Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2.9. Культура на пороге третьего тысячелетия





Цель: знакомство с основными чертами современной мировой культуры.

Форма проведения: дискуссия

Вопросы к теме:

1.Проблема формирования планетарной цивилизации

2.Новые формы культуры на пороге третьего тысячелетия.

Литература: [1, с.272-302]; [3, с.364-384; 541-569]; [5, с.26-42, с..325-333, с. 354-359]; [6, с. 359-439]

технологическая карта самостоятельной работы студентов

и методические рекомендации по организации самостоятельной работы

 

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы Формы контроля  
Раздел 1. Теория культуры
Тема 1.1.Культурология как гуманитарная наука ХХ века. Предметная область. Методы исследования. 1. Подготовка к лекции. Используйте литературу   2.См. раздел 10.2. к теме 1.1.     Конспект текстов. 2.Сформулируйте Вашу позицию тезисно (письменно).  
Тема 1.2. Формирование понятия «культура». Становление культурологической мысли от античности до нашего времени. 1.См. раздел 10.2 к теме 1.2     2. Подготовка к лекции 1.Сформулируйте основные положения текста. 2.Участие в дискуссии на семинаре или самостоятельная работа см. раздел 7 №№7-8 (по выбору)
Тема 1.3. Культура как система 1. Подготовка к лекции по указанной теме. Используйте литературу [3,с. 95-106, c.11-120]; [7, с.19-33]; [8,с.140-168] 2. См. раздел 10.2 к теме 1.3. 1.Контрольная работа по теме «Культура как система». См. раздел 7 № № 9,15   2.Запишите в тетрадь для семинарских занятий тезисы Вашего ответа.  
Тема 1.4. Культура и природа. Стратегия культурной экологии 1.Подготовка к лекции, используя литературу [ 3, с.89-91]; [5, с.4-21]   Творческая работа по теме: см. раздел 7 № 12 или см. раздел 10.2. к теме 1.4.
Тема1.5. Динамика культуры. Типы культурных процессов. 1.См. раздел 10.2 к теме 1.5.     Подготовка к лекции 1. Запишите в тетрадь для семинарских занятий тезисы вашего ответа. 2.Выступление на семинаре или самостоятельная работа см. раздел 7 №14, 16, 19 (по выбору).
Тема 1.6. Историческая типология культуры 1. Подготовка к лекции. Используйте литературу [3, с. 141-164]; [8,c/ 46-57, c.222-232]   2.См. раздел 10.2 к теме 1.6 1.Контрольная работа по теме «Историческая типология культуры». См. раздел 7 №№17-19 (по выбору). 2.Выполните письменно анализ текста.  
Тема 1.7. Язык как модель культуры и носитель культурной информации 1.Подготовка к лекции     2.См. раздел 10.2 к теме 1.7. 2.Ответьте письменно на вопросы задания см. раздел 10.2.к теме 1.7.
Тема 1.8. Символическое пространство культуры 1.Подготовка к лекции. Используйте литературу[1,с.186-228,с 254-269]; [2, с.125-131], [5,208-212, 264-300]   2.См. раздел 10.2.к теме 1.8. 1.Творческая работа по теме: Символическое пространство культуры См. раздел 7 №№ 21-26 (по выбору).   2.Ответьте письменно на вопросы задания
     
Раздел 2. История культуры
Тема 2.1. Культура классического Древнего Востока 1.Подготовка к семинару «Культура классического Древнего Востока», используя литературу [2, с.46-74]; [3, с.185-196] [7, с.43-77] 2.Рекомендовано посещение музея Востока и Музея Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.   1.Коллоквиум на тему «Знаково-символические коды искусства» (по результатам посещения музеев).     2. Выполните письменно задания см. раздел 10.2 к теме 2.1.
  1. Подготовка к семинару 2.Рекомендовано посещение музея Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина 1. Участие в дискуссии или самостоятельная работа см. раздел 7 №№32. 2.См.10.2. к теме 2.2.
Тема 2.4. Западно-христианская цивилизация Средневековья 1. Подготовка к семинару «Западно-христианская цивилизация Средневековья», используя литературу (2 с.169-243,5 с.229-244, 244-257;5 с.367-376; 2.Рекомендовано посещение музея Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина 1.Участие в дискуссии или самостоятельная работа см. раздел 7 №№33-36(по выбору). 2. См. раздел 10.2. к теме 2.4.
Тема 2.5. Модель культуры Нового времени (Западная Европа и Россия) 1. Подготовка к семинару     2. .Рекомендовано посещение музея Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Третьяковской галереи. 1. Участие в дискуссии или самостоятельная работа см. раздел 7 №№ 37-39; 41-42. 2.См. раздел 10.2. к теме 2.5.
Тема 2.6. Культура ХХ века –смена культурной парадигмы 1. Подготовка к семинару   2.См раздел 10.2. к теме 2.6. 1 Участие в дискуссии или самостоятельная работа см. раздел 7 №№45-47. 2. Изложите тезисно Вашу позицию.
Тема 2.7. Отечественная культура ХХ века: достижения и потери. 1.Изучите материалы лекции «Отечественная культура ХХ века: достижения и потери», используя литературу [2, с..446-480]; [5,с.146-156] [7]; [13];[14];[27];[29];[37];[41] 2.Рекомендовано посещение Третьяковской галереи и музея Современной истории России.   3. см раздел 10.2. к теме 2.7. 1.Коллоквиум на тему: «Расцвет и закат советской культуры». Или эссе на тему «Русская эмиграция как феномен культуры». Или творческая работа на тему «Своеобразие русской культуры Серебряного века» Работы выполняются по выбору по результатам посещения галереи и музея. 3.Анализ текста см раздел10.2 к теме 2.7.
Тема 2.8. Культура на пороге третьего тысячелетия. 1.Подготовка к семинару   2. См. раздел 10.2. к теме 2.8. 1. Участие в дискуссии или самостоятельная работа см. раздел 7 №47-48. 2.См раздел 10.2. к теме 2.8. Письменно аргументируйте Вашу позицию.
     
     

 

Примечание: список музеев для посещения может быть расширен, приветствуется посещение консерватории и театров.

 

 

Тематика контрольных, самостоятельных работ и методические рекомендации по их выполнению

1.Понятие объекта, предмета и проблематики науки.

2.Становление представлений о предмете культурологи..

3.Система культурологических категорий.

4.Л. Уайт о становлении науки культурологии.

5.Становление культурологической мысли в России..

 

6.Методы культурологических исследований.

7.Философский и культурологический подходы к культуре. Общность и различие.

8.Понятие культуры в науке ХХ века.

9.Символическая функция культуры и ее теоретики.

10.Культурная картина мира и ее эволюция в истории..

11.Значение культурной традиции культурной самоидентичности для развития личностной культуры.

12.Исторические этапы взаимодействия человека и природы.

13.Проблема единства мира в науке и культуре.

14.Многообразин форм и механизмов культурных изменений

15.Материальная культура и многообразие преобразовательной деятельности человека

16.Принцип информационного ускорения и социокультная динамика.

17.Теоретические проблемы типологии культуры.

18.Теории культурных типов.

19.Теории цивилизаций и современности.

20.Язык и речь как векторы определения пространства культуры.

21.Символика повседневности.

22. Город как семиотический механизм.

23.Знаково-символические коды искусства.

24. Языки искусства.

25. Язык русской храмовой архитектуры.

26.Символика древнерусской иконы.

27.Знание в мифологическом мышлении

28.Мифология и современность.

29.Миф в художественной культуре Античности по результатам посещения музея

30.Восточная культура и ее разновидности.

31.Проблема диалога восточных и западных культур.

32.Античный тип культуры. Формирование ценностей европейской культуры.

33.Христианская культура и ее эволюция

34.Художественные стили средневековой культуры.

35.Великие гуманисты эпохи Возрождения.

36.Реформация и ее влияние на развитие культуры.

37.Образ мира в культуре ХV11 века.

38.Европейский рационализм Нового времени.

39.Архитектурные стили Нового времени.

40.Культура допетровской Руси.

41.Культура русского Просвещения

42.Русская классическая культура Х1Х века.

43.«Золотой век» русской культуры.

44.Культура Серебряного века.

45. Тоталитаризм как феномен культуры ХХ века

46. Феномен «массовой» культуры.

47.Основные тенденции современной культуры.

48. «Постмодернистская парадигма» современной культуры.

49. Фигура культуролога.

Методические рекомендации по выполнению контрольных, самостоятельных и творческих работ

 

По курсу «Культурология» каждый студент выполняет две контрольные работы. Одну, по разделу «Теория культуры». Вторую, по разделу «История культуры». Тему контрольной работы студент может выбрать из предлагаемого списка тем контрольных работ. Студент может предложить свою авторскую версию темы контрольной работы, которая должна быть согласована с преподавателем. Объем контрольной работы составляет 15-20 тысяч знаков, что соответствует 5-7 листам печатного текста формата А4, 12 шрифтом Times New Roman с одинарным межстрочным интервалом. На обложке указывается факультет, курс, группа, Ф.И.О. студента и тема контрольной работы. Страницы нумеруются и имеют поля. На первой странице пишется план работы (3-5 пунктов) с указанием страниц и приводится список использованной литературы (из4-8 наименований).

Тема раскрывается студентом самостоятельно на основе прочитанных источников из списка предложенной основной, дополнительной и рекомендованной литературы. Дословное переписывание текста должно оформляться как цитата со ссылкой на источник заимствования: например: (1, 15), где 1 – это номер источника в списке использованной литературы, а 15 – номер страницы, на которой находится цитируемый отрывок текста.)

Контрольную работу не следует строить на изложении и тем более переписывании одного из источников.

Работа проверяется преподавателем и может быть возвращена автору с замечаниями преподавателя. При этом проверяется самостоятельность выполнения работы, степень знания и понимания автором использованной литературы. В случае если контрольная работа выполнена некачественно, ее необходимо переделать. Если студент не выполнил контрольные работы в срок, он не допускается к зачету(экзамену).

Запрещается использование готовых контрольных работ из сети Интернет.

Сроки сдачи контрольной работы – на следующем семинаре, после изучения соответствующей темы.

Поскольку курс предполагает «проработку» каждой темы, автор допускает возможность письменного отчета студента в форме самостоятельной работы. Самостоятельная работа сдается по установленному преподавателем графику (еженедельно). Самостоятельная работа оформляется аналогично контрольной работе, ее задача – показать степень усвоения курса. По объему она составляет 8-10 тыс. знаков.

Творческая работа студента (эссе) позволяет студенту проявить свою индивидуальность, креативные способности, фантазию, создать собственную презентацию и оценить творчество других. В основном, творческая работа пишется по результатам посещения музеев и форма ее написания может быть произвольной. В ней студент должен высказать свою точку зрения, обосновать ее, подискутировать и сформулировать выводы. Объем работы составляет 15-20 тысяч знаков, что соответствует 5-7 листам печатного текста формата А4, 12 шрифтом Times New Roman с одинарным межстрочным интервалом.

 

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Литература

Основная:

1. Багдасарян Н.Г. Культурология.. Учебник для ВУЗОВ,М, Высшее образование,.2007.

2.История мировой культуры. Учебное пособие // Под ред.Т.Ф. Кузнецовой М., Академия, 2003.

3.Культурология. Учебное пособие //Под ред. Г.В. Драча, Ростов-на -Дону Феникс, 2008

4. Культурология. Учебное пособие // Под ред. А.Н Марковой М., ЮНИТИ, 2008

5.Хрестоматия по культурологии. Учебное пособие // Составитель А.И. Кравченко М., Проспект, 2008.

 

Дополнительная:

6. Культурология Учебник // Под ред Ю.Н. Солонина, М.С., М.С. Кагана, М., Высшее образование,2007

7. Малюга Ю.Я. Культурология. Учебное пособие., М., ИНФРО-М, 2004.

8. Розин В.М.Теоретическая и прикладная культурология Учебник, М., Гардарики, 2007

 

Рекомендуемая:

9.Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма //Вопросы философии. 1989. № 3.

10.Античность и Византия // Под ред. Л. А. Фрейберг. М., Наука,1975.

11.Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта. Т.2. М., 1991.

12. Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь М., 2005

13.Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры М., 1998

14.Бердяев Н. О культуре.//Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994

15.Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.

16..Библер В.С. От наукоучения к логике культуры Два философских введения в ХХ1 век. М, 1991

17.Библия: Новый завет.

18..Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм: в 3х т. М., 1987- 1991.

19..Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.

20...Васильев Л.С. История Востока т. 2. М., 1994.

21.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//

Избранные произведения. М., 1992.

22.Византийская литература // Под ред. С.С. Аверинцева. М., 1977.

23. Византийские легенды. М., 1994.

24. Волков А.Д., Голдовский Б.П., Дмитриев Ю.А. Русская культура. Энциклопедия М, 2007

25.Георгиева Т.С. Культура повседневности. Частная и общественная жизнь в современном мире. Ч.3., м, 2007

26. Георгиева Т.С. Культура повседневности Русская культура и православие. М, 2008

27.Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры высшее образование, М, 2005

28.Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1996.

29. Кнабэ Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима М, 1993

30. Кирло Хуан Словарь символов, М, 2007

31.Кондаков И В. Введение в историю русской культуры. М, 1994.

32.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

33.Лихачев Д.С. Экология культуры СПб., 2007г.

34.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура М., 1991г.

35.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб 1994

36.Лотман Ю.М. Феномен культуры// Избранные статьи Т.1., Таллин,1992

37.Маркузе Г. Одномерный человек, М.1994.

38.Мелитинский Е.М. Мифология. Энциклопедия М, 2003

39.Мир философии: в 2-х ч.Ч.2 М, 1991, разделы 7,8

40..Мировая художественная культура. В 2-х т. М., 2005

41.Ортега и Гассет Х. Восстание масс// Эстетика. Философия культуры. М., 1991

42.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.//Культурология ХХ века. Антология М., 1998, стр.54-59, 374-387

43.Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.. 1991

44.Советская культура: история и современность. М., 1983

45. Словарь религий СПБ 2008

46. Стахорский С.В. русская культура. Популярная иллюстрированная энциклопедия. М., 2007

47.Российская повседневность: от истоков до сер.Х1Х века.// под ред. Л.И. Семенниковой М., 2007

48.Токарев С.А. Мифы народов мира. Энциклопедия М, 2003

49.Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2002.

50. Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001.

51..Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

52.Хейзинга Й.Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры М., 1992.

 

 

10.2 Задания для самостоятельной работы студента.

К теме 1.1.

Внимательно прочтите текст Л. Уайта «Что такое культурология?» (см. литература [5, с.86-97]), проанализируйте текст и определите особенности становления культурологи как научной дисциплины. Сформулируйте Ваши мысли тезисно в письменной форме.

К теме 1.2.

Выполните работу по выбору

1.Внимательно прочтите текст З. Баумана «Природа и культура» (см. литература [5, с. 4-20]). сопоставьте два понятия, определив их основные черты.

Или

1.Внимательно прочтите текст К. Клакхона «Что такое культура?» [5,c.42-49]. Дайте классификацию определений культуры. Какое определение, на Ваш взгляд, является более точным?

Аргументируйте Вашу позицию.

К теме 1.3. Внимательно прочтите текст Дж. Мердок «Фундаментальные характеристики культуры» [ 5.с.60-82]. Определите и объясните сущностные характеристики культуры.

К теме 1.4.. Напишите эссе на тему «Человек и природа в культуре и цивилизации ХХ века» и сдайте преподавателю.

 

К теме 1.5. Прочтите текст П. Сорокина «Социокультурная динамика и религия» [.5, с.82-86]. Проанализируйте текст с позиций источников и форм динамики культуры.

К теме 1.6.

Выполните работу по выбору:.

Прочтите текст М. Мид «Типология культуры».[5, с. 60-82]. Проанализируйте текст и определите основания предложенной типологии. Что, на Ваш взгляд, определяет особенности современного типа культуры?

Прочтите текст Дж. Фейлбмана «Типы культуры» [5, с.98-109]. Какие основные варианты типологии культур Вы знаете? Назовите известные Вам подходы к проблеме. В чем особенности типологии Дж. Фейлбмана?

К теме 1.7.

1. Почтите текст Г.-Г. Гадамера «Язык и понимание». Какова роль языка в коммуникации? Выберите понравившиеся Вам положения теста. Процитируйте их.

Каковы основные положения герменевтики?

Прочтите текст Э. Фромма «Забытый язык символов». Определите символ. Дайте его классификацию.

(см. Приложение 10.3.)

К теме 1.8.

Ответив на вопросы что такое язык, символ, код культуры, проиллюстрируйте эти понятия. По возможности найдите или сделайте рисунки культурных символов различных типов культур и объясните их.

Проанализируйте текст В.В. Бартольда «К вопросу о полумесяце как символе ислама» (см. Приложение10.3.)

К теме 1.9.

Прочтите текст Б. Малиновского «Миф в примитивной психологии». В чем особенности мифа как типа мышления? Какова культурная функция мифа? На Ваш взгляд, каковы причины ремифологизации? (см. Приложение 10.3.)

К теме 2.1.

Выполните работу по выбору:

1.Посетив музей Востока выполните письменно задание: сопоставьте схематически две восточные культуры: индийскую и китайскую. Определите культурные коды сравниваемых культур. Определите символику культур.

2.Посетив музей Изобразительный искусств им. А.С. Пушкина (по посещению зала «Искусство Древнего Египта») ответьте на вопрос: какие артефакты были обнаружены при раскопках гробниц? Опишите экспонаты, которым свыше 111 тыс. лет. В чем на Ваш взгляд главная ценность этих экспонатов?

3. Какова, на Ваш взгляд, роль музея в процессе инкультурации?

К теме 2.2.

Посетив музей Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (по посещению зала искусство Древней Греции), ответьте на вопросы:

-какие памятники легли в основу музейной коллекции?

- каково значение древней мифологии в развитии античной культуры?

Расскажите о скульптурных изображениях этого зала.

В чем отличие греческой скульптуры от римской?

К теме 2.3.

1. Посетив музей Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (по посещению зала Византийская культура) ответьте на вопросы:

- какие щедевры византийской иконописи представлены в эскспозиции?

-каковы особенности византийской иконописи?

2. Посетив Третьяковскую галерею (зал древнерусской иконописи) сопоставьте древнерусскую икону с византийской. Каково их сходство и различие? Назовите имена известных Вам иконописцев.

Проанализируйте текст М. Волошина «Чему учат иконы?» [5, с. 208-212].

К теме 2.4.

1.Посетив музей Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, сопоставьте культурные этапы Средневековья, используя экспонаты музея. Как черты эпохи повлияли на художественную культуру?

2.Проанализируйте текст Ж.-Ле Гоффа «Христианская Европа в Х1-ХV веках» [5, с.229-244]

3. Проанализируйте текст Л. Февра «Возрождение» [5,с.244-256].

К теме 2.5.

Посетив музей Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Третьяковскую галерею,

сопоставьте сюжетные линии полотен и особенности художественных стилей Западной Европы и России по экспонатам музеев. Чем, на Ваш взгляд, определяются особенности различий?

К теме 2.6.

1 Проанализируйте текст Т. Кэндо «Исследования массовой и популярной культуры» (см. [5,с. 275-285]). Каковы, на Ваш взгляд, черты указанных явлений?

2.Проанализируйте текст С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций?». Согласны ли Вы с мнением автора? Аргументируйте свою позицию

К теме 2.7.

Проанализируйте текст В.В. Волкова «Культурная политика в 30-е годы» [5, с.146-157].

К теме 2.8.

Проанализируйте текст И. Валлерстайна «Возможна ли всемирная культура?»

[5,с. 21-26]. Выскажите Ваше мнение. Обоснуйте аргументацию







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.