Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







К теме 3. Культура и человек





1. Прокомментируйте следующее высказывание: «…Большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура: мы были бы гораздо счастливее, если бы мы от нее отказались и восстановили первобытные условия»?

2. Кто из названных ниже мыслителей одним из первых раскрыл и обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, ее способности связывать историю человечества в единый целостный процесс:

а) Ф. Гегель; б) И. Кант; в) К. Маркс; г) Г. Гердер

Правильный ответ подчеркнуть.

3. Как называется термин, обозначающий образец, к которому должен стремиться человек: а) идеал; б) счастье; в) альтруизм.

Правильный ответ подчеркнуть.

4. Как в мировой культуре называют людей-разрушителей культурных ценностей?

а) варвары; б) вампиры; в) варяги; г)вандалы.

Правильный ответ подчеркнуть

К теме 4. Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов

1. Составьте таблицу достоинств и недостатков линейной и циклической периодизации истории.

2. Законы природы нельзя отменить. А можно ли отменить законы истории? О. Шпенглер, например, считал, что в обществе действует не закон, а судьба. Прав ли он? Чем судьба отличается от закона?

3. О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» пришел к выводу, что цивилизация это: а) синоним культуры; б) деградация, упадок культуры; в) высший уровень, достигаемый развитием культуры.

Правильный ответ подчеркнуть.

4. Как известно, К. Ясперс относил ось мировой истории к духовному процессу, который шел между 800 и 200 г. д.н.э., именно в этот отрезок времени произошел самый резкий поворот в истории. Назовите этот процесс:

а) создание благоприятных условий для эволюции жизни на земле;

б) развитие высокоорганизованных животных как этап появления человека;

в) рождение человека как разумной и одухотворенной личности;

г) появление человеческого общества с его социальными институтами.

Правильный ответ подчеркнуть

К теме 5. Цивилизационное развитие в современном мире

1. В книге О. Шпенглера «Закат Европы» высказана мысль о появлении и развитии нового типа культуры, характерного для будущего. О каком типе культуры идет речь? а) азиатском; б)евразийском; в) южноамериканском; г) русско-сибирском.

Правильный ответ подчеркнуть.

2. Как называют бездумное заимствование англо-американского или западно-европейского образа жизни в области политики, экономики, культуры:
а) вестернизация; б) европизация; в) западничество

Правильный ответ подчеркнуть.

3. Что нанесло громадный урон русской национальной культуре XII – XVI в:

а) феодальная раздробленность Русского государства;

б) отрыв культуры Руси от культуры Византии;

в) татаро-монгольское иго;

г) отрыв культуры Руси от культуры Европы?

Правильный ответ подчеркнуть.

4. Как известно, К. Ясперс относил ось мировой истории к духовному процессу, который шел между 800 и 200 г. д.н.э., именно в этот отрезок времени произошел самый резкий поворот в истории. Назовите этот процесс:

а) создание благоприятных условий для эволюции жизни на земле;

б) развитие высокоорганизованных животных как этап появления человека;

в) рождение человека как разумной и одухотворенной личности;

г) появление человеческого общества с его социальными институтами.

Правильный ответ подчеркнуть

 


II МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Программа курса

 

ТЕМА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА О КУЛЬТУРЕ.

 

Культурология как система знаний и ее связь с философскими традициями. Культурология и археология, этнография, психология, социология. Три основных периода в представлениях о культурологии: культурология как комплекс дисциплин, изучающих культуру, как раздел дисциплин, изучающих культуру, как самостоятельная научная дисциплина. Основные модели современных культурологических исследований. Цель, предмет и основные задачи культурологии как науки. Специфика антропологического подхода к изучению культуры. Специфика социальной и гуманитарной культурологии. Основные направления и школы в культурологии. Культурология и профессионализм. Культурология и интеллигентность в профессиональной деятельности. Этапы становления содержания понятия «культура». Культура и природа. Противопоставление культуры природному естественному состоянию человека. Культура как природный феномен. Человек, природа, культура. Особенности перехода от природного к надприродному. Социокультурная деятельность человека и ее основные виды. Структура культуры. Специализированный и обыденный уровень культуры. Материальная и духовная культура. Культура как система ценностей. Культурный уровень как показатель культурности или степень освоения отдельным человеком, коллективом или обществом определенных видов деятельности или поведения, культурных ценностей предшествующих поколений. Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение. Культурные ориентации. Рациональное и эмоциональное в культуре. Схема измерений и ориентации в культуре. Культурная норма, образец, обычай. Традиция - основное понятие культурологии. Обычай, обряд, ритуал как моменты традиции. Традиционное творчество. Культура и творчество. Классовое и общественное. Национальное и интернациональное в культуре. Роль потребностей в развитии культуры. Социальные институты как способ организации культуры. Иерархия ценностей культуры. Основные функции культуры: преобразующая, познавательная, информационная, коммуникативная, регулирующая деятельность и поведение человека, ценностная. Культура как форма трансляции социального опыта, как способ социализации личности и как тип социальной памяти.

 


ТЕМА 2. СУБЪЕКТ И ВНУТРЕННЕЕ СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРЫ

 

Деятельная основа культуры. Сущность феномена культуры. Культура и социальный идеал. Определяющая роль идеала в культуре. Творческая природа идеала. Смена социальных идеалов как смена культур. Образцы и образы в культуре. Образы-идеалы и образы-идолы в культуре. Социальный идеал как единство познавательного, -этического и эстетического (истины, добра и красоты). Религиозный (христианский) идеал. Конкретно-чувственный характер социального идеала. Источник идеала. Творческая природа идеала. «Неофициальная» (карнавальная) и официальная элитарная и массовая культура. Контркультура. Традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. Молодежная субкультура. Разложение старого социального идеала. Смена социальных идеалов как смена культур. Исторические типы социальных идеалов и культур. Социокультурная динамика. Временные параметры социокультурных изменений. Основные идеи циклической модели социокультурных макродинамических процессов. Волновые модели социокультурной динамики. Эволюционные модели социокультурной динамики. Два истока европейской культуры. Аполлоническое и дионисийское первоначала. Сложность феномена культуры. Особенности культурного творчества. Творчество как способ инкультурации. Специфика культурологического подхода к творчеству. Творчество и профессиональная культура. Роль личностно-психологической культуры человека в его творческой деятельности. Внутренние кризисы культуры. Кризис как распад «старой» культуры и рождение новой. Культурные ориентации. Возрождение корней. Традиционализм и фундаментализм. Особенности религиозного фундаментализма. Смысл евангельского фундаментализма. Исламский и православный фундаментализм как культурные установки. Религиозный модернизм и его особенности. Светский модернизм как инициатор социальных изменений. Единство и многообразие культур. Практика культурной обособленности. Культурный синтез, или «схождение» культур. Универсализм культуры. Ментальность как тип культуры.

Искусство как феномен культуры. Гипотезы генезиса искусства Социокультурные смыслы искусства. Критерий художественности. Понимание красоты в различных культурах и культурных эпосах. Специфика двух различных способов отражения действительности в искусстве. Взаимодействие искусства с другими сферами культуры. Динамика художественной культуры.

Религия и наука в контексте культуры. Отклонения между наукой и религией с точки зрения их роли в культуре и их представлений о человеке и мире. Существует ли сходство между наукой и религией. Что и как изучает наука? Основные особенности научного и религиозного отношения к миру. Теистические и познавательные модели мира. Дилемма знания и веры в современную эпоху. Основные отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры.

Техника как социокультурное явление. Особенности перехода от органической жизни к организованной, от растительности к конструктивности. Техника, культура и природа человека. Определение техники как социокультурного явления. Специфика культурологического изменения техники. Антропологические и социокультурные основы возникновения и развития техники. Особенности взаимодействия техники с другими социокультурными элементами. Каковы проявления взаимоотношений человек-техника?

ТЕМА 3. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов. Концепция «идеальных типов» М.Вебера. Основания для типологии культуры в этнографии. Существует ли единая мировая культура или история локальных культур. Концепция обособленных, локальных «культурно-исторических типов» Н.Я.Данилевского. Типология локальных культур О.Шпенглера. Концепция «единой истории» К.Ясперса и его классификация периодов развития мировой истории: «прометеевская» эпоха, эпоха «великих культур древности», эпоха «духовной основы человеческого бытия» («осевое время») и эпоха «развития техники». Роль мужского и женского начала в культуре. Типология культуры, основанная на анализе мировосприятия и методов познания. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Особенности развития западной цивилизации, ее техногенный характер, ориентация на динамичный образ жизни, волнообразность, неравномерность социокультурной динамики, быстрая смена ценностных ориентации в обществе. Восточная цивилизация или «традиционное общество». Ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию установившегося образа жизни, религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. Место России в диалоге культур. Специфика российской цивилизации. Западники и славянофилы.

Самобытность российской культуры и истории. Евразийское представление о российской культуре (П.Карсавин, Н.Трубецкой, Т.Вернадский). Россия как особая промежуточная цивилизация, сочетающая элементы Запада и Востока.


2. Методические рекомендации по выполнению семинарских занятий и самостоятельной работы

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.