|
Философские школы поздней античности. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Киники. Основатель – Антисфен. Диоген. Главная проблема – смысл жизни. Выраж. настроения демократ. слоев рабовлад. общества. Основа счастья – пренебрежение к обществ. нормам, отказ от богатства, чувств. удовольствий, достижение независимости и внутр. свободы личности. Нельзя достичь абсолют. матер. свободы, но можно – духовности. 3 принципа: аскетизма (отказ от благ), аморализма (главный враг - стыд), космополитизм («я гражданин мира и государству ничего не должен»). Создали ф. разрушения личности. Все ценности даны изначально (вода, воздух, солнце). Киренаики – гедонизм: счастье – в чувств. наслаждении. Идеология рабовлад. аристократии. Эпикуреизм. Основатель – Эпикур. Главная цель ф. – счастье чел., к-рое возможно через познание законов мира. 3 вида знания: физика, каноника (учение о познании), этика. Все явления природы объяснял различ. соединениями бессмертных атомов. Учение об эманации: образы-копии, отделяясь от предметов окр. мира, воспринимаются органами чувств, вызывая ощущения-копии. Чел. – чувств. существо; главная жизненная задача чел. – достижение счастья и душевной невозмутимости. Лукреций. Основ. цель ф. – избавление чел. от страха загробного наказание (через познание природы). 2 вопроса: смертность души, невозможности богов повлиять на жизнедеятельность чел. Отрицал влияние богов на природу. Наименьшие частицы природы вечны, явл. первоосновой мира. Душа также телесна: отлич. от других физич. тел лишь формой атомов. Скептицизм. Указывали на относительность чел. познания. Истина только субъективна. Ф. индивидуализма. 3 вопроса-ответа: - какими есть все вещи? – каждая вещь явл. не более такой, чем какой-либо иной; - как чел. должен относиться к предметам мира? – зная, что противоп. суждения о предметах мира в равной степени достоверны, мудрый чел. будет воздерживаться от любых суждений о них; - какую выгоду получает чел. от своего отношения к предметам мира? см. выше => достигается высшее блаженство; Стоицизм. Основатель – Зенон. Стоицизм – фил. школа в основном этической направленности. Призывали к терпению, мужеству, спокойствию. - весь мир – единое тело, насквозь пронизанное активным началом (Бог); - каждое событие – необходимое звено незыблемой цепи постоянных преобразований; - благодаря «творческому огню» (Бог) в мире властвует фатум – неумолимый закон судьбы, судьба явл. предначертанной, чел. не следует сопротивляться фатуму; - чел. должен сознательно, разумно познать свое место в мироустройстве, должен постичь, какое поведение отвечает его собственной природе;
Философия средневековой Европы. Патристика и схоластика. Характ. черты: - чел. жил в ожидании смерти, в страхе перед ней; - чел. утверждался, растворяясь в обществе (гордыня – страшный грех); - главные объекты ф. – Бог и религия; Теоцентризм: центром всего явл. Бог. Монотеизм: признание лишь одного Бога. Идея богочеловека: Иисус Христос – и бог, и чел. Креационизм: идея сотворения мира Богом из ничего; возвышение Бога над природой. Идея всеобщего равенства. Патристика: «отцы церкви». Основы христ. и средневек. ф. 3 периода: апостольский период, апологетика (защита христ-ва от языческой ф. – Юстин, Татиан), зрелая патристика (восточная и западная). Августин Блаженный. Разработал учение о свободе воли. Душа нематер., бессмертна, свободна в своих решениях. Первенство веры перед разумом. Безоговорочный авторитет церкви как послед. инстанции в утверждении любой истины. Наука подчинена мудрости. Принципиально новое линейное толкование времени: движение от прошлого к будущему. История – короткий промежуток между двумя «вечностями»: созданием мира Богом и «тысячелетним» царством Бога на земле. Схоластика – школьная ф. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. 2 периода: ранняя схоластика (Ансельм, Иоанн Росцелин) и зрелая, классическая схоластика (Фома Аквинский). Задача ф. – познание Бога (через природу). Проблема единичного и общего – спор об универсалиях. Реализм: общие понятия не явл. отображением предметов и явлений, а составляют субстанцию вещей. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Последователи: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский. Номинализм: общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Пьер Абеляр. Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами: бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности.
Философия эпохи Возрождения. Характ. черты: - движение к освобождению от господства религии и церкви во всех сферах обществ. жизни (секуляризация); - возвращение к античному культ. наследию; - в центре внимания – проблема чел. (антропоцентрическое мышление); - появление гуманизма как идейного движения; - возрастание интереса к природе (развитие натурфилософии); Гуманизм (человечность). Родоначальник – Франческо Петрарка. Содержанием подлинной ф. должны стать науки о человеке. Гуманисты (Лоренцо Вала, Пьетро Помпонацци) вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность личности определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Гуманисты – в большинстве верующие, но выдвигали чел. на первый план. Ренессанс и Реформация. Начало XVI в. - крупнейший кризис римско-католической церкви. (продажа индульгенций). Мартин Лютер – «95 тезисов против индульгенций». Начало Реформации - движения за обновление веры. Отношения Реформации и Ренессанса противоречивы. Общее: неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам. Но Реформация - протест против ренессансного возвеличивания человека: перед лицом бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознаёт, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись; вся жизнь человека должна быть покаянием, следует добросовестно исполнять своё земное призвание. Формированию новой, предпринимательской этики, "дух капитализма", становление капиталистических отношений. Натурфилософия: - пантеизм: «природа – это Бог, разлитый в вещах»; - осознание бесконечности природы, Вселенной; - органический взгляд на Вселенную: мир – живое существо, наделенное душой; - взаимосвязь «микрокосма» (чел.) и «макрокосма» (Вселенная); - обращение к магии, алхимии, астрологии; Изменение образа мира и представлений о науке. Н. Коперник – гелиоцентрическая картина мира. Г. Галилей – деистическая модель мира. Николай Кузанский: Бог – абсолют, пребывающий в единстве с миром; признание движения Земли. Джордано Бруно – тезис о бесконечности Вселенной, в ней происходит непрерывное движение (естеств. хар-р); природа – Бог в вещах. Л. да Винчи: смысл научной деятельности – в ее практической пользе чел; искусство служит познанию реального мира. Основной признак эпохи Возрождения – ее светская, земная направленность.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|