Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Специальности 230700 «Сервис»





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по дисциплине

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

для студентов дневной формы обучения

Специальности 230700 «Сервис»

 

 

Тюмень, 2011

 


 

 

Макашева С.Ж. – д.ф.н., профессор кафедры ГМУ. Методические указания по дисциплине «Культурология» для студентов дневной формы обучения специальности 230700 «Сервис». – Тюмень: ТюмГАСУ, 2011.

 

Рецензент _____________________ Щербаков Г.А.,

к.с.н., доцент кафедры ГМУ

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры ГМУ

 

Протокол №____ «___»____________2011 г.

 

Заведующий кафедрой ГМУ Г.А. Щербаков

 

Настоящие методические указания подготовлены в соответствии с требованиями ГОСТа, предъявляемыми к работам, направляемым в печать, с учетом практических рекомендаций, изложенных в методических указаниях для студентов специальности 230700 «Сервис»дневной формы обучения.

В методических указаниях представлен план практических занятий с раскрытием их содержания, вопросы и тестовые задания для самопроверки и литература.

 


 

 

Содержание

 

1. Методические указания по практическим занятиям.

2. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы..

3. Методические указания по написанию контрольных работ.

4. Темы контрольных работ.

5. Контрольные задания для оценки остаточных знаний.

6. Вопросы к экзамену по дисциплине «Культурология».

 


 

Методические указания к практическим занятиям

 

Практические занятия по курсу «Культурология» нацелены на освоение студентами учебного материала и проверку их знаний. Практические занятия по формам проведения подразделяются на:

а) задания, предполагающие анализ культурологических проблем. В соответствии с темой на практические занятия выносится ряд вопросов, к которым студент готовится самостоятельно;

б) семинары, содержанием которых является заслушивание и обсуждение в группе сообщений и докладов, подготовленных студентами по различным темам и проблемам;

в) коллоквиумы, которые предполагают индивидуальную беседу со студентом с целью выяснения его знаний.

При подготовке к практическому занятию студенту необходимо освоить тему, обозначенную в названии занятия. Для этого ему необходимо выполнить вначале письменные задания: составить тезисы статей, которые указаны преподавателем для конспектирования, заполнить терминологический словарь (у студента должна быть одна тетрадь для лекций и вторая – для практических занятий), выучить наизусть новые термины, запомнить их правильное написание. На каждый из вопросов занятия необходимо иметь тезисный ответ. В конце плана практического занятия имеется список литературы, где указаны основные учебники, необходимые для освоения всего курса культурологии, затем – дополнительная литература. Дополнительная литература необходима для более детального изучения отдельных вопросов практического занятия.

В процессе подготовки к семинару необходимо составить реферат для выступления. Реферат – это обзор литературы по определенной проблеме. Литература обычно указывается в планах практических занятий, но студент может подобрать сам к теме семинара интересующую его литературу. Реферирование источников предполагает целенаправленную работу по проблеме, глубокое и всестороннее ее освещение. Подготовка к семинару формирует навыки самостоятельной работы студента.

Коллоквиум, как отмечалось выше, предполагает индивидуальную работу преподавателя со студентом, опрос, беседу. Проводится он обычно по завершению раздела дисциплины. На коллоквиуме студент должен владеть терминологией и свободно ориентироваться в теме, вынесенной на обсуждение.

Практические занятия, в какой бы форме они не проводились, позволяют студенту глубже понять лекционный материал, освоить программу курса, выработать навыки самостоятельной работы, а преподавателю проверить знания студентов.

 

 


П Л А Н Ы П Р А К Т И Ч Е С К И Х З А Н Я Т И Й

 

 

З а н я т и е № 1 (2ч)

 

Тема: Понятие и сущность культуры.

 

Задания: Подготовить ответы-тезисы на вопросы плана практического занятия (записать их в рабочую тетрадь).

 

План:

1. Место культурологии в системе гуманитарного знания, ее связь со смежными науками.

2. Понятие и сущность культуры. Определение культуры, многообразие ее определений.

Проблема культурного наследия. Законы развития культуры.

3. Структура культуры: материальная и духовная, политическая, экономическая, эстетическая, научная, техническая культура. Искусство в системе культуры. Виды искусства.

4. Функции культуры: познавательная, коммуникативная, гуманистическая, информационная.

5. Профессиональная, официальная и народная культура. Культура социальной общности, малой группы, личности. Массовая культура.

 

Литература:

Культурология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. Н. Солонина и М.С. Кагана. М. 2008.

Культурология: Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. 4-е изд. М., 2002.

Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. М., 1992.

 


 

З а н я т и е № 2 (2ч.)

 

Тема: Структура и состав культурологии.

Задания: Подготовить ответы-тезисы на вопросы плана практического занятия (записать их в рабочую тетрадь). Подготовить индивидуальные сообщения: «Основания новой науки об общей природе наций» Дж.Вико, «Наука о культуре» Л.Уайта, «Первобытная культура» Э.Тайлора. (Общая характеристика вышеуказанных работ в аспекте становления науки о культуре)

 

 

1. Исторические предпосылки возникновения культурологии как науки. Исследования Э. Тайлора и Л. Уайта.

2. Структура и состав современного культурологического знания.

3. Культурная антропология.

4. Теоретическая и прикладная культурология.

5. Социология культуры.

6. История мировой и отечественной культуры.

Литература:

Культурология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. Н. Солонина и М.С. Кагана. М. 2008.

Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1996.

Емельянов Ю. Н. Основы культурной антропологии. СПб. 1994.

Ионин Л.Г. Социология культуры.

Леви-стросс К. Структурная антропология.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989 или электронный вариант.

Уайт Л.. Наука о культуре. Электр. вар.


З а н я т и е № 3 (2ч.)

Тема: Методы культурологических учений.

Подготовить индивидуальные сообщения: Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001. Пригожин И. Р. От существующего к возникающему. М., 1985.

(Общая характеристика вышеуказанных работ в аспекте истории культурологических учений)

План:

1. Онтологический подход как выявления бытийных аспектов существования культуры.

2. Гносеологический подход к изучению культуры как способ объяснения структур и связей бытия культуры.

2. Семиотический подход – изучение культуры как системы знаков и символов.

3. Синергетический подход. Культура как самоорганизующаяся система.

4. Сравнительно-типологический подход. Компаративистика.

5. Аксиологический подход. Толкование культуры как совокупности всех ценностей.

6. Синхронический и диахронический подходы в изучении культуры.

Литература:

Культурология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. Н. Солонина и М.С. Кагана. М. 2008.

Культурология: Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. 4-е изд. М., 2002.

Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. М., 1992.

Культурология: КультурологияХХ век. Энциклопедия. Электронное издание.

Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001.

Пригожин И. Р. От существующего к возникающему. М., 1985.

 

 


 

З а н я т и е № 4 (2 ч)

 

З а н я т и е № 5 (2 ч)

З а н я т и е № 6 (2 ч)

З а н я т и е № 7 (2 ч)

З а н я т и е № 8 (2 ч)

З а н я т и е № 9 (2 ч)

 

З а н я т и е № 10 (2 ч)

З а н я т и е № 11 (2 ч)

 

З а н я т и е № 12 (2 ч)

 

З а н я т и е № 13 (2 ч)

 

Тема: Культура Древней Руси

 

Задания: Подготовить сообщения: «История христианства на Руси», «Византия и Русь».

 

План:

1. Основные темы и герои библейских текстов.

2. Русь до принятия христианства. Славянская мифология.

3. История христианства на Руси (сообщение). Византия и Русь (сообщение). Феодальная культура, ее специфика. Христианство и феодальная культура.

4. Феномен двоеверия на Руси. Как трактуется этот феномен в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев»?

5. Взаимодействие народной культуры и официального искусства в Древней Руси: «Повести временных лет», «Хождение Богородицы по мукам», былины и сказки.

 

 

Литература:

Культурология для технических вузов: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов-на-Дону, 2001. С.288-347.

Введение в культурологию: Учебное пособие / Отв. ред. Е.В. Попов. М., 1996. С.255-277.

Очерки по истории мировой культуры: Учебное пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997. С.427-477.

Семенова М. Мы – славяне. СПб, 1997. С.17-52.

Памятники литературы Древней Руси. п/ ред. Д.С.Лихачева. М., 1980.

 

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

Евсеев В.Н., Пилюгин А.Д. Сказочная, несказочная и смеховая русская народная проза: Хрестоматия-пособие. Ишим, 1995.

Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1985.

Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. М., 1988.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

Петрухин В. Славяне. М., 1996.

Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси. М.,1991.

Введение христианства на Руси. М., 1987.

Велесова книга / Сост. А.И. Баженова и др. Саратов, 1993.

Белякова Г.С. Славянская мифология: Книга для учащихся. М., 1995.

 

 


З а н я т и е № 14 (2 ч)

 

З а н я т и е № 15 (2 ч)

 

З а н я т и е № 16 (2 ч)

 

З а н я т и е № 17

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

3.1.1. Основная литература

 

Учебники, учебные пособия:

Культурология: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. М., 2008.

Культурология для технических вузов: Учебник / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов-на-Дону, 2001.

Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Шаповалова. М., 2003.

Культурология: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Драча. 3-е изд. Ростов-на-Дону, 2002.

Культурология: Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. 4-е изд. М., 2002.

Гуревич П.С. Культурология: Учебник. 3-е изд. М., 2003.

Хрестоматии, антологии:

Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие. М., 1998.

Культурология. ХХ век: Антология. М., 1995.

Антология культурологической мысли. М., 1996.

 

Справочные издания:

Культурология в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Драча. 2-е изд. Ростов-на-Дону, 2001.

Мировая художественная культура: Универсальный словарь-справочник от «А» до «Я» / Сост. К.Н. Гоголев. М., 2000.

Аполлон: Терминологический словарь. М., 1997.

Культурология. ХХ век: Словарь. СПб., 1997.

Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997.

 

3.1.2. Дополнительная литература

 

Учебники, учебные пособия:

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: Учеб. пособие. М., 2000.

Введение в культурологию: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.В. Попов. 2-е изд. М., 1996.

Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

Ерасов Б.С. Социология культуры. М., 1996.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

Костина А.В. Культурология. Электронный учебник. М., 2008.

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб., 1995.

Ларин Ю.В. Теория культуры. Тюмень, 2008.

Культурология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996.

Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. М., 1992.

Новиков В.С. Культурология: Учебно-методическое пособие. Тюмень 2007.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Розин В.М. Введение в культурологию. М., 2000.

 

Обобщающая литература:

Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец XIX – XX век. М., 1998.

Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. М., 1996.

Гачев Г.Д. Образы Индии (опыт экзистенциональной культурологии). Любое изд.

Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1989.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

Дюби Ж. Европа в средние века. СПб., 1994.

Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические искания на Западе. М., 1988.

Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. М., 1990.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Левек П. Эллинистический мир. М., 1989.

Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001.

Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981.

Любимов Л. Искусство Западной Европы. М., 1982.

Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1980.

Мелетинский Е.А. Поэтика мифа. М., 1995.

Мартынов В.Ф. Менталитет японцев. Минск, 1997.

Малиновский Б. Магия. Наука. Религия. Любое изд.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

Полевой В.М. Искусство ХХ века: 1901-1950 гг. М., 1993.

Пригожин И. Р. От существующего к возникающему. М., 1985.

Револд Д. История постимпрессионизма. М., 1997.

Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб., 1991.

Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Тойнби А. Постижение истории. М.,1991.

Топоров В.Н. Миф. Ритуал, Образ. Символ. М.,1995.

Уайт Л. Наука о культуре. Электронное издание.

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

Фрэзер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1986.

Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. Homo Ludens. М., 1992.

Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. М., 1996.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

 

3.1.3. Справочные издания:

Балет: Энциклопедия. М., 1981.

Библейская энциклопедия. М., 1990.

Буддизм: Словарь. М., 1992.

Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. СПб., 1995.

Искусство: Энциклопедический словарь для школьника. М., 2000.

Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. М., 1990.

Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1994.

Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.

Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001.

Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. М., 1997.

Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1985.

Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб., 1996.

Эстетика: Словарь / Под ред. А.А. Гуляева. М., 1989.

 

 

I. Учебники, учебные пособия:

Культурология для технических вузов: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов-на-Дону, 2001.

Введение в культурологию: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.В. Попов. М., 1996. ------

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: Учебное пособие. М., 1998 (М., 2000).

Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

Ерасов Б.С. Социология культуры. М., 1996.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб., 1995.

Культурология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996.

Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону., 1995.

Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьяна. М., 1998.

Культурология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 1999.

Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. М., 1992.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1994 (М., 2000).

II. Хрестоматии, антологии:

Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие. М., 1998.

Культурология. ХХ век: Антология. М., 1995.

Антология культурологической мысли. М., 1996.

III. Обобщающая научная литература:

Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытных религий. М., 1967.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Л., 1972.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1989.

Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

Дюби Ж. Европа в средние века. СПб., 1994.

Зотов А.И. Русское искусство с древних времен до начала ХХ века. М., 1979.

Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические искания на Западе. М., 1988.

Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. М., 1990.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.

Культура народов Востока. Старовавилонская культура. М., 1988.

Культура, человек, картина мира. М., 1987.

Культура: Теории и проблемы. М., 1995.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

 

 

Левек П. Эллинистический мир. М., 1989.

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

Мелетинский Е.А. Поэтика мифа. М., 1976.

Модернизм: Анализ и критика основных направлений. М., 1987.

На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве ХХ века. М., 1994.

 

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

Полевой В.М. Искусство ХХ века: 1901-1950 гг. М., 1993.

Прокофьев В. Постимпрессионизм. М., 1973.

Револд Д. История постимпрессионизма. М., 1997.

Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб., 1991.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.

Тронский Н.М. История античной литературы. М., 1983.

Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы / Сост. В.А. Чаликовой. М., 1991.

Фрэзер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980 (М., 1986).

Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

Чегодаев А.Д. Импрессионисты. М., 1971.

Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. М., 1996.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

IV. Энциклопедии, словари:

Аполлон: Терминологический словарь. М., 1997.

Балет: Энциклопедия. М., 1981.

Библейская энциклопедия. М., 1990.

Буддизм: Словарь. М., 1992.

Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

Культурология. ХХ век: Словарь. СПб,, 1997.

Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. М., 1990.

Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1994 (или другое издание).

Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.

Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород, 1995.

Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997.

Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1985.

Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб.: «Респекс», 1996.

Эстетика: Словарь / Под ред. А.А. Гуляева. М., 1989.

 


 

Искусство Древнего Египта.

Культурология для технических вузов / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов-на-Дону, 2001. С.59-67; Культурология для технических вузов / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов-на-Дону, 2001. С.59-67; Культурология / Под ред. А.И. Шаповалова. М., 2003. С.40-42; Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 2001. С.158-161; Померанцева Н. Памятники Древнего Египта // Юный художник. 1987. №7. С.20-23; Померанцева Н. Фивы Египетские и греческие // Юный художник. 1990. №4. С.24-27; Померанцева Н. Гробница Тутанхамона // Юный художник. 1994. №1. С.1-15; Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1986; Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 1971 (М., 1980); Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970; Котрелл Л. Во времена фараонов. М., 1982; Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М., 1988; Эльбрахт П. Трагедия пирамид. М., 1984.

 

Крито-микенская культура.

Культурология для технических вузов / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов-на-Дону, 2001. С.88-118; Культурология / Под ред. А.И. Шаповалова. М., 2003. С.47-58; Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 2001. С.169-189.

 

Древнегреческий полис.

Культурология для технических вузов / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов-на-Дону, 2001. С.88-118; Культурология / Под ред. А.И. Шаповалова. М., 2003. С.47-58; Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 2001. С.169-189; Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Л., 1976.

 

Древнеримское искусство.

Боннар А. Культура Древнего Рима. М., 1985; Культура Древнего Рима. Т.1. М., 1985. С.375-403; Суздальский Ю.П. и др. На семи холмах. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1965; Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1982; Ривкин В. Искусство Древнего Рима // Юный художник. 1979. №11. С.22-31; Искржицкий Г. Древний Рим: союз ордера и арки // Юный художник. 1987. №11. С.44-45; Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет: Очерки. М., 1975.

 

Мир исламской культуры.

Введение в культурологию / Отв. ред. Е.В. Попов. М., 1996. С.194-217; Культурология / Под ред. А.И. Шаповалова. М., 2003. С.93-102; Гуревич П.С. Культурология. М., 2003. С.167-183; Культурология для технических вузов / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов-на-Дону, 2001. С.167-190; Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1973; Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992; Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990; Фон Гюнебаум. Классический ислам (632-1252 гг.). М., 1986; Каптерева Т.П., Виноградова Н.П. Искусство средневекового Востока. М., 1989; Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1990; Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

 

Культура Японии.

Культурология для технических вузов / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов-на-Дону, 2001. С.191-208; Культурология / Под ред. А.И. Шаповалова. М., 2003. С.81-93; Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. М., 1989; Иофан Н.А. Культура Древней Японии. М., 1974; Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М., 1980; Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М., 1993; Винкельхофер Я. И В. Сто взглядов на Японию. М., 1968.

 

Христианский тип культуры.

Введение в культурологию / Отв. ред. Е.В. Попов. М., 1996. С.218-254; Культурология / Под ред. А.И. Шаповалова. М., 2003. С.118-136; Гуревич П.С. Культурология. М., 2003. С.167-183; Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 2001. С.194-206.

 

В О П Р О С Ы

Таблица

№ п/п Тема Содержание темы Часы Форма контроля
  Предмет культурологии и ее место в системе гуманитарного знания Исследование культуры как объекта гуманитарного знания. Специфика культуры. Сущностные характеристики культуры. Культура как процесс трех видов деятельности человека – духовной, материальной и художественной. Материальная культура первобытнообщинного строя. Типы хозяйства. Культурогенез. Особенности первобытной культуры. Синкретизм первобытного мышления. Миф. Тотемизм и магия. Анимизм и фетишизм. Основные культы первобытного общества. Искусство палеолита, мезолита, неолита.   Доклады, тестирование, контрольные работы, опросы
  Структура и состав культурологии Исторические предпосылки возникновения культурологии как науки. Этнологические, антропологические исследования Э.Б. Тайлора («Первобытная культура», 1871 г.), Л.А. Уайта («Наука о культуре», «Эволюция культуры», 1949 г.). Структура и состав современного культурологического знания: история мировой и отечественной культуры, социология культуры, философия культуры, культурная антропология, теоретическая и прикладная культурология.   Доклады, тестирование, контрольные работы, опросы
  Методы культурологического исследования Онтологический статус культуры. Онтологический подход как выявление бытийных аспектов существования культуры. Гносеологический подход к изучению культуры как способ объяснения структур и связей бытия культуры; функционирование культуры как особой формы познавательной деятельности человека. Феноменологическийподход: изучение фактов культуры через опыт и наблюдение, культура как ценностно-смысловой мир человека. Семиотический подход (изучение культуры как системы знаков и символов). Системный подход: культура как система, изучение организации культуры, взаимодействия ее элементов. Синергетический подход: изучениекультуры как сложной, динамичной самоорганизующейся системы. Аксиологический - культура как система ценностей, толкование культуры каксовокупности всех ценностей, созданных человечеством, что делает ценности специфическим объектом культурологического анализа.Диахронический подход, учитывающий изменения во времени.Синхронический подход: изучение стабильных устойчивых характеристик культуры с определенным отвлечением от изменений времени.   Доклады, тестирование, контрольные работы, опросы
  Культура и цивилизация Субъект культуры. Культура в социальном пространстве. Межкультурная коммуникация Полимодальная структура культуры - деятельностная модальность, предметная модальность, человеческая модальность. Культура и природа. Культура и общество. Культура и человек. Н. Бердяев и А. Тойнби о соотношении культуры и цивилизации. Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации. Доцивилизационный тип культуры, цивилизация в культуре, культура в цивилизации, отождествление культуры и цивилизации. Креативность субъекта культуры. Культурная самоидентичность. Инкультурация и социализация. Социальные институты культуры. Культурная модернизация. Социокультурная коммуникация как процесс передачи и обмена информации, взаимодействие различных субъектов культуры. Интеграция, ассимиляция, аккультурация.   Доклады, тестирование, контрольные работы, опросы
ИТОГО:    

 

Темы контрольных работ

1. Жизнь и творчество Л. Уайта.
2. Жизнь и творчество Э. Тайлора – представителя эволюционистского направления в этнологии.
3. Д. Фрэзер как представитель классической социальной антропологии.
4. Ю. Лотман как представитель структурно-семиотической школы гуманитарных исследований.
5. И. Хейзинга, его игровая концепция развития мировой культуры.
6. Жизнь и творчество А. Тойнби, его концепция локальных цивилизаций.
7. Типология культуры П. Сорокина («Человек, цивилизация, общество»).
8. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры («Закат Европы»).
9. Концепция культурно- исторических типов Н. Данилевского («Россия и Европа»).
10. Д. Фрэзер как представитель классической социальной антропологии.
11. Синкретизм первобытного мышления. Миф. Тотемизм и магия. Анимизм и фетишизм.
12. Искусство палеолита, мезолита и неолита.
13. Культура Древнего Египта.
14. Культурная картина мира в искусстве Древней Греции: античный космос, боги и люди.
15. Картина мира в языческой славянской мифологии.
16. Конфуцианско-даосистский тип культуры.
17. Коммуникативная функция культуры.
18. Вторичные знаковые системы.
19. Индо-буддийский тип культуры.
20. Адаптивная функция культуры.
21. Антропоцентризм культуры Возрождения.
22. Социокультурные функции морали.
23. Культура и цивилизация
23. Теория культуры Л. Уайта..
24. Культурные особенности Запада и Востока.
25. Теоцентризм культуры эпохи Средневековья. 26. Проблема типологии культур.
27. Технологическая культура и ее особенности.
28. Массовая и элитарная культура.
29. Интегративная функция культуры.
30. Проблема типологии культур М. Мид.  

 


 

Контрольные задания для оценки остаточных знаний

1. Кто написал книгу «Эволюция культуры»?

а) Дж. Фрезер;

б) Э. Тайлор;

в) Л. Уайт.

 

2. Изучением реального процесса преемственности культурного развития занимается:

а) история культуры;

б) теория культуры;

в) онтология.

3. Кто написал книгу «Первобытная культура»?

а) Дж. Вико;

б) Э. Тайлор;

в) И. Гердер.

4. Когда начинает формироваться культурология как наука?

а) в эпоху Возрождения;

б) в период Средневековья;

в) в конце 19 го - века.

 

5. Как называется религия, связанная с одушевлением всех предметов?

а) анимизм;

б) тотемизм;

в) шаманизм.

 

6. Какая отрасль культурологии исследует процесс функционирования культуры в обществе?

а) социология культуры;

б) история культуры;

в) философия культуры.

 

7. Наука, изучающая взаимоотношения человека и культуры, называется:

а) культурная антропология;

б) социальная антропология;

в) культурология.

 

8. Организацией и технологией культурной жизни общества занимается:

а) прикладная культурология;

б) этнология;

в) антропология.

 

9. Наука, изучающая процесс формирования и развития этносов, называется:

а) этнологией;

б) биологией;

в) антропологией.

 

10. Как называется процесс возникновения культуры?

а) культурогенез;

б) этногенез;

в) антропогенез.

 

 

11. Определение антрополога К. Уисслера культуры как образа жизни, которому следует община или племя как совокупность стандартных верований и практик, можно отнести к определениям:

а) нормативным;

б) философским;

в) историческим;

г) психологическим.

 

12. Культурно-аналитический метод понимания человеком собственного бытия и собственного духовного существования:

а) аксиологический;

б) системный;

в) синергетический;

г) герменевтический.

 

13. Укажите две особенности, характеризующие отношение к окружающему миру в западном типе культуры:

а) признание множественности исторических путей народа;

б) пренебрежение к «нецивилизованным» народам;в) идея цивилизаторской миссии своей культуры;

г) идея религиозного мессианизма.

 

14. Двумя характерными чертами русской духовной культуры являются:

а) религиозный мессианизм;

б) конформизм;

в) жажда поиска истины;

г) идея цивилизаторской миссии.

 

15. При культурологическом сопоставлении разных обществ и культур существенными критериями являются:

а) достижения в области образования, науки, искусства;

б) тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, историческая ментальность;

в) средняя продолжительность жизни;

г) интеллектуальный уровень человека.

 

16. Термин культурогенез означает:

а) период упадка в процессе культурного развития;

б) процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры;

в) процесс возникновения, становления культуры;

г) период стагнации культуры.

 

17. Разновидностью культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усредненного потребителя», является культура:

а) потребительская;

б) массовая;

в) коммерческая;

г) популярная.

 

18. Культура конкретного, исторически определенного общества, обладающая специфическими чертами, это культура:

а) локальная;

б) массовая;

в) корпоративная;

г) глобальная.

 

19. Славянофилы приписывают русскому народу особую историческую миссию, так как:

а) православие обеспечивает единство ума, чувства и воли для достижения истины;

б) российское самодержавие – идеальная политическая модель;

в) он не затронут влиянием революционных идей;

г) он превосходит другие народы.

 

20. Просветительское понимание культуры – это понимание культуры как

а) знаковой системы;

б) средства совершенствования духовной жизни;

в) совокупности лучших творений человеческого духа;

г) мира артефактов.

 

21. Объяснительной функцией культурологии является:

а) воспроизведение культурной системы изнутри;

б) включение объекта в контекст или общее поле культуры;

в) сравнение различных объектов культуры;

г) сведение к понятному.

 

22. Функцией культуры, определяющей вхождение индивида в общество, является:

а) выполнение нормативных актов;

б) приспособление личности к окружающей среде;

в) социализация личности;

г) установление коммуникативных связей.

 

23. «Диагноз нашего времени» (К. Мангейм) - это становление глобального информационного пространства, где …

а) господствуют общие стереотипы, общие оценки, общие параметры;

б) действует система табу во всех сферах жизнедеятельности человека;

в) крепнет социальная солидарность людей;

г) усиливается тенденция к самоидентификации.

 

24. Структура современного культурологического знания включает:

а) цивилографию;

б) онтологию, гносеологию, этику, философию культуры;

в) историю культуры, социологию культуры, прикладную культурологию;

г) философскую и социальную антропологию, культурную антропологию.

 

25. Понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющегося в течение длительного времени, – это:

а) обряд;

б) ритуал;

в) обычай;

г) традиция.

 

26. Кому принадлежит концепция «Вызова – Ответа» как фактора, который способствовал появлению и развитию культуры:

а) И. Канту;

б) Л. Уайту;

в) А. Тойнби;

г) А. Креберу.

27. Учение о природе ценностей называется:

а) онтологией;

б) гносеологией;

в) аксиологией.

 

28. Толкованием текста занимается:

а) герменевтика;

б) этология;

в) структурализм.

 

29. Бытийные аспекты существования человека изучает:

а) онтология;

б) гносеология;

в) социология.

 

30. Принцип поступательно–стадиального, прогрессивного развития человечества от первобытного состояния к современной цивилизации исповедуют:

а) эволюционисты;

б) структуралисты;

в) функционалисты.

 

31. Идея распространения культурных явлений через контакты, заимствования и взаимодействия принадлежит:

а) диффузионизму;

б) конструктивизму;

в) социологической школе.

 

32. Устойчивость общества обеспечивает комплекс коллективных представлений, а функция культуры заключается в сближении людей, так считали:

а) представители социологической школы;

б) компаративисты;

в) антропологи.

 

33. Исследованием функций каждого элемента культ







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.