Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Друзья, ваша задача - написать 2 небольшие (до 5 стр.) работы.





Культурология

 

Друзья, ваша задача - написать 2 небольшие (до 5 стр.) работы.

 

1. эссе (текст — медитация) /учимся размышлять как культуролог/:

· выбрать автора (культуролога) из списка №1;

· выбрать конкретное произведение этого (выбранного) автора;

· прочитать текст медленно и заинтересовано (как бы с целью пересказа другому);

· сформулировать вопрос, как если бы прочитанный текст был бы ответом на него;

  • в маленьком эссе ответить на вопрос, сформулированным вами, следя за логикой ответа выбранного автора, посредством раскрытия основных понятий прочитанного текста (которые во время чтения вы для себя отметили).

2. реферат (текст — эрудиция) /учимся знать как культуролог/:

· выбрать тему (или раздел темы)из списка №2 или сформулировать собственную;

· выяснить: какие культурологи исследовали вашу тему / Кто & Что писал?/;

· как определяется ваша тема (что) & в каких категориях (как) / понятия, термины;

· каково эмпирическое содержание вашей темы (в качестве примера)/факты, данные;

· какие проблемы и вопросы связаны с вашей темой;

· какие возможны перспективы для исследуемого предмета (объекта) вашей темы /идеи, теории, методы.

 

Список №1. Авторы / Культурологи.

Аверинцев С. Риторика и истоки европейской культурной традиции.
Аверинцев С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью.
Аверинцев С. Два рождения европейского рационализма.
Аверинцев С. Попытки объясниться. Беседы о культуре.

Аверинцев С. Образ античности в западноевропейской культуре XX в.
Аверинцев С. Символика раннего средневековья.
Аверинцев С. Смысл вероучения и формы культуры.
Аверинцев С. Бахтин, смех, христианская культура.

Адорно Т. Эстетическая теория. (Философия искусства).

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика.

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.
Бахтин М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках.
Бахтин М. К методологии гуманитарных наук.

Библер В.С. ОТ НАУКОУЧЕНИЯ - К ЛОГИКЕ КУЛЬТУРЫ

 

Якоб Буркхардт. Культура Возрождения в Италии.

Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре.

 

Валери П. Об искусстве.

 

Вейнингер О. Пол и характер.

 

Джамбаттиста Вико Основания новой науки об общей природе наций.

Вильгельм Виндельбанд

Альфред Вебер Германия и кризис европейской культуры

Альфред Вебер Трагическое и история

 

Гаспаров М. Занимательная Греция.

Гадамер Г. Эстетика и герменевтика.

Гадамер Г Актуальность прекрасного.

 

Иоганн Готфрид Гердер Идеи к философии истории человечества

 

Гирц К. Интерпретация культур.

Гофф Ж. Чудесное на средневековом Западе.
Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века.
Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого.

ДАНИЛЕВСКИЙ Н. Я. «Россия и Европа»

Деррида Ж. Эссе об имени

Деррида Ж. Письмо и различие.

Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры.

Кассирер, Э. Философия символических форм

Кассирер, Э. Опыт о человеке

Кассирер, Э. Натуралистическое и гуманистическое обоснование философии культуры

Кассирер, Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры

Кассирер, Э. Понятие символической формы в структуре о духе

 

 

Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию.

Лаку-Лабарт Ф., Нанси Ж.-Л. Нацистский миф.

Леви-Стросс К. Отношения симметрии между ритуалами и мифами соседних народов.
Леви-Стросс К. Путь масок.
Леви-Стросс К. Первобытное мышление.
Леви-Стросс К. Структурная антропология.

Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)

Лотман Ю. Статьи по семиотике и топологии культуры.

Лихачев Д. Русское предвозрождение в истории мировой культуры.

Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества.

Лосев А. История античной эстетики.

Лосев А. Двенадцать тезисов об античной культуре.

Лосев А. Диалектика мифа.

Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство.

Манхейм К. О специфике культурно-социологического познания.

 

Маршалл Маклюэн Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего = The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. — М.: Академический проект, 2005.

Маршалл Маклюэн Понимание медиа: внешние расширения человека = Understanding Media: The Extensions of Man. — М.: Кучково поле, 2007.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства.

Ортега-и-Гассет Х. Идеи и верования.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.

Тайлор Э. Первобытная культура.

Тойнби А. Постижение истории.

Тоффлер Э. Третья волна.
Тоффлер Э. Шок будущего.
Тоффлер Э. Эра смещения власти.
Тоффлер Э. Раса, Власть и Культура. Кому принадлежит будущее?
Тоффлер Э. Будущее труда.

Фрэзер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии.

Фуко М. Что такое автор. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности.
Фуко М. Рождение клиники.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук.

Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе.
Фуко М. История безумия в Классическую эпоху.

Хейзинга Й. Осень средневековья.
Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры.

Хюбнер К. Истина мифа.

Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. т.1
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. том 2. Всемирно-исторические перспективы.

Швейцер А. Христианство и мировые религии.

 

Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию.

Элиаде М. История веры и религиозных идей.

Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре.

 

Успенский Б. Семиотика истории. Семиотика культуры.

Успенский Б. История и семиотика.

Успенский Б. Миф - имя — культура.

Успенский Б. Солярно-лунарная символика в облике русского храма.

Успенский Б. "Правое" и "левое" в иконописном изображении.

 

 

Список №2. ТЕМЫ. (Культурология)

Тема 1. Культурология как наука: направления, концепции, теории

Тема 2. Проблема сущности культуры

Тема 3. Субъект культуры

Тема 4. Традиционные общества

Тема 5. Культура Востока

Тема 5. Античность как тип культуры

Тема 6. Средневековая Европа.

Тема 7. "Рождение запада"

Тема 8. "Модерн": От рассвета к кризису

Тема 9. Основные характеристики русской культуры.

Тема 9. Эра Постгутенберга (Культура XXI века)

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Тема 2. Проблема сущности культуры

2.1 Культура как "вторая природа"

2.2 Культура как "неорганическое тело" человека

2.3 Культура и цивилизация

2.4 Феномен культурной идентичности

Список рекомендуемой литературы к теме:

· Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. - М., 1995.

· Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - Л., 1990.

· Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

· Запад и Восток: традиции и современность. - М., 1993.

· Ильенков Э.В. Философия и культура.- М., 1991.

· Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 42.

· Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. - М.,1983.

· Русский космизм: Антология философской мысли. - М., 1993.

· Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

· Типология культур. Взаимное воздействие культур. - Тарту, 1982.

· Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М.,1991.

· Шпенглер О. Закат Европы. Т.1 - М., 1993; Т.2 - М., 1998.

· Язык. Культура. Этнос. - М., 1994.

 

Тема 3. Субъект культуры

3.1 Культура как творчество

3.2 Исторические типы трансляции культуры

3.3 Творец культуры

Список рекомендуемой литературы к теме:

· Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности, - М., 1989.

· Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введния в двадцать первый век. - М., 1991.

· Библер В.С. Цивилизация и культура. - М., 1993.

· Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991..

· Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. - М., 1983.

· Морфология культуры. Структура и динамика. - М., 1994.

· Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. - М., 1991.

· Шпенглер О. Закат Европы. Т.1 - М. 1993; Т.2 - М., 1998.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Тема 5. Культура Востока

· Культура Индии

· Исламская культура

· Культура Японии

· Культура Китая

 

Список рекомендуемой литературы к теме:

· Археология зарубежной Азии.- М., 1986.

· Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1993.

· Древние цивилизации. - М.,1989.

· Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории. - М., 1990.

· Запад и Восток. Традиции и современность.- М., 1993.

· История и культура Китая. - М., 1974.

· Культура и политика в странах Азии и Африки.- М., 1986.

· Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. - М., 1996.

· Роль традиций в истории и культуре Китая. - М., 1972.

· Шумов С.А, Андреев А.Р. Ирак: история, народ, культура: Документальное историческое исследование. - М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002.

· Эпос о Гильгамеше. М, 1961.

· Массэ А. Ислам. М, 1962.

· Лео ОппенхеймА. Древняя Месопотамия. М, 1980.

· Малюга Ю.Я. Культурология. М.: Инфра-М,1999.

· Алимов И.А. и др. Срединное государство: Введение в традиционную культуру Китая. – М., 1998.

· Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. – М., 1999.

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

 

Тема 9. Основные характеристики русской культуры.

Геополитические характеристики русской культуры

· Западничество и славянофильство в истории русской культуры

· Проблемы специфики социодинамики русской культуры

· Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры

· Русская культура и революция

· Советская культура и современная Россия

· Культура периода Древней Руси

 

Список рекомендуемой литературы

· Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - Спб.,1994.

· Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. З, - М., 1989.

· Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.

· Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. - М., 1990.

· Флоровский Г.К. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991.

· Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа. - М., 1991.

· Экономцев И. Православие. Византия. Россия. - М., 1992.

· Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979.

· Федотов Г.П. Судьба и грехи России // Избр. ст. по философии русской истории и культуры. - Т. 2. - С-Пб, 1991.

· Снигирева Э.А. Атеистические традиции русского народа. - Л., 1982.

· Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1981.

· Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века. -М., 2000.

· Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. - М., 2001.

· Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990.

· Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М., 1994.

· История философии: Запад - Россия - Восток. Книга третья: философия XIX - XX веков. - М., 1999.

· Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., 1994.

· Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.

· Культурология. Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2000.

· Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.

· Скворцова Е.М. Теория и история культуры. - М., 1999.

· Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма. - М., 1996.

· Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. - М., 1973.

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

· Э. Тоффлер. Третья волна. М.: АСТ, 2004.

· Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. Россия как субъект. М.: Аргус, 1995.

· Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: Московский Государственный Институт (Университет) международных отношений, 1999.

· Эко У. Под Сетью (интервью с Л. Маршаллом) // Искусство кино. М., 1997.

· Эко У. От интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст // Интернет. М., 1998.

  • Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. Современное зарубежное литературоведение. М., 1996.

· Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. М., 1989.

· Ильин И.П. Деперсонализация // Современное зарубежное литературоведение. М., 1996.

· Герберт Мак Люэн «Механическая невеста. Фольклор человека индустриального века», «Галактика Гутенберга», 1964. «Понимание средств общения», 1967. «Средство информации является сообщением», 1968. «Война и мир в глобальной деревне», 1970 «Культура – наш бизнес».

 

По темам и авторам.

Религия и культура

 

· Августин Аврелий (Северная Африка, Древний Рим, IV-V вв.)

· Белый Андрей (Россия, XX в.) (поиск высшего религиозного смысла культуры)

· Бидни Дэвид (США, XX в.) (сравнительная мифология)

· Брейзиг Курт (Германия, XIX-XX в.) (рассматривал историю культуры как духовную историю)

· Булгаков Сергей Николаевич (Россия, [Франция], XX в.) (религиозный философ, богослов)

· Буркхард Якоб (Швейцария, XIX в.) (зачинатель культурно-исторической школы в историографии, выдвигавшей на первый план историю духовной культуры; изучал древнегреческую культуру и культуру Италии эпохи Возрождения в культурно-историческом контексте, то есть на фоне общественных изменений)

· Вико Джамбаттиста (Италия, XVII-XVIII вв.) (миф как явление культуры)

· Гарнак Адольф (Германия, XIX-XX вв.) (считал религию главной частью культуры; культур-протестантизм; Бог имманентен культуре)

· Гоббс Томас (Англия, XVII в.) (религия – часть культуры; существует тесная связь между культом и культурой; государство выше институциональной религии; вера становится религией, если она одобрена государственной властью, в противном случае она — предрассудок; истинная вера является внутренним делом человека)

· Джемс Уильям (США, XIX-XX вв.)

· Дильтей Вильгельм (Германия, XIX-XX вв.) (основатель духовно-исторической школы в литературоведении)

· Дюркгейм Эмиль (Франция, XIX-XX вв.) (основные социокультурные функции ритуала: социализирующая, интегрирующая, воспроизводящая функции и психотерапевтическая)

· Кребер Альфред Луис (США, XX в.)

· Леббок Джон (Англия, XIX-XX в.) (история религиозных верований)

· Леви-Брюль Люсьен (Франция, XIX-XX вв.) (исследовал мифологическую культуру первобытных народов)

· Малиновский Бронислав Каспер (Великобритания, Польша, XIX-XX вв.) (религия есть эмоциональный ответ на требование “культурного выживания” данной общности; функциональный подход к происхождению религии)

· Меланд Бернард (США, XX в.) (разработал теорию культуры, основанную на утверждении синкретического единства культуры со свидетельством церкви и религиозного опыта)

· Монтень Мишель (Франция, XVI в.) (провозглашал противоположность культуры и религии; критика христианства и христианской этики)

· Монтескье Шарль Луи (Франция, XVIII в.) (оценивает с точки зрения степени полезности для общества)

· Мюллер Фридрих Максимилиан (Макс Мюллер) (Германия, XIX в.) (один из основателей религиоведения; разработал сравнительный метод изучения религий)

· Налимов Василий Васильевич (Россия, XX в.) (исследовал народную магию; исследовал проблемы “личностной теологии”)

· Пфлейдерер Отто (Германия, XIX-XX вв.) (занимался сравнительным изучением религий)

· Розанов Василий Васильевич (Россия, XIX-XX вв.)

· Розенцвейг Франц (Германия, XIX-XX вв.)

· Смит Вильям Робертсон (Великобритания, XIX в.) (изучал религию Ветхого Завета в контексте религиозных обычаев и представлений семитских кочевников)

· Шабуров Николай Витальевич (Россия, XX в.)

· Яблоков Игорь Николаевич (Россия, XX в.)

 

Культура и язык

 

· Бахтин Михаил Михайлович (Россия, XX в.) (через индивидуальное “высказывание” язык “становится реальностью”)

· Боас Франц (Германия, США, XIX-XX в.) (изучение дописьменных культур; сравнительная культурная лингвистика)

· Вайсгербер Лео (Германия, XX в.) (учение об “языковой общности” как основной формы общности людей)

· Гадамер Ханс Георг (Германия, XX в.) (язык как игра и как субъект речи)

· Гердер Иоган Готфрид (Германия, XVIII в.) (язык как средство воспитания людей)

· Гирц (Герц) Клиффорд (США, XX в.) (выдвинул семиотическую концепцию культуры, согласно которой культура – символическая сеть (network), принадлежащая семиотическому контексту)

· Гоббс Томас (Англия, XVII в.) (основоположник современной семиотики, создавший знаковую концепцию языка; главная функция языка объединительно-коммуникативная)

· Гумбольдт Вильгельм фон (Германия, XVIII-XIX вв.) (исследование языка как феномена культуры; учение о языке как непрерывном творческом процессе, как “формирующем органе мысли”)

· Деррида Жак (Франция, XX в.) (примат письменности перед звучащим словом)

· Кассирер Эрнст (Германия, Великобритания, Швеция, США, XX в.) (изучение роли языка в культуротворчестве — “критика языковых форм мышления”; принцип языкового мышления)

· Кребер Альфред Луис (США, XX в.)

· Лотман Юрий Михайлович (Россия, XX в.) (занимался проблемами семиотики и структурализма)

· Мюллер Фридрих Максимилиан (Макс Мюллер) (Германия, XIX в.) (занимался сравнительной филологией)

· Налимов Василий Васильевич (Россия, XX в.) (рассматривал с единых позиций все многообразие языков)

· Потебня Александр Афанасьевич (Россия, XIX в.) (разрабатывал учение о “внутренней форме” слова; миф, фольклор, литературу рассматривал, как производные по отношению к языку)

· Сапир (Сепир) Эдуард (США, XX в.) (стремился к целостному осмыслению языка как феномена культуры)

· Трубецкой Николай Сергеевич (Россия, Франция, XX в.) (занимался сравнительным изучением языков и культур)

· Фосслер Карл (Германия, XIX-XX вв.) (занимался проблемой взаимоотношения языка и культуры в рамках неогегельянства; разработал собственную теорию “культурологии языка”; создатель школы “эстетического идеализма”)

· Элиот Томас Стернз (Великобритания, США, XX в.) (ядром культуры выступает язык и система коммуникации)

Антропология и культура

 

· Бидни Дэвид (США, XX в.) (культурантрополог)

· Блок Марк (Франция, XX в.)

· Боас Франц (Германия, США, XIX-XX в.)

· Богораз (псевдоним Тан-Богораз) Владимир Германович (мышление первобытного человека содержало элементы наивной диалектики и логики)

· Вергилий Марон Публий (Древний Рим, I в. до н. э.)

· Вико Джамбаттиста (Италия, XVII-XVIII вв.) (единство человека, истории и культуры)

· Гелен Арнольд (Германия, XX в.) (культура является частью организма каждого человека; человек – активно действующее существо, и потому все свои недостатки он превращает в свои достоинства, в средства своего существования; единство культуры детерминировано единством человечества; попытка создания универсальной модели культуры)

· Гердер Иоган Готфрид (Германия, XVIII в.) (все культуры представляют собой единство, ведущее к созданию человеческой цивилизации)

· Гирц (Герц) Клиффорд (США, XX в.) (представитель “интерпретативной антропологии”; выдвинул семиотическую концепцию культуры, согласно которой культура – символическая сеть (network), принадлежащая семиотическому контексту)

· Гумбольдт Вильгельм фон (Германия, XVIII-XIX вв.) (видел в универсальном развитии индивидуальности высшую цель, определяющую границы деятельности государства)

· Кассирер Эрнст (Германия, Великобритания, Швеция, США, XX в.) (исследование отличия человека от животных)

· Клакхон Клайд (США, XX в.)

· Кребер Альфред Луис (США, XX в.)

· Леббок Джон (Англия, XIX-XX в.) (разработал новую периодизацию первобытной культуры; развитие общества – результат экономического процесса)

· Ле Бон (Лебон) Густав (Франция, XIX-XX вв.)

· Леви-Брюль Люсьен (Франция, XIX-XX вв.) (исследовал мифологическую культуру первобытных народов)

· Лоренц Конрад (Австрия, XX вв.) (исследовал природу инстинктов и внутривидовой агрессии и их роли в образовании высших форм поведения)

· Малиновский Бронислав Каспер (Великобритания, Польша, XIX-XX вв.) (теория культуры, в основе которой лежит система человеческих потребностей)

· Мердок Джордж Питер (США, XX в.) (занимался созданием методологии, применимой в социологии и антропологии, с помощью которой можно было бы исследовать культурно-детерминированное поведение человека; классифицировал огромное количество сведений по различным культурам)

· Редфильд Роберт (США, XX в.) (сформировал теоретические положения нового направления в культурантропологии - городской антропологии; исследовал вопросы предмета и метода социальных наук и их взаимодействия с культурной антропологией)

· Ротхакер Эрих (Германия, XX в.) (работал над созданием теории человека как творца и носителя культуры, как живой и творческой исторической личности; определял культуру как специфическую форму выражения творческого ответа личности на вызов природы, как стиль жизни и способ ориентирования в мире)

· Тайлор Эдуард Бернетт (Великобритания, XIX-XX вв.) (рассматривал культуру (и цивилизацию) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе; исследовал эволюцию культур; делал попытки классификации культур в зависимости от их географической и исторической принадлежности)

· Уайт Лесли А. (США, XX в.) (ввел в науку термин культурология; изучал проблемы происхождения культуры)

· Харрис Марвин (США, XX в.) (представитель школы культурной антропологии; рассматривал первобытные культуры и современную цивилизацию как форму приспособления человека к окружающей среде)

 

Социология культуры

 

· Белл Дэниел (США, XX в.) (постиндустриальное общество)

· Злобин Николай Степанович (Россия, XX в.) (процесс взаимоотношения культуры с экономикой, политикой и общественным прогрессом)

· Брейзиг Курт (Германия, XIX-XX в.) (развивал идеи морфологии (от слова “форма”) культуры)

· Бурдье Пьер (Франция, XX в.) (функция социализации – передавать культурный капитал новым поколениям)

· Вебер Альфред (Германия, XIX-XX вв.) (единство подходов к разл. всемирно-историч. культурам)

· Вебер Макс (Германия, XIX-XX вв.)

· Вико Джамбаттиста (Италия, XVII-XVIII вв.) (каждая культура обладает собственной ментальностью; мысль о целостности культуры)

· Винкельман Иоганн Иоахим (Германия, XVIII в.) (создал теорию развития искусства, основанную на связи с природной средой и социальной жизнью народа)

· Гирц (Герц) Клиффорд (США, XX в.)

· Гоббс Томас (Англия, XVII в.) (государство как элементе культуры, как вид общественного договора)

· Дюркгейм Эмиль (Франция, XIX-XX вв.) (один из основоположников социологии; социологическую теорию познания; социальные факты как элементы культуры; социология как научная альтернатива радикализму)

· Зиммель Георг (Германия, XIX-XX вв.) (основоположник “формальной социологии”)

· Зомбарт Вернер (Германия, XIX-XX вв.)

· Леббок Джон (Англия, XIX-XX в.) (развитие общества – результат экономического процесса)

· Ле Бон (Лебон) Густав (Франция, XIX-XX вв.) (исследовал роль толпы в психологии масс)

· Локк Джон (Великобритания, XVII в.)

· Лукач Дьердь Георг (Венгрия, XX в.) (проблема кризиса современного сознания и путей его преодоления)

· Мак-Люен (Мак-Люэн) Херберт Маршалл (Канада, XX в.) (развитие культуры как совокупности “средств общения”, формирующих людей, их сознание)

· Мамфорд Льюис (США, XX в.)

· Мангейм (Манхейм) Карл (Германия, XX в.) (один из создателей социологии мышления; развивал идеи социологии познания в сфере теории культуры)

· Миллс Чарльз Райт (США, XX в.)

· Моль Абраам Антуан (Франция, XX в.) (исследовал культурологические аспекты массовой коммуникации; разрабатывал идею технологической культуры)

· Морган Льюис Генри (США, XIX в.) (исследовал эволюцию общества и культуры; утверждал идею прогресса и единства исторического пути человечества)

· Морен Эдгар (Франция, XX в.) (занимался исследованием социологии “индустриального общества”)

· Парсонс Толкотт (США, XX в.) (создатель теории действия и системно-функциональной школы, один из главных представителей структурно-функционального анализа в социологии; анализировал место и роль культуры в легитимном социальном порядке)

· Плеснер Хельмут (Германия, XX в.)

· Сорокин Питирим Александрович (Россия, США, XX в.)

· Тоффлер Элвин (США, XX в.) (человечество переходит к новой технологической революции, ведущей к созданию сверхиндустриальной цивилизации)

· Турн Ханс-Петер (Германия, XX в.) (социология культуры и искусства как теория символического действия)

· Фромм Эрих (США, Германия, XX в.)

· Хантингтон Сэмюэл Ф. (США, XX вв.) (в будущем на первый план выйдут цивилизации (блоки государств), объединенные единым религиозным и культурным наследием)

· Чаадаев Петр Яковлевич (Россия, XIX в.) (один из основателей западничества)

 

Культура и наука

 

· Бэкон Фрэнсис (Англия, конец XVI – начало XVII вв) (наука – квинтэссенция культуры; культура как финал деятельности человечества по покорению сил природы)

· Вико Джамбаттиста (Италия, XVII-XVIII вв.) (роль искусства, фантазии, чувства и страсти в познании не менее значима, чем роль разума)

· Гоббс Томас (Англия, XVII в.) (наука – часть культуры)

· Мамардашвили Мераб Константинович (Россия, XX в.) (знание объективно, культура субъективна)

· Оствальд Вильгельм Фридрих (Германия, XIX-XX вв.)

· Петров Михаил Константинович (Россия, XX в.) (исследовал генезис науки)

· Юнг Карл Густав (Швейцария, XIX-XX вв.) (соотношение мышления и культуры)

 

Национальная культура

· Боас Франц (Германия, США, XIX-XX в.) (изучал культуру амер. индейцев; каждый народ имеет свою неповторимую историю и культуру; принцип культурного релятивизма (оценивать чужую культуру, исходя из нее самой))

· Богораз (псевдоним Тан-Богораз) Владимир Германович (последователь идей исторической школы Ф. Боаса, исследователь культуры племен и народностей Крайнего Севера)

· Вико Джамбаттиста (Италия, XVII-XVIII вв.) (основатель философии, истории и психологии народов, ввел в историю компаративный метод)

· Гелен Арнольд (Германия, XX в.) (исследование множественности культур)

· Гердер Иоган Готфрид (Германия, XVIII в.) (методика изучения национальных культур; познание собственной культуры через познание других культур)

· Гребнер Фриц (Германия, XX в.) (создатель теории “культурных кругов”, согласно к-рой предметные и институциональные культурные формы, возникая единожды и неповторимо, распространяются из территориально-локализованных очагов (“культурных кругов”) в другие культурные общности, рассеиваясь и затухая)

· Гумбольдт Вильгельм фон (Германия, XVIII-XIX вв.) (язык как выражение индивидуального миросозерцания народа)

· Гумилев Лев Николаевич (Россия, XX в.) (главным действующим лицом антропосферы и культуры является “этнос”; эволюция этноса подобна эволюции живых организмов; влияние "пассионарного толчка" на развитие этносов)

· Данилевский Николай Яковлевич (Россия, XIX в.) (идеолог панславизма)

· Кертман Лев Ефимович (Россия, XX в.) (основатель нового научного направления в англоведении)

· Клакхон Клайд (США, XX в.) (исследователь культуры индейцев Навахо)

· Кребер Альфред Луис (США, XX в.) (исследовал “ культурные ареалы”)

· Леббок Джон (Англия, XIX-XX в.)

· Леонтьев Константин Николаевич (Россия, XIX в.)

· Лихачев Дмитрий Сергеевич (Россия, XX вв.) (исследование проблем национальной культуры)

· Мид Маргарет (США, XX в.) (исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных и современных обществах, детскую психологию с позиций т.н. этнопсихологической школы)

· Пыпин Александр Николаевич (Россия, XIX-XX вв.)

· Ратцель Фридрих (Германия, XIX-XX вв.) (один из представителей диффузного направления в этнографии; природные условия вызывают различия в культурах народов, но они постепенно сглаживаются в процессе внешних сношений)

· Тайлор Эдуард Бернетт (Великобритания, XIX-XX вв.) (рассматривал культуру (и цивилизацию) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе; исследовал эволюцию культур; делал попытки классификации культур в зависимости от их географической и исторической принадлежности)

· Уайт Лесли А. (США, XX в.) (основатель исследования различных культур в рамках целостной науки)

 

История культуры

 

· Августин Аврелий (Северная Африка, Древний Рим, IV-V вв.) (историческая типологизация культуры; негативное отношение к цивилизации)

· Андреев Даниил Леонидович (Россия, XX в.)

· Вышеславцев Борис Петрович (Россия, Франция, XIX-XX вв.) (кризис индустриальной культуры)

· Бахтин Михаил Михайлович (Россия, XX в.) (диалог в культуре на социально-историческом макроуровне)

· Белл Дэниел (США, XX в.) (интерпретация всемирной истории как переход к постиндустриальному обществу)

· Бицилли Петр Михайлович (Россия, Болгария, XX в.) (история средне-вековой культуры)

· Блок Марк (Франция, XX в.)

· Буркхард Якоб (Швейцария, XIX в.) (зачинатель культурно-исторической школы в историографии, выдвигавшей на первый план историю духовной культуры)

· Вебер Альфред (Германия, XIX-XX вв.) (единство подходов к различным всемирно-историческим культурам)

· Вебер Макс (Германия, XIX-XX вв.) (исследования по истории европейской культуры, главной особ-тью которой является рациональность)

· Веселовский Александр Николаевич (Россия, XIX-XX вв.) (сравнительно-историческому методу изучения памятников литературы и фольклора)

· Вико Джамбаттиста (Италия, XVII-XVIII вв.) (объективный характер исторического процесса; типология культур; идея о “круговороте” культур; единство человека, истории и культуры)

· Волков Генрих Николаевич (Россия, XX в.) (взаимодействие между философской, научной и художественно-эстетической составляющими культуры на различных этапах ее развития)

· Вольтер Франсуа Мари (Франция, XVIII в.) (представлял историю человечества как историю борьбы человека за прогресс и образование)

· Волынский Аким Львович (Россия, XIX-XX вв.) (использовал принцип постижения отдаленной эпохи путем психологического и литературно-критического обследования современности; идея о горизонтальных и вертикальных направлениях развития культуры)

· Выготский Лев Семенович (Россия, XX в.) (культурно-историческая теория развития психики)

· Гоббс Томас (Англия, XVII в.) (исследовал проблему генезиса культуры)

· Гребнер Фриц (Германия, XX в.) (основатель культурно-исторической школы)

· Гумилев Лев Николаевич (Россия, XX в.) (история человечества есть история антропосферы, т.е. позднейшего и высоко организованного слоя биосферы)

· Данилевский Николай Яковлевич (Россия, XIX в.) (идея о культурно-исторических типах (цивилизациях), которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой)

· Дильтей Вильгельм (Германия, XIX-XX вв.) (труды по истории немецкой литературы и музыки)

· Зомбарт Вернер (Германия, XIX-XX вв.)

· Каган Моисей Самойлович (Россия, XX в.) (история и теория эстетической мысли, история мировой худ. культуры, история философии культуры)

· Карсавин Лев Платонович (Россия, XX в.) (исследование средневековой культуры; инаковость человека XIII в. для человека XX в.; исторический процесс считал близким человеческому душевному развитию)

· Кассирер Эрнст (Германия, Великобритания, Швеция, США, XX в.) (рассмотрение культуры в историческом аспекте, что придает новое измерение неокантианской культурологии)

· Кертман Лев Ефимович (Россия, XX в.)

· Куклярский Федор Федорович (Россия, XIX-XX в.)

· Леббок Джон (Англия, XIX-XX в.) (один из классиков эволюционизма; сторонник естественно-исторического сравнительного метода в изучении человеческой культуры; история брака и семьи)

· Леви-Стросс Клод (Франция, XX в.) (эволюция культуры должна стремиться к единству чувственного и рационального начал, утраченных современной цивилизацией, к гармонии, свойственной первобытному мышлению)

· Липперт Юлиус (Австрия, XIX-XX вв.)

· Лихачев Дмитрий Сергеевич (Россия, XX вв.)

· Лотман Юрий Михаилович (Россия, XX в.) (исследователь отечественных традиций, духовной жизни и быта, преимущественно XIX в.)

· Милюков Павел Николаевич (Россия, Франция, XIX-XX вв.) (исследовал историю русской культуры)

· Морган Льюис Генри (США, XIX в.) (исследовал эволюцию общества и культуры; утверждал идею прогресса и единства исторического пути человечества)

· Петрарка Франческо (Италия, XIV в.) (положил начало исторической критике; одним из первых применил принцип историзма в понимании культуры; открыл античность как новый тип культуры и обосновал его отличие от культуры предыдущей исторической эпохи; рассматривал культуру Средневековья как теоцентричную, а Ренессанса как антропоцентричную)

· Пыпин Александр Николаевич (Россия, XIX-XX вв.)

· Сильвестров Вячеслав Владимирович (Россия, XX в.) (обосновал с историко-философской точки зрения преемственность и направленность процесса развития культуры)

· Соловьев Владимир Сергеевич (Россия, XIX в.) (считал главным субъектом исторического процесса все человечество как действительно существующий, хотя и собирательный организм)

· Сорокин Питирим Александрович (Россия, США, XX в.)

· Тацит Публий Корнелий (Древний Рим, I-II вв.) (сделал критический анализ римской цивилизации)

· Тойнби Арнольд (Великобритания, XX в.) (создатель теории исторического круговорота культуры)

· Тоффлер Элвин (США, XX в.) (человечество переходит к новой технологической революции, ведущей к созданию сверхиндустриальной цивилизации)

· Февр Люсьен (Франция, XIX-XX вв.) (путь к познанию истории лежит через всестороннее познание общества)

· Фюстель де Куланж Нума Дени (Франция, XIX в.) (главные перемены в истории культур связаны с переменами в религиозной жизни)

· Хёйзинга Йохан (Нидерланды, XIX-XX вв.) (исследователь истории и культуры Средних веков; важно понять, как жили люди в отдаленные времена, о чем думали, к чему стремились, что считали ценным; человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра)

· Швейцер Альберт (Германия, Франция, XX в.)

· Шпенглер Освальд (Германия, XX в.) (создатель циклической теории культуры; в настоящее время наблюдается конец или закат культуры)

· Юнг Карл Густав (Швейцария, XIX-XX вв.) (раскрытие категории "коллективного бессознательного" как наследуемой структуры психического, развивавшейся в течение сотен тысяч лет)

· Ясперс Карл (Германия, XX в.) (единое происхождение человечества и единая история культуры; становление истории человечества как мировой истории)

 

Психология культуры

 

· Вундт Вильгельм (Германия, XIX-XX вв.) (один из основателей экспериментальной психологии)

· Выготский Лев Семенович (Россия, XX в.) (культурно-историческая теория развития психики)

· Гирц (Герц) Клиффорд (США, XX в.)

· Гроф Станислав (Чехословакия, США, XX в.) (представитель трансперсональной психологии; исследовал вли







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.