|
Культура белорусского народа эпохи Возрождения
Гуманистические идеи Возрождения коснулись важнейшей сферы духовной жизни средневековой Европы – церкви. Возникают идеи возвращения к подлинным смыслам религиозных отношений, которые, как видится гуманистам, были утрачены из-за неправедного образа деятельности существующей церкви. Речь идет о поисках путей приближения Бога и Божьего слова к сердцам прихожан. Отсюда возникают важнейшие идеи Реформации – движения за обновление церкви: идеи беспосреднического общения человека и Бога, упразднение сложного церковного церемониала, уничтожение института монашества и т.д. Важнейшей проблемой, которую следует разрешить при решении этих задач – это переведение богослужения и сакральных текстов Библии – Слова Божьего на национальные языки европейских народов. В Европе начинают свою деятельность Мартин Лютер и Ж.Кальвин. Практически одновременно с процессами, проходившими в Европе, аналогичные процессы протекают и на территории Беларуси. Идеи Возрождения на нашей земле связаны с именами Ф.Скорины, Н.Гусовского, С.Будного., Это конечно, Возрождение северного типа, важнейшими задачами которого видятся, прежде всего, нравственное совершенствование (понимаемое, не в последнюю очередь, как возрождение подлинно христианских добродетелей), просвещение народа, донесение до народного сознания представлений об уникальности собственной культуры. Именно в это время происходит формирование особой языковой среды, которая послужила мощнейшим стимулом в развитии языка и этнического самосознания белорусского народа. Важнейшую роль в этом процессе играла издательская деятельность, развернутая Ф.Скориной, который первым в Европе (до Мартина Лютера) осуществил перевод Библии на национальный (старобелорусский) язык. Кроме этого, он сопровождал публикуемые им книги комментариями, в которых в значительной степени отходил от средневековой ортодоксии, следуя традициям возрожденческого гуманизма и утверждая великое значение человеческого разума в познании божественных тайн Вселенной. Ф. Скорина выдвигал и определенные политические идеи, которые были направлены на создание образа идеального правителя. Это было время написания Статута Великого Княжества Литовского, быстрого роста городов на территории ВКЛ, обретения белорусскими городами магдебургского права и создание братств, которые носили национально-патриотический и культурно-просветительский характер. В связи с этим идеи Ф. Скорины о значимости деятельностного, граждански направленного поведения человека приобретают все большее значение. Он закладывает основы белорусского поэтического языка, включая в свои произведения рифмованные строки. Благодаря Ф.Скорине современная ему белорусская культура была введена в смысловое поле европейской культуры, ценности и гуманистические идеалы того времени включаются в контекст белорусской культуры. Особое место в белорусской и европейской культуре занимает Сымон Будны, который не только осуществлял переводческую деятельность, но и публиковал работы собственного сочинения, весь пафос которых был направлен против засилья латинско-католической традиции на белорусских землях. Сымоном Будным был написан ряд работ, в которых он подвергает критике существующий сословно-феодальный строй, видя идеал государственности в просвещенной монархии, ограниченной сословным представительством и законом. Он высказывал атеистические взгляды, первым в Европе осуществил попытку всесторонней критики текстов Нового Завета, которая во многом опередила западноевропейскую рационалистическую традицию критики религии. Николаем Гусовским была открыта для Европы совершенно неизвестная ей культура – культура белорусского народа. Впервые в мировую литературу были введены художественные образы и лексика белорусского народного творчества, пропагандировались идеи объединения народа перед лицом внешнего врага. Переведенная на многие европейские языки поэма «Песнь про зубра» стала явлением мировой культуры.
Лекция 10. Культура нового Времени (17-19 вв.)
Основные понятия: Тип культуры; рационализм; романтизм; натурализм; символизм; декаданс; импрессионизм; постимпрессионизм; реализм; «переоценка ценностей»; этнос; этническая культура; нация и национальные отношения; техницизм; гуманизм; массовая коммуникация; модернизм; авангард; экспрессионизм; футуризм; сюрреализм; постмодернизм; преемственность; наследование; диалог культур.
Эпоха капитализма XVII век открыл новую эпоху – эпоху капитализма. В это же время протестантизм дал мощный импульс к рационализации всех видов деятельности и созданию науки Нового времени – опытного знания. Он освящал рациональную предприимчивость свободного индивида и в конечном итоге стал духовной основой новой цивилизации, построенной на принципах индивидуальной свободы, рыночных отношений, правового государства. Победа Английской буржуазной революции середины XVII в., первой революции "европейского масштаба", привела к утверждению капиталистического способа производства в качестве политически господствующего в Англии, Голландии, придав процессу генезиса капитализма необратимый характер. В результате именно этот процесс становится определяющим фактором в истории Европы. В области экономики это проявилось в интенсивном разложении феодальных отношений в деревне, в начале классического периода в истории капиталистической мануфактуры, в складывании европейского и мирового капиталистического рынка. В области духовной жизни XVII в. принес с собой революцию научную и мировоззренческую – утверждение рационалистического мировоззрения как выражения теоретического сознания восходящего класса – буржуазии, пришедшего на смену мировидению традиционному, теологическому.
Развитие европейской науки В конце XVI – н. XVI в. Галилей заложил основы новой механики-динамики, сделал важные открытия в области астрономии, И.Кеплер обобщил астрономические наблюдения в математических формулах (законы Кеплера). Множественность вселенных в бесконечности космоса – такова картина мировоздания, которая призвана была сменить картину, рисовавшуюся Аристотелю и Птолемею. Под влиянием успехов математического естествознания складывалась новая философия. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл Рене Декарт, считавший конечной целью науки практическую пользу. Научная революция завершилась трудами И.Ньютона, который открыл закон всемирного тяготения и создал классическую механику. Объяснение мироздания отныне стало причинно-следственным (до этого оно носило телеологический характер). Важный вклад в развитие европейской науки XVII в. внес уроженец белорусских земель Казимир Семенович – выдающийся ученый, теоретик артиллерии и пиротехники. (1600-1651 гг.). Один из его трудов "Вялікае мастацва артылерыі", изданный в Амстердаме уже в XVII, XVIII в. был переведен на французский, английский, немецкий языки. Он первым в новой истории ракетостроения разработал идею многоступенчатой ракеты, которая на современном уровне начала реализоваться в ХХ ст. и сейчас является основным носителем всех космических аппаратов. В начале XVII в. витебский ученый И.Копиевич, работавший в то время директором типографии в Амстердаме, реформировал восточнославянский алфавит ("белорусские литеры"). Его шрифт сейчас используется всеми народами, в основе письменности которых – кириллица (белорусы, русские, украинцы, болгары, сербы). В русскую, украинскую и, в целом, в славянскую культуру вошел выдающийся представитель земли белорусской М.Смотрицкий, написавший одну из первых грамматик в истории славянского языковедения. Это "Грамматіка Славенския правилнае синтагма", изданная в 1619 г. В XVII в. на белорусских землях широкое распространение имели православные братские школы, где изучались разные предметы в т.ч. белорусский, русский и польский языки. В одной из них преподавал С.Полоцкий, затем переселившийся в Москву, где был воспитателем будущего императора России Петра I.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|