|
Сущность и роль контроля как функции международного менеджментаВ современной парадигме бизнес-менеджмента контроль определяется как одна из обязательных и чрезвычайно важных функций менеджмента которая наравне с планированием, анализом и регулированием определяет содержание управленческого влияния. Возрастание объема трансграничных операций и обострение конкуренции на мировых рынках усиливают роль и значимость системы эффективного контроля в международном менеджменте. Отсюда, благоприятной является точка зрения, в соответствии с которой качество международного менеджмента предопределяется уровнем организации контроля. Контроль – это проверка соответствия фактических характеристик (процессов, деятельности, объектов) установленным требованиям (ограничениям). Контроль является обязательной функцией управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере другие его функции – планирование, организация, мотивация, коммуникация и принятие решений. Контроль является обратной связью, без которой не может существовать никакая сложная социальная система. В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности предприятий, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. Итак, контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Контроль является отдельной функцией международного менеджмента, в границах которой реализуется контрольный процесс. Основной задачей контроля в системе международного менеджмента является корректирование поведения подконтрольного объекта, наблюдение и проверка хода осуществления процесса трансграничного взаимодействия предприятия соответственно стратегии и программы действий, блокирование обнаруживающихся отклонений и приведение системы международной экономической деятельности предприятия к целевому состоянию с помощью специальных инструментов-регуляторов. Субъектом контроля, то есть лицом, которое его осуществляет, как правило, является то же лицо, которое осуществляет управление международным бизнесом предприятия вообще. При необходимости функции контроля делегируются одному из топ-менеджеров предприятия, который выполняет организационную и аналитико-диагностическую работу по сбору, обработке, обобщению контрольной информации и ее представлению (в общем виде) на высшей уровень управления или внешним контролирующим органам.
Виды и формы контроля
Контроль как элемент системы международного менеджмента характеризуется многообразием форм, типов и видов. Типология контрольных наблюдений в управлении международным бизнесом приведена на рис.8.1. Внешний контроль предусматривает контроль за ходом трансграничных операций внешними (относительно предприятия) субъектами (фонд государственного имущества Украины для предприятий с долей государственной собственности, превышающей 25%; государственный орган по вопросам внешней торговли Украины, орган местного самоуправления). Внутренний контроль за ходом международной экономической деятельности предприятия организуется непосредственно на микроэкономическом уровне. Субъектами его осуществления являются собственники предприятия, топ-менеджер по контролю (из специалистов предприятия или привлеченный со стороны), работники предприятия. Содержательные формы контроля, как правило, определяются особенностью объектов контрольного наблюдения. В системе международного менеджмента решающего значения приобретают такие содержательные формы контроля, как: финансов, управленческий, административный (правовой) и маркетинговый. Финансовый контроль предусматривает контрольное наблюдение за показателями международной экономической деятельности предприятия в ходе реализации стратегии его международного бизнеса, объемом и динамикой текущих трансграничных операций по сравнению с целевыми параметрами. Финансовый контроль осуществляется на основании финансовой отчетности предприятия, которая основывается на международных системах бухгалтерского учета (МСБУ). Управленческий контроль за реализацией стратегии международного бизнеса предприятия охватывает более широкий перечень объектов наблюдения и базируется на использовании информации управленческого учета. Объектами управленческого контроля являются внутренние процессы предприятия, параметры его внешнеэкономической деятельности, состояние и эффективность использования активов предприятия, координация структурных подразделений относительно обеспечения реализации стратегии, соблюдение норм международного экономического (торгового) права и т.п.
Рисунок 8.1 – Типология контрольных наблюдений в международном менеджменте
Административный контроль осуществляется с целью контролирования исполнительной дисциплины отдельных подразделений и ответственных лиц относительно подготовки и внедрения мероприятий и действий, предусмотренных программой (стратегией) развития бизнеса предприятия. Маркетинговый контроль в системе международного менеджмента ориентирован на проверку соответствия текущего состояния рыночной среды бизнеса предприятия прогнозным (целевым) параметрам. Объектом маркетингового контроля является конъюнктура релевантного внешнего рынка, анализ факторов конкуренции в нем, конкурентные позиции других продуцентов рынка, уровень качества товаров. В условиях современной международной конкуренции обеспечение высокого качества продукции становиться важнейшим условием жизнеспособности конкурирующих субъектов. Обеспечение высокого качества изделий предусматривает разработку стандартов качества, распределение ответственности за качество и контроль качества работ. Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством. Система качества охватывает все виды деятельности предприятия и все стадии жизненного цикла продукции и процессов, связанных с проектированием, разработкой и тестированием и внедрением изделий на рынок. На основе системного подхода построены стандарты ISO серии 9000 (системы качества), что разрешает объединить работу всех подразделений для обеспечения качества продукции. За годы, которые прошли со времени опубликования этих стандартов, они получили широкое признание и распространение: более 50 стран приняли их как национальные. В Европе более 50000 предприятий провели сертификацию своих систем качества в соответствие международным стандартам ISO9000, в США – приблизительно 5/7 всех предприятий, в Украине – пока только несколько десятков, однако значительная доля продукции предприятий находится в процессе сертификации. Важным условием рациональной организации контроля в системе международного менеджмента является идентификация объектов контрольного надзора в рамках отдельных типов контроля: стратегического, тактического и оперативного. Объектом стратегического контроля является совокупность предпосылок, на которых основывается разработка стратегии международного бизнеса (состояние и перспективы развития внешней и внутренней среды, внешнеторговый режим страны базирования и принимающих стран, поведение конкурентов и т.п.). Объектом тактического контроля являются результаты реализации программы внешнеэкономической деятельности и финансово-хозяйственное состояние предприятия в целом. Объектом оперативного контроля являются параметры выполнения отдельных управленческих мероприятий, время выполнения отдельных процедур (этапов работы) и т.п. Итак, оперативный контроль состоит в установлении отклонений в ходе выполнения отдельных задач на уровне отдельных исполнителей. Эффективность контроля в системе международного менеджмента предопределяется соблюдением единых принципов, которые имеют фундаментальное значение. К основным в международном менеджменте принадлежат принципы контроля: целостности, всесторонности, системности, динамичности и адекватности.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|