Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Данилевский «о культурно-исторических тинах».





Билет 16

Данилевский «о культурно-исторических тинах».

Данилевский выделил следующие культурно-исторические типы (самобытные цивилизации):

1) Египетский

2) Китайский

3) Ассирийско-вавилонский, финикийский, древнесемитский

4) Индийский

5) Иранский

6) Еврейский

7) Греческий

8) Римский

9) Аравийский

10) Германо-романский, европейский

К ним можно добавить два американских (мексиканский и перуанский), погибших насильственной смертью.

Среди этих типов Данилевский различал уединенные и преемственные.

Он считал, что ни один из этих типов не может прогрессировать бесконечно.

По теории Данилевского, на долю народа выпадает 3 роли:

1) Положительная деятельность культурно-исторического типа

2) Разрушительная деятельность, придающих смерти одряхлевшие цивилизации

3) Служение чужим целям в качестве «этнографического материала»

Данилевский выделил общие черты, принадлежащие культурно-историческим типам – законы культурно-исторического движения:

1) Всякое племя или семейство народов, характеризующееся отдельным языком, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из младенчества.

2) Дабы цивилизация могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, принадлежащие к тому или иному культурно-историческому типу, пользовались политической независимостью. 3) Начала цивилизаций одного типа не передается народам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя.

4) Цивилизация достигает расцвета только при разнообразии этнографических элементов.

5) Период роста может быть сколь угодно продолжителен, тогда как период расцвета относительно короток и, по аналогии с растениями, «истощает раз и навсегда их жизненную силу».

Выделил три основных формы взаимодействия цивилизаций:

1) Пересадка (колонизация) – политическая или религиозная экспансия развитых государств. Предлагает повсеместное распространение единственной формы цивилизации любыми средствами и методами.

2) Прививка (ассимиляция) – форма воздействия одного народа на другой, которая без учета культурной особенности создает условия для использования народа.

3) Удобрение – плодотворное воздействие развитой цивилизации на только еще складывающийся народ.

Понятие «национальная культура.

Понятие национальной культуры.

Но под словом культура можно так же понимать локальные культуры - культуру некого конкретного, исторически определенного общества. В процессе развития человечества возникают разнообразные локальные культуры. Каждая, из которых обладает своими специфическими чертами и особенностям. Это является следствием различий в географических и социально-исторических условиях существования стран и народов и их относительной обособленности друг от друга. Особое место среди локальных культур занимают культуры этнические и национальные, создаваемые от дельными племенами народами нациями.

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. В государстве однородном в лингвистическом и этническом отношении может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько национальных культур, как правило, в этих странах можно выделить культуру большинства населения и национальных меньшинств. Между которыми устанавливаются либо отношения диалога, либо культурных конфликтов.

Внутри национальных культур выделяют субкультуры. Это культуры отдельных демографических или социальных слоев и групп воплощающие в себе их отличия их образа жизни, мышления и поведения от культурных общенациональных норм (молодежная субкультура, субкультура преступного мира, субкультуры религиозных конфессий). Особую роль в развитии культуры того или иного социума имеют конфессиональные субкультуры, которые складывается на основе принадлежности к тому ил иному вероисповеданию. Каждая из мировых религий создает свою разновидность субкультуры. Так же специфические субкультуры могут формироваться в рамках ветвей мировых религий, например в рамках христианства существуют католическая.

Протестантская и православная культуры. Профессиональная субкультура – формируется на основе ценностей норм поведения и пр. разделяемых одной профессиональной группой. На формирование этой формы субкультуры большое влияние оказывает профессиональное образование и подготовка. Она тесно связана с содержанием работы и той ролью, которую играют в обществе ее представители.

Иногда отход субкультуры от общенациональной заходит так далеко, что ее приверженцы ее становятся в оппозицию к обществу и вступают в конфликт с существующими в нем традициями и правилами жизни. В таких случаях культура превращается в контркультуру. В узком смысле термин контркультура означает идейное течение и общественное движение групп студенчества, хиппи, альтернативных коммун. Идеология контркультуры носила полемическую направленность против

Культурами называют и культурные образования, охватывающие целые исторические эпохи и включающие в себя культуры различных стран и народов: например типы культур, которые складываются на различных этапах человеческой истории (первобытная культура, современная культура) Для обозначения образований такого рода используют термины «культурный мир», мета культура, цивилизация.

Билет 17

Культура Англии.

Культура Соединённого Королевства богата и разнообразна. Она в значительной мере влияет на культуру в мировом масштабе.

Великобритания обладает сильными культурными связями со своими бывшими колониями, особенно с теми государствами, где английский язык является государственным. Так, некоторые английские музыкальные исполнители заметно повлияли на развитие музыки в мире (Beatles). Значительный вклад в британскую культуру за последние полвека внесли иммигранты из Индийского субконтинента и стран Карибского бассейна. В процессе формирования Соединённого Королевства в его состав вошли культуры бывших независимых государств, поэтому можно также рассматривать их в отдельности:

Архитектура Великобритании состоит из эклектичного многообразия архитектурных стилей, включая те, что предшествуют созданию Соединенного Королевства. Англия стала наиболее влиятельным центром архитектуры острова, однако значительную роль в международной истории архитектуры играют уникальные стили Ирландии, Шотландии, Уэльса. Хотя есть образцы доисторического и классического строительства, британская архитектурная история начинается с первой Англо-Саксонской Христианской церкви, построенной вскоре после прибытия Августина Кентерберийского в Великобританию в 597 г. Образцы норманнской архитектуры встречаются с XI века по всей Великобритании и Ирландии. Между 1180 и 1520 гг. процветала английская готическая архитектура, первоначально импортированная из Франции, но быстро развившая свои уникальные качества.

Британская архитектура тесно связана с историей страны. Часто ведущие военно-политические инициативы шли от её юго-восточной и центральной области, известной как Англия. Но на острове жили разные народы с разными культурами и языками — Уэльс, Шотландия, соседний остров Ирландия. Английским правителям понадобилось несколько столетий, чтобы политическими ухищрениями, войнами или насилием соединить различные области в единое королевство, не имеющее федеративного устройства. Стремление к самостоятельности или хотя бы к автономии в Шотландии и Северной Ирландии не было преодолено и к XX веку. В прошлом это стремление обусловило войны, ряд национально-освободительных восстаний и их подавления, династические изменения. Стремление к автономии прорываются сегодня то в вооруженных конфликтах в Северной Ирландии, то в волне распространения валлийского языка во Уэльсе — при господстве языка англичан на острове. В довольно спокойную британскую современность это вносит черты нервозности, хорошо скрытого напряжения из-за нерешённости национальных проблем, языкового вопроса и религиозных разногласий (ирландцы — приверженцы католицизма в протестантском британском окружении).

Протестантизм в форме англиканства в XVI веке занял ведущие позиции в религиозно-политической жизни королевства. Это обусловило значительные особенности развития искусства на острове — ограниченный характер идей возрождения, что больше отразилось в литературе, чем в архитектуре или живописи.

· короткий срок существования английского барокко, весьма сдержанного — и из-за его заимствованного характера, и из-за противостояния с католическими странами Европы — поклонницами стиля барокко (стиль иезуитов)

· поиски собственного пути в искусстве и приверженность преимущественно идеям палладианства и классицизма в XVII—XVII вв.

· мещанский или мелкобуржуазный характер архитектуры XVIII—XIX вв.

· национальная приверженность средневековым формам искусства и архитектуры и возвращение к готике в XVII, и особенно в XIX веке в форме неоготики.

Английская философия. Английская философия имеет длительную многовековую традицию. Считается, что она берет свое начало в эпоху средневековья (Алкуин, Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский). Одним из наиболее популярных английских философов в XX веке (особенно в период между двумя мировыми войнами) был Бертран Рассел (1872—1970). Широкую известность получил выдающийся представитель философии истории Арнольд Джозеф Тойнби (1889—1975). В XIX—XX вв. английская философия была тесно связана с ведущими университетами и ряд философов получил известность благодаря своей преподавательской деятельности. Поэтому главные университеты страны (в Оксфорде, Кембридже, Эдинбурге, Глазго, Манчестере, Ливерпуле, Бристоле и т. п.) являются одновременно и основными философскими центрами. В настоящее время английская философская мысль сохраняет свою значимость и выступает как одна из ведущих национальных традиций в мировой философии.

Билет 18

1. Типология культур.

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР, классификация различных видов и форм местных и мировых религий. Т.К. строится на основании нескольких критериев:

связь с религией (культуры религиозные и светские);

региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);

регионально-этническая особенность (русская, французская);

принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

связь с территорией (сельская и городская культура);

специализация (обыденная и специализированная культура);

этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д. Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Термин «тип» предполагает, что национальные культуры — русскую, французскую или китайскую — мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства. Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре. К основным видам культуры мы будем относить: а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру; б) сельскую и городскую культуры; в) обыденную и специализированную культуры. Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура.

Билет 19

Культура и цивилизация.

Цивилизация - это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем антонимичные понятия. Общего в них то, что они являются следствием прогресса.

Ж.Леви-Строса (Франция): человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а осложняется, принося с собой массу негативных последствий для человека (искусство сделало человека пленником символических структур, => счастливыми были только первобытные люди, т.к. была тесная связь с породнившей их природой).

Культура Японии.

Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки.

Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века — начала периода Мэйдзи.

На культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии.

Долгое время японская литература испытывала влияние Китая, литературные произведения также создавались на китайском языке.

Первыми письменными памятниками считаются собрание японских мифов и легенд «Кодзики» («Записи о деяниях древности») и историческая хроника «Нихон сёки» («Записанные кистью анналы Японии» или «Нихонги» — «Анналы Японии»), созданные во время периода Нара (VII — VIII веках). Оба произведения были написаны на китайском языке, но с изменениями для передачи японских имён богов и других слов.

В Японии каллиграфия считается одним из видов искусств и носит название сёдо. Наравне с рисованием каллиграфия преподаётся в школах.

Искусство каллиграфии было завезено в Японию вместе с китайской письменностью. В старину в Японии признаком культурного человека считалось владение искусством каллиграфии. Существует несколько различных стилей написания иероглифов.

Самым древним из видов искусств Японии является скульптура. Начиная с эпохи Дзёмон изготавливались разнообразные керамические изделия (посуда), также известны глиняные фигурки-идолы догу.

Билет 20

Билет 21

1. Россия – перекрёсток культур Запада и Востока.

«Проблема Востока и Запада, в сущности, всегда была основной темой всемирной истории, её осью», — писал Н.А.Бердяев в 1918 г. На полвека раньше Н.Я.Данилевский признал: «Запад и Восток, Европа и Азия представляются нашему уму какими-то противоположностями, полярностями». Это противопоставление ассоциируется с антитезами: рацио-интуицио, деяние-созерцание, элементаризм-холизм. Запад — это линейное время, горизонтальные отношения, внутренняя (непроявленная) духовность; Восток — цикличное время, вертикальные отношения, внешняя (проявленная) духовность.

Географическое положение России таково, что «раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим — на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы — воображение и разум». Несомненно, «проблема отношения России к Западу и Востоку, к Европе и Азии имманентна русской социальной философской мысли», и потому «Обсуждение российского развития всегда начинается с определения места России между Востоком и Западом»

Мысль Гёте о том, что между двумя противоположными мнениями находится не истина, а проблема, означает, в её развитии, что эта проблема не находит своего решения до тех пор, пока остаётся дилеммой. Отсюда постоянные метания, мучительные распри, русская антиномичность. Такие колебания представляют опасность не только для России, но и для всего мирового сообщества. «Противопоставление Востока Западу, противопоставление одной части человечества другой ведёт к деградации мировой культуры», — писал Р.Тагор. Безысходность дуализма порождает пораженческие настроения, мрачные опасения «скатиться в третий мир», ложные представления о расколотости российской цивилизации. Исходя из дуальной оппозиции Восток-Запад, А.С.Ахиезер утверждает: «Россия — промежуточная неорганическая цивилизация, где спор двух основных цивилизаций разрывает её тело и душу, порождая катастрофы, угрозы её существованию» и заключает: «Раскол — важнейшая социокультурная категория России».

Столь категоричный вывод, вызывая сомнения в адекватности жёсткой дуальной схемы, одновременно настраивает на поиски более совершенной методологии. Ю.М.Лотман в своей книге «Культура и взрыв» пишет: «Русская культура осознаёт себя в категориях взрыва... Взрывы — неизбежный элемент линейного динамического процесса... Это... суровый диктат бинарной исторической структуры. Однако, «процесс, свидетелями которого мы являемся, можно описать как переключение с бинарной системы на тернарную». Правда, к сожалению, «сам переход мыслится в традиционных понятиях бинаризма». Итак, «наступило время для синтеза русской культуры, способного предотвратить очередной взрыв», преодолеть «конфликт между условной культурой и безусловной жизнью, где сама жизнь как бы раскалывается на безжизненный разум... и внеразумную жизнь».

Культура США.

Культура Соединённых Штатов Америки формировалась под влиянием этнического и расового многообразия страны. Значительное влияние на неё оказали выходцы таких стран, как Ирландия, Германия, Польша, Италия, потомки привезенных из Африки рабов, а также американские индейцы и коренные жители Гавайских островов. Тем не менее, решающий вклад сделала культура выходцев из Англии, что распространяли английский язык, правовую систему и другие культурные достижения.

Американское кино, телевидение, блюз, джаз, рэп и рок служат фундаментом мировой массовой культуры. Именно в США впервые появился интернет, массовый автомобиль, получили развитие информационные технологии. Будучи ведущей экономической и военной державой мира, она во многом определяет образ жизни остального человечества.

Хотя Соединенные Штаты не имеют на федеральном уровне официального языка, де-факто национальным языком считается английский, за которым в 30 штатах законодательно был закреплён официальный статус. По данным переписи населения США 2000 года, более 97 % американцев хорошо говорят по-английски, а для 81 % это единственный язык общения в домашних условиях. Помимо английского, в Соединенных Штатах говорят ещё на 300 языках, часть из которых — языки коренных народов. Американский английский имеет четыре основных региональных диалекта в США: северо-восточный, южный, северный и диалект Среднего Запада, считающийся «стандартным».

Испанский имеет официальный статус в Пуэрто-Рико и штате Нью-Мексико; он является основным разговорным языком в различных небольших языковых анклавах. По данным переписи 2000 года, на этом языке говорит около 30 миллионов человек. Имеет место и двуязычные, так наз. Spanglish.

США являются одной из самых религиозных стран развитого мира. По данным исследования 2002 года от Pew Global Attitudes Project, США были единственной развитой страной, где большинство опрошенных граждан сообщили, что религия играет «очень важную» роль в их жизни. Сегодня правительство на национальном, региональном и местном уровнях продвигают принцип разделения церкви и государства. Тем не менее, тема религии в Соединенных Штатах вызывает ожесточённые дискуссии по моральным, этическим и правовым вопросам, таким как проблема абортов и однополых браков.

На художественную литературу США на раннем этапе её формирования (1607—1765 гг.) оказывала огромное влияние европейская, прежде всего английская художественная традиция. Первыми её образцами были в основном дневники, религиозные трактаты и исторические очерки. Эпоха колонизации также ознаменовалась господством пуританской морали, патриархально-благочестивых нравов. Публиковались стихи и поэмы преимущественно патриотического характера. Среди них повествование капитана Д. Смита (1579—1631) о временах основания виргинской колонии, «Дневник» Д. Уинтропа (1588—1649), где были описаны идеалы, религиозные споры и невзгоды колонистов, и другие.

Билет 22

Билет 23

1.?

Билет 24

Билет 25

Билет 26

Билет 27

1. Культурология как наука.

Культурология – это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества. Своей задачей культурология считает исследование всех процессов взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия человека.

 

Сам термин «культурология» употребляется с начала ХIХ столетия. А в начале ХХ века крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900 – 1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология». В частности, он ссылался на высказывания Пуанкаре, отмечавшего, что до введения термина «температура» (наряду с понятием «теплота») невозможно было полностью понять и осмыслить природу термических явлений.

 

По мнению Уайта, именно термин «культурология» призван выразить отношения между человеческим организмом и культурой (т.е. природной средой и искусственной).

 

«Отцом» культурологии по праву считается английский этнограф и историк культуры Эдвард Тайлор, его книга «Первобытная культура» до сих пор является эталоном культурологического исследования.

 

Культурология как наука развила свой понятийный аппарат, целую систему терминов.

 

Ключевое понятие в ней – «культура», которое более подробно будет рассмотрено во втором вопросе лекции. На основе термина «культура» образуется целая группа других, вполне самостоятельных понятий: ценности культуры, структура культуры, функции культуры, культурная среда, социокультурная ситуация, культурный человек и многие другие. Терминосистема культурологии складывается под влиянием развивающейся методологии исследования культуры.

2. Искусство как феномен культуры. Виды и формы искусства.

Основные культурологические школы.

Понятие "культура" трактуется в зависимости от специфики подхода к исследованию культуры в этих направлениях.

а) символическая школа.

Главное, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов. Поэтому понятие "культура" определяет через указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие "культура" определяет как "организацию вещей и явлений, основанную на символах". Представителями символической школы является Леви-Стросс.

б) натуралистическая школа.

Представители этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Малиновского, 3. Фрейда.

в) психологическая школа.

С точки зрения этого направления культуры - это душа народа, "дух" народа.

г) социологическая школа.

Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (П. Сорокин).

г) аксиологическая школа.

Это направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется в работах Канта.

2) Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) - вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

3)Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы и т.д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия пoзнающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общeственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в eдином культурном контексте, возникающем благодаря иx взаимосвязям.

Искусство - особая форма культуры, включает специфические виды познания, деятельности, удовлетворяет индивидуальные и социальные эстетические потребности; отражая действительность в системе художественных образов, содержит концентрированную информацию о духовной жизни общества.

Процесс развития искусства непрерывен, разомкнут, соотнесён с общей социальной историей, не повторяя ее буквально; высшие из достижений искусство последующими этапами развития не перекрываются.

Искусство имеет исторически стабильные и мобильные свойства, сохраняет в сознании фундаментальные общие ценности и реагирует на особенности конкретных исторических периодов, крупных социальных групп. При зарождении искусства его элементы синкретически слитны и не выделены из общей социальной деятельности; впоследствии, не утратив связей с многообразием социума, искусство выработало собственные структуру, системы жанров, стилей, форм, языка (языков). Общие для искусства законы преломляются через знаковые системы (системы выразительных средств) вербальные, цветовые, звуковые и др., образуя виды искусства (художественная литература, живопись, музыка и др.), которые постоянно взаимодействуют между собой, формируя в т.ч. виды синтетические (театр, киноискусство и др.).

Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно - реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Уровень развития и активность функционирования искусства в обществе являются важной характеристикой культуры в целом.

 

Билет 28

Культура эпохи СССР.

Культура Советской России, СССР – крайне противоречивое явление, содержит в себе и положительные и крайне негативные тенденции, фантастические успехи и невосполнимые потери. Своеобразные черты культуры советского общества: господство официальной идеологии марксизма-ленинизма, тотальный контроль государства над учреждениями культуры, творческими союзами, госбюджетное, остаточное содержание культуры. Определяющим моментом культурного развития советского общества надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, в Европе, Америке, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.

 

Перемены в сфере культуры произошли сразу после октября 1917 г. Государственная политика в сфере образования была направлена на решение двух задач – сделать образование доступным для рабочих и крестьян и перестроить его на новых идеологических основах. Ликвидация неграмотности – одно из центральных направлений политики в области культуры. В годы НЭПа многообразие форм социально-экономического развития сопровождалось творческим плюрализмом, возникновением различных объединений (научных, художественных, культурно-просветительных). В конце 20-х годов усиливается контроль государственной власти за развитием духовной культуры общества, это приводит к свертыванию творческого плюрализма. Главным методом стал социалистический реализм, основным принципом которого является партийность, социалистическая идейность.

 

В годы Великой Отечественной войны культура была подчинена задачам борьбы с врагом. Были перестроены и созданы вновь структуры по идеологическому руководству культурной работой. Изменилась государственная политика по отношению к религии и церкви. Формы культурной работы: радио, кинематограф, печать как наиболее оперативные, мобильные, доступные и эффективные выдвинулись на первый план.

В послевоенные годы центральное место в работе ЦК партии заняли идеологические вопросы. Советское руководство проводило изоляционистскую политику, проводилась широкая идеологическая кампания борьбы с низкопоклонством перед Западом. Главной задачей в области народного образования стало введение обязательного семилетнего обучения детей. Научные достижения – это исследования в области полупроводников, ракетостроения, средств механизации и автоматизации. Исследования в области использования атомной энергии велись под руководством академика И. В. Курчатова. Изучение люминесценции в 1958 г. отмечено Нобелевской премией. Художественная культура определялась постановлениями ЦК ВКП(б) 1946 г.: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь»; 1948 г. – «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели».

 

Во 2 половине 1950-х – начале 60-х наметились тенденции либерализации общественно-политической жизни. «Оттепель» хрущевской поры стала временем осмысления событий предшествующих лет. В искусство входит тема репрессий, начало которой положила повесть А. Солженицина «Один день Ивана Денисовича». Происходит реабилитация многих деятелей науки и культуры, печатаются ранее запрещенные произведения отечественных и зару







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.