Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛЕК. 4. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ - 02.03.2013 Г.





ЛЕК. 4. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ - 02.03.2013 Г.

1. Концепция полицейского управления.

2. Концепция управления правовым государством.

3. Концепция управления культурным государством.

4. Концепции управления частным капиталистическим хозяйством.

ВВЕДЕНИЕ

При анализе истории управления принято выделять следующие 4 концепции:

· концепция полицейского управления;

· концепция управления правовым государством;

· концепция управления культурным государством;

· концепция управления частным капиталистическим хозяйством.

Конспективно рассмотрим каждую из этих концепций.

 

КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ранее термин «полиция» трактовался как «искусство государственного управления». Причем, из более чем 100 определений этого термина, известных, например, к началу XIX в., встречаются:

- очень краткие определения, например: «Полицейская деятельность (или благочиние) — это управление различными промыслами, согласно видам и намерениям государства»;

- и довольно про­странные определения, например: «Полиция есть женщина. Хотя еще ни один профессор не изъяснил существо ее, но она есть настоящая и единственная хозяйка государства. Лучшею хозяйкою почитается та, о коей никто не говорит, которую никто не видит и не замечает. То же самое бывает и с хозяйкою государства. Впрочем, она не должна смотреть на пересуды людские. Иному может казаться, что слишком много порядка, другому — что слишком мало оного; и какая хозяйка может всем равно угодить — мужу, детям, служителю и соседям».

В настоящее времятермин «полиция» трактуется как система особых органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью и как полиция военная — служба в вооруженных силах некоторых государств (в США, Великобритании, Германии и др.), контролирующая движение на дорогах; осуществляет задержание дезертиров, расследование преступлений и др.

Концепция полицейского управления получила развитие в аграрных проектах древних римлян, а в эпоху феодализма — в регламентах-инструкциях для управляющих феодальными поместьями, в трудах, посвященных рациональной организации возникших уже в период раннего Средневековья (конец V — середина XI веков) крупных форм производства (вотчинных предприятий).

ВО́ТЧИНА — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Синонимы вотчины — аллод, бокленд.

ВОТЧИННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (В. п.) - промышленность, обслуживаемая принудительным трудом крепостных крестьян вотчины или поместья в России. Предприятия В. п. принадлежали помещикам. В. п. в виде мелкого производства - вотчинного ремесла, развивалась с 11-12 вв. Крупная В. п. в форме мануфактуры возникает в 17 в. Время наибольшего развития В. п. - 2-я пол. 18 в. В 1-й пол. 19 в. В. п. приходит в упадок. Купеческие и крестьянские мануфактуры, основанные на более производительном вольнонаемном труде и внедрявшие более современную технику, вытесняют В. п. Отмена крепостного права в 1861 привела к ликвидации В. п. Некоторые ее предприятия были закрыты, другие проданы капиталистам, третьи - реорганизованы на капиталистических началах.

В эпоху классического Средневековья (середина XI — конец XIV веков) еще больше усложняется постановка вопросов рациональной организации и управления феодальным хозяйством. Решение этих вопросов осуществлялось, в частности, путем проведения жесткой государственной политики фиксации повинностей (барщина и оброчные платежи). Благодаря этому организация хозяйства принимала устойчивый характер, что в свою очередь позволяло фиксировать и планировать расходы ресурсов, активнее осуществлять функции планиро­вания, учета и контроля. В то же время пунктуальная регламентация делала управление феодальным производством недостаточно эластичным и приспособленным к разного рода воздействиям и изменениям внешней среды, сковывала инициативу индивидуумов.

БАРЩИНА - форма земельной ренты, даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала. В Зап. Европе барщина распространилась с 8-9 вв., с 12-13 вв. начала вытесняться оброками и к 14-15 вв. сошла на нет. В странах Востока барщина не получила широкого распространения. На Руси появилась во времена Киевского государства. Широко распространилась в Европейской России во 2-й пол. 16 — 1-й пол. 19 вв. После отмены крепостного права в 1861 сохранилась для временнообязанных крестьян как издольщина. Отменена в 1882.

ИЗДОЛЬЩИНА - вид аренды земли, при которой арендная плата уплачивается собственнику земли долей урожая (иногда до половины и более).

ОБРОК, ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками. В России продуктовый оброк отменен Положениями 19 февраля 1861, денежный — сохранился для временнообязанных крестьян до 1883.

РЕНТА (нем. Rente, от лат. reddita - возвращенная) - доход, не связанный с предпринимательской деятельностью. Доход регулярно получает рантье в форме процента с предоставляемого в ссуду капитала, а землевладельцем — в форме земельной ренты со сдаваемого в аренду земельного участка.

РАНТЬЕ (франц. rentier, от rente — рента) - лица, живущие на проценты с отдаваемого в ссуду капитала или с ценных бумаг.

ССУДА (в гражданском праве) - синоним займа; применяется также для обозначения операций по кредитованию.

КАПИТАЛ (нем. Kapital, от лат. capitalis — главный), экономическая категория; созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг и приносящие доход. Капитал выступает в виде денежного капитала и реального капитала: на уровне предприятия капитал — вся сумма материальных благ (вещей) и денежных средств, используемых в производстве; делится на основной и оборотный. В марксизме капитал — стоимость, приносящая прибавочную стоимость в результате эксплуатации наемных рабочих классом капиталистов.

В начале XVII в. появились первые трактаты по управлению в духе полицейской деятельности в Германии, которые носили теолого-библейский характер.

ТРАКТАТ (от лат. tractatus — рассмотрение):

Научное сочинение, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема; рассуждение на специальную тему.

Международный договор.

ТЕОЛОГИЯ (от греч. theos — Бог и logos — слово, учение; также богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога.

В России одними из первых полицеистов были Юрий Крижанич, Григорий Карпович Котошихин и Иван Тихонович Посошков.

КРИЖАНИЧ Юрий (Juraj Krizanic) (около 1618 – 12 сентября 1683), славянский ученый-энциклопедист, писатель, философ, богослов, историк и филолог, один из первых сторонников идеи «славянского единства», главную роль в осуществлении которой отводил России.

КОТОШИХИН Григорий Карпович (ок. 1630-1667), подьячий Посольского приказа. В 1664 бежал в Литву, затем в Швецию. По заказу шведского правительства составил сочинение о России.

ПРИКАЗЫ:

Органы центрального управления в России 16 — нач. 18 вв.

Центральные органы власти в 17 в.

Местные органы дворцового управления в 16-17 вв.

Бюст Цицерона

Понятие права Цицерон, как и многие другие римские юристы, выводил, из идеи мирового, всеобщего закона природы. Право - это искусство добра и справедливости.

Цицерон решал, наряду с другими вопросами, и вопросы, касающиеся происхождения и сущности права. «Истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера», – утверждал Цицерон. Этот высший, естественный и неписаный закон возникает задолго до того, как люди объединились в гражданские общины, и его нельзя изменить голосованием народа или решением судей (здесь – откровенный выпад против учений рабовладельческой демократии). Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку – в противном случае они не имеют законной силы. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы.

Цицерон утверждал, что государство является не только естественным организмом, но и искусственным образованием, «народным установлением». Цицерон признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Имущественные и социальные различия между людьми, с этой точки зрения, возникают не от рождения, а в силу установившихся в обществе отношений. «Частной собственности, — заявлял Цицерон, полемизируя с последователями Аристотеля, — не бывает от природы». Она возникает на основании либо давнишнего завладения, либо победы в войне, либо закона и соглашения.

Римские юристы не отделяли еще право от нравственности. Они считали источником права мировой божественный разум.

В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделяли три части: естественное право, право народов и право граждан (цивильное право).

Естественное право, по их представлениям, распространяется как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными.

Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и ряд других установлений.

Право граждан, или цивильное право, регулирует отношения между свободными римлянами.

Особое социальное значение естественное право приобрело в 17-18 вв. как идеология борьбы буржуазии против абсолютизма. Развивалось в произведениях физиократов, английского философа, основателя либерализма Джона Локка, французского писателя, мыслителя и композитора Жана-Жака Руссо, французского мыслителя эпохи Просвещения (XVIII век), правоведа Шарля Луи де Монтескьё, французского философа-просветителя, писателя Дени Дидро, русского мыслителя и писателя Александра Николаевича Радищева и др.

Физиократы — представители классической буржуазной политической экономии во Франции. Главой школы физиократов был Франсуа Кенэ (1694—1774 гг.).

Франсуа Кенэ

 

Исходным в концепции физиократов было учение о «естественном порядке». Оно означало признание объективной реальности окружающего мира, существование которого объяснялось соответствием «естественному порядку» или «естественному праву». Франсуа Кенэ рассматривал такое право как выражение высшей справедливости, идущей от Бога. По его мнению, соблюдение «естественного порядка» обязательно для всех людей уже потому, что представляющее его «естественное право» признаётся «светом разума». Кенэ не разделял выводов просветителей. Он считал, что человек не может претендовать «на всё» (это равносильно праву ласточки на всех летающих мошек), а должен исходить из того, что в состоянии обеспечить своим трудом. Физиократы опирались на идею «естественного права» для определения существующих норм поведения человека. В соответствии с учением о «естественном порядке» Кенэ и его коллеги признавали экономические и политические законы в качестве естественных (не зависящих от людей и политической власти). Такие законы трактовались как вечные.

Идеологи борьбы буржуазии против абсолютизма выдвинули идею объективности и закономерности общественного развития, рассматривая общество как живой организм, экономическую жизнь общества — как естественный процесс, имеющий внутренние закономерности, а общественные формы — как физиологические формы, т. е. вытекающие из естественной необходимости самого производства и не зависящие от воли, политики, формы правления. От государства стали требовать, чтобы оно перестало рассматривать общество как пассивную массу, а признало неприкосновенными личное достоинство гражданина, его права.

Итак, прежнему полицейскому государству было противопо­ставлено правовое государство. Новые объект управления, задачи управления и достижения в других науках привели к тому, что возникла новая концепция и соответствующая модель управления правовым государством.

В правовом государстве феодальной правительственной власти противопоставлялся закон, местное самоуправление, невмешательство в частную жизнь индивидуумов.

Методологической осно­вой концепции управления правовым государством послужили:

- учение И. Канта о государстве как союзе под юридическими нормами,

- учение об общественном договоре Ж.-Ж. Руссо, обоснованное Т. Гоббсом,

- учение идеологов буржуазной политэкономии Ф. Кенэ, А. Смита и Д. Рикардо,

- представителей манчестерской школы политэкономии и

- теория разделения властей Д. Локка и Ш. Монтескье.

 

КАНТ Иммануил (1724-1804) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской академии наук (1794).

По Канту, правовое государство – такое государство, где соблюдены все естественные права и где не пренебрегают свободой, равенством и независимостью воли отдельных индивидов. У Канта нет термина «правовое государство», но идея правового государства вытекает из всей его правовой теории.

Кант представляет государство как соединение множества людей под властью правового закона. Наилучшим государством он считает республику как правовой союз (а не как форму правления).

Иммануил Кант

По Канту главная задача государства, где суверенитет принадлежит народу, заключается в том, чтобы охранять и гарантировать права и свободы граждан.

Жан-Жак Руссо́ (28 июня 1712 — 2 июля 1778) — французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии.

Жан-Жак Руссо

Трактат «Об общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо – один из крупнейших литературных памятников общественно-политической мысли.

Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу.

Общественный договор (социальный контракт) — социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.

Понятие общественного договора имеет у Руссо определенное логическое, идеальное значение. В том, что каждый человек как бы передает объединению всех граждан свои силы и волю, Руссо видит логическую основу общественного, гражданского состояния. В этом смысле «общественный договор» выступает у Руссо как некоторый общественно-политический идеал, как «царство разума», как выдвигаемая им общественно-политическая программа.

Руссо считал, что суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен. Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства.

Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения.

Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.

И сегодня трактат «Об общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо актуален, поскольку идеи общественного договора составляют основу современного демократического общества.

Английский философ Томас Гоббс, британский педагог и философ Джон Локк и французский мыслитель Жан-Жак Руссо являются самыми известными философами теории общественного договора. Однако, они сделали сильно отличающиеся выводы из этого исходного положения. Гоббс защищал авторитарную монархию, Локк защищал либеральную монархию, в то время как Руссо защищал либеральный республиканизм. Их работа обеспечила теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма.

Как уже отмечалось ранее,методологической осно­вой концепции управления правовым государством послужили учение И. Канта о государстве как союзе под юридическими нормами, учение об общественном договоре Ж.-Ж. Руссо, обоснованное Т. Гоббсом, а также учение идеологов буржуазной политэкономии Ф. Кенэ, А. Смита и Д. Риккардо, представителей манчестерской школы политэкономии и теория разделения властей Д. Локка и Ш. Монтескье.

СМИТ Адам (1723-1790) - шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии.

Адам Смит

 

Адам Смит создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию.

РИКАРДО Давид (1772-1823), английский экономист, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Сторонник трудовой теории стоимости; стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов общества.

Давид Рикардо

т

Манчестерская школа в политической экономии — направление экономической мысли, возникшее в конце 30-х годов XIX в. Выражала интересы промышленной буржуазии, требующей полной свободы частной предпринимательской деятельности и ограничения фискальной роли государства. Создатели и руководители школы — английские экономисты и политические деятели Ричард Кобден и Джон Брайт.

Манче́стер (англ. Manchester) — город на Северо-Западе Англии, графство Большой Манчестер. Наряду с Лидсом, Шеффилдом, Ливерпулем и Лондоном Манчестер был одним из центров Промышленной Революции. В настоящее время Манчестер — крупный культурный, промышленный, финансовый, коммерческий и транспортный центр страны.

Ричард Кобден (англ. Richard Cobden, 3 июня 1804, Данфорд-Фарм, близ Мидхерста, Суссекс — 2 апреля 1865, Лондон) — английский политический деятель, лидер фритрейдеров.

Фритредерство (англ. free trade — свободная торговля) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.

Джон Локк (1632-1704)

Джон Локк - британский педагог и философ.

Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.

Джон Локкшироко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.

Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей (практически в современном ее понимании) французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескье в главном труде своей жизни - «О духе законов» (опубликован в 1748 г.). Под «ду­хом» законов Монтескьё понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено разумной природой человека, природой вещей и т. д.

Лоренц фон Штейн (1815-1890)

 

 

В «Учении об управлении» Лоренц фон Штейн одним из первых ввел термин «учение об управлении» вместо «науки о полиции», раскрыл содержание отдельных категорий этого учения — искусство управления, функции управления и методы управления. К разработке учения об управлении Л. Штейн подходил с позиций более общей науки о государстве, которая, по его мнению, изучает человеческие отношения, возникающие в государстве, в том числе отношения, порождаемые государственным устройством и управлением. Штейн призывал ученых к исследованию проблем управления. Он писал: «Кто тщательно займется управлением, тот скоро поймет, что нет ни одной науки, которая равнялась бы этой по своему богатству и значению».

По Штейну, предметом науки об управлении является «внутреннее управление государства, которое представляет собой совокупность тех сторон государственной деятельности, которые доставляют отдельному человеку условия для его индивидуального развития, недостижимые его собственной энергией и усилиями». Объекты внутреннего управления, по Штейну, — это физическая, духовная, общественная и хозяйственная жизнь личности, а «учение о хозяйственной жизни личности» — это исследование вопросов обеспечения государством условий для создания материальных благ личности.

 

Людвиг Гумплович (1838-1909)

ГУМПЛОВИЧ Людвиг - польский и австрийский социолог и правовед, представитель социального дарвинизма. Считал, что государство возникает из борьбы за господство этнических групп (рас).

Социа́льный дарвини́зм - социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.

Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания...

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович (1851-1916), русский историк, юрист, социолог эволюционистского направления, академик Петербургской АН (1914). Издатель журнала «Вестник Европы» (1909-16). Редактор энциклопедического словаря «Гранат» и серии «Новые идеи в социологии». Один из инициаторов создания Русской Высшей школы общественных наук в Париже в (1901) и частного Психоневрологического института (1908).

Чарльз Бэббидж (1791-1871)

 

Примером работы по исследованию национальной системы управления на уровне промышленного предприятия можно назвать трактат английского исследователя, создателя первой вычислительной (точнее — аналитической) машины Чарльза Бэббиджа «Экономика машин и мануфактур», опубликованный в 1832 году. В трактате автор изложил результаты своих 10-летних наблюдений и экспериментов в области управления предприятиями различных отраслей, проведенных с целью получения научных обобщений и рекомендаций по совершенствованию организации труда и производства. В трактате много ценных идей и рассуждений по поводу разделения физического и умственного труда, специализации в производстве и управлении, размещения предприятий, применения счетных машин. Чарльз Бэббидж по праву может считаться пионером научного исследования управления предприятием, он задолго до Фредерика Тэйлора (классика менеджмента) открыл многие принципы рациональной организации производства.

Вслед за Чарльзом Бэббиджом в Англии появился фундаментальный труд шотландского экономиста и химика Эндрю Юра «Философия производства» (1835 г.), в котором автор характеризует современное ему состояние фабричной системы в Англии и излагает общие принципы, на которых, по его мнению, должно быть организовано материальное производство.

Эндрю Юр (1778-1857)

 

Следуя идеям о специализации Чарльза Бэббиджа, Эндрю Юр призывает организаторов производства к повышению механизации производства и использованию самостоятельно функционирующих машин с целью прежде всего снижения злоупотребления детским трудом, освобождения работника от тяжелого физического труда, повышения удовлетворенности работой, повышения общей производительности труда. Фундаментальный принцип, как его формулировал Э. Юр, заключался в том, чтобы «заменить ручное производство механической наукой».

Объектами исследований второй половины XIX в. в США были предприятия текстильной, горнозаводской, сталелитейной промышленности и железнодорожное хозяйство. В 1886 г. в журнале Американского общества механиков-инженеров была опубликована статья Генри Тоуна «Инженер как экономист», в которой излагались принципы цеховой структуры управления как инжиниринг менеджмента. Генри Тоун призывал управленцев к регулярному повышению квалификации, к приобретению знаний в области менеджмента.

Примерно в то же время публиковалась серия статей Гаррингтона Эмерсона по эффективности производственной деятельности.

 

ВЫВОДЫ

В эпоху полицейских государств наряду с описанием существующего положения в области государственного управления периодически появлялись реформаторские работы с моделями более совершенного устройства этой формы управле­ния, а также разработки по эффективному управлению частным хозяйством в рамках полицейского государства.

Концепция управление правовым государством была порождена прежде всего противоречиями жесткой деятельности полицейского государства. Мелочная регламентация хозяйственной деятельности стала преградой для технического прогресса, она препятствовала свободной конкуренции и превратилась в тормоз роста возникающей капиталистической промышленности в Англии, Франции, Германии и других странах. На борьбу с полицейским государством выступила окрепшая буржуазия.

Наиболее системно и комплексно концепцию управления правовым государством представил общественности немецкий ученый Лоренц фон Штейн, издавший в 60-х годах XIX в. 7-томный труд «Учение об управлении».

Методологическими основаниями концепции управления культурным государством служили исторические школы политической экономии и права, которые призывали к учету в науке влияния специфики и особенностей национальных культур, нравов, обычаев, форм правления, законодательств, обусловливающих своеобразие исторической судьбы развития определенного народа. В рамках первой исторической школы развивалась прикладная экономия, которую представители юридических наук считали экономической частью полицейского права. Кроме того, прикладной экономии предписывалась заслуга в «освещении этического значения культурного государства как органа социальных реформ». Приверженцы этой концепции задачу культурного государства видели в «смягчении грубой борьбы за существование путем проведения в строй общественных отношений начал этики и справедливости, наряду с деятельной ролью в этом направлении личной и общественной самодеятельности».

Во всех работах о развитии управленческой мысли до конца XIX в. в качестве субъекта управления чаще всего по-прежнему рассматривалось государство, а в качестве объекта — народное хозяйство в целом (государственное, общественное и частное) или отдельные его элементы (отрасли, регионы, предприятия).

В 50-х годах XIX в. в США стала бурно развивается так называемая американская система производства. Эта система объединила идеи европейцев в области создания механизированных фабрик и производства взаимозаменяемых деталей для предприятий разных отраслей. Центр исследований проблем управления промышленными предприятиями перемещается (и надолго) из Европы в США, а важнейшим предметом исследований становится создание механического и машинного производств, освобождающих человека от тяжелого труда, и управление этим производством.

 

ЛЕК. 4. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ - 02.03.2013 Г.

1. Концепция полицейского управления.

2. Концепция управления правовым государством.

3. Концепция управления культурным государством.

4. Концепции управления частным капиталистическим хозяйством.

ВВЕДЕНИЕ

При анализе истории управления принято выделять следующие 4 концепции:

· концепция полицейского управления;

· концепция управления правовым государством;

· концепция управления культурным государством;

· концепция управления частным капиталистическим хозяйством.

Конспективно рассмотрим каждую из этих концепций.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.