Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отбор методов и методик для изучения личности и общения мы осуществляли исходя из теоретических представлений современной психологии об особенностях развития личности в юношеском возрасте.





ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ

Учебное пособие

 

 

Барнаул 2004

 

Личность и общение: Учебное пособие. / Сост.: Н.С. Колмогорова. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2004. – 102 с.

 

 

Разработка предназначена для студентов дневного и заочного отделений, изучающих курсы “Общая психология”, “Психология и педагогика”, “Этика и психология деловых отношений”, преподавателей, а также для всех тех, кто интересуется самопознанием и саморазвитием личности, кто хочет добиться успеха в учебе, бизнесе и личной жизни. Учебное пособие включает общие теоретические сведения по темам “Личность” и “Общение”, набор тестов для изучения психологических свойств личности и общения, список литературы для самостоятельного изучения. Учебное пособие призвано помочь студентам в самостоятельной работе по освоению основных теоретических положений изучаемых курсов, в самопознании личности.

 

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией Центра (факультета) гуманитарного образования АГАУ (протокол № ____ от ________________).

 

Рецензенты: Воронова Р.А., канд. псих. наук, профессор БГПУ

Кудаков С.В., канд. пед. наук, доцент АГАУ

 

© Колмогорова Н.С., 2004

© Алтайский государственный аграрный университет, 2004

ВВЕДЕНИЕ

Человек в течение всей жизни пытается ответить на вопросы: кто Я, какой Я? Он отдает себе отчет, что он субъект, носитель многочисленных психологических свойств и качеств. Появление интереса к собственной личности, развитие личностной рефлексии традиционно относят к подростковому и юношескому возрасту. Открытие собственного Я на личностном и экзистенциальном уровнях, поиск своего места в жизни составляет психологическое содержание юношеского возраста.

Саморазвитие личности начинается с самопознания. Данное пособие будет полезно как тем, кто уже знаком с психологией, так и тем, кто впервые с ней сталкивается. Студентам, изучающим курсы “Общая психология”, “Психология и педагогика”, “Психология делового общения” наша разработка поможет лучше разобраться в теоретических вопросах, так как психология – наука рефлексивная, и невозможно ее изучение в отрыве от изучения себя, своих психических особенностей, своего внутреннего мира. Преподавателям вуза эта разработка будет полезна тем, что на основе полученных результатов тестирования можно будет намечать индивидуальную работу со студентами, пополнить свои знания по психологии.

Отбор методов и методик для изучения личности и общения мы осуществляли исходя из теоретических представлений современной психологии об особенностях развития личности в юношеском возрасте.

Учебное пособие включает в себя следующие разделы:

Общие теоретические основы психологии личности и психологии общения.

Анкета для респондента.

Тест для самопроверки уровня психологической грамотности.

Методики оценки индивидуальных особенностей личности.

Методики исследования типологических особенностей личности.

Методики исследования коммуникативной сферы личности.

7. Список литературы для самостоятельного изучения.

“… Познай себя, ибо человек великая тайна

И чудо природы, мерило всех ценностей

и ключ к науке о природе…”

Протагор, V век до нашей эры.

Мы обращаемся ко всем, кто открыл эту книгу и хотел бы глубже познать себя. Возможно, успехи и неудачи, сопутствующие Вам в учебе, в жизни, уже не раз заставляли задуматься об их причинах. Чем они обусловлены, закономерно или случайно их появление, что следовало бы сделать для того, чтобы избежать неприятностей? Работая с этой книгой, Вы сможете узнать о своих личностных особенностях, о возможностях самосовершенствования, получить ответы на многие интересующие Вас вопросы, сориентироваться в жизненном и профессиональном самоопределении. Правильно расшифровать и оценить результаты исследования Вы сможете самостоятельно или с помощью психолога. Не огорчайтесь, если в каких-либо заданиях Вы получите не совсем желательную характеристику. Это не приговор, а подсказка направления для работы над собой.

Приступайте к работе только после того, как ясно и правильно поймете, что от Вас требуется, внимательно прочитав инструкцию. Результаты тестирования оформляйте четко и разборчиво – это облегчит процесс обработки полученных данных.

МЫ ИСКРЕННЕ ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!

 

 

ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

АНКЕТА

1. Фамилия, имя, отчество. Дата выполнения теста.

2. Пол, возраст.

3. Факультет, специальность, курс.

4. Социальное положение, образование.

5. Семейное положение. Состав семьи.

6. Как Вы думаете, для чего живет человек?

7. Что Вы считаете достойными целями своей жизни?

8. Какие из изучаемых дисциплин вызывают у Вас наибольший интерес?

9. В какой области Вы ощущаете недостаток знаний и испытываете желание

его восполнить?

10. Укажите свои интересы (есть ли какие-то увлечения, хобби и т. д.).

11. Какое Ваше любимое произведение и герой?

12. Имеется ли у Вас опыт изучения психологии (если да, то укажите какой)?

13. Есть ли у Вас проблемы в какой-либо области:

ü познание себя

ü взаимоотношения с людьми

ü семейные отношения…

14. Как Вы считаете, для чего нужно изучать человека?

15. Представляет ли для Вас интерес внутренний духовный мир другого

человека?

16. Какие психологические умения и навыки будут необходимы Вам в

будущей профессиональной деятельности?

17. Каким образом Вы стараетесь приобрести эти умения и навыки?

18. Как Вы планируете дальнейшее психологическое

самообразование?

 

ТЕСТ “ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ”

(Л.С. Колмогорова)

Цель: изучить некоторые элементы психологической грамотности.

Часть 1

Инструкция: Подберите и отметьте один из 4-х вариантов предложенных в каждом пункте ответов, который Вы считаете правильным.

 

1. Аналогия – это...

а) случай; б) явление; в) свойство; г) сходство.

2. Апатия – это...

а) безразличие; б) грусть; в) страдание; г) усталость.

3. Коммуникативный – это...

а) общественный; б) искренний; в) связанный с общением; г) быстрый.

4. Оригинальный – это...

а) своеобразный; б) редкий; в) странный; г) удивительный.

5. Авторитарный – это...

а) дружеский; б) либеральный; в) властный; г) уважаемый.

6. Гуманный – это...

а) справедливый; б) человечный; в) дружеский; г) внимательный.

7. Сенсорный – это...

а) зрительный; б) ощущающий; в) практический; г) открытый.

8. Ригидный – это...

а) негибкий; б) отстраненный; в) пассивный; г) изменяющийся.

9. Интимный – это...

а) сокровенный; б) запретный; в) тайный; г) сексуальный.

10. Абстрактный – это...

а) необычный; б) неточный; в) несущественный; г) отвлеченный.

11. Иронический – это...

а) мягкий; б) насмешливый; в) веселый; г) язвительный.

12. Адаптироваться – это...

а) приспособиться; б) научиться; в) освоиться; г) осмотреться.

13. Материнский инстинкт… а) существует как у животных, так и у людей; б) свойственен только человеку; в) не существует в полном смысле у людей; г) нет верного ответа.

14. На восприятие и первое впечатление о другом человеке влияют:

а) личные качества воспринимающего;

б) предварительно полученные сведения о человеке;

в) общие представления о данной группе людей;

г) все ответы верны.

15. Идеал – это...

а) фантазия; б) будущее; в) мудрость; г) совершенство.

16. Деликатный – это...

а) ранимый; б) скромный; в) стеснительный; г) чуткий.

17. Толерантностью называется:

а) непредвзятое оценивание людей, явлений;

б) способность отмечать как положительные, так и отрицательные черты;

в) терпимое отношение к другой позиции, точке зрения;

г) все ответы верны.

18. Дебилом называют человека:

а) с глубокой степенью умственной отсталости;

б) с легкой степенью умственной отсталости;

в) не умеющего решить поставленную задачу;

г) все ответы верны.

19. Предрассудком называют:

а) сознательное искажение научных знаний;

б) заблуждение в построении суждений на основе опыта;

в) неумение логично мыслить;

г) все ответы не верны.

20. Считают, что человек имеет чувство юмора, если он:

а) подмечает забавное, нелепое в жизни;

б) умеет сам шутить;

в) добродушно, насмешливо относится к чему-либо;

г) все ответы верны.

21. Фанатиком называют человека:

а) увлеченного чем либо;

б) имеющего свои убеждения;

в) непоколебимого последователя, приверженца какой-либо идеи;

г) все ответы верны.

22. Интуицией называется:

а) сообразительность; б) чутье, проницательность; в) быстрота мышления;

г) все ответы верны.

23. Побуждение к действию называется:

а) целью; б) мотивом; в) волей; г) мыслью.

24. Бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать личными интересами называется:

а) альтруизмом; б) помощью; в) коллективизмом; г) ответственностью.

25. Бессознательное состояние, близкое ко сну, вызванное внушением – это...

а) бред; б) гипноз; в) медитация; г) покой.

26. Человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности – это...

а) индивид; б) индивидуальность; в) взрослый; г) личность.

27. Состояние напряжения, совокупность защитных реакций организма в ситуациях повышенной опасности, ответственности называется:

а) волнением; б) страхом; в) стрессом; г) истерикой.

28. Выдающиеся способности, основанные на природной одаренности – это...

а) профессионализм; б) склонность; в) опытность; г) талант.

29. Близкие отношения, основанные на общности интересов, доверии, привязанности называются:

а) дружбой; б) любовью; в) союзом; г) товариществом.

30. Психология – это наука о...

а) причинах, сущности и проявлениях психических болезней, о способах лечения и предупреждения заболеваний;

б) фактах, закономерностях и механизмах развития и функционирования психики;

в) выяснении наличия и степени выраженности у человека определённых психологических признаков (напр., умения, навыки, способности, особенности психических процессов, состояния, мотивы, интересы, черты личности и др.);

г) грамотном оказании психологической помощи здоровым людям в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни.

31. Ассоциацией называют:

а) предположение; б) зависимость; в) связь; г) сходство.

32. Человек, который обладает чувством меры, умением вести себя подобающим образом, называется:

а) примерным; б) тактичным; в) компетентным; г) скромным.

33. Устойчивое предпочтение личных интересов общественным называют:

а) эгоизмом; б) равнодушием; в) самоуважением; г) самоутверждением.

34. Интеллектуальность и образованность человека – это.

а) опытность; б) талант; в) интеллигентность; г) рационализм.

35. Если спор заканчивается взаимными уступками, то говорят о...

а) компромиссе; б) объединении; в) приспособлении; г) сотрудничестве.

36. Непроизвольно возникающее ложное, искаженное восприятие объектов при

расстройствах, утомлении называется:

а) представлением; б) заблуждением; в) галлюцинацией; г) ощущением.

37. Неподвластное человеку сильное пристрастие, болезненное влечение называют:

а) интерес; б) чувство; в) потребность; г) мания.

38. Когда человек выражает внешнее согласие по поводу чего-либо при внутреннем несогласии, это называется:

а) конформизмом; б) вежливостью; в) cоглашением; г) уважением.

39. Столкновение противоположно направленных позиций, целей, интересов, мнений людей называется...

а) обсуждением; б) переговорами; в) общением; г) конфликтом.

40. Релаксация - это...

а) расслабление; б) сосредоточение; в) утомление; г) все ответы не верны.

41. Депрессия – это...

а) спокойное состояние; б) подавленное, угнетенное состояние;

в) усталость; г) все ответы не верны.

42. Творчество характеризуется:

а) оригинальностью, нестандартностью мышления;

б) поиском множества возможных решений;

в) новизной получаемого результата;

г) все ответы верны.

43. Совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности, общении и обуславливающих ее типичные способы поведения, называется:

а) характером; б) привычками; в) поступками; г) психикой.

44. Лидером называют человека:

а) наиболее авторитетного в группе в каком-либо отношении;

б) неофициального руководителя в группе;

в) имеющего влияние на других членов группы;

г) все ответы верны.

45. Гармония – это...

а) согласованность; стройность в чем-либо; б) целостность чего-либо;

в) спокойствие; г) все ответы не верны.

46. Агрессией называется...

а) нападение; б) враждебность;

в) действие, связанное с нанесением вреда другому;

г) все ответы верны.

47. Престиж – это...

а) признание; б) авторитет; в) высокое положение в обществе;

г) все ответы верны.

48. Темперамент – это...

а) бурное проявление характера;

б) повышенная возбудимость человека;

в) способность действовать быстро, решительно;

г) все ответы неверны.

49. Извращение, при котором удовлетворение достигается при условии причинения партнеру морального или физического страдания, называется:

а) садизмом; б) мазохизмом; в) преступлением; г) агрессией.

50. Действие с морально окрашенными мотивами в сложных обстоятельствах называется...

а) риском; б) авантюрой; в) поступком; г) привычкой.

Часть 2

Инструкция: Ответьте на три вопроса после прочтения каждой ситуации:

а) В чем суть происходящего, о чем, о каком явлении идет речь в описанной ситуации?

б) В чем, по-вашему, заключаются возможные причины, ее породившие?

в) Объясните поведение "героя" данной ситуации.

Ситуация 1

Марта:"Живу здесь, в этом месте, уже десять лет... на той же самой улице, в том же самом доме... а никого не знаю... в школе у меня тоже нет близких подруг или друзей... мне кажется, что я вообще никогда ни с кем не смогу подружиться... Я пытаюсь быть с ними милой и приветливой... но... в глубине души мне плохо... я говорю себе, что не надо обращать на это внимание... что на людей не стоит полагаться... их совсем не интересуют другие... каждый - сам по себе... не нужны мне никакие друзья... я порой даже в это начинаю верить, думаю, что пусть уж будет как есть".

 

Ситуация 2

Видно было, что он полностью вошел в какую-то роль и был этим очень доволен...

- Кто ты, Алешенька, - спросила однажды у мальчика мать, - Киска?

- Деичка я! Деичка такая ховошая! Касивая такая...

- Кто тебя научил этой ерунде? - взорвался отец, - думал еще! Девочка он! Брось сейчас же тряпку! Девчонки - дрянь! Ерунда! А ты парень! Мужиком вырастешь - вот что! Понял?

Но малыш ничего не успел понять. Зажав тряпицу в кулак, испуганный отцовским гневом, мальчик залился слезами. Сквозь слезы он твердил утешавшей его матери: "Деичка! Ховошая такая! Касивая!"

- Да какая же ты девочка? - уговаривала его мать. - У девочек косички бывают, им бантики завязывают...

- Ты мне бантик привяжи! - Алеша протянул матери скомканную тряпицу, а когда мать взяла тряпочку из его рук, собрал в кулак отросшие на макушке волосы и нагнул голову сидевшей перед ним на корточках маме...

 

Ситуация 3

Рассказывает девушка: "Мама постоянно напоминает мне о том, что и как нужно делать, хотя я и так знаю. Если мы куда-нибудь идем, она говорит, что мне следует надевать. Если я что-то выбираю сама, она говорит, что мне это не к лицу. Она постоянно напоминает мне о визите к врачу, о важной встрече, консультации и т.д. Когда я заговариваю с ней о том, что нет необходимости в таких напоминаниях, она отвечает, что хочет быть полезной мне..."

Ситуация 4

Некоторые люди очень быстро попадают на «удочку», если им кто-то увлеченно рассказывает о «новом» методе лечения, хиромантии или чём-то другом: вскоре они сами увлекаются и говорят всем, насколько это эффективно, как помогло им лично или их знакомым. Если по телевидению передают рекламу какого-либо товара или магазина, они обязательно пойдут туда и приобретут то, что рекламировалось. Одна такая женщина рассказывала: «Сколько раз я убеждалась, что очередное рекламируемое средство для похудения дает лишь небольшой временный эффект! Но стоит появиться новой рекламе, я вновь загораюсь надеждой».

Часть 3

1. Определите возрастную последовательность возникновения уровней нравственности от низшего (№1) к высшему (№4):

а) выбор поступка основывается на том, получит ли человек одобрение от окружающих;

б) поступки определяются внешними обстоятельствами (например, поощрение, наказание);

в) поступок определяется или оценивается на основе внутренней позиции, совести.

 

2. Для того чтобы вести разговор, необходимы умения. Как Вы думаете, какие особенности Вашего поведения могут вызвать отрицательные реакции у собеседника:

а) паузы, задержки в ответах;

б) кивание, "поддакивание";

в) возражение;

г) взгляд, направленный в сторону.

 

3. Что из перечисленного в большей степени лежит в основе дружбы 15-18-летних в отличие от 10-12-летних подростков:

а) доверительность, умение хранить тайны;

б) успехи в учебе, мнение учителей;

в) умение выслушать, понять;

г) соседство (по парте, по месту жительства).

 

4. Вставьте пропущенные слова в формулировку психологического закона, связанного с особенностями памяти. Закон, сформулированный У. Джемсом на рубеже 19-20 столетий, гласит: "Время, заполненное разнообразными и интересными впечатлениями, кажется... протекающим, но, протекши, представляется при воспоминании о нем очень... Наоборот, время, не заполненное никакими впечатлениями, кажется..., протекая, представляется…

(Слова для вставок: быстро, коротко, продолжительно, длинно.)

 

5. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Как правило, творческие люди, реализующие свой талант, характеризуются:

а) хорошим приспособлением в сфере межличностных отношений;

б) независимым поведением в группе;

в) стремлением достичь высоких должностей;

г) неразборчивостью в выборе друзей.

 

6. Как известно, существуют среднестатистические различия психики мужчин и женщин, которые проявляются уже с детства. Отметьте, какие психологические особенности в большей степени свойственны мальчикам, чем девочкам, в детстве:

а) раннее развитие речи;

б) интуиция;

в) пространственное мышление;

г) легкое и быстрое овладение навыками письма.

 

7. Личность развивается постепенно, начиная с дошкольного возраста. Становление зрелой личности приходится примерно на возраст 23-25 лет, хотя у каждого это происходит индивидуально. Отметьте признаки, свойственные зрелой личности:

а) уважение к законам, нормам из-за страха наказания;

б) способность противостоять мнению группы, открыто выражать своё мнение;

в) стремление к близким, интимным отношениям на основе только физического влечения;

г) ответственность как за себя, так и за близких людей.

 

8. Дайте интерпретацию высказывания Мейерхольда: "У одних людей вид пропасти вызывает отчаяние, у других - мысль о мосте". Это может быть: а) выражение позиции пессимиста или оптимиста; б) страх высоты; в) умение или неумение контролировать свои чувства; г) выражение потребности в выживании, самосохранении и связанных с ними эмоциями, помогающими или препятствующими мобилизации сил.

 

9. Как вы понимаете высказывание А. Жида? На вопрос "Почему раньше актеры играли в масках, а теперь - нет? "- он ответил: "Потому что теперь зрители сидят в масках". Выберите варианты соответствующего пояснения этого мнения:

а) раньше у актёров были более фиксированные "характерные" роли и их выражения, а сейчас они более свободно выражают свои эмоции и зрителям нелегко их понять;

б) большинство зрителей сдерживают свои чувства, не так, как раньше, сопереживают героям;

в) большинство современных зрителей не способны глубоко переживать;

г) эмоции от эпохи к эпохе постепенно "притупляются" и уступают место рациональному реагированию, анализу поведения без участия чувств.

 

10. Немецкий врач Х. Линдеман (автор книги "Аутогенная тренировка")

совершил одиночное путешествие в надувной лодке через Атлантический океан. Во время путешествия (и до него) он регулярно занимался аутогенной тренировкой (АТ). Одной из формул самовнушения была: "Я справлюсь!" И действительно, у Х. Линдемана было чувство глубокой уверенности в том, что он останется в живых: "На свое рискованное предприятие я решился окончательно только после того, как уверенность в успехе захватила меня целиком, не оставляя ни тени сомнения. Я знал, что выдержу и останусь жив." Для чего может быть использована АТ в нашей жизни (выберите правильные ответы)?

а) для того, чтобы успокоить себя при волнении;

б) для снятия утомления;

в) для изменения своей точки зрения, позиции;

г) это своего рода самообман, снижение чувствительности к воздействиям.

 

Часть 4

Как Вы понимаете значение описанных фразеологических оборотов, метафор? О каком человеке, каких его чертах, отношениях, состояниях говорят эти выражения:

1. Медвежья услуга.

2. Ахиллесова пята.

3. Избиение младенцев.

4. Белая ворона.

5. Воздушные замки.

6. Гомерический хохот.

7. Живой труп.

8. Крокодиловы слёзы.

9. Лебединая песня.

10. Сжечь корабли.

 

Часть 1

Правильные ответы к заданиям
1. г 6. б 11. б 16. г 21. в 26. г 31. в 36. в 41. б 46. г
2. а 7. б 12. а 17. г 22. б 27. в 32. б 37. г 42. г 47. г
3. в 8. а 13. б 18. б 23. б 28. г 33. а 38. а 43. а 48. г
4. а 9. а 14. г 19. б 24. а 29. а 34. в 39. г 44. г 49. а
5. в 10. г 15. г 20. г 25. б 30. б 35. а 40. а 45. а 50. в

 

Часть 2

Ситуация 1

а) одиночество, изоляция и связанное с ними состояние дискомфорта, неудовлетворенности;

б) возможные причины: особенности темперамента (замкнутость, свойственная интровертам); неразвитость навыков общения; черты характера, препятствующие

установлению дружеских отношений (высокомерие, эгоизм и др.);

в) особенности поведения “героя” - попытка размышлять над сложившейся ситуацией и в то же время - защитить себя, оправдать свое положение, пассивность в установлении межличностных контактов (“не нужны мне друзья”).

Ситуация 2

а) речь идет о ранней идентификации (отождествлении) себя с противоположным полом; образ девочки для малыша привлекательнее, чем образ мальчика;

б) возможные причины: до этого было обращение с ним, как с девочкой; он слышал от взрослых о том, что девочки в чем-то лучше, чем мальчики; ревность к сестренке;

в) мальчик хочет быть похожим на девочку или быть девочкой и связывает это с внешними признаками принадлежности к полу;

Ситуация 3

а) отсутствие взаимопонимания, психологического контакта, психологическое отдаление девушки от матери, недовольство ее поведением;

б) с одной стороны, желание девушки проявлять свою взрослость, самостоятельность, свойственные этому возрасту и связанные с изменениями в самосознании, с другой стороны, желание матери опекать дочь, отношение к ней как к ребенку;

в) поведение матери можно объяснить желанием быть нужной, не терять контакт с дочерью; поведение дочери связано с тем, что она хочет “отделиться” от мамы, утвердить свою взрослость, самостоятельность.

Ситуация 4

а) речь идет о склонности части людей принимать информацию на веру, не требовать доказательств, что связано с недостаточно развитой критичностью мышления или повышенной доверчивостью;

б) причинами могут быть повышенная внушаемость, недостатки воспитания;

в) такие люди неспособны достаточно критично отнестись к прошлому опыту, неудачам, проанализировать их и извлечь необходимый урок.

Часть 3

1. Последовательность: б, а, в.

2. а, в, г.

3. а, в.

4. Быстро, продолжительным, длинным, коротким (слова перечислены в том порядке, в котором должны быть вставлены в текст).

5. б.

6. в.

7. б, г.

8. Высказывание имеет отношение к установкам, позициям личности (психология удачника или неудачника, оптимиста или пессимиста), а также к стеническим эмоциям (ответы "а" и "г").

9. Высказывание относится к "ролевым маскам" личности: склонности многих людей не проявлять свои чувства и отношения искренне и открыто (ответ "б").

10. После напряженной работы для расслабления, для снятия волнения, для развития уверенности в себе и т. д. (ответы "а" и "б").

Часть 4

1) Медвежья услуга – неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность. Выражение возникло из басни И.А. Крылова "Пустынник и медведь".

2) Ахиллесова пята – согласно греческой мифологии Ахиллес – один из самых сильных и храбрых героев, мать Ахиллеса чтобы сделать тело Ахиллеса неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс. Окуная, она держала его за пятку, которой не касалась вода, поэтому пятка осталась единственным уязвимым местом Ахиллеса, куда он был смертельно ранен стрелой Париса. Выражение "ахиллесова пята" употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место чего-либо.

3) Избиение младенцев – выражение возникло из евангельской легенды об умерщвлении всех младенцев в Вифлееме по повелению иудейского царя Ирода после того, как он узнал от волхвов о рождении Иисуса, названного ими царём иудейским. Употребляется как определение жестокого обращения с детьми, а также когда шутливо говорят о строгих мерах, применяемых по отношению к кому-либо вообще.

4) Белая ворона – это выражение как обозначение редкого, резко отличного от остальных человека, дано в 7-ой сатире римского поэта Ювенала (1 в.н.э.).

5) Воздушные замки – выражение восходит к видному деятелю христианской церкви Августину (354-430 г.г.). Выражение употребляется в значении: фантастические, невыполнимые планы, замыслы, несбыточные мечтания.

6) Гомерический хохот – выражение употребляется в значении: неудержимый, громкий, сильный хохот. Возникло из описания смеха богов в поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея".

7) Живой труп – выражение получило широкое хождение после появления драмы Л.Н. Толстого "Живой труп", герой которой, симулируя самоубийство, скрывался среди подонков общества, явился в собственных глазах "живым трупом". Выражение используется в значении: человек опустившийся, нравственно опустошённый, а также что-либо изжившее себя, омертвевшее.

8) Крокодиловы слёзы – выражение употребляется в значении: лицемерные слёзы, притворное сожаление. Основано на поверье о том, что у крокодила, перед тем, как он съест свою жертву, текут слёзы.

9) Лебединая песня – выражение употребляется в значении: последнее проявление таланта. Основано на поверье, будто лебеди поют перед смертью.

10) Сжечь корабли – употребляется в значении: сделать решительный шаг, после которого теряется возможность отступить, возвратиться к прежнему. Выражение восходит к книге Плутарха "О добродетелях женщин", где он в главе "Троянки" описывает, что после падения Трои женщины остановили бегство своих мужей тем, что сожгли корабли, на которых те хотели спастись.

 

 

МЕТОДИКА

ЛИЧНОСТИ

(Л.Я. Гозман.)

Цель: Определить степень самоактуализации личности на основе самоанализа.

 

Опросник включает в себя следующие шкалы:

1. Шкала ориентации во времени (включает в себя 17 пунктов ) - измеряет, насколько правильно человек ориентирован во времени. Человек, обладающий низким уровнем самоактуализации (низкий балл по шкале) неправильно ориентирован во времени. Такой человек живет прошлым (его мучает раскаяние в своих поступках, воспоминание о нанесенных ему обидах и т.п.) или/и будущим (ставит перед собой идеальные цели, строит невыполнимые планы, живет неоправданными надеждами и ожиданиями, обычно опасается за свою жизнь и пр.), или только настоящим (поглощен "сегодняшним днем", не связывая свою жизнь ни с прошлым, ни с будущим). Самоактуализирующаяся личность (высокий балл по шкале) правильно ориентирована во времени. Она не откладывает жизнь на завтра и не вязнет в прошлом, а живет настоящим, воспринимая его, однако, в единстве с прошлым и будущим.

2. Шкала опоры (91 пункт ) - базовая шкала, определяющая, руководствуется ли человек в жизни своими собственными целями, yбеждениями, установками и принципами, или он подвержен влиянию внешних сил, конформен и т.д.

Признак самоактуализации - "изнутри" направляемая личность, т.е. личность, обладающая "внутренней поддержкой". Если такой человек подвержен внешнему влиянию, то он свободен в выборе, не конформен. Несамоактуализирующаяся личность направляется "извне", т.е. обладает “внешней поддержкой”.

3. Шкала ценностной ориентации (20 пунктов) - (эта и все последующие шкалы являются дополнительными) измеряет, насколько человек руководствуется ценностями, присущими самоактуализирующейся личности. Высокий балл по данной шкале означает, что человек наиболее полно принимает эти ценности, низкий балл - что он их отвергает.

4. Шкала гибкости поведения (24 пункта) - измеряет гибкость поведения в различных ситуациях. Высокий балл отражает способность человека быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, низкий балл означает догматизм. Вместе со шкалой ценностной ориентации данная шкала образует блок Ценностей.

5. Шкала сензитивности (13пунктов) - измеряет, насколько глубоко и тонко человек ощущает свои чувства и потребности.

6. Шкала спонтанности (14 пунктов) - измеряет способность спонтанно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале говорит о том, что человек способен выражать свои чувства в заранее непродуманных действиях. Низкий балл означает, что человек боится открыто проявлять свои чувства. Шкала сензитивности и шкала спонтанности образуют блок чувств.

7. Шкала самоуважения (15 пунктов) – измеряет способность человека уважать себя за свою силу.

8. Шкала самопринятия (21 пункт) – измеряет способность человека принимать себя вопреки своей слабости. Шкала самопринятия и самоуважения образуютблок Самовосприятия.

9. Шкала, определяющая взгляд на природу человека (10 пунктов) – оценивает понимание человеческой природы, мужественности и женственности. Самоактуализирующаяся личность (высокий балл по данной шкале) видит человека скорее хорошим, чем плохим, легко распознает, где правда, а где неправда, где добро, а где зло. Низкий балл по этой шкале означает, что субъект считает человека в сущности плохим и несинергичным.

10. Шкала синергичности (7 пунктов) – измеряет способность к целостному восприятию мира и людей. Самоактуализирующаяся личность видит, что противоположности в природе и в жизни связаны. Низкий балл по данной шкале говорит о том, что человек видит в этих противоречиях неразрешимый антагонизм. Шкала синергичности и шкала, оценивающая взгляд на природу человека, образует блок Осознания целостности бытия.

11. Шкала принятия агрессии (16 пунктов) – измеряет способность человека принимать свою агрессивность как природное свойство. При низком уровне самоактуализации, человек обычно старается скрыть это свойство, отказаться от агрессии и подавить ее в себе.

12. Шкала контактности (20 пунктов) – измеряет способность человека устанавливать глубокие и тесные контакты с окружающими. Самоактуализирующаяся личность может легко и быстро вступать в контакт, а ее отношения с людьми не являются поверхностными – она играет значимую роль в жизни своих друзей и близких. Человек с низким уровнем самоактуализации испытывает трудности в общении. Шкалы Контактности и Принятия агрессии образуют блок Межличностной чувствительности.

13. Шкала познавательных потребностей (11 пунктов) – измеряет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

14. Шкала креативности (14 пунктов) – измеряет выраженность творческой направленности личности.

Таким образом, тест включает в себя 14 шкал и 126 пунктов (к 108 пунктам, оставшимся после проверки на разброс, было добавлено еще 18 при введении 13 и 14).

Каждый пункт опросника содержит два альтернативных суждения, одно из которых должно быть в обязательном порядке выбрано испытуемым как в наибольшей степени соответствующей его взглядам и убеждениям (испытуемый отмечает на ответном бланке крестиком, какое из суждений «а» или «б» он выбрал). Как уже отмечалось выше, за выбор того из суждений, которое характерно для самоактуализирующейся личности, испытуемый получает один балл. В методике представлены те суждения из пунктов каждой шкалы, за которые дается один балл (ключи по шкалам).

Вопросы, оставленные без ответов, а также те, где отмечены обе возможные альтернативы, при обработке не учитывать. Если Вы не ответили на 10% и более, исследование считается не действительным.

Опросник рассчитан на респондентов, обладающих достаточно высоким уровнем интеллектуального развития, необходимым для адекватного восприятия содержания теста. Поэтому не рекомендуется тестировать лиц, не имеющих высшего образования.

Тест может быть предложен для одновременного заполнения целой группы испытуемых. Также, если есть такая необходимость, испытуемые могут работать с тестом и дома. Время заполнения ответного бланка не ограничивается. Обычно, это занимает около 30минут.

Инструкция: Каждый пункт данного опросника содержит в себе два высказывания: «а» и «б». Внимательно прочтите каждое из них и выберите то, которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения.

1. а. Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу

справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

б. Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу

справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

2. а. Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

б. Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

3. а. Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему

хочется.

б. Мне кажется, что человек имеет мало шансов прожить свою жизнь так, как

ему хочется.

4. а. Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.

б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных.

невзг







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.