Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







К.п.н. Дзюбан Валерий Валерьевич





Вышневолоцкий филиал

171158, Тверская область, город Вышний Волочек, Казанский проспект, д. 149

тел. 8 (48233) 63378, факс 8 (48233) 63378

voloc2006@rambler.ru

Автор и составитель:

К.п.н. Дзюбан Валерий Валерьевич

Факультет: Юридический

Специальность: 030501.65 Юриспруденция

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Культурология»

 

 

ГСЭ.Ф. Цикл общих гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

Федеральный компонент

 

Вышний Волочек 2009 г.

Утверждаю:

Декан юридического факультета

_____________/А.В. Николаев/

 

 

Дисциплина «Культурология»

Учебно-методический комплекспо специальности

030501.65 Юриспруденция

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Логика» разработан для студентов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция.

Учебно-методический комплекс составлен под руководством специалиста (консультанта) по УМР Дегтярева В.Б.

Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин» протокол от «_____»______________2009г. №_____, заведующий кафедрой «_________» к.п.н. С.Р. Бурмистрова.

Рекомендован Советом Вышневолоцкого филиала к внедрению в учебный процесс протокол от «_____»______________2009г. №_____, председатель совета директор филиала Арсеньева Е.В.

Утвержден деканом юридического факультета А.В. Николаевым

 

Составитель: к.п.н. Дзюбан Валерий Валерьевич

СОДЕРЖАНИЕ

  Пояснительная записка Стр. 4
  Выписка из рабочего учебного плана по дисциплине «Культурология» срок обучения 6 лет Стр.5
  Выписка из рабочего учебного плана по дисциплине «Культурология» срок обучения 4 года Стр.5
  Учебная программа Стр.6
  Планы семинарских занятий Стр.14
  Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Стр.16
  Тематика контрольных работ Стр.17
  Вопросы для экзамена (зачета) Стр.18
  Тест по дисциплине «Культурология» для самоаттестации студентов Стр.20
  Рекомендуемая литература Стр.33
  Краткий терминологический словарь Стр.34

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность курса «Культурология» обусловлена важностью изучения жизни общества и его субъектов с точки зрения существования, воспроизводства и потребления материальных и духовных ценностей.

Целью изучения курса является формирование у студентов глубоких знаний о сущности, содержании и тенденциях развития мировой и отечественной культуры, выработка у них умений и навыков использования этих знаний в повседневной теоретической и практической деятельности.

Для достижения этой цели предусматривается решение определенных учебных задач, связанных с раскрытием истории становления и развития мировой культуры, определением места и роли русской культуры в мировом культурологическом процессе, выявлением структуры и социальных функций культуры, особенностей ее развития в новых исторических условиях. Значительное место в программе уделено определению предмета и задач культурологии как науки, истории культурологической мысли в России и за рубежом, содержанию, особенностям и взаимосвязи различных культурологических теорий. Специальный раздел программы посвящен выявлению типов и форм культуры, их взаимосвязи. Программой предусмотрено изучение такой сложной, актуальной проблемы, как культура общения, поведения и видов деятельности. Завершается изучение культурологии анализом культуры личности.

Место курса в системе социально-гуманитарного образования. Курс культурологии является одной из базовых учебных дисциплин. Он ориентирован на формирование общей и профессиональной культуры студентов, выступает необходимым компонентом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Курс «Культурология» изучается разнообразными методами. В лекциях рассматривается традиционная и новая актуальная тематика, посвященная историческому развитию культуры как общественного явления, ее типологии, ведущим культурологическим концепциям и культуре основных субъектов общества. На семинарских занятиях у студентов вырабатываются навыки применения знаний о культуре к анализу реальных процессов жизни общества. Самостоятельная работа студентов нацелена на углубление знаний через непосредственное обращение к первоисточникам и учебной литературе.

Требования к уровню освоения содержания курса. Студент, прослушавший курс культурологии, должен:

иметь представление об историко-философских и социокультурных процессах формирования культурологического знания; о динамике возникновения, факторах, видах и формах развития культурной практики; о методологии анализа явлений культуры; о месте культурологии в системе социально-гуманитарного знания;

знать основные подходы к определению культуры, ее исторические типы и виды; возникновение, развитие и современное состояние отечественной культуры; содержание культуры поведения, общения и деятельности; особенности массовой и элитарной, народной и специализированной культуры, культуры основных субъектов общества; соотношение культуры и цивилизации, место и роль науки, информации, искусства, морали, религии и свободы совести, права, политики и экономики в функционировании культуры;

иметь навыки и уметь использовать язык, символы и коды культуры в практической жизнедеятельности, в культурном творчестве; применять категориальный аппарат культурологии к изучению культуры общества и его субъектов, к анализу индивидуально-личностной культуры с целью ее самосовершенствования.

 

2. ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Культурология»

Срок обучения 6 лет

ГСЭ.Ф. Цикл общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин

Федеральный компонент

Наименование курс семестр количество часов
Общая нормативная и фактическая трудоемкость      
Часов на самостоятельную работу студента      
Лекции      
Практические занятия      
Самостоятельная работа (контрольная работа, реферат)     контрольная работа
Форма аттестации     зачет

 

3. ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ««Культурология»

срок обучения 4 года

ГСЭ.Ф. Цикл общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин

Федеральный компонент

Наименование курс семестр количество часов
Общая нормативная и фактическая трудоемкость      
Часов на самостоятельную работу студента      
Лекции      
Практические занятия      
Самостоятельная работа (контрольная работа, реферат)     контрольная работа
Форма аттестации     зачет

 

  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Раздел I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Тема 2. Возникновение культурологической мысли

Тема 4. Идеи русской культурологической

Мысли и современность

Отличительные черты русской культурологической мысли. Ее связь с философией и художественной литературой, религиозная направленность, патриотизм и высокая степень политизации.

П. Я. Чаадаев и его значение для становления российского самосознания. Славянофильство и западничество как попытки самоопределения русской культуры.

Н. Я. Данилевский: панславизм и теория культурно-исторических типов. Человек и судьбы культуры в трудах Ф. М. Достоевского. Русская мифологическая школа (Ф. И. Буслаев): язык, миф и культура как основы становления человеческого общества. Историко-культурологические взгляды К. Д. Кавелина.

Социокультурные идеи русского западничества.

Религиозная культурологическая мысль в России (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. Ф. Флоренский, Н. Ф. Федоров, В. В. Розанов). «Вехи» и их значение в процессе самоосмысления русской культуры. Герменевтические идеи Г. Г. Шпета.

Н. А. Бердяев, Г. П. Федотов и их роль в развитии русской культурологии, осмыслении проблем общественного развития России. Л. Н. Толстой и проблема гуманизма русской культуры.

Культурология в России советского периода. Культурно-историческая психология (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Литературоведческое направление (Ю. Н. Тынянов, М. М. Бахтин). Культурологические исследования мифа и литературы древности (А. Ф. Лосев). Креативно-деятельностные концепции культуры (Э. В. Ильенков, А. И. Арнольдов, Н. С. Злобин). Историко-культурологическое направление (Д. С. Лихачев, П. П. Гайденко). Социокультурная теория А. С. Ахиезера и проблема специфики российской культуры.

Тенденции развития культурологической науки в России в XXI веке.

 

И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

Тема 6. Генезис культуры

Предпосылки возникновения культуры. Биогенный период в развитии культуры. Возникновение человека разумного как условие становления культуры. Первые материальные и духовные проявления культуры. Роль семьи, первобытной религии и искусства в формировании культуры. Синкретический характер первобытной культуры. Общественное разделение труда и его влияние на развитие культуры.

Памятники первобытной культуры. Культура в мифологической картине мира. Мифотворчество как важнейшее явление в культурной жизни человека.

Культура как научное понятие. Культура как одно из базовых определений человека. Культура как социальный процесс, как деятельность и поведение людей. Обыденное, философское, религиозное и научное определение культуры.

Культура как система человеческой деятельности и как система духовного производства. Культура как социальная память человечества. Открытость категории «культура».

 

Тема 17. Культура личности

Культура субъектов общества и культура личности. Культурологический статус личности в обществе. Воспитанность и образованность – сущностные характеристики культуры индивида и его положения в обществе. Личностная культура как мера усвоения действующей и прошлой культуры, степень и направленность участия личности в культурно-творческом процессе.

Человек как потребитель культуры. Возвышение потребностей человека и личностная культура. Мировоззрение и культура личности. Культурное творчество в мыслительной и практической деятельности человека.

Содержание и структура культуры личности. Физическая и духовная культура личности. Субъективное и объективное в индивидуальной культуре. Культура личности по видам общения, поведения и деятельности. Общая и профессиональная, светская и религиозная культура индивида. Типическое и индивидуально-личностное в культуре человека.

Показатели культуры современного человека: направленность и качество мировоззрения, интеллект, мера доминантности материальных и духовных ценностных ориентаций, участие социокультурном творчестве, единство нравственной и правовой регуляции, воспитанность, следование требованиям этикетов и др. Культура личности и ее цивилизованность. Тенденции формирования и проявления культуры у современного человека.

 

5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

(выполняются в классе)

Занятие 1.

Предмет культурологии, специфика культурологического знания.

1. Понятие культуры в культурологии, в обыденной жизни.

2. Назначение и функции культуры. Модели строения культуры.

3. Культурология и области ее практического применения.

Занятие 3.

Занятие 4.

Занятие 5.

Особенности развития российской культуры (цивилизации) в прошлом и настоящем.

1. Географические, исторические, этно-национальные, государственно-управленческие и иные особенности развития российской культуры.

2. Специфика динамики российской культуры. Славянофилы, западни -, ки, евразийцы о путях развития российской культуры.

3. Современные результаты взаимодействия культур российских народов.

Занятие 6.

Хозяйственная культура.

1. Структура хозяйственной культуры, ее культурный язык, духовные ценности, субъекты деятельности; связь с другими областями куль­туры и динамика развития.

2. Специфика развития динамики хозяйственной культуры России за последние 100 лет.

3. Особенности современных мировых процессов взаимодействия хо­зяйственных культур разных народов и стран.

Занятие 7.

Занятие 8.

Правовая культура.

1. Структура правовой культуры. Ее язык, духовные ценности, симво­лы, социальные нормы, субъекты деятельности; связь с другими об­ластями культурной практики и динамика развития.

2. Характер и роль правой регуляции в разных типах культур.

3. Особенности правового сознания в российской культуре.

Занятие 9.

Религиозная культура.

1. Структура религиозной культуры. Ее язык, духовные ценности, сим­волы, социальныенормы, субъекты деятельности;связь, с другими областями культурной практики и динамика развития.

2. Мировые религии. Религиозные секты в современном мире.

3. Роль православной религии в развитии русской и российской куль­туры. Значение других конфессий в развитии российской культуры.

 

Занятие 10.

Художественная культура.

1. Структура художественной культуры. Ее язык, духовные ценности, символы, социальные нормы, субъекты деятельности; связь с други­ми областями культурной практики и динамика развития.

2. Особенности развития художественной культуры в XX веке. Искусство «массовой культуры», молодежной культуры; компьютерное искусство.

3. Особенности развития искусства и художественной культуры рос­сийского общества за последние 100 лет.

Занятие 11.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

(Задание: выполнить контрольную работу по темам)

 

7. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1. Предмет и задачи культурологии как науки. Проблема метода в культурологии.

2. Взаимосвязь культурологии с другими науками. Культура как социальное явление: сущность, структура, функции.

3. Предпосылки возникновения культуры. Культура в мифологической картине мира.

4. Культура и религия. Культурологический смысл Святых писаний (Библии и Корана).

5. Роль православия в развитии русской духовной культуры. Социокультурный смысл науки.

6. Культурологическое содержание сциентизма и антисциентизма. Субкультуры в науке.

7. Культура и цивилизация. Дикость, варварство и цивилизация как ступени развития общества.

8. Развитие и гибель цивилизаций как социокультурный процесс. Взаимосвязь формационного, цивилизационного и культурологического подходов к развитию общества.

9. Взаимодействие национальных культур в современных условиях. Этническое, национальное и общечеловеческое начала в культуре гражданского общества.

10. Основные этапы развития культурологии. Проблемы культуры в философии жизни.

11. Культурологические взгляды О. Шпенглера. Социология культуры М. Вебера.

12. Социокультурная теория П. А. Сорокина. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги.

13. Психологическое и психоаналитическое направления в культурологии ХХ века (З. Фрейд, Э. Фромм). Научно-техническая революция и развитие культуры ХХ века.

14. Религиозное направление в современной культурологии. Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского.

15. Славянофильство и западничество в русской культурологической мысли. Человек и судьбы культуры в трудах Ф. М. Достоевского.

16. Проблемы культуры в русской религиозно-идеалистической философии. Особенности развития культурологии в России советского периода.

17. Проблема типологии культуры. Основания типологии культуры.

18. Античная культура: содержание и особенности. Основные черты древнегреческого искусства.

19. Памятники античной культуры и их значение для развития духовной культуры. Зрелище как специфическая черта римской культуры.

20. Европейская культура в эпоху средневековья. Развитие искусства в эпоху Возрождения.

21. Творчество Леонардо да Винчи и его влияние на развитие культуры Возрождения. Культурологические идеи Реформации.

22. Развитие культуры в эпоху Просвещения. Романтизм и реализм в культуре XIX века.

23. Особенности развития культуры в ХХ веке. Культура и глобальные проблемы современности.

24. Политическая культура личности и общества. Экономическая культура как социальный феномен.

25. Нравственная культура: сущность, содержание, современное состояние. Эстетическая культура.

26. Искусство как формы культуры. Роль различных видов искусства в развитии современной культуры.

27. Массовая и элитарная культура. Культура общения и ее роль в жизни современного общества.

28. Культурная сущность труда. Социокультурная обусловленность поведения человека.

29. Этикет и поведение человека. Памятники русской культуры и их роль в истории Российского государства.

30. Влияние литературы и искусства народов России на развитие мировой и отечественной культуры. Духовная культура современного российского общества: кризис или возрождение?

 

8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА (ЗАЧЕТА)

 

1. Культура как общественное явление, ее признаки и структура.

2. Основные подходы к определению культуры.

3. Культурология как наука, ее структура и функции.

4. Становление взглядов на культуру в древних обществах.

5. Идеи о культуре в средние века и эпоху Возрождения.

6. Возникновение культурологии как науки в Новое время.

7. Общая характеристика современных концепций культуры.

8. Возникновение и основные этапы развития идей о культуре в России.

9. Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского.

10. Философские концепции культуры (К. Хайдеггер, А. Шопенгауэр, К. Маркс, Э. Жильсон).

11. Исторические концепции культуры (А. Тойнби, Э. Тайлор, К. Ясперс).

12. Социологические концепции культуры (М. Вебер, А. Вебер, П. Сорокин).

13. Цивилизационные концепции культуры (О. Шпенглер, Э. Тайлор).

14. Игровые концепции культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет).

15. Психологические концепции культуры (З. Фрейд, Ж. Лакан, К. Юнг).

16. Возникновение культуры: факторы, способы и формы.

17. Общая типология культуры.

18. Историческая типология культуры.

19. Религиозная типология культуры.

20. Античная культура.

21. Культура средних веков.

22. Культура Возрождения и Реформации.

23. Культура Просвещения.

24. Европейская культура 19 века.

25. Современная культура: признаки и тенденции развития.

26. Отечественная культура и российская цивилизация.

27. Этническая культура.

28. Культура, наука и религия.

29. Искусство как форма культуры.

30. Нравственная культура общества и личности.

31. Культура поведения и общения. Этикет.

32. Культура личности.

 

9. ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ ДЛЯ САМОАТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ

(выполняется студентами самостоятельно для проверки своих знаний)

Тема вопросов: Культурология как наука и учебная дисциплина

В предмет культурологии не входит(-ят)...

a) нормативно-регулятивные механизмы, обеспечивающие коллективный характер жизнедеятельности людей

b) коммуникативно-знаковые средства, обеспечивающие передачу жизненного опыта

c) социально-воспроизводственные механизмы и средства, обеспечивающие коллективный характер жизнедеятельности людей

d) материальная база, обеспечивающая существование людей

К методам, направленным на понимание культурных явлений, не относится метод…

a) сравнительно-исторический

b) факторного анализа

c) типологизации

d) структурно-функциональный

Одной из исторических причин формирования культурологии как науки является(-ются) …

a) достижения в области науки и техники

b) появление новых научных специальностей

c) становление мультикультурной цивилизации

d) становление национальных государств

Научное (теоретическое) знание о культуре формируется…

a) в середине 50-х годов XIX века – начале XX века, с утверждением безоценочного понятия культуры

b) с появлением самого человека в условиях архаической культуры

c) в эпоху Средневековья, с распространением христианства

d) с появлением самого слова «cultura», примененного Цицероном

Дескриптивной функцией культурологии является …

a) определение перспектив развития культурных процессов

b) сравнение различных объектов культуры

c) описание основных культурных объектов

d) сведение к понятному

Вышневолоцкий филиал

171158, Тверская область, город Вышний Волочек, Казанский проспект, д. 149

тел. 8 (48233) 63378, факс 8 (48233) 63378

voloc2006@rambler.ru

Автор и составитель:

к.п.н. Дзюбан Валерий Валерьевич

Факультет: Юридический







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.