Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мифология, религия, искусство и наука,





Как формы духовной культуры и ее основополагающие институты.

 

1. Миф как способ осмысления и форма освоения мира первобытного
человека. Миф в трактовке 3. Фрейда, К. Юнга, К. Леви-Строса и др. Мифы XX
века в науке, политике, искусстве.

2. Мифология и религия. Культурологический подход к сущности религии.
Особенности религиозного отношения к миру. Религия и культура.

3. Религия и наука. Этапы становления научной картины мира и ее отличие
от религиозной. Наука и культура.

4. Искусство как сфера художественной деятельности и его отличие от
религии и науки. Религиозное искусство. Роль искусства в культуре.

Список литературы

 

Основная литература

1.Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Е. Попова. - М.,1996. С.89-95(Iв).

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Часть И. - М.,1997. С.157-164(Iв); С.164-179(IIв); С.192-196(IIIв); С. 189-192(IVb).

3. Кармин А.С. Культурология. - СПб, 2001. С.319-341, 346-351(IIв); С.390-394,401-424, 441-443(IIIв); С.607-608, 635-643(IIIв).

4. Культурология. Курс лекций / Под ред. проф. Радугина А.А. - М.: "Центр", 1997. С.65-69(IVв).

5. Культурология. Учебник для студентов технических вузов / Под ред. БагдасарьянН.Г. -М.: "Высшаяшкола"Д998. С.158-159,170-174(IVв); С.178-192(IIIв).

 

6. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. Учебное пособие для вузов. -М., 2001. С.167-169, 171-172(IIв);С.183-186(IIIв);С.189-192(IVв).

7. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. - М., 1994. С. 49-54, 63-67(IIв).

8. Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. Гл. 7, 9,10.

 

 

Дополнительная литература

 

1. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998. С. 15-18(IIIв).

2. Гуревич П.С. Мифология наших дней. // Свободная мысль. 1992. № 11(Iв).

3. Культура, нравственность, религия. Материалы круглого стола. // Вопросы философии. 1989. № 11.

4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

5. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. / Под ред. С. А.
Токраева. - М., 1991-1992. (Статьи «Мифология» - Т. I. С. 11-20 и

«Религия и мифология» - Т. И. С. 376-378).

6. Наука, техника, культура: проблема гуманизации и социальной ответственности. // Вопросы философии. 1989. № 1.

7. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1998. С. 67-73(Iв).

8. Розин В.М. Культурология. - М., 1998. С. 109-115(Iв).

 

9. http://www.countries.ru/library/mif/ (Iв)

 

10. http://www.countries.ru/library/mif/mifobr.htm (IIв)

 

11. http://www.countries.ru/library/religio/relcult.htm (IIв)

 

12. http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/ECCE/RSL/RSL_6.HTM (IIIв)

 

13. http://www.countries.ru/library/science/index.htm (IIIв)

 

14. http://www.countries.ru/library/theory/art.htm (IVв)

 

Методические рекомендации

 

Восприятие человеком мира может происходить через интуитивное, эмоционально-чувственное и рациональное сознание. Им соответствуют такие формы духовной культуры как вера, искусство, наука.

Исторически первой формой области духовной жизни была мифология. Она представляла основной способ понимания мира в первобытном обществе. В чем специфика мифологического восприятия и освоения мира? Какую функцию играл миф в жизни архаического человека? Как отличается отношение к мифу современного человека?

Общепринятой теории мифа до сих пор нет, поэтому необходимо познакомиться с самыми известными из выдвигавшихся гипотез. В XX веке наметился отход от представлений о мифе как ошибочном способе объяснения

явлений. Выделяется психологическая школа (Л. Леви-Брюль, 3. Фрейд, К. Юнг), представители которой считали, что в основе мифотворчества лежат особенности мировосприятия первобытного человека.

Большой вклад в изучение сущности мифотворчества внес структурализм (Б. Малиновский, К. Леви-Строс).

Познакомившись с этими теориями, сделайте выводы о своеобразии и роли мифа.

Мифология как специфический способ мышления доминировал в архаических культурах, но его черты характерны и для других культур.

Мифы используются различными религиозными системами, в области политической идеологии, массовом сознании и искусстве. В чем вы видите силу и слабость мифологического восприятия мира? Почему мифы, несмотря на развитие науки, образования, рациональных форм мышления продолжают существовать во всякой культуре? В чем преимущество мифологии перед религией и наукой?

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом, но все более выступает уже как автономная область культуры. Религия не может быть противопоставлена, ни отождествлена с мифологией, потому что различны источники мифа и религии. Необходимо, прежде всего, уяснить сущность религии, дать ей определение. При этом следует помнить о культурологическом подходе, изучая данный феномен культуры. В этом контексте важно уяснить особенность религиозного отношения к миру. Лучше всего это сделать в сопоставлении с научным и соотношении сакрального и светского. Каковы отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры? Религиозного и светского в культуре?

Другим аспектом проблемы должно стать уяснение места религии в системе культуры, ее связи с искусством. Обратите внимание, что социальные корни у искусства, религии были различными. Прокомментируйте следующие два взгляда на соотношение религии и культуры: "вся культура из храма" (Дж. Фрэзер) и религия возникает "лишь во тьме невежества, нужды, беспомощности, некультурности". (Л. Фейербах).

Искусство - очень сложное, многомерное и полифункциональное явление. В культурологии оно означает сферу художественной деятельности и ее продуктов. Следует, прежде всего, уяснить чем отличается искусство от. других форм культуры (религии, науки) и ее особую роль в культуре. Для уяснения последнего следует познакомиться с функциями и характерными чертами искусства. В чем отличие художественного восприятия мира от научного?

Развитие искусства происходит в рамках динамических изменении всей культуры, Оно исторично. Значит ли это, что искусство является скопищем музейных экспонатов?

Сложными являются взаимоотношения искусства и общества. Искусство личностно с одной стороны, но художник творит для людей - с другой. Является

ли оно иллюстратором различных идей (политических, религиозных, идеологических) или искусство самодостаточный феномен?

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Она может быть конструктивной и деструктивной. На конкретных примерах покажите эти два варианта влияния на человека, общество. Попытайтесь определить пределы влияния искусства на человека.

Приступая к изучению такого феномена культуры, как наука, следует обратить внимание на особенности духовной деятельности человека в этой области, при этом следует уяснить следующие проблемы:

- предмет и методы изучения;

- специфику научного познания и особенности научного знания;

- социальную функцию науки и ее социокультурные ориентиры;

- особенности науки как культурного явления;

Место, роль и своеобразие науки в системе культуры раскрываются через постановку следующих проблем:

1 ценности науки и культуры, суть их противоречия;

2 влияние науки на духовное развитие человека;

3 идея прогресса и место человека в нем;

4 особенности влияния науки на развитие культуры и цивилизацию
Совпадает ли вектор этого влияния?

1 соотношение науки с религией, моралью, художественной культурой.

Является ли современная культура гармоничной и сбалансированной и почему?

В культуре эти формы духовной деятельности не изолированы, происходит их взаимодействие и проникновение. Многие явления культуры могут быть поняты на стыках религии и искусства, науки и искусства и т.д.

Вопросы для самопроверки

1. Чем являлся миф для архаического человека? Как действует мифологическое сознание?

2. Может ли культура обойтись без мифологии?

3. Какова специфика культурологического изучения религии и науки?

4. Объясните причины того, что религия не исчезает с появлением возрастанием научного знания.

5. Как соотносятся искусство и мифология?

6. В чем специфика художественной картины мира?

7. Сопоставьте художественное и научное познание?

8. Что такое религиозное искусство?

9. Что общего и каковы различия художественного образа и научной идеи?

10.Можно ли говорить о прогрессе в искусстве?

11. Каковы этапы становления научной картины мира?

12.Какова роль наук в развитии культуры?

13.Что для общества имеет большее значение: торжество истины или добро?

14.Почему французский ученый Мерсье считает современную науку агрессивной?

15.Почему Н. Бор предлагал «взвешивать истину на весах человечности»? 16. Какие теории возникновения искусства вы знаете?

 

 

Тема III

Культура и история.

1. Культура и цивилизация. Культурно-исторические типы цивилизаций.

2. Сущность, формы и результаты взаимодействия культур. Проблема "Запад-Восток".

3. Русские мыслители о месте и роли России в системе мировой цивилизации.

4. Конец XX - начало XXI вв и контуры общечеловеческой парадигмы в культуре.

Список литературы

 

Основная литература

 

1. Амелина Е. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня // Общественные науки и современность.-1992.- № 2.- С. 94-102(Iв).

2. Грюнебаум Г.Э. Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. - М, 1998. С. 494-499.

3. Гуревич П.С. Культурология. - М., 2002. - С.54-76(Iв), С.94-109(IIв), С.187- 192(IVв).

4. Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультурных оснований Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов.- М., 1998- С. 246-255(IIв). 1

5. Ерасов Б. С. Цивилизационные измерения модернизации. Кон- симбиоза, конфликта и синтеза культур Запада и Востока. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. - М., 1998.-С. 484-492(IVв).

6. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - М.,

2001.-С. 36-40(Iв).

7. Культурология. XX век: Словарь. - СПб., 1 997. - С. 524-526.

8. Культурология. - М: Знание, 1993. - С. 20-25(Iв).

9. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д., 2000.- С. 114-1 24(I-IIв); С.347-367(IIIв).

10.Культурология. Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М., 2001. - С. 197-214; 461-484(Iв).

11. Левяш И.Я. Культурология. - Минск, 1998. - С. -16-25(Iв); С.409-435, 440-443(IIв) С.435-440, 443-444(IVв).

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.-С. 76-98(Iв).

 

 

Дополнительная литература

1. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1999. - С. 403-407(Iв).

2. Гавел П. Конфликт цивилизаций - одно из представлений о будущем. Как ему
воспрепятствовать? //Новое время. - 1995. T.IV - С. 43-45(IVв).

3. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994.- С. 228-247.

4. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. - М., 1993.- С. 12-22(IIIв).

5. Семенникова ЛИ. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1995.- С.47-56, 61-68(IIIв); С.81-88(ГУв); С.100-109(IVв).

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис.- 1994.-№1-С.47-56, 61-68(IIв); С.81-88(IVв); С.100-109(IIIв).

 

6. http://www.countries.ru/library/civilis/index.htm (Iв)

 

7. http://www.countries.ru/library/methoda/pr3.htm (IIв)

 

8. http://www.countries.ru/library/methoda/novg_cult.doc (IIIв)

 

Методические рекомендации

Приступая к изучению типов культуры, помните, что в основу типологизации культуры часто закладываются разные принципы: _ хозяйственный, формационный, социальный, политический, исторический и т.д.

Выше перечисленные принципы имеют право на существование, но они относятся к сфере других дисциплин.

Культурология, как отмечалось ранее, рассматривает культуру как целостную систему. Следовательно, в основу типологии культуры должен быть заложен

принцип, позволяющий выделить типы по каким-то основополагающим принципам, фундаменту или идейно-смысловому ядру культуры. В истории культурологии такие попытки предпринимались некоторыми мыслителями. Здесь следует выделить концепции типов культур просветителя XVIII в. Гердера, философов XIX в. Гегеля, Маркса. Все перечисленные типологии сделали привычным взгляд на историю человечества как на однолинейный прогресс, в авангарде которого находится Запад. Такой подход стали выражать понятием "европоцентризм". Проблема типологии культуры оказалась тесно связанной с концепцией истории культуры.

Со второй пол. XIX в. - нач. XX в. появились концепции типов культур Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, А.Сорокина, в которых, наряду с разработкой проблем типологии, отрицается идея одно линейности развития, культур и утверждается взгляд на самобытность и замкнутость культур. Под " воздействием каких наук утверждаются подобные взгляды? Возможно ли подходить с оценочными мерками к разным культурам, подразделяя их на "лучших" и "худших"? Совместимы ли понятия "замкнутые культуры" и "общемировой процесс"?

При изучении литературы, касающейся проблемы историко-культурных типов, столкнетесь с понятием "цивилизация". Для его уяснения следует обратиться к терминологическому словарю и рекомендованной литературе. Сопоставьте данное понятие с понятием "культура". Ознакомьтесь с основными теориями цивилизации. При этом обратите внимание на неоднозначность оценки цивилизации: с одной стороны, она выступает как более высокая ступень, которой предшествует варварство; с другой, согласно Шпенглеру, это упадок культуры. Как понимает марксизм сущность цивилизации? Какова современная трактовка антитезы "культура - цивилизация"?

Идея единства мировой истории и культуры вновь появилась в сер. XX в. в теории "осевого времени" немецкого философа К.Ясперса. У истока современных историко-типологических представлений о культуре стоит М.Вебер. Суммируя все позитивное, что содержится в различных периодизациях и типологиях культуры, выработанных за последние полтора столетия, современная наука выделяет ряд исторических этапов и типов культур. Определите соотношение понятий "культура - цивилизация", основные теории и концепции цивилизаций.

Сущность формы и результаты взаимодействия культур. Культуры тесным образом взаимодействуют друг с другом. Избежать процесса взаимосвязи разных культур невозможно. Поэтому необходимо поговорить о диалоге разных культур, как они взаимодействуют между собой. Уясните в чем сущность аккультурации и обратите внимание на следующие проблемы: области и уровни культурного взаимодействия; специфика и механизмы межкультурных контактов, миграция людей, предметов, идей; открытость и изоляция как возможные варианты поведения участников взаимодействия;

аккультурация как форма культурной инновации. Процесс взаимодействия культур имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Каковы их причины? Как избежать отрицательных последствии влияния других культур, чтобы их "встреча" приводила исключительно к взаимообогащению?

Запад и Восток в системе мировой цивилизации. На протяжении всей своей истории человеческая цивилизация находилась между двумя культурными полюсами: Западом и Востоком. В культуралогии эти две категории рассматриваются не как географические, а как культурно-исторические понятия. Эти два своеобразных культурных мира основаны на несовместимых принципах. В области экономических отношений, политического строя, менталитета, психологии и образа жизни. Парадигмы Востока: религиозная, духовная, геоцентрическая, консервативная, "идеалистическая", монархическая. Парадигмы Запада: антидуховная, атеистическая, материалистическая, антропоцентрическая, гуманистическая, протестантская, либеральная, республиканская, модернистская... Обратите внимание на проблему: человек -природа - общество в восточной и западной культурах!

Разделение человечества на две культурные системы Запад и Восток осуществилось на определенном историческом этапе. Уясните для себя время, место, предпосылки формирования Западной культуры.

Обратите внимание на основные различия между Западом и Востоком: в исторической динамике, в месте и роли личности, в ее отноношении с миром и природой, а так же ценностных ориентациях;

 

в структурных характеристиках культуры.

Многие исследователи говорят о "бинарности", "двоецинтрии" русской культуры. Эти два противоположных начала символизирует Восток и Запад.

Россия, занимая пограничное положение, постоянно испытывала их влияние; происходило взаимопроникновение черт обеих цивилизации. Первая рефлексия.

Роль России в мировом культурно-историческом движении осуществлена П.Я. Чаадаевым в "Философских письмах". Как он оценивает место России в мировой культуре? Проблема поставленная Чаадаевым вызвало противоречивое отношение к западной культуре в России. На каких позициях по этому вопросу находились славянофилы и российское западничество? Чем отличался культурно-исторический тип от других культур и каковы его перспективы в концепции Н.Данилевского? В.Соловьев о мессианском предназначении России? Различные проблемы русской культуры поставлены в творчестве Н.Бердяева, где получили отражение следующие вопросы: особенность русского характера и культуры; о судьбах реформ в России и т.д. Какой выход для России видит Н.Бердяев?

Дискуссия по поводу цивилизационной сущности России была продолжена в XX в. в концепции "евразийства". Какую роль сыграли Запад и Восток судьбах России? Какую позицию по отношению к ним должна занять Россия по их мнению? Интересна в рамках этого вопроса и точка зрения Г.В.Плеханова. Какую роль, по его мнению, сыграло в судьбе страны "срединное положение" России? Как современные исследователи оценивают такое положение России для судеб мировой цивилизации?

Современная культура многолика. Для нее характерны две важные особенности: культурная экспансия Запада, ведущая к универсализации культур, и, с другой стороны, борьба за культурную автономию и самобытничество незападных цивилизаций перед лицом "модернизации" и "вестарнизации".Космополитизм и идея конвергенции стали отражением процесса сближения культур. С конца XX в. культурная универсализация все чаще характеризуется как глобализация. Это понятие имеет два основных значения. Познакомьтесь с ними. На какие позитивные и негативные стороны этого процесса обращают внимание исследователи современной культуры, что включают в понятие «белая» и «черная» глобализация?

Сохранение культурного своеобразия в современном обществе является источником конфликтов в межкультурном взаимодействии. Познакомьтесь с концепцией "столкновения цивилизаций" С.Хантингтона. Опираясь на литературу ответьте на вопросы: есть ли культурный вектор истории и куда он направлен? Что ждет человечество: конвергенция или дивергенция? Возможны ли диалог культуры, метакультуры? Каковы современные представления об этой проблеме?

Вопросы для самопроверки

1. Какие типы культур вам известны?

2. Чем отличается восточные и западные культуры другот друга?

3. Согласны ли Вы с утверждением Р.Киплинга о том, что "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись..."? Обоснуйте свой ответ.

4. Возможна ли единая всемирная культура и цивилизация?

5. Каковы причины становления единой глобальной культуры?

6. Что ожидает в ближайшем будущем человечество - сближение или сталкновений цивилизации?^ороснуйте свой ответ.

7. Как оценивает Чаадаев'мёсто России в мировой культуре?

8. В чем отличие между западниками и славянофилами в вопросе о месте
России в мировой истории и культуре?

9. На какой основе разработана теория культурно-исторических типов
Данилевского? Против какого подхода в типологии культур была направлена концепция Данилевского? Кто является последователем Данилевского в рамках теории локальных культур? Чем отличается славянский культурно-исторический тип от других культур?

10. Чем отличается концепция В.Соловьева от концепции Данилевского относительно истории человечества? Сколько и какие типы исторических ступений цивилизации выделяет В.Соловьев? К чему ведет исторический процесс по Соловьеву? В чем суть концепции "русской идеи" В.Соловьева? Какие черты русского национального характера определяют его мессианскую роль в истории?

11. Отчего, по Бердяеву, зависят особенности национального менталитета? В чем видел Бердяев особенность русского характера и культуры? В чем корень противоречий в русском характере? Чем объясняет Бердяев конфликтность и прерывность в русской культуре? Какие этапы в истории русской культуры выделяет Бердяев? Почему в России безуспешны попытки реформ по Бердяеву? Какой выход для России видит Бердяев?

12. Что вы знаете об историко-культуралогической концепции "евразийства"?
Какую роль сыграли Запад и Восток в судьбах России? Какую позицию по отношению к ним должна занять Россия?

О контрольной работе

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.