Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Протестантская этика Реформации.





 

Теоретическую базу протестантской этики составляет положение о том, что спасение человека предопределено немотивированным решением бога, поэтому основными симптомами избранности является сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление себе и другим доказать свою богоизбранность создало сильнейший стимул к предпринимательству. М. Вебер отмечал, что "при ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя внимание одно явление... Мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей" [6, с.46]. Действительно, теперь богатство и деловой успех становятся богоугодны, праздность и лень греховны. Это мораль капиталистического общества, сформулированная еще в мистической форме, но уже в XVIII в. она получает свое светское выражение в словах Б. Франклина: "Помни, что время - деньги, тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен, если он расходует на себя всего только шесть пенсов - учесть не только шесть пенсов - учесть не только этот расход, но и считать, что он истратил или выбросил сверх того еще пять шиллингов" [3, с.87]. Протестантская этика осудила праздность и освятила труд, приобретение профессии становится теперь моральным долгом. ведь профессиональное совершенствование есть ответ на требование бога. Милосердие получает новую трактовку, милосердие не милостыня, а помощь, которую оказывают в получении работы или профессии. Бережливость становится добродетелью, а расточительность подвергается осуждению. Приобретение денег, получение прибыли - это следование призванию исполнение божественной воли.



Все, что мешает выполнить человеку его предназначение: пьянство, разврат, отсутствие дисциплинированности - подвергается самому жестокому осуждению.

Контрреформация - это церковно-политическое движение XVI-XVII в.в., возникшее в условиях усиления позиций Реформации и ставившие своей духовной, монополии католической церкви и укрепление ее политических позиций.

Популярность протестантизма, его победоносное шествие по Западной Европе не могло не встревожить католическую церковь. Поэтому и опыт, накопленный Римом в борьбе с различными ересями, нашел свое применение и в отношении протестантизма, который был назван ересью, а Лютер объявлен пособником дьявола. Но престол св. Петра не ограничился только репрессиями, так как понимал, что одни только репрессии не дадут нужного результата. Необходимо было провести изменения внутри самой католической церкви. Опасность, исходящая от протестантизма, стала причиной внутренней реорганизации католицизма. Основу изменениям положил созыв Тридентского собора, идейно обосновавшего Контрреформацию. Утверждение ордена иезуитов, реорганизация инквизиции, публикация "Индекса запрещенных книг" и т.п. стали важными составляющими сложного процесса Контрреформации.

Тридентский собор, состоявшийся в I545-I563 г.г, ставил своей целью идеологическое обеспечение Контрреформации, основные положения этого обоснования содержались в "Декретах Тридентского собора" и "Тридентском исповедании веры". В этих документах осуждаются основополагающие догматы протестантизма о личной вере и о Библии как о единственном источнике истины. Все, что предлагалось протестантизмом для реорганизации церкви - служение на национальных языках, отмена запрета на брак священников - было отвергнуто Тридентским собором. Собор закрепил положение о папском верховенстве, учение о чистилище и индульгенциях, поклонение святым и реликвиям.

Многие документы Триденского собора были подготовлены орденом Иисуса, который был основан в 1534 г, Игнатием Лойолой, целью ордена была защита престола св. Петра от посягательства на его власть еретиков. Основное острие критики направили иезуиты против протестантизма. Они были сильными и опытными догматиками, ибо члены ордена получали разностороннее образование и именно им принадлежит создание целого комплекса теологической обороны в споре с протестантизмом. Созданные в Риме специальные учебные заведения (семинарии, коллегии) для подготовки духовенства направляемого в страны, где протестантизм получил широкое распространение, возглавляются иезуитами. Коллегия «Германикум» и "Ангеликум" стали сосредоточием клерикальной католической мысли. Но орден иезуитов имел и собственные учебные заведения, преследующие те же цели: способствовать пропаганде католицизма в Западной Европе.

Издание ''Индекса запрещенных книг" стало важной вехой в борьбе двух течений в христианстве. В этот список вошли книги, чтение которых запрещалось под угрозой отлучения от церкви. В "Индексе" содержались тысячи названий художественных, публицистических, научных, мистических, религиозных, философских сочинений, которые рассматривались святым престолом как нежелательные для формирования мировоззрения истинного католика.

Успехи Реформации, подрывающие папское влияние, побудили папу Павла III реформировать инквизицию, создав в 1542 г, ''священную кон-грегацию римской и вселенской инквизиции, ее священное судилище" Папская инквизиция направила свою деятельность против распространения протестантизма в Европе, против итальянских гуманистов, боровшихся за объединение Италии и видевших в церкви препятствие к этому. "Церковь держала и держит нашу страну разобщенной" (Н. Макиавелли).

Усилилось значение пропаганды католицизма, для чего утверждается Конгрегация пропаганды веры. Церкви приходится переосмысливать свою роль в условиях Нового времени, так как просто репрессиями добиться ничего уже было нельзя. На смену теократическому идеалу приходит новый - идеал духовного руководства христианским миром. Для его воплощения церковь должна стать властительницей дум и сердец. Концепцию "духовного владения людьми" создал, разработал орден "ученых" - орден вездесущих иезуитов.

Новое положение папства и церкви, потребность обновление веры вызвали среди католиков взрыв религиозного энтузиазма. Нa этой почве расцветали мистицизм и спиритуализм, блистательными представителями которых в Испании были Тереза Авильская и Хуан дела Крус, а во Франции - Франциск де Саль. Религиозное рвение привело к иному пониманию святости и появлению новых святых, религиозные добродетели вновь входят в моду. На этой основе возникают такие движения, как янсенизм и квиентизм, которые сделали из христианства сухую доктрину, однако их борьба против абсолютизма - политического, духовного, религиозного - открывала новый путь к восприятию новых явлений в философии, литературе, науке.

Нельзя воспринимать Контрреформацию лишь как движение мракобесов, Контреформация основывалась не только на идеях консерваторов католицизма. Сторонниками Контрреформации выступали и некоторые гуманисты. В 1521г. вышла книга с опровержением учения Лютера и в защиту семи таинств католицизма. Авторами книги был английский король Генрих УШ, а ее редактором и соавтором Томас Mор. Эта антилютеранская книга заслужила высшее одобрение престола св. Петра. Папа Лев Х рекомендуя эту книгу любому католику, обещал отпущение грехов каждому, кто ее прочтет, Генриху VIII пожаловано звание "защитника веры". Позиция Томаса Мора против лютеранства может быть названа "гуманистической компетенцией единой христианской культуры". Для гуманистов католичество представлялось как форма объединения всех христианских народов, в этом объединении они, видели способ ликвидации войн во всем христианском мире. А Реформация, по их мнению, несла смуту, раздор и хаос, что в общем и подтвердили последующие за тем религиозные войны. Томаса Мора, как и других "христианских гуманистов", беспокоила не столько судьба папы, сколько сохранение "единой христианской культуры. По мнению Мора, папство нужно не упразднять, а улучшать, церковь должна ставить своей задачей не накопление богатств, что делал современный ему клир, а реализовывать свою вселенскую миссию миротворчества.

Но, несмотря на все принятые меры, значительно укрепившие позиции католицизма, придавшие новый импульс в развитии церкви, сохранившей единоверие в ряде стран, все же главная цель - восстановление единства западного христианства достигнута не была. Протестантизм, ставший знаменем новых реалий буржуазного общества, отвоевал свое право на существование.

Таким образом, этическими канонами протестантства стала не аскетичная жизнь, не отказ от участия в мирских делах, а наоборот, самое деятельное в ней участие. Труд, успех в делах стали признаками богоизбранности. Распространение Реформации способствовало не только формированию нового образа жизни, нового этического идеала, но и оказало большое влияние на культурную жизнь стран, традиционно приверженных католичеству - побудило церковь ограничить и смягчить культурные запреты

Идеология Возрождения.

Сам термин возрождение (ренессанс) был заимствован у Цицерона (I в. до н.э.), который подразумевал под ним культурное развитие человека. Впервые понятие возрождение употребил итальянский писатель Д. Боккаччо (автор «Декамерона»), сказав, что Джотто (итальянский художник) возродил античное искусство, а термином, определяющим целую эпоху это понятие стало благодаря историку искусства Вазари. В термине возрождение закрепился самый большой культурологический миф. Создатели этого мифа стремились доказать, что корни европейских цивилизаций уходят в античность, а не в дикое варварство средневековья. В противовес античности о средневековой культуре деятели ренессанса отзывались свысока, культура возрождения сформировалась как отрицание, как отказ от средневековой культуры. Средневековая культура не могла исчезнуть бесследно, прежде всего, ренессанс не был безрелигиозной культурой, так как его деятели были людьми верующими, а также сюжеты, темы их произведений несли на себе влияние средневековой религии. Культура возрождения – это синтез античной физической красоты и христианской средневековой духовности (стремление к передаче внутреннего мира человека).

В эту эпоху формируется идеология нового класса и на первых этапах эта идеология была прогрессивная.

Принципы:

- «Природосообразность» – материалистическое истолкование законов природы.

- Антропоцентризм – человек – венец природы.

- Рационализм – человек познает окружающий мир благодаря разуму.

Постепенно буржуазная идеология приводит к постепенному разрушению средневековой концепции к появлению нового учения о самоценности человеческой личности, о безграничных возможностях человека, эти идеи лягут в основу гуманизма – учения, которое станет ценностной основой эпохи возрождения. Краеугольным камнем станет «Божественная комедия» Данте, переход от старого к новому. Земное предназначение человека, проявление его личностного начала, способность человека собственными силами совершить земной подвиг (слова Данте). В основе гуманизма лежали принципы буржуазной идеологии + радостное восприятие мира, требование полноты жизни. Гуманисты полагали, что в человеке важно не его происхождение, а его личные качества (умственная предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля), идеалом гуманисты считали человека универсального, человека – созидателя. Возможности человека беспредельны, ибо разум человека равен божественному разуму, а человек – смертный бог. Людей образованных в эпоху возрождения чтили так же, как чтили святых. Гуманисты принесли в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Человек выступал творцом своей судьбы, гуманизм не просто стал идеологией, то есть принципом культуры – это было мировое общественное движение, охватившее не только третье сословие (буржуазию), но и даже религиозные высшие сферы – политиков, утверждается в массах. Гуманисты открывают кружки, читают лекции в университетах. Критерием верности гуманисты считали опыт, следовательно, теоретическое обоснование утопического социализма, социального прагматизма.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.