|
Предмет культурологии как науки о культуреНа Земле одновременно соседствует множество культур. С одной стороны, они имеют общие характеристики, с другой – различия, самобытность, национальные особенности, неповторимую индивидуальность. Вопросами изучения многообразия культур, их уникальностью и несхожестью занимается специальная наука – культурология. Культурология – молодая в России наука и актуальность этого предмета обусловлена прежде всего возрастанием роли гуманитарного знания. На протяжении веков науки технического профиля постоянно сравнивались с человековедческими науками. И нередко пальма первенства отдавалась точным наукам, особенно технического профиля. Когда же речь заходила о постижении человека, человечества, общества, культуры, человеческого духа, то складывалось впечатление, что гуманитарные науки менее важны для социальной динамики, не всегда конкретны и доказательны. Между тем культурные ценности необходимы для человечества в целом, для общества и отдельного человека. Как же соотносятся человек и культура? Возможна ли культура без человека, а человек – без культуры? Согласно самой известной точке зрения, культура есть совокупный результат человеческой деятельности, средство передачи информации последующим поколениям. По уровню культуры можно дать оценку развития общества, что могут сделать и другие гуманитарные науки. Но изучение общества через его культуру актуально, так как одних экономических и политических характеристик недостаточно для понимания сложных явлений и процессов, происходящих в материальной и духовной сферах общества. Подход к научному пониманию и осмыслению этих процессов через культуру помогает осознать важность таких явлений общественного сознания (которое технократическое мышление отодвигает в сторону или даже отвергает) как искусство, литература, философия, религия и главное – познать самого человека и его духовные ценности. Уровень развития человека определяется не только степенью овладения профессиональными навыками, но и степенью приобщения человека к духовному наследию прошлого и настоящего. Анализ преобладающих в обществе духовных ценностей позволяет определить степень развития общества, его состояние, понять, почему уровень его развития таков, какой он есть, а не иной, почему общество живет так, а не иначе. Конечно, нельзя впадать в крайность и определять уровень развития общества, прогнозировать возможности его развития только через степень приобщения его членов к культурным ценностям. Общество – не набор стандартных личностей, живущих по определенно заданной программе, а значительно более сложный организм. На уровень развития человека влияют различные факторы: образование, среда обитания, место жительства и работы, социальное происхождение, национальные традиции и т.д. Рассматривая культуру как общественное явление, можно с достаточно высокой степенью объективности объяснить многие процессы духовной, социальной и политической жизни. В свою очередь эти процессы влияют и в немалой степени определяют другие процессы, происходящие в человеческом обществе. Выявление комплекса взаимосвязанных культурных явлений с другими позволяет систематизировать, классифицировать и упорядочить все многообразие форм человеческой деятельности. Особенность культурологии заключается в том, что изучение истории общества связано с изучением его культуры через мир истории искусства, литературы, философии, филологии, права, архитектуры и т.д. от возникновения до современного состояния. Она позволяет осмыслить созданную человеком материальную и духовную культуру, приоткрыть глубину человеческих пристрастий в конкретный исторический период. Мало создать высокий уровень культуры – важно, чтобы он охватывал не только элитарные слои общества, но и как можно более широкие его круги. В противном случае возникает огромный разрыв между созданными культурными ценностями и возможностями их освоения, что в значительной степени определяется условиями, господствующими в обществе. В современный период интерес к феномену культуры определяется многими обстоятельствами. Стремительно развивающиеся преобразования социальных институтов, окружающей среды, бытового уклада требуют оценки познаний культур прошлого, настоящего и грядущего будущего. С этой точки зрения в культуре заложен мощный потенциальный заряд, импульс как положительный, так и отрицательный. Культура может выступить как фактор творческого жизнестроения и жизнеутверждения, как неиссякаемый источник общественных инноваций, как способ человеческой самореализации, как средство, дающее новые неистощимые импульсы. Однако все это может оказать как позитивное, так и негативное воздействие на процесс общественного развития и на самого человека. И здесь многое зависит от того, какую цель преследуют человечество, цивилизация, страна, люди и действующие экономические, социальные и политические институты. Представляется, что современное человечество на рубеже второго и третьего тысячелетий встало перед альтернативой выбора пути развития, который в немалой степени будет определять политические и экономические элиты общества. Актуальность ситуации состоит в ответе на вопросы: будут ли привлечены к участию в прогнозировании тенденций развития ученые и общественность или этот процесс будет определять узкая элитарная прослойка общества? Отсюда обостренный интерес к культуре как фактору социально–политического развития. Ученые все чаще приходят к убеждению, что именно духовные черты конкретной цивилизации, общества, региона, страны влияют на социально–историческую динамику развития. ХХ век показал радикальность и неотвратимость происходящих перемен. Однако не все перемены в одинаковой степени воспринимаются сознанием конкретного человека: одни воспринимаются как нечто чуждое его собственным устремлениям, целям и задачам, другие – как нечто от его природы, и они как бы являются выражением его собственного "Я". В результате возникает гармония или разрыв между субъективным самочувствием реального индивида и реальным, зачастую обезличенным и безадресным, потоком культурных инноваций. Человек пытается понять: почему имеют место новые явления, рождаются новые традиции? к чему могут привести новые явления в культуре? почему последствия культурных акций носят нередко непредсказуемый характер? каковым может оказаться конечный результат развития современного цивилизованного человеческого общества? Примером может служить разрушение экологической среды (истончение озонового слоя Земли, сокращение лесных массивов планеты, загрязнение водоемов и т.д. – все это плоды человеческой деятельности и результат губительной культурной практики). Человек не хотел ждать милостей от природы и видел свою задачу в том, чтобы как можно больше брать у нее. В результате была нарушена гармония в отношениях между природой и человеком. Актуальной проблемой остается такой важный аспект, как соотношение "культуры и общества" или "культуры и истории". Что принесет культуре и обществу поступательное движение истории? В проблеме "культура и общество" важным аспектом было и остается соотношение накопленных знаний и динамики социальных перемен. Эта проблема чрезвычайно важна для современной России. И, как представляется, здесь чрезвычайно важно проследить закономерность связи выявленного потенциала культуры (с его внутренними резервами, накопленным опытом использования и возможностью его активизации) с динамикой социальной жизни. Сам термин "культурология" (для обозначения науки о культуре) введен в российские исследования о культуре в начале 90–х гг. ХХ в. Он включает в себя концептуальные проблемы теории и истории культуры, а также специальных наук о различных типах, формах, видах и явлениях культуры и культурной жизнедеятельности человека. В мировой науке не существует однозначного признания культурологии в качестве целостной единой науки о культуре как общественном явлении. С 1871 г., когда было дано "первое научное определение культуры английским этнографом Э.Б. Тайлором, в исследовании культуры сосуществуют три ведущих направления: 1) философия культуры как часть философии; 2) блок наук о культуре: этнология, этнография, культурология, антропология и другие; 3) культурология как единая наука, включающая теорию и историю культуры. В последнем значении культурология начинает широко развиваться в нашей стране с 1991 г. Предметом культурологии является изучение культуры как конкретно–исторической системы создания, сохранения, распределенияния, обмена и потребления материальных и духовных ценностей"[2][1]. Само понятие "культура" (cultura) служит для обозначения многомерного общественно-исторического явления. Этот термин введен в научный оборот древнеримским политическим деятелем, оратором и философом Марком Туллием Цицероном в 45 г. до н.э. в труде "Тускуланские беседы". У Цицерона речь идет о философии как о "культуре ума" (в смысле "возделывания ума", обработки духовных способностей человека).
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|