|
Раздел III. Морфология и динамика культуры
Морфология культуры. Подразделения культуры, ее роды и виды. Принципы классификации культуры: а) по родам деятельности: два основных подразделения культуры по родам деятельности - материальная и духовная культура, условность границ между ними; процессы «опредмечивания» (материализации) в культуре; б) по носителю культуры: подразделение на виды культуры внутри родов материальной и духовной культуры - народная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура. Народная культура и ее носитель (род, племя, народность, этнос). Узкое пространство распространения народной культуры. Народная культура как культура «крови и почвы». Интегративный и дезинтегративный характер народной культуры. Ксенофобия: «мы» и «они» - характерная черта народной культуры. Культурная самоидентификация личности. Национальная культура. Этнос и нация, черты различия. Процесс формирования нации, национального языка, литературы и культуры. Национальная интеллигенция как носитель национальной культуры. Элитарный характер национальной культуры. Массовая культура. Понятие «массы», ее характерные признаки. Характерные черты массового сознания. Позитивные и негативные стороны массовой культуры. Агрессивный характер массовой культуры. Реальность угрозы снижения культурного уровня общества. Элитарная культура как оппозиция массовой культуре. Понятие «элиты». Современные теории элиты: распределительная, художественно - творческая. Субкультуры как виды элитарных групп. Современные молодежные субкультуры. Основополагающие институты культуры. Динамика культуры Устойчивое и изменчивое в культуре. Идея общественного прогресса и эволюционистский подход к культуре (Л. Морган, Э. Тэйлор, Г. Спенсер). Критика эволюционизма. Концепция «Вызова и Ответа» как движущей силы развития культуры (А. Тойнби). Социокультурная динамика и закономерности развития культуры, смена базисных социокультурных ценностей как движущая сила трансформации культуры в культуру нового типа (П. Сорокин). Оппозиционные культуры в обществе: субкультуры и контркультуры. Роль контркультуры в революционной смене господствующих культур. Контркультура как фактор обновления господствующей культуры. Возможность превращения контркультуры в господствующую культуру, против которой формируется новая контркультура. Контркультура и антикультура, черты сходства и отличия.
Раздел IV. Исторические модели культуры. Культура и цивилизация Исторические модели культуры: а) моновекторная, линейная; б) поливекторная, цивилизационная. Формирование линеарной модели культуры в эпоху Просвещения. Основные черты этой культуры: гуманизм, рационализм, и европоцентризм. Кризис просвещенской линеарной модели культуры и европоцентризма. Возникновение цивилизационной школы в культурологии (Н. Данилевский, О. Шпинглер, А. Тойнби). Отрицание линеарной, единообразной модели мировой культуры. Введение в научный оборот понятий «культурно-исторический тип», «цивилазация». Культура и цивилизация. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Неоднозначность определения понятия «цивилизация» в культурологии, основные концепции его истолкования. Понятие «локальные культуры». История как череда жизненных циклов культурно-исторических типов. Преемственность культур как фактор их превосходства над уединенными культурами (Н. Данилевский). Культура как живой организм. Проблема исчерпания возможностей развития культуры. Цивилизация как умирающая культура.
Раздел V. Суперкультуры. Запад и Восток. Место России в мировом культурном процессе
Понятие «суперкультуры», ее выход за пределы одной нации и государства, широкий ареал распространения. Запад и Восток как наиболее крупные суперкультуры. Исторические корни возникновения двух ветвей развития мировой культуры: древневосточные цивилизации и античная (греко-римская) цивилизация. Возникновение на их основе суперкультур Запада (Западная Европа и США) и Востока. Географическое и культурологическое понятия «Запад» и «Восток». Разнонаправленность культур Запада и Востока в области экономических отношений, политического строя, менталитета, психологии и образа жизни. Современные Запад и Восток, их противостояние и взаимодействие. Две концепции современной футурологии: а) возможность межцивилизационных конфликтов и войн (концепция С. Хантингтона); б) возможность межцивилационного и межкультурного диалога. Взаимодействие культур как необходимое условие преодоления их ограниченности и взаимодействия в интересах развития мировой культуры. Место России в сообществе мировых цивилизаций. Основные теории определения места России в мировом сообществе. Западничество и славянофильство. Теория панславизма. Мессианские теории места России в мировой истории и культуре (роль славянского культурно-исторического типа по Н.Я. Данилевскому). Евразийская теория. Роль исторической практики в решении теоретических споров. Опыт русских революций, крушения Российской империи и распада СССР как ответы на спорные утверждения о месте и роли России в сообществе мировых цивилизаций.
Список литературы
Основная литература
1. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е.В. Попов. -Ростов-н/Д, 1996. 2. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. - М., 1996; 3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1996. - Ч. I - III. 4. Культурология. XX век: Словарь. - СПб., 1997. 5. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина - М., 1997. 6. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М., 1998. 7. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д, 1996. 8. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-н/Д, 1997. Дополнительная литература
1. Актуальные проблемы культуры XX века. - М., 1993. 2. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. 3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. - М., 1994. 4. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. - М., 2000. 5. Взаимодействие культур Запада и Востока. - М., 1987. 6. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X - XVII вв. - М., 1990. 7. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов. - М.: Аспект Пресс, 1994. 8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. 9. Завадская Е.В. Восток на Западе. - М., 1970. 10. Запад и Восток. Традиции и современность. - М., 1993. 11. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001. 12. Кравченко А.И. Культурология. - М., 2001. 13. Культура, культурология и образование. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. - 1997 -. № 2. 14. Культурология. - М., 1993. 15. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д, 1997. 16. Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1993. 17. Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. - Минск, 1999. 18. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М., 1991. 19. Лотман Ю.М. Типология культуры, (Любое издание). 20. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992. 21. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб., 1994. 22. Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб., 1998. 23. МалюгаЮ.Я. Культурология. - М.,1999. 24. Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. - М., 1983. 25. Мир философии. Книга для чтения. - М., 1991. - Ч.Н. 26. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. - М., 1989. 27. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов.-М., 2001. 28. Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие. - М., 1998. 29. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. - М., 1996. 30. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1994. - С. 5-31. 31. Розин В.М. Культурология: Учебник для вузов. - М., 1998.- Гл.2, 3. 32. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. - М., 1993. 33. Русская мысль в век Просвещения /Отв. ред. Н.Ф. Уткина. - М., 1991. 34. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1996. 35. Смолкина Н.С. Россия и Запад в отечественной публицистике XIX века: Хрестоматия. - М., 1995. 36. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. 37. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов.-М.,1998. 38. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. 39. Тэйлор Э. Первобытная культура. - М., 1968. 40. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992. 41. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. - М., 1986. 42. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. №1. 43. Хрестоматия по культурологии / Под ред. И.Ф. Кефели и др. T.I - СПб., 1999; Т.II - СПб., 2000. 44. Шпенглер О. Закат Европы. Очерк морфологии мировой истории. - М, 1993. 45. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. - М., 1998. 46. Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. - М., 1994. 47. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. - М.,1991.
Ссылки в Интернете:
Планы семинарских занятий
Тема1. Морфология культуры
1. Понятие материальной и духовной культуры, их структура. Взаимосвязь и 2. Этническая, национальная, массовая культуры. Элитарная культура как 3. Субкультуры (контркультуры) как виды элитарных групп. Контркультура и
Список литературы
Основная литература
1. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Попова Е.В. - М., 1996.-С. 62-70 (IIв). 2. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. - М., 2002. - Гл. 10. - С. 150-165 (IIIв). 3. Гуревич П.С. Философия культуры: Учеб. пособие для студентов. - М., 1994. - С. 269-290 (IIв). 4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 3 ч. - М., 1997.- Ч.П.-С. 261-270, 422-427 (Iв); 435; Ч.Ш.-С. 406 - 418 (IIв). 5. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001.Ч.2. - С. 71-83 (IIв). 6. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - Ростов-н/Д, 1997.-С. 326-333 (IIв). 7. Культурология. - ML: Общество «Знание», 1993.-С. 15-17, 36-45 (Iв); 110-120 (IIIв); С. 120-124 (IIIв). 8. Культурология: Учеб. пособие для студентов технических вузов / Под ред. Багдасарьян Н.Г. - М, 1998.- С. 49-51 (IIв); 9. Культурология: Курс лекций. / Под ред. Радугина А.А. - М, 1997.- С. 50-58 (Iв), 83-95 (IIв). 10. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. - Минск, 1998. - С. 38-58 (IIв). И. МалюгаЮЛ. Культурология. - М.,1999.- С. 24-33 (Iв). 12. Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. - М., 1993. - Гл.З, С. 56-71 (IIв); Гл. 12. - С. 313-339 (IIIв). 13.Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие. - М., 1998.- С. 30-36 (Iв); 78-79 (IIв); 79 (IIIв).
Дополнительная литература
1. Введение в культурологию: Конспект лекций. - М.: МНЭМ, 1992. - С. 14-17 (I;IIв). 2. Контркультура, идеология и политика. - М., 1976 (IIIв). 3. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.-С. 229-244 (IIв); 245-261 (IIIв). 4. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. - М., 1996.-С.82- 180 (Iв). 5. Субкультурные объединения молодежи. - М., 1987 (IIIв).
6. http://www.countries.ru/library/typology/mdc.htm (Iв)
7. http://www.countries.ru/library/typology/masskontr.htm (IIв)
8. http://www.countries.ru/library/typology/ncult.htm (IIв)
9. http://www.countries.ru/library/typology/subcultura.htm (IIIв)
10. http://www.countries.ru/library/typology/subcultura.htm (IIIв)
11. http://www.countries.ru/library/typology/smsb.htm (IVв) Методические рекомендации Морфология культуры - составная часть теории культуры, изучающая основные структурные элементы, типичные формы культуры как сложной целостной системы, принципы их взаимодействия. Следует отметить, что исследователи, занимающиеся проблемами морфологии культуры, используют различные методологические принципы в определении морфологических форм культуры (М. Каган, А.Флиер и др.) Наиболее распространенными принципами классификации культуры являются: по родам деятельности - материальная и духовная; по носителю культуры - народная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура. Выделение в культуре материальной и духовной форм носит условный характер: в чистом виде ни та, ни другая не существуют. Любая вещь, явление в системе культуры (артефакт) имеет материально-духовный характер. Материальная культура сама по себе имеет сложную структуру. Она делится на технико-технологические и предметно-продуктивные компоненты. Имея в виду технико-технологическую область материальной культуры, следует разделить понятие «техника» в широком и узком смысле. В первом случае мы имеем в виду навыки, приемы какой-либо деятельности, что совпадает по смыслу с мастерством, искусством. Во втором - машины, механизмы, приборы, т.е. орудия производства. В XX веке роль техники оказалась столь высока, что ведет в культуре к подмене человека техникой. В связи с какими изменениями стало это возможно? Какое влияние оказывают современные средства коммуникации на духовную культуру? Предметно-продуктивный слой материальной культуры имеет в свою очередь ряд подразделений. Здесь следует иметь в виду, что материальная культура затрагивает сферы интимных и социальных отношений. Материальная культура органически связана с человеком, обществом и его духовной областью. Эту связь возможно проследить на конкретных видах, типах материальной культуры (жилище, одежда, оружие и т.п.). Есть область, в которой материальная культура сливается с духовной (например: произведения архитектуры и декоративно-прикладного искусства). Материальная культура может носить национальный характер, а в XX веке возникает глобальная культура. Какие черты характерны для современной материальной культуры? Какие возникают проблемы в культуре в связи с современными особенностями материальной культуры? Следующий аспект влияния материальной культуры связан с творческими идеями и замыслами человека и возможностями материального производства. Как они соотносятся друг с другом? Какие состояния переживает культура при различных формах их взаимоотношений? Если материальная культура связана с освоением природной сферы, являясь «очеловеченной» частью природы, то духовная культура связана с преобразованием внутреннего мира человека, сферы его духовного бытия. Обратите внимание, что духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности производства. Означает ли в таком случае, что духовная культура играет роль, подчиненную по отношению к материальной, может ли она играть ведущую роль? Исходя из деятельного подхода к культуре, в духовной культуре выделяют 4 раздела. Познакомьтесь с ними. Духовная культура имеет дело с духовными ценностями. В каких сферах культуры они вырабатываются? Как классифицируются? Обратите внимание на роль ценностей в культуре. Как влияют они на стабилизацию и дестабилизацию культуры? Какова роль интеллигенции в этом процессе? Духовные ценности тесно связаны с формированием культурной картины мира. Какие ценности лежат в основе ее формирования? На что влияет культурная картина мира? Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это нормы, обычаи, обряды, ритуалы. В каком соотношении находятся ценности и перечисленные формы духовной культуры? Осуществлению каких функций культуры все эти феномены способствуют? - специфика научного познания и особенности научного знания; - социальная функция науки и ее социокультурные ориентиры; - особенности науки как культурного явления; Место, роль и своеобразие науки в системе культуры раскрываются через постановку следующих проблем: - ценности науки и культуры, суть их противоречия; - влияние науки на духовное развитие человека; - идея прогресса и место человека в нем; - особенности влияния науки на развитие культуры и цивилизацию. - соотношение науки с религией, моралью, художественной культурой. почему? В культуре эти формы духовной деятельности не изолированы, происходит их взаимодействие и проникновение. Многие явления культуры могут быть поняты на стыках религии и искусства, науки и искусства и т.д. Подразделение культуры по ее носителю (субъекту) сформировалось в ходе исторического развития. Изучение этнической (народной)Г национальной, массовой и элитарной культур необходимо начать с определения смыслов понятий «этнос» (народ), «нация», «масса», «элита». При этом следует иметь в виду, что они могут существенно отличаться от представлений в других общественных науках, поэтому пользуйтесь справочниками и учебными пособиями по культурологии. Обратите внимание на характерные черты этих форм (пластов) культуры, в каких сферах культуры они проявляются, как взаимодействуют этническая и национальная, национальная и массовая, а последняя с элитарной культурами. Для этнической культуры характерен этноцентризм, который связан с отношениями данного этноса к другим культурам. Дайте оценку этому явлению в культуре. Национальная культура тесно связана с этнической, но не сводится к ней. Приведите примеры различных вариантов формирования национальных культур. Взаимодействие национальной и этнической культур при определенных условиях может доходить почти до разрыва (как это было в русской культуре). Изучение массовой культуры начните с понятий «масса», сущностных признаков «человека-массы» и массового сознания. В этом вопросе можно выделить ряд проблем, по которым рекомендуем сделать самостоятельные сообщения: - технологические и социальные факторы формирования массовой - массовая культура в системе рыночного хозяйства; - массовая культура и личность; - философские основы массовой культуры; В качестве антипода массовой культуре выделяют элитарную культуру. Внутри национальных культур выделяют субкультуры. При подготовке по данному вопросу следует включить следующие проблемы: причины возникновения, отличительные черты, специфика субкультур. В качестве оппозиции господствующей культуре выступает контркультура. В чем различия субкультуры от контркультуры? При каком условии контркультура превращается в антикультуру? Играют ли определенную роль субкультура и контркультура в динамике культуры? Ваш ответ будет неполным, если вы не подготовите материал о западных и российских моделях молодежных суб- и контркультур. Обратите внимание на их функцию и направления. Знакомство с морфологией культуры позволяет сделать следующие выводы: - общепринятого определения культурных форм нет в культурологии; - существуют различные их классификации; - культурные формы чрезвычайно разнообразны и многочисленны, как и сами определения культуры; - среди культурных форм можно выделить более крупные типы и формы меньшего «ранга», занимающие отдельные «подобласти» культурного пространства.
Вопросы для самопроверки
1. Как соотносятся духовная и материальная культура? 2. Что понимается под элитарной культурой? Чем вызвано появление элитарной культуры? 3. Как соотносятся понятие «народ» и «масса»? Проанализируйте влияние массовой культуры на национальную и этническую. 4. Что такое массовая культура? Приведите примеры в литературе, музыке, кино, театре, живописи. 5. Сопоставьте понятия культуры и контркультуры. Что такое контркультура? Всегда ли были контркультуры? 6.Объясните понятие субкультуры. Как соотносятся субкультура и контркультура?
Тема II Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|