Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации





 

Формирование инновационной стратегии организации предусматривает выбор и обоснование направлений инновационной деятельности, объема и структуры инновационных проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику, оценку состояния организационных структур управления нововведениями. Любая стратегия должна ориентироваться на выявление возможностей диверсификации результатов деятельности организации.

Процесс выбора наиболее рациональной инновационной стратегии в конкретных хозяйственных условиях всегда основывается на результатах оценки всех форм инновационной деятельности, проявляющихся в нововведениях различных типов. Однако на практике реализация этого положения вызывает определенные сложности. Главная из них состоит в том, что инновационная деятельность как объект инновационного менеджмента охватывает все аспекты работы организации и является составной частью любой функциональной или производственной подсистемы. Например, в число основных целей организации входят:

§ выпуск высококачественных продуктов заданного вида и объема в установленные сроки

§ повышение эффективности использования научно-производственного потенциала

§ активная внешнеэкономическая деятельность

§ обеспечение экологической безопасности производства и устранение отрицательных последствий хозяйственной деятельности и т.д.

Первая цель предполагает совершенствование самих продуктов и технологий их производства, освоение новых изделий и процессов, что позволяет, как минимум не снижать финансовые результаты основной деятельности и сохранять рыночные позиции организации в случае изменения состояния сферы бизнеса.

Вторая цель основывается на необходимости рационализации производственных, обслуживающих, управленческих процессов на базе совершенствования функциональных и производственных структур, повышения эффективности использования кадровых, информационных, финансовых, материальных ресурсов, обновления производственно-технической и инженерной базы.

Третья цель требует наличия научно-технического задела, обеспечивающего высокий уровень конкурентоспособности изделий на мировом рынке и соответственно широкий потребительский спрос.

Цели экологического характера реализуются в результате разработки и применения безотходных технологий, видов продукции, экологически безопасных и для производителя, необходимых природозащитных сооружений и т.д.

Указанные аспекты основной деятельности организации в той или иной степени проявляются в рамках инновационного процесса. Поэтому их можно рассматривать в качестве своеобразных объектов менеджмента при разработке инновационной стратегии.

В практике управления нововведениями используются различные приемы и методы выбора стратегии развития организации. Наиболее рациональным является системный подход. Применение его принципов в разработке инновационной стратегии позволяет выделить в качестве ее основополагающих элементов следующие процессы:

§ совершенствование ранее освоенных продуктов и технологии

§ создание, освоение и использование новых продуктов и процессов

§ повышение качественного уровня технико-технологической базы производства

§ повышение качественного уровня научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы

§ увеличение эффективности использования кадрового и информационного потенциала

§ совершенствование организации и управления инновационной деятельностью

§ рационализация ресурсной базы

§ обеспечение экологической безопасности инновационной деятельности

§ достижение конкурентных преимуществ инновационного продукта перед аналогичными продуктами на внутреннем и внешнем рынках.

Основные положения инновационной стратегии отражаются в соответствующей целевой программе. В ней традиционно выделяются цели, задачи и этапы реализации на перспективу, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям.

Предпосылками успешности инновационной стратегии служат конкретные условия, в которых она разрабатывается и реализуется, состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов, общая стратегия организации, организационная структура управления. Практика показывает, что наиболее важными факторами эффективности инновационной стратегии являются:

§ весь накопленный опыт и потенциал, дифференцированные и специфические компетенции, которые определяют направления и масштабы возможных и потенциально эффективных нововведений

§ гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для эффективного освоения нововведений, и централизацию, необходимую для применения коллективных технологий и постоянного пересмотра организации и функций соответствующих подразделений

§ процессы обучения, обеспечивающие накопление специфических компетенций в результате опыта, анализа внешних факторов и явлений, ассимиляции новых технологий, методов производства и управления

§ методы размещения ресурсов, отвечающие потребностям прибыльных капитальных вложений в данный момент, и создание возможностей для таковых в будущем.

Сущность указанных факторов заключается в следующем. Любые организации вовсе не свободны в выборе инновационной стратегии в прямом смысле. Их «свобода выбора» ограничивается ранее накопленным опытом инновационной деятельности, результатами использования существующих приемов и методов выбора стратегии в целом и отдельных инновационных проектов, профессионализмом менеджеров, отвечающих за принятие решений в инновационном менеджменте, потребителями и возможностями практического применения результатов предполагаемых проектов.

Поэтому для реализации целей инновационной стратегии необходима специализированная организация, способная интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений в инновационном процессе. Следует также проводить постоянный анализ адекватности и целесообразности существующей структуры рынков, функций, задач, квалификационного уровня персонала в конкретной хозяйственной ситуации, что очень важно для выработки реальных долгосрочных перспектив развития организации.

 

Лекция 10. Комплексное обеспечение инновационной деятельности

 

Правовое обеспечение

 

Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) и региональном уровне. К этим актам относятся действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты.

Правовое обеспечение системы менеджмента осуществляется по следующим направлениям:

§ правовые вопросы функционирования экономики страны

§ законы и нормативные акты по системам стандартизации, метрологии, сертификации товаров и услуг, защиты прав потребителей, антимонопольной политики, управления качеством продукции, безопасности и охраны труда и др.

§ законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды

§ правовое регулирование формирования и функционирования организации.

Основное место в системе правового обеспечения инновационной деятельности и предпринимательства занимает принятая в 1993 году Конституция РФ. С 1 января 1995 года первой частью ГК РФ и с 1 марта 1996 года второй частью ГК РФ введены в действие основополагающие положения предпринимательской деятельности.

Постановлением Правительства РФ “О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров РФ” от 25 декабря 1993 года № 1347 определены основные направления деятельности научных центров, по которым осуществляется целевое финансирование:

§ проведение фундаментальных, поисковых, опытно-конструкторских, технологических и других НИР

§ поддержание и развитие научно-исследовательской и опытно-эксперементальной базы, обновление основных производственных фондов, обеспечение сохранности и нормальных условий эксплуатации действующей стендовой, метрологической и производственной базы центров

§ информационное обеспечение, включая приобретение научно-технической литературы, в том числе зарубежной, а также на пользование электронными информационными сетями, в том числе международными

§ подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров

§ участие в международном научно-техническом развитии.

Для развития инновационного предпринимательства большое значение имеет реализация Федерального закона “О науке и государственной научно-технической политике” от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ. Данным законом регулируются отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг), определен порядок формирования и реализации государственной научно-технической политики, основными целями которой являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики РФ и т.п.

В законе также определены полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области формирования и реализации научно-технической политики, порядок организации и проведения экспертиз научной и научно-технической деятельности, порядок финансирования и другие вопросы, касающиеся государственной научно-технической политики.

Важное значение в повышении эффективности инновационной деятельности имеет российское законодательство в области обеспечения и сертификации качества (закон РФ “О защите прав потребителей”, закон РФ “О стандартизации”, закон РФ “О сертификации продукции и услуг”).

Стандартизация как деятельность по установлению норм, правил и характеристик осуществляется в целях обеспечения:

§ безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества

§ технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции

§ качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии

§ единства измерений

§ экономии всех видов ресурсов

§ безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций

§ обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Сертификация как деятельность по подтверждению соответствия продукции, услуг и иных объектов осуществляется в целях:

§ создания условий для деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле

§ содействия потребителям в компетентном выборе продукции

§ защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя)

§ контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества

§ подтверждения показателей качества и продукции, заявленной изготовителем.

Одним из направлений правового обеспечения инновационной деятельности является защита интеллектуальной собственности, под которой понимается совокупность авторских и других прав на результаты этой деятельности, охраняемые законодательными актами государства.

Материально-вещественную основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт как результат творческих усилий его создателей (отдельной личности или научного коллектива), выступающий в различных формах:

§ научные открытия и изобретения

§ результаты научно-исследовательских, конструкторских, технологических и проектных работ

§ образцы новой продукции, новой техники и материалов, полученных в процессе НИОКР, а также оригинальные научно-производственные услуги

§ оригинальные консалтинговые услуги научного, технического, экономического, управленческого характера, включая сферу маркетинга

§ новые технологии, патенты и т.д.

Учитывая разнообразие объектов интеллектуальной собственности и требований по их охране, правовое регулирование подразделяется на ряд самостоятельных функциональных сфер: авторское право, промышленная собственность, научная собственность и др.

Авторское право представляет собой совокупность норм права, регулирующих правоотношения, связанные с созданием и использованием определенного интеллектуального продукта.

Авторское право предусматривает исключительное право автора оригинальных научных, литературных, художественных и других произведений размножать их любыми методами и продавать.

Авторское право принадлежит автору пожизненно и действует не менее 50 лет после его смерти.

Авторское право распространяется на любые творческие результаты, независимо от формы, назначения и достоинств интеллектуального продукта. Это могут быть: технические описания, книги и брошюры, инструкции по эксплуатации, программная продукция, фирменные обозначения и т.д., т.е. все то, что подлежит защите против возможного недобросовестного использования и конкуренции.

Согласно авторскому праву объекты интеллектуальной собственности в различных формах (патентные права, ноу-хау, программная продукция и т.д.) являются предметом купли-продажи, а также могут служить паевым вкладом или частью уставного капитала организаций (финансово-инвестиционных корпораций).

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», статья 6, п.4).

Авторское право распространяется на произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- и видеозаписи, изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж и т.д.).

На письменные произведения авторское право закрепляется указанием в них знака ©, после которого пишется фамилия, инициалы или наименование юридического лица, год (годы) издания. Регистрации этого знака в Российском авторском обществе не требуется (ст.9 упомянутого Закона).

Правовое обеспечение инновационной деятельности, в том числе защита интеллектуальной собственности, осуществляется следующими нормативными актами: см. Приложение № 1.

 

Нормативно-методическое обеспечение

 

Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы инновационного менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), федерального (государственного), муниципального (регионального), либо организационного уровня. Документы нижестоящего уровня не должны противоречить документам вышестоящего уровня.

Нормативно-методические документы могут быть следующих видов:

§ нормативные акты

§ стандарты

§ методики, положения, инструкции и т.п.

В свою очередь стандарты могут быть следующих видов: международный стандарт, европейский стандарт, государственный стандарт стран СНГ, государственный стандарт России, региональный стандарт, отраслевой стандарт, стандарт организации и т.п.

Примерный перечень нормативно-методических документов по системе инновационного менеджмента организации см. в Приложении № 2.

 

Финансовое и материальное обеспечение

 

Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входят в систему ресурсного обеспечения.

Ключевым вопросом ресурсного обеспечения инновационного менеджмента является финансирование инновационной деятельности.

Финансовое обеспечение любого хозяйствующего субъекта охватывает денежные отношения организации с другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате научно-технической продукции, контрагентских работ, поставок спецоборудования, материалов и комплектующих изделий, расчетов с учредителями, трудовым коллективом и государственными органами управления. Система финансирования выполняет две функции: распределительную и контролирующую.

Принципы организации финансирования:

§ четкая целевая ориентация системы – ее увязки с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений

§ логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов

§ множественность источников финансирования

§ широта и комплексность системы, т.е. возможность охвата максимально широкого круга технических новинок и направлений их практического использования

§ адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку, как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.

Основные задачи финансирования:

§ создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народно-хозяйственного комплекса страны, обеспечения ее структурно-технической перестройки

§ сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития

§ создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

 

Информационное обеспечение и статистика инноваций

 

Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется «Положением о государственной системе научно-технической информации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 года № 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития).

Государственная система научно-технической информации – совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.

Цель создания ГСНТИ – обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации (НТИ), их интеграции в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационной продукции и услуг.

К федеральным органам НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся:

§ всероссийский научно-технический информационный Центр Министерства науки и технологий РФ

§ всероссийский Центр межотраслевой информации Министерства экономики РФ

§ российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства науки и технологий РФ

§ всероссийский Центр научной и технической информации Российской Академии наук и Министерства науки и технологий РФ

§ государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ

§ библиотека РАН

§ библиотека по естественным наукам РАН

§ отраслевые библиотеки.

Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 года, разработана на единых международных подходах и стандартах.

Международные стандарты в статистике науки и инноваций – комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистики. Необходимость стандартизации статистики науки и ликвидации национальных различий в практике учета показателей первоначально возникла в процессе интеграции мирового хозяйства промышленно развитых стран, развития экономического и научно-технического сотрудничества. Быстрый рост ресурсов, выделяемых ими на научные исследования и разработки, потребовал развертывания работ по сбору и анализу соответствующей информации.

Активную роль в создании новых и уточнении существующих международных стандартов по статистике науки и инноваций играет Евростат – Статистическая служба Евросоюза. В 1969 году Евростатом была разработана первая редакция номенклатуры для анализа и сопоставления научных программ и бюджетов (в настоящее время действует редакция 1992 года), являющаяся основой для сбора данных о бюджетных ассигнованиях на научные исследования и разработки по социально-экономическим целям в странах – членах Евросоюза, их обобщения и подготовки ежегодных докладов о государственном финансировании науки в ЕС.

Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных предприятий (основные показатели), строится по следующим разделам:

§ инновационная активность предприятий

§ источники информации об инновациях

§ цели инновационной деятельности

§ затраты на технологические инновации

§ исследования и разработки

§ количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок

§ технологический обмен

§ методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукт-, процесс-инноваций

§ результаты инновационной деятельности

§ факторы, препятствующие инновациям.

 

Лекция 10. Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности

Конкуренция в области инновационной деятельности – это своего рода инновационный конкурс с непредсказуемыми в некоторых случаях результатами при решении научно-технических, социально-экономических и других проблем.

Особенности конкуренции в инновационной сфере, обуславливающие необходимость ее развития:

§ конкуренция – главный фактор восприимчивости организации к техническим новинкам

§ конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям, и могут удовлетворять потребности рынка

§ конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка в целях удержания потребителей

§ конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства

§ конкуренция вынуждает предпринимателей оперативно реагировать на изменение желаний потребителей, а также на все изменения экономики

§ конкуренция обеспечивает высокий доход тому, кто упорно и производительно трудится.

В России конкуренция из скрытой перешла в явную форму и стала одним из решающих факторов развития инновационного предпринимательства.

Всю систему факторов конкурентоспособности инновационной организации можно подразделить на две основные группы.

Первая группа состоит из факторов конкурентного преимущества организации. В эту группу внутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельности предпринимательской организации, а также параметры, отражающие степень использования факторов производства.

Вторая группа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической среды, находящиеся вне среды непосредственного влияния организации.

Кроме внутренних и внешних факторов следует выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности организации (элементы).

С учетом всего вышеизложенного система основных факторов конкурентоспособности предпринимательской организации может быть представлена трехуровневой структурой, первый уровень которой представляют элементы конкурентоспособности организации, а второй и третий уровни – собственно внешние и внутренние фактор (см. рисунок).

Приведенная классификация факторов конкурентоспособности инновационной организации обеспечивает адекватность анализа и выявления причин неконкурентоспособности инновационной организации, обеспечивает адекватность анализа и выявления причин неконкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Среди внутренних факторов конкурентоспособности организации важная роль принадлежит технологическому фактору, который включает в себя технический уровень продукции и собственно технологию производства. Конкурентоспособность технологии – базовая категория по отношению к конкурентоспособности предпринимательской организации. Она во многом зависит от конкурентных возможностей взаимодействующих средств производства и рабочей силы, зависит также от внешних факторов (технологического процесса в масштабах страны и за рубежом, развитости рынка инноваций, развития науки).

Основной формой конкуренции в инновационной сфере является научно-техническое превосходство новой продукции, которое определяется превосходством научных достижений инженерно-технических работников (интеллектуальной собственности). Наука имеет ценность как выражение интеллектуального труда. Конкурентоспособность продукции можно оценить уровнем новейших изобретений и результатом научного поиска.

В целях обеспечения конкуренции между инновационными организациями в решении закрепленных за ними научно-технических проблем следует осуществить в отраслях народного хозяйства переход к проектированию на конкурентной основе образцов новой техники, технологии, материалов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение, проводить открытые конкурсы по решению важнейших научно-технических задач с участием зарубежных ученых и организаций при обязательном условии внедрения полученных результатов в производство, целесообразно создавать научно-технические консультативные и внедренческие организации для оказания содействия в использовании новейших достижений науки и техники, изучить передовой опыт в развитых странах по совершенствованию экономического механизма научно-технического прогресса.

Конкуренция заставляет инновационных предпринимателей идти на рынок инноваций, участвовать в его формировании:

§ развивать собственную научную и научно-техническую экспериментальную базу для проведения НИОКР

§ заключать договора на проведение НИОКР сторонней организацией

§ приобретать лицензии на право производство продукции (оказании услуг)

§ покупать готовую продукцию, технологии, ноу-хау и другую интеллектуальную собственность

§ инвестировать в предпринимательскую деятельность.

 

 








ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.