|
Перечень основных методов инновационного менеджментаСначала сформулируем понятие «метод». В нашей работе рассматриваются преимущественно методы осуществления какой-либо работы, функции или операции в области управления различными объектами. Метод — способ теоретического исследования или практического осуществления какой-либо всеобщей или общей функции управления различными объектами (маркетингом, конкурентоспособностью, качеством, ресурсами, персоналом, производством, логистикой и др.). Для повышения эффективности инновационного менеджмента необходимо применять не только общеизвестные методы анализа, прогнозирования, оценки, оптимизации, планирования, организации процессов, учета, контроля и мотивации, методы управления различными объектами, но и специфические методы инновационного менеджмента. К последним методам мы относим научные подходы, функционально-стоимостный анализ, системный анализ, экономико-математические методы оптимизации (методы исследования операций). В рамках данной работы нет возможности подробно описать все перечисленные группы методов, им посвящено множество книг. Здесь приведем только группировку методов по их назначению и дадим определения важнейших методов. Методы анализа: • методы сравнения; • индексный метод; • балансовый метод; • метод цепных подстановок; • метод элиминирования; • графический метод; • функционально-стоимостный анализ; • факторный анализ; • SWOT- анализ; • системный анализ и др. Функционально-стоимостный анализ (ФСЛ) — это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять анализируемый объект в конкретных условия, либо необходимости функций существующего объекта. Факторный анализ — это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект объекта, элементы совокупных затрат, производительность труда, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции. Идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) применение усилий для превращения внешних угроз в новые возможности и внутренних слабостей в силу; б) развитие сильных сторон, конкурентных преимуществ фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями. Системный анализ — комплексный анализ объекта как системы с позиций системного подхода, включающий: • анализ уровня качества всех компонентов всех подсистем системы управления (менеджмента) организацией; • анализ действия внешних и внутренних факторов, слабостей и конкурентных преимуществ своих и основных конкурентов; • анализ конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и организации в целом; • анализ научного уровня управления различными социально-экономическими объектами. Все рассмотренные выше методы анализа должны быть использованы при проведении системного анализа. Для повышения качества анализа рекомендуется применять следующие вспомогательные приемы анализа: • сводки и группировки; • абсолютных и относительных величин; • средних и средневзвешенных величин; • динамических рядов; • сплошных и выборочных наблюдений; • детализации и обобщения и др. Методы прогнозирования: 1) нормативный; 2) экспериментальный; 3) параметрические; 4) экстраполяции; 5) индексный; 6) экспертные; 7) экономико-математические и др. Методы исследования операций (или оптимизации): 1. Методы линейного программирования: • симплексный метод; • двойственная задача; • транспортная задача; • целочисленное программирование; • теория игр и др. 2. Методы (модели) нелинейного программирования: • метод множителей Лагранжа; • модели выпуклого программирования; • модели динамического программирования. 3. Специальные модели исследования операций: • модели сетевого планирования и управления; • теория массового обслуживания; модели управления запасами и др. Методы стратегического маркетинга: • прогнозирование параметров рынка, новых потребностей, необходимых ценностей, изменения параметров товаров и условий производства; • анализ и оценка; • моделирование; • уточнение потребностей и ценностей; • стратегическая сегментация рынка; • нормирование конкурентоспособности товаров на конкретных рынках; • нормирование параметров стратегии организации. Методы (функции) тактического маркетинга: • тактическая сегментация рынка; • изучение потребностей потребителей; • реализация в нормативно-методических документах маркетингового подхода — ориентации любой деятельности структурных подразделений организации на потребителя; • изучение маркетинговой среды и конкурентов; • уточнение нормативов конкурентоспособности товаров и организации; • участие в разработке концепции товара, развития организации, выхода на рынок; • ценообразование; • выбор каналов распределения и сбыта; • реклама; • связь с общественностью (паблик рилейшнз); • стимулирование увеличения доли рынка и ускорения продаж. Методы ценообразования: • с ориентацией на собственные затраты и нормативы прибыли; • с ориентацией на качество (полезный эффект) товаров, своего и конкурентов; • с ориентацией на спрос на товар и силу конкуренции на конкретном рынке; • на основе корреляционно-регрессионных моделей ценообразования; • на основе договоров, аукционов, биржевых сделок и т. д. Инструменты анализа (повышения) качества продукции: • диаграммы зависимостей между организационно-техническими и экономическими факторами; • логическая причинно-следственная диаграмма факторов улучшения результирующего показателя; • диаграмма Парето — графический метод ранжирования факторов; • корреляционные поля; • гистограммы; • контрольный листок; • контрольная карта и др. Методы управления персоналом — методы воздействия субъекта управления (руководителя) на объект (исполнителя) по практическому осуществлению стратегических и тактических целей управления. В зависимости от степени свободы работника как объекта управления методы управления персоналом предлагаем подразделить на три вида: 1) методы принуждения, когда объект имеет ограниченную свободу действий и субъект управления принуждает его исполнять свою волю; 2) методы побуждения, когда объект имеет большую свободу действий и субъект управления вынуждает искать обоснованные мотивы для побуждения (стимулирования, мотивации) объекта к выполнению задания; 3) методы убеждения, когда объект имеет значительную свободу действий, а субъект управления должен формировать методы воздействия на объект с использованием психотехнологий, ставя во главу угла изучение психологического портрета личности, тенденции и мотивы ее развития. Управление персоналом, нацеленным на инновации, конкурентоспособность, имеет следующие особенности: • высокая неопределенность параметров внешней среды как для организации в целом, так и для отдельного индивидуума; • необходимость постоянного повышения своей квалификации, эрудиции, укрепления здоровья. Знания — сила, залог успеха; • постоянное ожидание более сильного конкурента. Конкуренция — стиль жизни, движущая сила развития; • положительное отношение к новому; • высокая адаптивность к ситуациям; • новизна, сложность, неповторяемость выполняемых работ; • широкий диапазон психологических характеристик личности; • высокий риск инвестирования и неопределенность достижения конечных результатов деятельности; • неопределенность параметров организации труда; • большая текучесть кадров; • возможность получения большого дохода; • возможность реализации потребностей высшего уровня — социальных потребностей и потребностей в самовыражении, самоактуализации, достижении высоких творческих результатов.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|