Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ





ЛЕКЦИЯ № 3

Тема: СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

План:

1. Средства обучения русскому языку как методическая категория. Клас­сификация средств обучения русскому языку.

Учебник как ведущее средство обучения.

Пособия, дополняющие учебник, дидактические материалы, средства наглядности в обучении русскому языку.

Технические средства обучения.

Компьютерные технологии в обучении русскому языку.

 

 

Основные и неосновные средства обучения

Средства обучения русскому языку – это пособия и материалы, с помощью которых учитель организует познава­тельно-практическую деятельность школьников и управляет ею, решая стоя­щие перед ним задачи.

Средства обучения делятся на основные и неосновные.

Основные СО: 1) школьный учебник; 2) учебные материалы, допол­няющие учебник (дидактические материалы к учебнику; сборники диктан­тов, изложений, раздаточный материал, тетради на печатной основе, словари, справочники и т.д.; 3) наглядные пособия различных типов.

Неосновные СО используются эпизодически, обслуживают не весь учебный процесс, а отдельные его стороны: диафильмы, диапозитивы, транс­паранты и др.

 

 

Учебник как основное средство обучения

Ведущее средство обучения – школьный учебник – специальная кни­га, где изложены в системе знания по русскому языку с целью формирования лингвистической и коммуникативной компетенции школьников.

Функции учебника:

ü информационная (даются знания о языке);

ü систематизирующая (знания даются и формируются умения и навыки в определенной системе);

ü трансформационная (различного рода умения формируются в определен­ной последовательности);

ü воспитательная (обеспечивается качеством привлекаемого языкового ма­териала).

Особенностью современных учебников по русскому языку является рассмотрение фактов языка в трех аспектах: структура (формальная органи­зация), значение (семантика), функция (употребление в речи).

Описание единиц всех уровней языка и речи: текст, стили речи, нормы, предложение (высказывание), слово, словоформа, значимая часть слова, фо­нема (звук).

Модернизация современных учебников: знания основа формирования коммуникативных умений и навыков, потому главной дидактической единицей является связный текст. Особенность развития связной речи в совре­менных учебниках.

Формы предъявления информации в современных учебниках:

- индуктивный;

- дедуктивный (разъяснение сущности нескольких взаимосвязанных фактов, явлений, понятий;

- индуктивно-дедуктивный (первоначальное ознакомление с явлени­ем, дедуктивное изложение его сущности, обобщение и введение новых фак­тов, характерных для изучаемого явления).

Учебник – средство формирования умений и навыков:

- учебно-языковых (учебно-познавательных): найдите указанное явление, охарактеризуйте его признаки; разберите по плану предъявленную единицу языка;

- правописных умений и навыков (орфографических и пунктуационных);

- речевых (нормативных и коммуникативных): образуйте форму, уместную в разговорной речи; укажите (образуйте) форму, соответствующую нормам русского литературного языка; постройте конструкцию, уместную в офици­ально-деловом стиле речи; напишите связное высказывание на определенную тему в заданном стиле речи и т.д.

Индивидуализация обучения.

В теоретической части учебника дается материал различной степени сложности: для самостоятельных наблюдений, для ознакомления (с опреде­ленной информацией в рамках); теоретические сведения для ознакомления (осмысления), а не для запоминания; материал для обязательного заучива­ния; исторические справки.

Система повторения в учебнике: повторение

- в начале учебного года;

- в начале изучения каждой новой темы (сопутствующее повторение);

- в конце изучения темы (раздела);

- в конце учебного года.

Справочные материалы учебников списки изученных (изучаемых) правил (орфограмм, пунктограмм); словари «Пиши правильно», «Произноси правильно», «Толковый словарь», «Грамматико-орфографический словарь»; памятки (сведения об условных обозначениях, принятых в учебнике; как са­мостоятельно готовиться к диктантам, изложениям, сочинениям; как совер­шенствовать написанное; порядок проведения различных видов разбора).

Развитие школьников:

- развитие их логического мышления (от чувственно-наглядного к абст­рактно-обобщенному): анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобще­ние, классификация, систематизация;

- формирование лингвистического мировоззрения: усвоение школьниками ряда лингвистических понятий, родовых и видовых признаков изучаемых яв­лений; самостоятельное формулирование понятий и правил; об­наружение ошибок в дефинициях; представление о коммуникации;

- обучение школьников самостоятельному пополнению знаний;

- обучение школьников умению применять полученные знания в новых ус­ловиях;

- развитие языкового чутья учащихся;

- формирование навыков самоконтроля.

Методический аппарат учебников:

1. Способы и формы предъявления информации.

2. Разграничение материала по степени важности.

3. Наличие материалов, корректирующих способы деятельности учащихся: образцы рассуждений, способы применения правил, образцы выполнения заданий, образцы разбора.

4. Система формирования понятий, умений и навыков.

5. Регулярное повторение изученного.

6. Наглядный материал учебника: рисунки, схемы, таблицы, алгоритмы и т.д.

 

 

Й этап урока: объяснение нового материала.

а) самостоятельное чтение учащимися теоретической части учебника
«Русский язык» («Виды сложносочиненного предложения»);

б) компьютерная поддержка:

• с помощью компьютера школьникам объясняется новый материал: вводится компьютерная комплексная обучающая программа и путем пошаговых умственных действий у них вырабатывается понимание структуры и значения видов сложносочиненного предложения (компьютер постоянно контролирует и выявляет допускаемые учениками ошибки, помогает их исправлять, если они не могут найти правильного ответа);

• учащиеся применяют теорию на практике под контролем компьютера;

• закрепляется новый материал и контролируется его закрепление при помощи компьютера.

Первая компьютерная комплексная обучающая программа состоит из двух частей:

а) обучающей (контрольно-обучающий модуль);

б) тренировочной (контрольно-тренировочный или закрепляющий
модуль).

Обучающая часть (контрольно-обучающий модуль) дается в виде блок-таблицы «Виды сложносочиненных предложений». Переходим к работе с таблицей.

Ученик выполняет команды по первой колонке, которые появляются на экране под примером. И так далее, пока не будет подготовлена вся таблица. Подбор примеров:

• по аналогии: из упражнений учебника (5-6 предложений);

• свои собственные (5-6 предложений).

II. Работа с текстом.

Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из нас может вспомнить. И «Репку», и «Колобок», и про Ивана-царевича и серого волка, и... И все-таки, смею сказать, мы не знаем сказки. Велико число сказок (ученые насчитывают их многие сотни), а на слуху у нас не более десятка...

Салтыков-Щедрин в рассказе «Запутанное дело» вспоминает о том блаженном состоянии, которое каждый из нас более или менее ощущал в детстве, слушая долгим вечером бесконечно однообразные и всегда новые, никогда не утомляющие, давным-давно переслушанные и, между тем, всегда возбуждающие судорожное любопытство рассказы старой няни о бабе-яге костяной ноге, об избушке на курьих ножках и т.д.

...Нельзя подходить к поэтическому миру сказок с нашим, во многом рациональным, мышлением. В то, о чем так интересно повествуют сказки, надо верить. В них есть своя художественная правда.

Одним словом, сказки это сказки. И мне хочется верить, что мы больше полюбим народное искусство, нашу историю, станем немного добрее и немного чище...

(Ю. Круглое)

1. Определите тему, основную мысль текста. Докажите, что это текст.

2. Озаглавьте текст, составьте его план.

3. Подберите синонимы к словам бесконечно, повествовать, любопытство. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

4. Образуйте наречия от прилагательных поэтический, художественный, рациональный, однообразный. Расскажите об основных способах словообразования наречий.

5. Составьте схему последнего предложения.

6. Объясните встретившиеся в тексте орфограммы и пунктограммы.

7. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

В качестве основного средства контроля за знаниями сегодня используются тесты.

ПРИМЕРЗ

ТЕСТ

1. Буква г или к? Отметьте слова, в которых пишется г.

1) трудный э_замен;

2) стоять вприты_;

3) продро_ший насквозь;

4) сом_нуть ряды;

5) но_тюрн Шопена.

2. Буква д или т? Отметьте слова, в которых пишется т.

1) о_городиться от всех;

2) спортсмен-баске_болист;

3) нелюбимая па_черица;

4) удачная по_сказка;

5) лими_ времени.

3. Буква з или с? Отметьте слова, в которых пишется з.

1) _дувать пылинки;

2)сколь_кая дорожка;

3)сдать эк_терном;

4)бе_численные проблемы;

5)произвести де_активацию.

4. Буква а или о? Отметьте слова, в которых пишется а.

1) хороший пл_вец;

2) з_ревой отблеск;

3) возл_гать ответственность;

4) изл_жить мысли;

5) осн_стить судно.

Компьютер дает возможность подобрать к урокам русского языка и другие материалы, например такие:

1) алгоритмы решения лингвистической задачи;

2) опорные конспекты;

3) схемы;

4) таблицы;

5) иллюстрации;

6) тексты-шутки на орфографическое правило (для запоминания, проверочного диктанта).

Теперь существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка как при подготовке к уроку, так и на самом уроке. Есть в Сети методические и искусствоведческие материалы.

Словари и энциклопедии

Как правило, в школьных библиотеках имеется ограниченное количество словарей и энциклопедий. Современные компьютерные технологии предлагают восполнить этот пробел. Причем в большинстве своем это не просто отсканированные печатные издания, а мультимедийные программы, в которых используются различные способы подачи материала: текст, звук, иллюстрация, анимация и т.д.

а) Толковый Словарь живого великорусского языка В.И. Даля имеет встроенную справочную поисковую систему, позволяющую значительно сократить время поиска необходимых слов.

б) «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера (переведенный на русский язык и дополненный академиком О.Н. Трубачевым Все дополнения О.Н. Трубачева заключены в квадратные скобки и помечены буквой Т).

в) «От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка», помимо словаря В.И. Даля, включает лучшие современные словари русского языка: «Новый словарь русского языка (толково-словообразовательный)» Т.Ф. Ефремовой, «Толковый словарь иноязычных слов» и «Новый орфографический словарь-справочник русского языка» В. В. Бурцевой.

г) Мультимедийная энциклопедия «Золотые пословицы и поговорки» включает множество пословиц и поговорок разных народов мира.

д) «1С. Школа. Академия речевого этикета» под редакцией
О.И. Руденко-Моргун.
Этот образовательный комплекс предлагает
увлекательное изучение основ речевого этикета с помощью виртуальных
уроков, которые проводит для своих учеников профессор словесной магии
Андрей Иванович. Помимо этого, программа включает мультимедиаучебник «Книга вежливости» и «Лабораторию», в которой возможно проводить опыты с пословицами и поговорками о языке и нормах речевого поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мурина Л.А. Методика преподавания русского языка в школах Белоруссии: Учебное пособие – Мн.: Университетское, 1990, с. 3–15.

2. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов. Высш. пед. уч. Заведений. Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000, с.3–21.

3. Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания / Сост. А.В. Текучев. – М., 1982.

4. Львов М.Р. Словарь - справочник по методике русского языка. – М., 1997.

Для самостоятельного изучения: История методики русского языка (2, С.16–21; 1,С. 3–8; 3).

 

 

ЛЕКЦИЯ № 3

Тема: СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

План:

1. Средства обучения русскому языку как методическая категория. Клас­сификация средств обучения русскому языку.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.