|
ЛЕКЦИЯ № 3. СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Систематическая типология культуры – метод познания, в основе которого лежит разделение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.
I.МОНОТИПОЛОГИИ. Этнографическая типология. Классификации: а/ антропологическая – классификация этносов по принадлежности к разным расам и антропологическм типам, выявление и обоснования объективно проявляющихся культурных различий. Раса – группа людей, родственных по происхождению, имеющих сходные физические признаки, общие древние и современные территории. б/ хозяйственно – культурный тип (М. Г. Левин, Н. М. Чебоксаров – 50-е гг. XX в.) – комплекс особенностей хозяйства и культуры народов, находящихся на одном уровне естественно – географических и социально – экономических условиях развития. Три подтипа: 1/Присваивающий – охота, собирательство, рыболовство; 2/Ручное земледелие (огородничество) и скотоводство (одомашнивание); 3/Пашенное земледелие – усовершенствованные сельскохозяйственные орудия с тягловой животной силой одомашненных животных.
2. Единая теория культуры (К. Ясперс) – вытекающая из единого происхождения человечества: Четыре гетерогенных периода: 1.«Прометеевская» эпоха: доистория человечества (до 5000 г. до н. э.). Становление основных конститутивных свойств человеческого бытия; формирование человека как вида со всеми его первичными склонностями и свойствами. «Существенное» в превращении доисторического человека в человека культуры: 1/ огонь и орудия; 2/ речь; 3/ самоформирование (например, «табу»…); 4/ образование устойчивых групп и сообществ; 5/ «Жизнемиф» (Г. Гачев): образное мышление как образ жизни. 2.Эпоха великих культур древности – одновременно в трех областях земного шара: а/ 4000 г. до н. э. – шумеро – вавилонская, египетская, эллинский мир; б/3000 г. до н. э. – доарийская культура Инда; в/ 2000 г. до н. э. – архаический мир Китая. Основные черты – письменность, специфическая технологическая рационализация. 3.«Осевое время»: эпоха духовного основоположения культур – «Восток – Запад». Около 500 лет до н. э. Резкий поворот в истории человечества – появление человека такого типа, какой сохраняется и по сей день. 4.«Научно – техническая эпоха»: создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии – XIX – XX вв.
II. БИНАРНЫЕ ТИПОЛОГИИ. Структуральня типология Ф. Ницше. В культуре выделяется два начала – «аполлоническое» (форма) и «дионисийское» (содержание) – как основа для типологии.
Наличие в культуре двух начал, с этой двойственностью связано поступательное движение культуры, как рождение стоит в зависимости от двух полов…» (Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки»). Гендерная типология. а/ матриархат и патриархат [И. Я. Баховен. (1815-1887). «Материнское право». 1861г.]. Матриархат. Естественное равенство людей, поскольку все они дети матерей и дети Матери – Земли. Важность жизни человека, счастье людей. Семья, основанная на материнском праве, имеет всеобщий характер, из которого исходит все развитие и который отличает материальную жизнь от высшей духовной. (Бахофен, с. 71). Патриархат. Деятельное начало – стремление к изменению природы, рациональное мышление, подчинение законам. Неравенство – принцип любимого (или старшего) сына. Семья, основанная на отцовском праве, замыкается в себе, становясь обособленной организацией. б/ Мужское и женское. [Л. Фробениус – (1873-1938)].
Женское и мужское играют равновеликую роль в жизнедеятельности человечества. Это две характеристики, имманентно присущие культуре в целом: стремление к стабильности и устойчивости и стремление к изменению, инновациям.
3.По господствующему типу хозяйственной деятельности: а/ Земледельческие – традиционные, природосообразные, восточные; б/ Индустриальные – техногенные, западные. 4.По географическому положению: а/ Открытые («экстравертные») – стремление к расширению пределов, взаимодействие; б/ Закрытые («интровертные») – творческая энергия обращена «вовнутрь»: исламские, индобуддийские цивилизации. III.ТРИНАРНЫЕ ТИПОЛОГИИ. 1.Тип хозяйствования: а/ сельскохозяйственный; Временной принцип б/ индустриальный; по Э. Тоффлеру - в/ постиндустриальный. тысячелетний. 2.Идеальные социокультурные типы (по М. Веберу): а/ Рациональный – правовой тип государства – закон, а не авторитет. б/ Традиционный – святость существующих обычаев и традиций. Патриархальная общность с господином во главе. в/ Эмоциональный - « харизма» - качество личности, позволяющее «харизматический» (дар) вдохновлять и увлекать людей за собой.
3.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТИПЫ: а/ тоталитарный – строй, в котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни. б/ авторитарный – управление страной доминирующей элитой, подавляющей оппозицию и прессу ради поддержания собственного благополучия и власти. в/ монархический – государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства и передается по наследству.
Лекция № 4. МИРОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ:
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|