|
Средства коррекции иммунных реакций, противоаллергические средства.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Средства коррекции иммунных реакций, противоаллергические средства.
(лекция № 17)
Дисциплина: Фармакология
Казань 2010 год План лекционного занятия
Предмет: фармакология Отделение: фармация Курс: III
Тема 3.1. Средства коррекции иммунных реакций, противоаллергические средства.
Занятие №17 Тип занятия: урок сообщения и усвоения новых знаний. Вид занятия: лекция. Количество часов: 2 Цели занятия: Учебные: · Добиться формирования знаний и применять знания в решении новых задач. · Закрепить изучаемый материал. · Проверить понимание материала студентами. Воспитательные: · Воспитание трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности. · Воспитание чувства ответственности и самостоятельности. · Воспитание познавательных интересов. · Воспитание любви к будущей профессии. Развивающие: · Развитие логического и самостоятельного мышления, познавательных умений. · Развитие привычек запоминания – смысловая группировка материала, выделение опорных пунктов. · Развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения цели. Межпредметные связи: · Латинский язык (лексика); · Клиническая патология (Аллергия. Иммунитет); · ОЭФ (Рецептурный отпуск). Внутрипредметные связи: Обеспечиваемые темы: Средства, действующие на процессы аллергии и иммунную систему. Обеспечивающие темы: М-холиноблокаторы. Адреномиметики. Время занятия: 90 мин. Место занятия: каб. 310 (109). Оснащение занятия: · Компьютер для изучения предлагаемой презентации по теме занятия. · Презентация · Методическое указание для преподавателя. · Сборник лекций по фармакологии для студентов Хронологическая карта лекционного занятия: I. Организационный момент – 5 минут. · Проверка отсутствующих · Выявление неясных вопросов · Изложение плана и целей занятия · Мотивация учебной деятельности II. Актуализация опорных знаний студентов – 5 минут. III. Основная часть лекции – 65 минут.
IV. Закрепление – 5 минут. V. Подведение итогов – 5 минут. VI. Задание на дом – 5 минут. Характеристика этапов лекции: I. Организационный момент. Цель занятия: 1. Сообщить новые и усовершенствовать имеющиеся знания студентов. 2. Проверить знания и понимание материала. Мотивация: Аллергические заболевания с каждым годом привлекают все более пристальное внимание. Несмотря на то, что аллергические болезни известны человеку более двух с половиной тысяч лет, в современном мире проблемы, связанные с вопросами диагностики, терапии и профилактики аллергопатологий остаются весьма актуальными. За последние же десятилетия проблема аллергии приняла масштаб глобальной медико–социальной проблемы. Аллергию называют «болезнью цивилизации». В высокоразвитых странах процент страдающих аллергией, преимущественно среди молодого населения, значительно выше, чем в развивающихся и слаборазвитых странах. Загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства, неблагоприятные социальные условия, интенсивное использование средств дезинфекции в быту и на производстве, применение пестицидов и гербицидов в сельском хозяйстве, изменение качества питания, использование генетически измененных продуктов – сочетанное воздействие данных факторов на организм современного человека создает условия для высоких аллергенных нагрузок. Экономический ущерб от аллергических заболеваний достаточно высок и определяется не только непосредственно затратами на лечение пациентов с аллергопатологией, но и теми затратами, которые требуются для лечения осложненных аллергией вирусных и других инфекций. Учитывая тот факт, что аллергией страдает наиболее молодой, трудоспособного возраста контингент населения, аллергические болезни приводят к огромным трудопотерям, значительному социально–экономическому ущербу, выраженному снижению уровня здоровья населения и нации в целом. II. Актуализация опорных знаний студентов. 1. Основные понятия и представление о строении и функции иммунной системы. 2. Представление об аллергической реакции. 3. Латинские названия лекарственных форм, лекарственных растений; склонение существительных, спряжение глаголов, правила оформления рецепта. III. Изучение нового материала: В лекции будут освещены следующие вопросы: 1. Строение и функции иммунной системы человека. 2. Аллергия и механизм развития аллергической реакции. 3. Гистамин и гистаминовые рецепторы. 4. Блокаторы гистаминовых рецепторов (Н1) – понятие, классификация, механизм действия, общая характеристика группы. 5. Стабилизаторы мембран тучных клеток – понятие, классификация, механизм действия, общая характеристика группы. 6. Функциональные антагонисты медиаторов аллергии. 7. Анафилактический шок. 8. Понятие об иммунотропных средствах. 9. Иммуносупрессорные средства – понятие, классификация, механизм действия, характеристика представителей группы. 10. Иммуностимулирующие средства – понятие, классификация, механизм действия, общая характеристика представителей группы.
Функциональные антагонисты медиаторов аллергии. При лечении реакций немедленного типа часто назначают средства, направленность действия которых противоположна медиаторам аллергии (функциональные антагонисты). Показания к выбору того или иного средства определяются характером аллергической реакции. Так, при спастических реакциях желудочно-кишечного тракта (аллергические энтериты, колиты и др.). Препаратами выбора являются м-холиноблокаторы (атропин и др.) и спазмолитики (но-шпа, феникаберан и др.), при антиневротическом отеке и анафилактическом шоке – адреномиметики (адреналин (эпинефрин), эфедрин), при бронхиальной астме – бронходилататоры (атровент (ипратропия бромид)). При кожных проявлениях аллергии помимо препаратов выбора – антигистаминных средств в тяжелых случаях назначают глюкокортикоиды (преднизолон). При аллергическом рините – α -адреномиметики (нафтизин, галазолин).
Анафилактический шок. Это состояние резко повышенной чувствительности организма, развивающееся при повторном введении ксенобиотиков (чужеродных белков и сывороток, лекарств, при укусе перепончатокрылых). Одно из наиболее грозных и сложных осложнений лекарственной аллергии, заканчивающееся примерно в 10-20 % случаев летально. Общий и наиболее существенный признак шока – остро наступающее уменьшение кровотока с нарушением периферического, а затем и центрального кровообращения под влиянием гистамина и других медиаторов, обильно секретируемых клетками. Кожные покровы становятся холодными, влажными и цианотично-бледными. В связи с уменьшением кровотока в головном мозге и других органах появляются беспокойство, затемнение сознания, одышка, нарушается мочеотделение. АШ сопровождается падением артериального давления и бронхоспазмом. Применяют ЭПИНЕФРИН(адреналин) 0,1% раствор, в случае необходимости можно повторять через каждые 10-15 мин до подъема АД. Адреналин расслабляет гладкие мышцы бронхов и устраняет бронхоспазм, а также повышает артериальное давление. При анафилактическом шоке адреналин вводят внутримышечно или внутривенно. Если повторные подкожные инъекции адреналина неэффективны, нужно внутривенно ввести 0,5 мл адреналина с 20 мл 40 % раствора глюкозы. Для нейтрализации биологически активных веществ необходимо ввести 1-2 мл 1 % раствора СУПРАСТИНА или 2-3 мл 2,5 % раствора ПИПОЛЬФЕНА, или 1-2 мл 1 % раствора ДИМЕДРОЛА внутримышечно, 10-20 мл 10 % раствора кальция хлорида или кальция глюконата внутривенно (пипольфен нельзя вводить больным, у которых аллергические заболевания возникли от применения аминазина вследствие общих антигенных свойств этих препаратов) и глюкокортикоидные средства (гормональные) – гидрокортизон (125- 500 мг) или преднизолон (60-120 мг) или дексаметазон (4-20 мг). При бронхоспазме внутривенно назначают 2,4 % раствор эуфиллина с 10 мл 40 % раствора глюкозы.
IV. Закрепление. 1. Какова основная функция иммунной системы человека? 2. Что такое аллергия? 3. Какие различают виды аллергических реакций? 4. Как классифицируют антиаллергические препараты? 5. Каково преимущественное применение препаратов I поколения? II поколения? III поколения? 6. Какие препараты относят к стабилизаторам мембран тучных клеток? 7. Для чего применяют стабилизаторы мембран тучных клеток? 8. Каковы основные побочные эффекты антиаллергических средств? 9. Каковы меры помощи при анафилактическом шоке? 10. Какие средства называют иммунотропными? 11. Как их классифицируют? 12. Каковы показания к применению иммунодепрессантов? 13. Как классифицируют иммуностимуляторы? 14. Каковы показания к применению представителей каждой подгруппы? 15. Назовите побочные эффекты применения иммуностимуляторов и противопоказания к их применению.
V. Подведение итогов. Преподаватель делает обобщение темы, дает оценку деятельности студентов, делает выводы, достигнуты ли цели занятия. VI. Задание на дом. Средства коррекции иммунных реакций, противоаллергические средства.
(лекция № 17)
Дисциплина: Фармакология
Казань 2010 год План лекционного занятия
Предмет: фармакология Отделение: фармация Курс: III
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|