Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Искусство в период правления Камнинов (1057 – 1204)





В это время византийское искусство достигло расцвета:

1. строительство монастырей с одноглавым крестово-купольным храмом в центре, трапезной, больницей и библиотекой со скрипторием – мастерская, в которой переписывали книги.

 

2. космическая символика предполагала восприятие храма как уменьшенной модели Вселенной, где своды и купола олицетворяли небо, пространство возле пола – землю, алтарь – рай, западная часть – ад. В соответствии располагались и росписи. Символично число апостолов – 12 (богочеловеческое число, число Нового Израиля) – произведение числа 3 – символ божественной сущности, «мира горнего» и 4 – число материальных стихий, сторон света, «мира дольнего». На 4 парусах изображали евангелистов: Матфей – ангел, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орёл.

Топографическая символика связывала каждое место в храме с местом в Палестине, где произошло то или иное событие из жизни Христа.

Временная символика. Т.к. в храме господствует движение по кругу, то образовался праздничный цикл, где располагались события, описанные в Евангелии и ставшие праздниками: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие во ад, Сошествие св.Духа на апостолов, Успение Богородицы.

 

3. иконографические изображения Богородицы:

- Оранта (Молительница) – Богоматерь в полный рост с поднятыми вверх руками или с ребёнком на руках

- Елеуса (Умиление) – Богоматерь в развороте, прильнувшая к младенцу щекой.

- Одигитрия (Путеводительница, Наставница) – изображение Богоматери с Христом на левой руке, у Иисуса – свиток.

Иконографическое изображение Христа:

- Пантократор (Вседержатель) представлен по пояс. В левой руке открытое Евангелие, правая приподнята в благославляющем жесте. На нимбе буквы «Всегда существующий»

- Спас на престоле – Иисус со скрещенными средним и указательным пальцами и отставленным мизинцем – обозначение инициалов Христа.

- Спас в силах – Иисус, сидящий на троне и готовящийся судить людей за прегрешения. Естественные добродетели: целомудрие, храбрости, мужество, правда. Святые добродетели: вера, надежда, любовь, они составляли седмицу в противовес 7 смертным грехам: гордость, зависть, гнев, лень, чревоугодие, корыстолюбие, сладострастие).

- Спас Нерукотворный связан с рассказом о том, что, промокнув лицо полотенцем, на ткани остался лик.

- Спас Иммануил – изображение юного Христа.

Одет Христос в хитон, от плеча до низа проходит полоса – клавт – знак царской власти, поверх хитона накинут гиматий – плащ синего цвета.

Икона Богородицы помещалась слева от центрального входа в алтарь, икона Христа – справа, рядом храмовая икона, дающая название храму. Все остальные иконы могли иметь разнообразные сюжеты. В самой верхней точке храма на своде купола помещалось изображение Пантократора (Христос Вседержатель).

 

Палеологовский ренессанс (Возрождение)

Династия Палеологов - последняя в истории Византийской империи. В 13в. Константинополь был захвачен крестоносцами, и с 1204-1261гг прекратилось существование Византии. На её территории возникли Латинская империя и мелкие феодальные государства.

  1. строительство ограничилось реставрацией дворцов, церквей, монастырей. Храмы превращаются в шестикупольные.
  2. усилилось светское начало в выборе религиозных сюжетов (трапеза «Брак в Канне», «Тайная вечере», «Троица»).
  3. большое значение играет пейзаж, становится трёхмерным (в высоту, ширину, глубину), возросло личностное, эмоциональное начало в живописи («Путешествие в Вифлием», «Избиение младенцев», «Упрёки Марии»).

 

 

Занятие №10

Тема «Арабо-мусульманская культура»

Мифологию восточного общества составляла джиннология – учение о джиннах – фантастическое существо из бездымного огня, сотворённого Аллахом. Джинны-демоны, джинны-ангелы и люди. Защиту от злых духов обеспечивали амулеты – ладонь с голубой бусиной «ладонь Фатымы», плоские серебряные лягушки-близнецы, броши, раковины. Была вера в вещие сны, в 11 веке составили первый сонник

Культура Арабского Востока V – XVIвв. – культура Аравии, Ирана, Ирака, часть Средней Азии, часть Закавказья, Сирии, Палестины, страны Северной Африки.

Первоначально Аравийский полуостров населяли кочевники-бедуины, называвшиеся арабами – «лихой наездник». В среде кочевых племён и зародился ислам – в переводе с арабского «покорность», он возник в начале VIIв..э. Основатель пророк Мухаммед (Магомет, Мухаммад). В 610г. он впервые выступил с проповедью в Мекке. Город, куда переехал Мухаммед для занятий верой назвали Мединой – город пророка, с 622г. начинается мусульманское летоисчисление. Тогда же формируется и мусульманское теократическое государство – Арабский халафат. В Xв. Государство распадается на отдельные территории – эмираты.

Ислам.

Мусульмане верят в единого бога – Аллаха, для знакомства с религией были избраны пророки. Ислам выделяет христиан и иудеев из числа людей, исповедующих другую религию и считая их «людьми писания». Мир был создан за 6 дней, человек создан Аллахом из глины и духа. Т. о. человек состоит из двух сущностей – телесной и духовной. Женщина вышла из ребра Адама, её назвали Хавой. После изгнания из рая начинается «несчастливый период» в жизни людей, на каждого человека ангелы заводят спец.свиток, куда заносят все его деяния. В день Страшного суда каждый получит по заслугам. Судьба человека записана в Книге Судеб. Судьба – это проявление воли единого и всесильного Бога.

В VIIв. Возникли 4 основных направления в исламе, причина: спор о принципах наследования религиозной и светской власти

 

Хараждиты Сунниты Шииты Факиры (дервиши)
Утверждали, что главой религиозной общины может быть любой правоверный мусульманин, избранный данной общиной. Утверждали, что между религиозной общиной и будущим главой государства должен быть договор с условиями: иметь звание богослова-законоведа высшего ранга, быть родом из племени курейшитов, быть справедливым, мудрым, здоровым и заботиться о своих подданных. Утверждали, что гос. и религиозная власть имеет божественную природу и поэтому может переходить только их поколения в поколение к прямым наследникам Мухаммеда. Утверждали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с богом, разработали учение о мистической любви и интуитивном божественном озарении.

Коран – священная книга мусульман (куран – чтение). Его основа: заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи. Коран написан рифмованной прозой и ритмическими предложениями. Все изречения, произнесённые Аллахом, называются откровениями, Мухаммедом – преданиями. Полный текст Корана был собран в VIIв. И был объявлен каноническим, позже составлены комментарии. Коранн надо знать наизусть, нельзя переводить на другие языки.

Шариат – в переводе с арабского «надлежаший путь», это свод норм, права, морали, культурных установок, регламентирующих общественную и личную жизнь мусульманина. К XIв. На базе норм шариата была создана оценочная шкала для всех поступков человека.

Обязательные поступки: чтение молитв, соблюдение поста, ритуалов.

Желательные поступки: дополнительные молитвы и посты, благотворительность, освобождение раба из рабства.

Безразличные поступки: сон, питание, вступление в брак.

Неодобряемые поступки: роскошь.

Запрещённые поступки: пить вино, есть свинину, игра в азартные игры, колдовство

 

 

Занятие №11

Тема «Культура Западной Европы в Средние века: Дороманское и Романское искусство»

 

476г. ознаменован концом рабовладельческой социально-экономической формации и началом средневекового периода, т.к. был низвергнут последний император Ромул Августул (Испания – вестготы, Англия – англы и саксы, Скандинавия – норманны, Галлия – бургунды, Рим – вандалы).

Культура Средневековья делится на 3 этапа:

1) дороманский - 5-10вв.

2) романский – 11-12вв.

3) готический – 13-15вв.

Дороманское искусство

Интенсивная христианизация Европы 6-7вв. вызвала повсеместное строительство церквей в виде базилик. Церковь уподоблялась кораблю. Перекрытия делались из тонкого дерева, а в качестве колонн использовались колонны. Вход был с западной стороны. С ростом христианской общины возникала потребность в разделении храма на части. Между апсидой и центральным нефом был трансепт – поперечный неф. Это придавало вид креста. Были введены подземные помещения – крипты, являющуюся погребальной церковью. Возле церкви ставили башни, служившие колокольнями, постройки для крещения – баптистерии. Особых требований для росписи храмов не было, но главный акцент делался на росписи центр.апсиды, где изображались ангелы, апостолы, Христос, Богоматерь.

Здания светского характера строили из дерева, поэтому не сохранились. В изготовлении предметов прикладного искусства (ларцы, чаши, кубки, ювелирные украшения) проявился филигранный стиль - нанесение на поверхность украшения тонких золотых и серебряных нитей, зерней (шарики). Полихромный стиль – вставки из эмали, цветного стекла, драг.металлов или шлифованных пластинок между золотыми перегородками причудливого узора. Излюбленные мотивы – птицы, звери, чудовища, демоны – в этом переплеталось языческое верование и христианское представление о греховном начале в мире. Декор абстрактного звериного арнамента – на фоне переплетённых линий изображались звериная лапа, голова, крыло, оскал, такой декор использовался при украшении рукописей, спинок, подлокотников, порталов.

Каролингское Возрождение

В 800 г. Карл Великий короновался в Риме императорской короной, возникла Священная Римская империя со столицей в Аахене, включающая Германию, Францию, Бельгию, Голландию, северную Италию и Испанию. Развитие искусство развивалось по 3 направлениям: храмовое, монастырское искусство, создание книг.

1. Архитектура подражала античности.

2. Монастырские школы воспитывали не только лиц духовного звания, но и кадры императорской администрации, дипломатов, учёных, историков, писателей. Центром монастырской жизни являлся клуатр – обнесенный крытой галерей дворик с водоёмом, расположенный с южной стороны, с востока примыкали капитула – совет духовных лиц и спальни монахов, с запада – складские помещения.

3. Каролингский минускул – упрощённый шрифт для того, чтобы книга была доступна для чтения. В оформлении рукописи декоративный принцип сочетался с иллюстративным (декор на полях, огромные инициалы, иллюстрации). Отличительной особенностью книг придворной школы Карла Великого являлась пурпурная окраска страниц, обилие золота, иллюстрации ограничивались изображением евангелистов с пером в руках. Над их головами помещались символы – ангел, лев, орёл, телец. Годескальк, рукопись Ады.

Для Реймской школы были характерны простота декора, свободное размещение фигур в пространстве, изображение движения, перемещения, линии вибрирующие. Утрехтская псалтырь вообще не содержали живописных миниатюр, были лишь беглые рисунки без рамок. Иллюстрировались отдельные слова, метафоры.

Турская школа наряду с иллюстрациями из Ветхого и Нового завета встречались изображения монархов. Евангелие Лотаря и Библия Карла Лысого.

Каролингская культура оказалась недолговечной, т.к. после смерти Карла Великого началась война 3-х братьев, закончившаяся разделом монархии Карла. В 40-х годах 9века империя Каролингов перестала существовать.

 

 

Романское искусство

Романское искусство развивалось на территории от Испании до Польши, включая Италию, Великобританию, Скандинавию. Оно связано с возникновением рыцарства (сын знатного человека становился рыцарем, когда получал оружие, панцирь, шлем и копьё после того, как прошёл службу оруженосца сеньора, его обязанность – защищать церковь, веру, помогать сиротам, вдовам, паломникам). Постоянные набеги врагов и рыцарей обусловили появление укреплённых замков. Их строили на возвышенности, толщина стен достигала нескольких метров, сверху – зубцы, окружали рвами, заполненными водой. Входом служили ворота с решёткой и подъёмным мостом. В центре двора была башня – донжон – 3-х, 4-хэтажная башня с толстыми стенами и узкими окнами. Замки служили также и жилищем феодала. Внутри стены украшали ткаными коврами – шпалерами. Скульптура служила украшением надгробий.

С 12века начинается строительство городов. План определяли проведённые под прямым углом центральные магистрали, на пересечении которых размещалась рыночная площадь с церковью. Вокруг располагалась резиденция епископа и общественные здания: рынок, биржа, таможня, суд, больница. Позднее во многих местах появилось городское самоуправление – муниципалитет, который располагался в ратуше – большой каменный 2-х, 3-хэтажный дом. На нижнем этаже проводились торговые операции, на втором этаже – парадные залы для заседания городского совета и судебных разбирательств, на третьем – подсобные помещения. Над ратушей возвышалась сторожевая башня – символ независимости и свободы. Дома, образующие узкие переулки заселялись людьми определённых профессий: улицы столяров, ткачей, аптекарей, булочников.

Центром романского стиля стал кафедральный городской собор, который строился из расчёта поместить всё население города. Учитывались 3 параметра:

  1. в плане это базилика (идея крестного пути Иисуса)
  2. связанная система опор – полуциркульная арка завершала входной портал, повторялась в арках, сводах, оконных проёмах.
  3. узкие проёмы и массивные столбы центрального нефа

Витраж – цветные стекольные вставки в оконных проёмах. Техники витражной росписи:

  1. роспись гризайль проводилась чёрной и серой краской по бесцветному стеклу зеленовато-дымчатого тона, создавая иллюзию рельефа.
  2. сюжетная роспись по наборному цветному стеклу, элементы которого скреплялись свинцовыми перемычками.

Барельеф – скульптурный каменный декор, который использовался как снаружи, так и изнутри. Появился образ чёрта в виде волосатого существа с мордой зверя и внушающий страх; сирена – губит своим пением моряков, химеры – человеческие пороки, пеликан, питающий детей своей кровью – Христос, львица над мертвыми детёнышами – Бог Отец; карлики, раздвоенные тела, многоголовые твари. Главное внимание уделялось изображению страданий, апокалиптические темы. На смену античному идеалу и преклонению перед красотой чел.тела пришла идеализация духовного начала, что породило создание недоформированных, непропорциональных фигур романских статуй. Вместе стем появляются традиции народного искусства.

Несмотря на формирование в романскую эпоху общеевропейского архитектурного стиля, сложилось множество региональных школ:

  1. во Франции на облик храмов решающее влияние оказало паломничество, появились паломнические церкви, куда люди приносили останки из других священных мест
  2. Немецкая архитектура тесно связана с каролингской (трёхнефная базилика с высоким центр.нефом)
  3. для итальянской архитектуры характерны бело-мраморные соборы, не имеющие на фасадах скульптуры, но украшенные вставками из цветного мрамора; мотив галереи. Инкрустационный стиль предполагал изящный геометрический узор, стены облицовывали тонкими мраморными полосами зелёного, розового, серого, чёрного цветов.

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.