб).

Теперь обратим внимание на эластичность предложения. Эластич­ность предложения по цене показывает связь между изменениями в це­нах на товар и объемах его предложения. Решающую роль в типе эла­стичности предложения играет фактор времени. Чем протяженнее временной отрезок, которым располагает товаропроизводитель, тем больше возможности его приспособления к изменению цен и тем эластичнее предложение.

Коэффициент эластичности предложения по цене определяется с учетом средней точки, так же как и коэффициент эластичности спроса по цене. Абсолютно эластичное предложение будет выглядеть на графи­ке горизонтальной прямой предложения, а абсолютно неэла­стичное - вертикальной.

Важным фактором, влияющим на эластичность предложения, являет­ся количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены товара. Поэтому в работе производителей различают следующие периоды: текущий, или мгновенный,







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.