|
Расчет по методике анализа конкурентной ситуации на рынке ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Расчеты проводятся по вышеприведенной методике. При расчетах по данной методике использованы данные 4 основных конкурентов СПК «Рассвет» в районе: ЗАО «Агроинвест», ООО «Велес», ООО «Русич» и ЗАО «Стар». Все предприятия, как исследуемое, так и его конкуренты, расположены в Шумихинском районе Курганской области. Их специализацию можно также определить как зерно-молочную с незначительными отклонениями. За анализируемый период взят 2004год. Подставив в формулы необходимые значения, получаются следующие результаты. Подставив данные объема рынка в конце анализируемого и базисного периодов в формулу динамики рынка (3.1), получим следующее:
Tm= =1,30,
полученное значение Tm=1,3, свидетельствует о том, что рынок, на котором действуют все перечисленные сельхозтоваропроизводители, находиться в состоянии позиционного роста. Так как в данном случае получилось что 0,7<Тm<1,4, то Ut рассчитывается по формуле (3.2)
Ut=(1,4- 1,3)/0,7=0,14.
Показатель интенсивности конкуренции в данном случае характеризует низкую остроту конкуренции (Ut=0,14), конкуренция находится на уровне ниже среднего, что говорит о рынке неконкурентной продукции. Располагая данными о конкурентах, рассчитаем по формуле (2) рентабельность:
Расчет рыночных долей фирм, находящихся на рассматриваемом рынке, осуществляется по данным о ресурсах фирмы и объемах рынка на конец базисного и отчетного периодов, формула (3.4 и 3.5): ЗАО «Агроинвест» Sb= =0,017; Sa= =0,033; ООО «Велес»
Sb= =0,12; Sa= =0,08;
ООО «Русич»
Sb= =0,034; Sa= =0,027; ЗАО «Стар» Sb= =0,1; Sa= =0,11;
для СПК «Рассвет»
Sb= =0,18; Sa= =0,15;
Таким образом, можно сделать следующие выводы, за анализируемый период каких-либо значительных изменений в распределении долей рынка не произошло, видимы лишь незначительные увеличения доли рынка ЗАО «Стар» и ЗАО «Агроинвест». Также из приведенных расчетов видно, что больше 15 % рынка принадлежит одному предприятию – СПК «Рассвет». Хотя за анализируемый период и наметилась тенденция снижения доли рынка, приходящаяся на СПК «Рассвет», это уменьшение (3%) не вызывает опасений для него. Доля данного предприятия на исследуемом рынке, за последние 6 лет, держится примерно на одном уровне. На основе полученных расчетов строится таблица распределения рыночных долей (таблица 3.2). Таблица 3.2 – Распределение рыночных долей
Из таблицы 3.2 видно, что на исследуемом рынке действует несколько производителей, которые и определяют основные тенденции бизнеса, в том числе и СПК «Рассвет». К предприятиям, занимающим вторые места можно отнести ЗАО «Стар» и ООО «Велес» Средняя рыночная доля Sm, приходящуюся на 1 фирму, рассчитывается по формуле (3.6)
Sm= =0,2.
Интенсивность конкуренции (Ud) тем выше, чем ниже коэффициент вариации и рыночных долей на конец анализируемого периода, формула (3.7)
Ud= =
=1- =0,37. Обобщенная характеристика интенсивности конкуренции рассчитывается по данным показателей Ut, Ur, Ud как среднее геометрическое этих показателей, формула (3.8)
0,17.
Значение Uc=0,17 свидетельствует о том, что на данном рынке отсутствует острая конкурентная борьба. Оценка степени монополизации рынка осуществляется с учетом того, что степень монополизации рынка обратно пропорциональна интенсивности конкуренции. В данном случае для этого должен быть использован четырехдольный показатель концентрации CR4.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (INN) рассчитывается по формуле (3.9)
INN=0,0172+0,122+0,0342+0,102+0,182=0,06
INN’=0,0332+0,082+0,0272+0,112+0,152=0,04
Так данные о ресурсах конкурентных фирм установить сложно, при расчете факторного влияния фирмы и конкурентов на рыночную долю принимается равномерное распределение ресурсов (0,5 и 0,5). Таким образом, вычисления проводятся по формулам (3.11 и 3.12)
Для распределения плотности рыночных долей конкурентов строится график плотности распределения рыночных долей конкурентов для исследуемого предприятия (рисунок 2.) К первой группе можно отнести исследуемое предприятие СПК «Рассвет» и ЗАО «Стар» с ООО «Велес», ко второй группе остальные: ЗАО «Агроинвест» и ООО «Русич»
F-плотность распределения
Flg – логарифмическое распределение
Fn – нормальное распределение
Smin Sср Smax -рыночная доля
IV III II I
Рисунок 2– График распределения рыночных долей конкурентов
Затем по каждой группе фирм рассчитывают средние доли в группах, формула (3.13): - для первой группы ;
- для второй группы
;
Также для каждой группы выполняется расчет дисперсии, формула (3.14) - для первой группы δ1= =0,03.
- для второй группы δ2= =0,033 Темп прироста рыночной доли (Ts) максимальное и минимальное значения Ts среди рассматриваемых фирм (Tmax и Tmin), а также средние значения и дисперсия темпов прироста рыночной доли рассчитываются по формулам (3.16, 3.17 и 3.18), подставив данные в формулы, получается следующее:
По формуле (14) рассчитаем среднее значение:
По формуле (15) рассчитаем дисперсию темпов прироста рыночной доли:
По рассчитанным показателям построим конкурентную карту в матричной форме. Таблица 3.3 -Конкурентная карта
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|