Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Электронные ресурсы по курсу





Большое количество текстов первоисточников размещено в интернете на университетских сайтах (особенно Киевского и Ростовского университетов, МГУ). Там же можно познакомиться со статьями специалистов-философов.

6.3. Методические указания студентам

Религия является одним из исторических типов мировоззрения, предшествующих философии. Поэтому спецкурс по религиоведению (или истории религии) должен рассматриваться и осмысляться студентами в русле ознакомления с существенными вехами становления человеческого сознания в попытках человека постичь окружающий мир и определить в нем свое место.

Обращение к религии как социальному феномену позволит проследить духовную эволюцию человечества от первобытных форм религии и сохраняющих ее элементы автохтонных до мировых религий, от первых элементов свободомыслия до атеизма как закономерной альтернативы религии.

Изучение динамики религиозного сознания, философии религии раскроет многие тайны человеческой жизни и таинственные явления человеческой психики, даст возможность понять современную духовную ситуацию в мире и российском обществе.

Спецкурс по истории религии предусматривает лекционный курс, семинарские занятия, написание рефератов, просмотр и обсуждение фильмов, затрагивающих дискуссионные религиоведческие проблемы и встречи с представителями нетрадиционных религий.

Усвоение истории и философии религии возможно только благодаря приобретению студентами систематических знаний из лекционного курса, изучению материала учебных пособий и монографических исследований по основным разделам (общая характеристика религии, ее исторические формы, национальные и мировые религии, нетрадиционные культы), участию в диспутах по религиоведческим проблемам, которые вызвали наибольший интерес.

Обязательным является написание реферата, тема которого избирается самим студентом из числа предложенных в соответствии с учебной программой. Требования к рефератам даны в методических указаниях. Реферат может быть заменен философским эссе, если избранная студентом тема раскрывается обстоятельно, логично и самостоятельно.

 

Методические указания преподавателям

Изложение данного курса вызывает у преподавателя определенные трудности, поскольку у изучающих эту дисциплину уже сложилось позитивное, негативное или индифферентное отношение к религии.

Нельзя не учитывать тот факт, что у студенческой молодежи преобладает позитивное отношение. Здесь, несомненно, сказывается воздействие всех средств массовой информации в плане трактовки религии как фактора духовного прогресса. Но каким бы ни было отношение студенческой аудитории к религии, религиоведческий курс должен удовлетворять любую категорию слушателей: не оскорбить верующего, не оттолкнуть отвергающих религию и пробудить интерес к ней у равнодушных.

Курс религиоведения должен дать студентам объективную информацию о религии, а это возможно только при условии его мировоззренческой нейтральности. Преподаватель не должен вставать ни на позицию апологии той или иной конкретной религии, ни на позицию апологии атеизма. Преподаватель должен учитывать неизбежность инакомыслия в студенческой аудитории, поэтому сам должен проявлять терпимость к инакомыслию.

Представляется целесообразным особый акцент в курсе сделать на изучение христианства и прежде всего православия: догматики и культовой практики, в силу сохраняющейся роли этой религии в современной российской духовности. Раскрывая функциональную сущность религии, необходимо дифференцировать роль религии и роль церкви, нравственное и религиозное, эстетическое и религиозное, убедить студентов в несостоятельности теории двойственной истины, активно пропагандируемой современным богословием.

Значительное внимание следует уделить изучению Библии не только как Священного Писания, но в первую очередь как историко-культурного памятника.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

  1. Религия как феномен культуры.
  2. Религия и философия. Религия и атеизм.
  3. Религия и наука.
  4. Религия и мораль.
  5. Религия и искусство.
  6. Религия и политика.
  7. Причины возникновения религии.
  8. Социальная роль религии и церкви.
  9. Ранние формы первобытной религии (магия, фетишизм, анимизм).
  10. Поздние формы первобытной религии (тотемизм, земледельческий культ, шаманизм, культ вождей).
  11. Автохтонные религии Африки, Америки, Океании, Австралии.
  12. Религия в Древнем Египте.
  13. Религия в Древней Греции и Древнем Риме.
  14. Религия славян.
  15. Религия протоиндийской цивилизации. Ведическая религия. Брахманизм.
  16. Индуизм. Вишнуизм. Кришнаизм. Шиваизм.
  17. Джайнизм. Сикхизм.
  18. Даосизм. Конфуцианство.
  19. Религия синто.
  20. Иудаизм как источник христианства.
  21. Причины возникновения христианства.
  22. Эволюция античного христианства.
  23. Проблема историчности Христа.
  24. История создания Библии и ее структура.
  25. Основное содержание Пятикнижия Моисея.
  26. Исторические книги Ветхого Завета.
  27. Философские книги Ветхого Завета.
  28. Пророческие книги Ветхого Завета.
  29. Основное содержание книг Нового Завета.
  30. Библия как историко-культурный памятник.
  31. Причины раскола христианства. Основные отличия православия от католицизма.
  32. История православия.
  33. Вероучение и культ православия.
  34. Православие в дореволюционной России.
  35. Современное православие.
  36. Возникновение и сущность старообрядчества.
  37. Католицизм.
  38. Возникновение протестантизма и его основные направления (лютеранство, англиканство, кальвинизм).
  39. Баптизм.
  40. Адвентизм.
  41. Иеговизм. Пятидесятничество.
  42. Возникновение и становление буддизма.
  43. Вероучение и культ буддизма.
  44. Современный буддизм.
  45. Возникновение и становление ислама.
  46. Вероучение и культ ислама.
  47. Современный ислам.
  48. Причины сохранения и воспроизводства религии в современных условия.

Методическое издание

 

 

Религиоведение

 

Учебно-методический комплекс курса

Для специальности 050403.65 - Культурология

 

 

Автор-составитель:

 

Сыпачева Татьяна Анатольевна

 

Редактор О.В. Вязова

Компьютерный набор выполнен А.А. Краузе

 

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1426 от 23.04.2004 г.

Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.

Подписано в печать 15.04.08. Формат 60х90 1/16

Бумага ксероксная. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 2,1 Уч.-изд. л. 2,5

Тираж 50 экз.

 

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного педагогического университета

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238-63-12

 

 

Отпечатано на ризографе в

Пермском государственном педагогическом университете

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

 

Кафедра философии

 

 

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методический комплекс курса

Для педагогических специальностей

 

Пермь

пгпу



 


 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.