|
Понятия языка, символов культуры, культурных кодов.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Важнейшей характеристикой культуры будет то, что, несомненно, культура — это общение Язык культуры - это средство межкоммуникативных связей, общения. Язык культуры предназначен к осуществлению разного рода коммуникативных и трансляционных процессов, в том числе по созданию культурных текстов. Понятно, что язык культуры не может формироваться вне взаимодействия людей. Освоение языка культуры – важнейшее условие социализации [1] и аккультурации [2]. Символ культуры – условный знак, раскрывающий смысл, значение данной культуры. Это может быть опознавательный вещественный знак для какой-то общественной (религиозной) группы. Или – графический, а также – звуковой знак, служащий условным обозначением какого-то понятия. Или – образ, воплощающий какую-либо идею. Символы используются в мировых культурах и религиях, в мифологии, живописи, литературе. Разгадывание символов, скрытых в предметах и таинственных историях, позволяет установить связь между культурами разных времен и народов, понять общность, единство и целостность человечества. Таким глубоко символическим знаком в религии и искусстве является богатейший по своему значению, широко распространенный геометрический символ - крест, имеющий на протяжении человеческой истории множество форм. Код культуры – это своего рода условный шифр, сокращенное обозначение, предназначенное главным образом, для передачи информации. Это формализации информации. К примеру, - система информации в виде набора математических чисел и знаков, применяемых в компьютерном программировании. Структура культуры (виды, типы, уровни). Различают следующие исторические типы культуры: первобытная, восточная, античная, средневековье, возрождение, Культура Нового времени.(смотри тетрадь) Другимкомпонентомструктуры культуры являются видыкультуры: материальная и духовная культура.. Как уже говорилось, культура есть опредмеченная материальная деятельность людей. Для нее нужны инструменты, машины, предприятия, все средства связи и пр. Человеческий труд, материально-производственная деятельность, а также средства для этой деятельности и есть материальная культура — результатматериального производства. Духовная культура есть результат духовного производства. Это научное творчество, художественное, музыкальное произведение, поэзия, книга и т. п. Материальная и духовная культура различаются функционально. Предметы той и другой культуры имеют различное предназначение. Сельскохозяйственные орудия, плуг или трактор, служат одной цели. Картина художника, книга ученого или писателя — имеют другое предназначение. Уровникультуры: Названные исторические типы и виды культуры внутренне неоднородны. Их неоднородность обусловлена тем, что во все времена культура подразделялась на более низкий (горизонтальный) уровень, куда относилась, например, крестьянская (культура, ее фольклор и т. п.). И — высший (вертикальный) уровень. При всем богатстве, горизонтальная культура (народные песни, одежда, юмор, и т. п.) не могла заменить вертикальной культуры, которая не вырастала из горизонтальной, а развивалась независимо. Это высшая духовная культура. Функции культуры (коммуникативная, символическая, информативная и др.) Функции: 1.Познавательная— достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использования этого знания в человеческой практике. 2.Информативная - связана с накоплением и трансляцией социального опыта от одного поколения к другому внутри одной страны в пределах жизни одного поколения, от одного народа к другому. 3.Аксиологическая (оценочная) соединена с ценностями в культурологическом измерении. 4.Сигнификативная (знаковая) связана с семантической эстетикой, а также с семиотическим изучением «языков» театра, кино и других видов искусства. 5.Праксиологическая (деятельностная) соединена с культурологической деятельностью. 6.Коммуникативная позволяет людям вступать в общение друг с другом. 7.Нормативная регулирует поведение отдельных индивидов и целых социальных групп. 8.Цивилизационная (гуманистическая) — главная систематизирующая функция культуры. Выполняет роль специфического селектора, выводящего за пределы системы культуры все безнадежно устаревшее, а потому реакционное. Культура и личность. Модели культурного человека. четыре ступени формирования представлений о культурном человеке. Первая – античная, платоновская модель. Согласно этой модели, культурный – значит образованный, склонный к рациональному знанию, человек. Эта модель дополнялась моделью, сформировавшейся на Востоке, в Китае, - конфуцианской. Согласно ей, культурный человек – это человек, следующий нравственным правилам и, прежде всего, - «не делай другому того, чего не желаешь себе». Вторая – модель человека эпохи Возрождения. Она вошла в историю культуры как гуманистическая модель культурного человека. В это время оказалась особенно востребованной широкая и всесторонняя развитость, эрудированность, противостояние религиозной косности и догматизму, культурный универсализм. Третья – модель человека Нового времени, когда ценился профессионализм, мастерство человека. Эта модель человека-мастера. Четвертая – модель человека современного (ХХ – ХХ1 в.в.), когда на первое место вышли такие черты человека как способность к культурному плюрализму и толерантности, т.е. к терпимости по отношению к иной культуре и ее традициям, способность к взаимодействию в конфликтной ситуации и т.п. Инкультурация и социализация современного культурного человека. . Инкультурация и социализация – важнейшие категории культурологической науки. Инкультурация – это процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов (образцов) поведения, свойственных данной культуре. Термин введен в середине ХХ в. учеными-представителями американской культурной антропологией (М.. Херсковицем, С...Клакхоном). С.Клакхон ввел также аналогичный по смыслу термин «культурализация» Этот термин был специально создан с целью отделения анализа культурных процессов от социальных. Социализация – усвоение индивидом социокультурных норм, ценностей, принятие и усвоение различных ролей во взаимодействии с другими людьми. Социализация может меняться, она более или менее складывается к концу юношеского возраста. Этот термин взят из психологии и введен З.Фрейдом. В теории человеческого поведения (в частности, ребенка) Фрейд исследовал роль идентификации в усвоении социальных норм и запретов. В современной американской культурной антропологии и гуманистической психологии социализация трактуется как свмоактуализация (Г.Оппорт, А.Маслоу). Наиболее известны в связи с этим труды Т. Парсонса, считавшего социализацию процессом интеграции индивида в социальную систему. Социализация может рассматриваться как комплексный социальный процесс, в изучении которого используются разные подходы в зависимости от исследовательских задач. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|