|
Возникновение ранних форм культурыВозникновение культуры было не единовременным актом, а длительным эволюционным процессом, не имеющим точной даты зарождения. Об истории культуры можно судить по памятникам материальной культуры, дошедшим до наших дней, но они молчат. Поэтому ученые археологи, этнографы, этнологи, антропологи, психологи могут только делать предположения, проводить сравнения с аналогами. Вместе с тем, имеются, пожалуй, неопровержимые свидетельства, которые дошли до нас от далеких цивилизаций, – это письменные источники, в которых цивилизованные народы рассказывают о "варварах", которые доставляли им немало неприятностей. Поэтому время, о котором нет письменных источников, ученые называют доисторией, а время, о котором "мы располагаем документальными данными", относят к истории. Однако исключать дописьменный период из истории культуры нельзя, поскольку в то время были заложены основы культурного бытия человека. Как отмечал немецкий философ К. Ясперс, "доистория – это время, когда произошло становление человеческой природы", история же "возникает лишь там, гдеесть осознание истории, традиция, документация, осмысление своих корней и происходящих событий"[21][3]. В дописьменный период происходит становление человека разумного (Homo sapiens), способного к абстрактному постижению мира, созидательной и разрушительной деятельности, то есть к созданию своей человеческой среды. У всех народов появилась возможность устной передачи информации с помощью живой речи. В дописьменный период формируется ментальность человека, которая претерпит изменения, но в своих основных чертах сохранится во все эпохи вплоть до современной. Безусловно, менталитет народов Западной Европы и Северной Америки и менталитет народов Азии, Африки и Латинской Америки имеет существенные различия, хотя исходная точка развития этих народов была одна – доисторическое общество и его ментальность. В доисторический период: · формируется психика человека, основы человеческого общежития и такие его качества, как коллективизм и умение уживаться с соседями; · вырабатываются навыки пользования орудиями; · появляется живая речь, · создается определенный вид обрядности, ритуал, с упорядоченной системой действий. Человек осваивает систему навыков, которая передается от одного поколения к другому и которую можно назвать передачей социального опыта. Иначе человек не научился бы осознанно пользоваться орудиями и огнем, строить жилье и совершенствовать среду своей жизнедеятельности. В науке сегодня первобытная эпоха человечества, древнейший его период, называют каменнымвеком. Приблизительные хронологические границы каменного века охватывают период, верхняя и нижняя планка которых проходит примерно свыше 2 млн – 6 тыс. лет назад (в отдельных районах Земли каменный век закончился значительно позднее – даже в наше время встречаются отдельные племена, живущие в каменном веке)[22][4]. В каменный век орудия труда и оружие изготавливались в основном из камня, дерева и кости. В эпоху палеолита человек научился изготавливать десятки типов каменных, костяных и деревянных орудий, строить искусственные жилища, стал прикрывать тело шкурами животных (появилась примитивная одежда). Наконец, первобытный человек овладел огнем, то есть научился не только пользоваться природными загораниями, но и добывать огонь. В конце палеолита появились вкладыши из кремневых пластинок, украшения из рога и кости. Были изобретены рыболовный крючок, гарпун, игла, нож, жировой светильник с фитилем. В результате палеолитической революции сложилось антропологическое, психофизиологическое, психосоциальное и духовное единство человека. В тот период формируются такие элементы деятельности человека, которые можно охарактеризовать как культурные. Считается, что "культура рождается в конце древнего каменного века как целостная система, тогда как в антропогенезе можно говорить только об отдельных зонах культурного поведения"[23][5]. Материалы о культуре каменного века группируются по так называемым археологическим культурам: · ориньякская культура (30-19 тыс. до н.э.) позднего палеолита (название по пещере Ориньяк во Франции); · солюстрейская культура (18-15 тыс. до н.э.) позднего палеолита, известная по археологическим находкам во Франции и на севере Испании (название по стоянке Солюстре во Франции); · мадленская культура (15-10 тыс. до н.э.) позднего палеолита (название по пещере Ла-Мадлен). Для перечисленных культур основой хозяйства являлись собирательство и охота, а для мадленской культуры еще и рыболовство. Наиболее яркий след в периоде верхнего палеолита (ориньяк, солюстре, мадлен) оставляет пещерная живопись. Она эволюционизирует от скромных отпечатков рук на краске, контурных рисунков до маленьких статуэток из бивня мамонта или мягкого камня. На дошедшей до нашего времени пещерной живописи мадленцев можно уже видеть изображения животных, человекообразных существ и даже людей. Встречаются скульптуры из глины со следами ударов копья. В пещере Монтсесиан (Франция) была найдена "израненная" глиняная фигура медведя без головы, а у ее ног – череп настоящего медведя. Знаменитые пещеры Альтамира (Испания) один из исследователей назвал "первобытной Сикстинской капеллой". На стенах и потолках пещер – многочисленные изображения как вырезанные, так и выполненные минеральными красками. Как правило, это изображения животных (оленей, бизонов, кабанов, диких коней, вымерших длинношерстных мамонтов, саблезубых тигров); изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, напоминающие скорее ритуальные маски, то есть мадленская живопись пещерных галерей носит в основном анималистический характер. В эпоху неолита стали изображать сцены из жизни первобытных людей – охоту, сражения, пляски, какие-то другие малопонятные обряды. Такие сложные композиции датируются приблизительно VI-V тыс. до н.э. Подобные памятники культуры открыты во многих регионах Земли – во Франции, в Испании, России (в Сибири и на Дону), Алжире (плато Тассилин-Аджер в Центральной Сахаре) и др. Психологическая организация Homo Sapiens, сложившаяся в нижнем палеолите и проявившаяся в языке, родовом устройстве, изобразительной деятельности, ритуалах, выводила первобытного человека из сложившегося на протяжении тысячелетий одного пракультурного типа в другой, с более высокой организацией культуры. Преобладающей производственной и хозяйственной основой деятельности была охота, что находило отражение в мироотношении, психическом складе, эстетическом мировосприятии. Поэтому можно говорить о возникновении примитивной цивилизации – охотничьей. Первобытный человек в значительной степени зависел от результатов охоты, хотя собирательство продолжало играть определенную роль в поддержании жизнедеятельности рода. Можно предполагать, что отношение человека к миру под влиянием роли охоты породило магию – "самую первую знаково-культурную систему организации психики и жизнедеятельности людей"[24][6]. Палеолитические изображения позволяют проследить различные стадии охоты – от подготовки к ней до появления и овладения добычей. Нельзя исключать, что создаваемые образы являлись "второй реальностью", которая воспринималась как подлинная. Рисунки, видимо, были не инсценировкой, а представлялись человеку вторичной реальностью. Весьма вероятно, что охотники не играли, а действовали. Что касается объекта воздействия, то он присутствовал – эту роль выполняло его изображение. На палеолитическом уровне развития у человека, очевидно, проявилось культовое сознание. Одной из древних его форм был фетишизм, поклонение предметам труда, животным, растениям, камням, огню, которые играли важную роль в жизни первобытного человека. Это был культ неодушевленных предметов – фетишей. Комплекс верований и обрядов первобытного общества связан с представлениями о родстве между группами людей и тотемом – видом животных, растений, реже явлений природы. Видимо, каждый род носил имя своего тотема, родоначальника племени. Его, как своего первопредка, прародителя, нельзя было убивать, потреблять в пищу. Животные, растения, явления природы становились священными предметами поклонения. У первобытных народов ритуал был тесно слит с мифом. Миф – это характерное для первобытного сознания отражение действительности, продукт коллективной человеческой фантазии. На определенной стадии исторического развития они существовали практически у всех народов мира. Мифы первобытных людей, судя по всему, находились в тесной связи с ранними формами религии, но их нельзя сводить только к ней. Скорее это можно характеризовать как попытку системного мировосприятия, поскольку мифы включали в себя зачатки не только религии, но и донаучных представлений человека о мире, разных формах искусства, прежде всего словесного. Можно предположить, что к числу древнейших принадлежат мифы о происхождении людей от животных и наоборот – животных от людей. Мифы о превращении людей в животных и растения известны едва ли не всем народам мира. Очень древними являются мифы о происхождении солнца, луны, звезд (солярные мифы, лунарные мифы, астральные мифы), о происхождении мира, вселенной (космогонические мифы) и человека (антропологические мифы). По одним мифологическим представлениям, мир создан богом – творцом, демиургом, великим колдуном и т.д., по другим – мир развился из некоего первобытного бесформенного состояния – хаоса, мрака, воды и т.д. Очень часто встречаются мифы о происхождении богов и людей, о чудесном рождении и смерти, о загробном мире, о конце мира. Мифотворчество можно рассматривать как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе миф представлял попытку осмысления первобытным человеком окружающего мира и самого себя. Причины возникновения мифов следует искать в присущем для того уровня культурно-историческом развитии мышления. Человек еще не выделил себя из окружающей среды и не отделил себя от эмоциональной сферы. Первобытный человек продолжал переносить на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь и человеческие чувства. То, что в научном анализе сегодня выступает как сходство, у наших предков в мифологическом объяснении выглядело как тождество. Содержание мифа мыслится первобытным сознанием вполне реальным, а различие между реальным и сверхъестественным не проводится. Для тех, среди кого миф возникал и бытовал, миф – это "правда", принятая предшествующими поколениями людей, "до них". Коллективный практический опыт накапливался многими поколениями и поэтому рассматривался как достаточно "надежный". Для всякого первобытного общества этот опыт был сосредоточен в мудрости предков, основывался на вере, которая не нуждалась в проверке. Таким образом, неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, эмоциональность первобытного мышления превращают мир в своеобразную символически-знаковую систему, в знаках которой воспринимался и описывался мир.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|