|
Тема: СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУСтр 1 из 2Следующая ⇒ ЛЕКЦИЯ № 3 Тема: СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
План: 1. Средства обучения русскому языку как методическая категория. Классификация средств обучения русскому языку. Учебник как ведущее средство обучения. Пособия, дополняющие учебник, дидактические материалы, средства наглядности в обучении русскому языку. Технические средства обучения. Компьютерные технологии в обучении русскому языку.
Основные и неосновные средства обучения Средства обучения русскому языку – это пособия и материалы, с помощью которых учитель организует познавательно-практическую деятельность школьников и управляет ею, решая стоящие перед ним задачи. Средства обучения делятся на основные и неосновные. Основные СО: 1) школьный учебник; 2) учебные материалы, дополняющие учебник (дидактические материалы к учебнику; сборники диктантов, изложений, раздаточный материал, тетради на печатной основе, словари, справочники и т.д.; 3) наглядные пособия различных типов. Неосновные СО используются эпизодически, обслуживают не весь учебный процесс, а отдельные его стороны: диафильмы, диапозитивы, транспаранты и др.
Учебник как основное средство обучения Ведущее средство обучения – школьный учебник – специальная книга, где изложены в системе знания по русскому языку с целью формирования лингвистической и коммуникативной компетенции школьников. Функции учебника: ü информационная (даются знания о языке); ü систематизирующая (знания даются и формируются умения и навыки в определенной системе); ü трансформационная (различного рода умения формируются в определенной последовательности); ü воспитательная (обеспечивается качеством привлекаемого языкового материала). Особенностью современных учебников по русскому языку является рассмотрение фактов языка в трех аспектах: структура (формальная организация), значение (семантика), функция (употребление в речи). Описание единиц всех уровней языка и речи: текст, стили речи, нормы, предложение (высказывание), слово, словоформа, значимая часть слова, фонема (звук). Модернизация современных учебников: знания – основа формирования коммуникативных умений и навыков, потому главной дидактической единицей является связный текст. Особенность развития связной речи в современных учебниках. Формы предъявления информации в современных учебниках: - индуктивный; - дедуктивный (разъяснение сущности нескольких взаимосвязанных фактов, явлений, понятий; - индуктивно-дедуктивный (первоначальное ознакомление с явлением, дедуктивное изложение его сущности, обобщение и введение новых фактов, характерных для изучаемого явления). Учебник – средство формирования умений и навыков: - учебно-языковых (учебно-познавательных): найдите указанное явление, охарактеризуйте его признаки; разберите по плану предъявленную единицу языка; - правописных умений и навыков (орфографических и пунктуационных); - речевых (нормативных и коммуникативных): образуйте форму, уместную в разговорной речи; укажите (образуйте) форму, соответствующую нормам русского литературного языка; постройте конструкцию, уместную в официально-деловом стиле речи; напишите связное высказывание на определенную тему в заданном стиле речи и т.д. Индивидуализация обучения. В теоретической части учебника дается материал различной степени сложности: для самостоятельных наблюдений, для ознакомления (с определенной информацией в рамках); теоретические сведения для ознакомления (осмысления), а не для запоминания; материал для обязательного заучивания; исторические справки. Система повторения в учебнике: повторение - в начале учебного года; - в начале изучения каждой новой темы (сопутствующее повторение); - в конце изучения темы (раздела); - в конце учебного года. Справочные материалы учебников – списки изученных (изучаемых) правил (орфограмм, пунктограмм); словари «Пиши правильно», «Произноси правильно», «Толковый словарь», «Грамматико-орфографический словарь»; памятки (сведения об условных обозначениях, принятых в учебнике; как самостоятельно готовиться к диктантам, изложениям, сочинениям; как совершенствовать написанное; порядок проведения различных видов разбора). Развитие школьников: - развитие их логического мышления (от чувственно-наглядного к абстрактно-обобщенному): анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация; - формирование лингвистического мировоззрения: усвоение школьниками ряда лингвистических понятий, родовых и видовых признаков изучаемых явлений; самостоятельное формулирование понятий и правил; обнаружение ошибок в дефинициях; представление о коммуникации; - обучение школьников самостоятельному пополнению знаний; - обучение школьников умению применять полученные знания в новых условиях; - развитие языкового чутья учащихся; - формирование навыков самоконтроля. Методический аппарат учебников: 1. Способы и формы предъявления информации. 2. Разграничение материала по степени важности. 3. Наличие материалов, корректирующих способы деятельности учащихся: образцы рассуждений, способы применения правил, образцы выполнения заданий, образцы разбора. 4. Система формирования понятий, умений и навыков. 5. Регулярное повторение изученного. 6. Наглядный материал учебника: рисунки, схемы, таблицы, алгоритмы и т.д.
Й этап урока: объяснение нового материала. а) самостоятельное чтение учащимися теоретической части учебника б) компьютерная поддержка: • с помощью компьютера школьникам объясняется новый материал: вводится компьютерная комплексная обучающая программа и путем пошаговых умственных действий у них вырабатывается понимание структуры и значения видов сложносочиненного предложения (компьютер постоянно контролирует и выявляет допускаемые учениками ошибки, помогает их исправлять, если они не могут найти правильного ответа); • учащиеся применяют теорию на практике под контролем компьютера; • закрепляется новый материал и контролируется его закрепление при помощи компьютера. Первая компьютерная комплексная обучающая программа состоит из двух частей: а) обучающей (контрольно-обучающий модуль); б) тренировочной (контрольно-тренировочный или закрепляющий Обучающая часть (контрольно-обучающий модуль) дается в виде блок-таблицы «Виды сложносочиненных предложений». Переходим к работе с таблицей. Ученик выполняет команды по первой колонке, которые появляются на экране под примером. И так далее, пока не будет подготовлена вся таблица. Подбор примеров: • по аналогии: из упражнений учебника (5-6 предложений); • свои собственные (5-6 предложений). II. Работа с текстом. Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из нас может вспомнить. И «Репку», и «Колобок», и про Ивана-царевича и серого волка, и... И все-таки, смею сказать, мы не знаем сказки. Велико число сказок (ученые насчитывают их многие сотни), а на слуху у нас не более десятка... Салтыков-Щедрин в рассказе «Запутанное дело» вспоминает о том блаженном состоянии, которое каждый из нас более или менее ощущал в детстве, слушая долгим вечером бесконечно однообразные и всегда новые, никогда не утомляющие, давным-давно переслушанные и, между тем, всегда возбуждающие судорожное любопытство рассказы старой няни о бабе-яге – костяной ноге, об избушке на курьих ножках и т.д. ...Нельзя подходить к поэтическому миру сказок с нашим, во многом рациональным, мышлением. В то, о чем так интересно повествуют сказки, надо верить. В них есть своя художественная правда. Одним словом, сказки – это сказки. И мне хочется верить, что мы больше полюбим народное искусство, нашу историю, станем немного добрее и немного чище... (Ю. Круглое) 1. Определите тему, основную мысль текста. Докажите, что это текст. 2. Озаглавьте текст, составьте его план. 3. Подберите синонимы к словам бесконечно, повествовать, любопытство. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд? 4. Образуйте наречия от прилагательных поэтический, художественный, рациональный, однообразный. Расскажите об основных способах словообразования наречий. 5. Составьте схему последнего предложения. 6. Объясните встретившиеся в тексте орфограммы и пунктограммы. 7. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. В качестве основного средства контроля за знаниями сегодня используются тесты. ПРИМЕРЗ ТЕСТ 1. Буква г или к? Отметьте слова, в которых пишется г. 1) трудный э_замен; 2) стоять вприты_; 3) продро_ший насквозь; 4) сом_нуть ряды; 5) но_тюрн Шопена. 2. Буква д или т? Отметьте слова, в которых пишется т. 1) о_городиться от всех; 2) спортсмен-баске_болист; 3) нелюбимая па_черица; 4) удачная по_сказка; 5) лими_ времени. 3. Буква з или с? Отметьте слова, в которых пишется з. 1) _дувать пылинки; 2)сколь_кая дорожка; 3)сдать эк_терном; 4)бе_численные проблемы; 5)произвести де_активацию. 4. Буква а или о? Отметьте слова, в которых пишется а. 1) хороший пл_вец; 2) з_ревой отблеск; 3) возл_гать ответственность; 4) изл_жить мысли; 5) осн_стить судно. Компьютер дает возможность подобрать к урокам русского языка и другие материалы, например такие: 1) алгоритмы решения лингвистической задачи; 2) опорные конспекты; 3) схемы; 4) таблицы; 5) иллюстрации; 6) тексты-шутки на орфографическое правило (для запоминания, проверочного диктанта). Теперь существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка как при подготовке к уроку, так и на самом уроке. Есть в Сети методические и искусствоведческие материалы. Словари и энциклопедии Как правило, в школьных библиотеках имеется ограниченное количество словарей и энциклопедий. Современные компьютерные технологии предлагают восполнить этот пробел. Причем в большинстве своем это не просто отсканированные печатные издания, а мультимедийные программы, в которых используются различные способы подачи материала: текст, звук, иллюстрация, анимация и т.д. а) Толковый Словарь живого великорусского языка В.И. Даля имеет встроенную справочную поисковую систему, позволяющую значительно сократить время поиска необходимых слов. б) «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера (переведенный на русский язык и дополненный академиком О.Н. Трубачевым Все дополнения О.Н. Трубачева заключены в квадратные скобки и помечены буквой Т). в) «От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка», помимо словаря В.И. Даля, включает лучшие современные словари русского языка: «Новый словарь русского языка (толково-словообразовательный)» Т.Ф. Ефремовой, «Толковый словарь иноязычных слов» и «Новый орфографический словарь-справочник русского языка» В. В. Бурцевой. г) Мультимедийная энциклопедия «Золотые пословицы и поговорки» включает множество пословиц и поговорок разных народов мира. д) «1С. Школа. Академия речевого этикета» под редакцией ЛИТЕРАТУРА 1. Мурина Л.А. Методика преподавания русского языка в школах Белоруссии: Учебное пособие – Мн.: Университетское, 1990, с. 3–15. 2. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов. Высш. пед. уч. Заведений. Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000, с.3–21. 3. Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания / Сост. А.В. Текучев. – М., 1982. 4. Львов М.Р. Словарь - справочник по методике русского языка. – М., 1997. Для самостоятельного изучения: История методики русского языка (2, С.16–21; 1,С. 3–8; 3).
ЛЕКЦИЯ № 3 Тема: СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
План: 1. Средства обучения русскому языку как методическая категория. Классификация средств обучения русскому языку. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|