Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Расчет по методике анализа конкурентной ситуации на рынке





 

Расчеты проводятся по вышеприведенной методике. При расчетах по данной методике использованы данные 4 основных конкурентов СПК «Рассвет» в районе: ЗАО «Агроинвест», ООО «Велес», ООО «Русич» и ЗАО «Стар». Все предприятия, как исследуемое, так и его конкуренты, расположены в Шумихинском районе Курганской области. Их специализацию можно также определить как зерно-молочную с незначительными отклонениями. За анализируемый период взят 2004год. Подставив в формулы необходимые значения, получаются следующие результаты.

Подставив данные объема рынка в конце анализируемого и базисного периодов в формулу динамики рынка (3.1), получим следующее:

 

Tm= =1,30,

 

полученное значение Tm=1,3, свидетельствует о том, что рынок, на котором действуют все перечисленные сельхозтоваропроизводители, находиться в состоянии позиционного роста.

Так как в данном случае получилось что 0,7<Тm<1,4, то Ut рассчитывается по формуле (3.2)

 

Ut=(1,4- 1,3)/0,7=0,14.

 

Показатель интенсивности конкуренции в данном случае характеризует низкую остроту конкуренции (Ut=0,14), конкуренция находится на уровне ниже среднего, что говорит о рынке неконкурентной продукции.

Располагая данными о конкурентах, рассчитаем по формуле (2) рентабельность:

 

 

Расчет рыночных долей фирм, находящихся на рассматриваемом рынке, осуществляется по данным о ресурсах фирмы и объемах рынка на конец базисного и отчетного периодов, формула (3.4 и 3.5):

ЗАО «Агроинвест»

Sb= =0,017; Sa= =0,033;

ООО «Велес»

 

Sb= =0,12; Sa= =0,08;

 

ООО «Русич»

 

Sb= =0,034; Sa= =0,027;

ЗАО «Стар»

Sb= =0,1; Sa= =0,11;

 

для СПК «Рассвет»

 

Sb= =0,18; Sa= =0,15;

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы, за анализируемый период каких-либо значительных изменений в распределении долей рынка не произошло, видимы лишь незначительные увеличения доли рынка ЗАО «Стар» и ЗАО «Агроинвест». Также из приведенных расчетов видно, что больше 15 % рынка принадлежит одному предприятию – СПК «Рассвет». Хотя за анализируемый период и наметилась тенденция снижения доли рынка, приходящаяся на СПК «Рассвет», это уменьшение (3%) не вызывает опасений для него. Доля данного предприятия на исследуемом рынке, за последние 6 лет, держится примерно на одном уровне.

На основе полученных расчетов строится таблица распределения рыночных долей (таблица 3.2).

Таблица 3.2 – Распределение рыночных долей

Фирма Рыночная доля на конец базисного периода Рыночная доля на конец анализируемого периода
ЗАО «Агроинвест» 0,017 0,033
ООО «Велес» 0,12 0,08
ООО «Русич» 0,034 0,027
ЗАО «Стар» 0,10 0,11
СПК «Рассвет» 0,18 0,15
Другие с\х п 0,549 0,6
Итого 1,00 1,00

 

 

Из таблицы 3.2 видно, что на исследуемом рынке действует несколько производителей, которые и определяют основные тенденции бизнеса, в том числе и СПК «Рассвет». К предприятиям, занимающим вторые места можно отнести ЗАО «Стар» и ООО «Велес» Средняя рыночная доля Sm, приходящуюся на 1 фирму, рассчитывается по формуле (3.6)

 

Sm= =0,2.

 

Интенсивность конкуренции (Ud) тем выше, чем ниже коэффициент вариации и рыночных долей на конец анализируемого периода, формула (3.7)

 

Ud= =

 

=1- =0,37.

Обобщенная характеристика интенсивности конкуренции рассчитывается по данным показателей Ut, Ur, Ud как среднее геометрическое этих показателей, формула (3.8)

 

0,17.

 

Значение Uc=0,17 свидетельствует о том, что на данном рынке отсутствует острая конкурентная борьба.

Оценка степени монополизации рынка осуществляется с учетом того, что степень монополизации рынка обратно пропорциональна интенсивности конкуренции. В данном случае для этого должен быть использован четырехдольный показатель концентрации CR4.

 

 

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (INN) рассчитывается по формуле (3.9)

 

INN=0,0172+0,122+0,0342+0,102+0,182=0,06

 

INN’=0,0332+0,082+0,0272+0,112+0,152=0,04

 

Так данные о ресурсах конкурентных фирм установить сложно, при расчете факторного влияния фирмы и конкурентов на рыночную долю принимается равномерное распределение ресурсов (0,5 и 0,5). Таким образом, вычисления проводятся по формулам (3.11 и 3.12)

 

Для распределения плотности рыночных долей конкурентов строится график плотности распределения рыночных долей конкурентов для исследуемого предприятия (рисунок 2.)

К первой группе можно отнести исследуемое предприятие СПК «Рассвет» и ЗАО «Стар» с ООО «Велес», ко второй группе остальные: ЗАО «Агроинвест» и ООО «Русич»

 


 

 

F-плотность распределения

 

Flg – логарифмическое распределение

 

Fn – нормальное распределение

 

 

Smin Sср Smax -рыночная доля

 

IV III II I

 

 

 
 

 

 


Рисунок 2– График распределения рыночных долей конкурентов


 

Затем по каждой группе фирм рассчитывают средние доли в группах, формула (3.13):

- для первой группы

;

 

- для второй группы

 

;

 

Также для каждой группы выполняется расчет дисперсии, формула (3.14)

- для первой группы

δ1= =0,03.

 

- для второй группы

δ2= =0,033

Темп прироста рыночной доли (Ts) максимальное и минимальное значения Ts среди рассматриваемых фирм (Tmax и Tmin), а также средние значения и дисперсия темпов прироста рыночной доли рассчитываются по формулам (3.16, 3.17 и 3.18), подставив данные в формулы, получается следующее:

 

 

По формуле (14) рассчитаем среднее значение:

 

 

По формуле (15) рассчитаем дисперсию темпов прироста рыночной доли:

 

 

По рассчитанным показателям построим конкурентную карту в матричной форме.

Таблица 3.3 -Конкурентная карта

       
  0,15*(-0.17) 0,11*(-0.17) 0,08*(-0.17) 0,033*(-0.17)
  0,15*0,1 0,11*0,1 0,08*0,1 0,033*0,1
  0,15*(-0,33) 0,11*(-0,33) 0,08*(-0,33) 0,033*(-0,33)
  0,15*0,94 0,110,94 0,08*0,94 0,033*0,94






Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.