|
Почему сегодня черствый хлеб?
У Сергейки-первоклассника отец пекарь. Десять лет он работает в сельской пекарне. Встает рано-рано, до восхода солнца, и идет на работу. А в полдень из пекарни привозят в магазин свежий хлеб. И в школьную столовую привозят. Сегодня Сергейкин отец заболел. Впервые за десять лет он не пошел на работу. Возле его кровати сидела мама. — Сергейка, скажи школьникам, что сегодня хлеб будет черствый... — тихо прошептал отец. В полдень школьники пошли в столовую. На столе лежали куски черствого хлеба. Дети спросили: — Почему сегодня черствый хлеб? Сергейка сказал: — Мой тато заболел. Он пекарь... Хлеб сегодня будет черствый. А может, и завтра. Дети брали куски хлеба, стараясь ни крошки не уронить на пол.
Пол будет чистый... А душа?
Первоклассница Марийка пришла из школы домой и увидела: пол в комнатах чистый, даже блестит. — Как в нашем классе после уроков, — сказала Марийка. — Как это, после уроков? — удивилась мама. — А во время уроков? — Мы моем пол после уроков. Ведь комиссия приходит после занятий и ставит оценку за чистоту. Зачем же вытирать пол во время уроков? — Мудрые у вас порядки, — усмехнулась мама. Тут кто-то постучал. Мама открыла дверь. В хату вошла соседка — старая-престарая бабушка Христина. Бабушке девяносто девять лет. У нее семь сыновей, три дочери, сорок внуков, сто три правнука. Мама низко поклонилась бабушке, взяла ее под руку и повела в гостиную. Ужаснулась Марийка: на улице дождь, обувь у бабушки грязная, и там, где бабушка прошла, расплылись лужи. Долго сидела за столом бабушка Христина. Мама угощала ее чаем. Когда бабушка ушла домой, Марийка сказала: — А мы бы в класс с такими грязными туфлями не пустили... Пол же должен быть чистый... — Пол будет чистый, дочка... А душа? — тихо сказала мама.
Муравей-Путешественник
В муравейнике кипит жизнь. Тысячи муравьев что-то делают. Одни строят маленькие комнатки, в которых прячутся от непогоды. Другие несут в муравейник кусочки картофеля, свеклы, зернышки семян — все, что находят в поле. Третьи охотятся за насекомыми — жучками, мухами. Вдруг к муравейнику прибежал Муравей-Путешественник. Он убежал из своего муравейника, потому что не хотел работать. «Пойду, — думает, — в чужой муравейник, меня там накормят». Муравьи сразу узнали чужого. Ведь каждый работник чем-то пахнет — хлебом, картофелем, свеклой, мухой. А Муравей-Путешественник ничем не пах. — Муравей-бездельник! — закричали десятки муравьев и сбежались к Путешественнику. Едва убежал Муравей-Путешественник от работников. Побежал в свой муравейник, но и там его приняли за чужого, потому что лапки его не пахли работой.
Лентяй и Солнце
В жаркий летний день пошел Лентяй в лес. Лег на тенистой поляне и уснул в мягкой траве. Пока он спал, Солнце прошло по небосклону большой путь и поднялось в самую высокую точку. Поляну осветили солнечные лучи. Лентяй почувствовал, как Солнце припекает и голову и ноги. Подняться бы Лентяю и передвинуться в тень, на прохладную траву, но лень. Говорит Лентяй Солнцу: — Солнышко, передвинься, пожалуйста, немножко в сторону, мне жарко. Солнце рассмеялось: — Разве мыслимое это дело, чтобы Солнце передвигалось, куда Лентяю захочется! Лентяй рассердился и закричал: — Значит, ты не хочешь передвигаться? — Не могу, — ответило Солнце. — Ах так, — сказал Лентяй, — тогда я назло тебе буду лежать здесь.
Камень на меже
Жили два человека. У каждого из них было свое поле. Они пахали землю, сеяли хлеб. Трудились на своем поле с утра до ночи. И вот откуда-то взялся Камень. Не очень большой, но и не маленький — с собачью голову. Пахавший ниву человек увидел камень на своем поле. Выбросил на поле соседа. Сосед косил хлеб, увидел Камень и думает: «Откуда взялся? Выброшу его на поле соседа». И выбросил. Так перебрасывали они Камень с поля на поле много лет. Немножко сердились друг на друга, обнаружив Камень на своем поле, но быстро забывали о нем и оставались большими друзьями. Но потом им пришло в голову: положим Камень на меже. Положили Камень на меже — и стали непримиримыми врагами. Воровали друг у друга снопы среди ночи, ненавидели друг друга. Умер один человек, потом его сосед. Умерли врагами. Хозяевами стали их дети. Они пришли на межу и решили: уберем Камень, выбросим его в омут. Унесли Камень в омут. Распахали межу. Вместо двух полей стало одно большое поле. Трудятся на нем дети двух враждовавших хозяев. Трудятся и дружат. А Камень лежит в омуте.
Вечный часовой
Рядом с пшеничным полем могила воинов, павших в битве за освобождение села от фашистов. Каждый вечер приходят сюда пионеры, поливают цветы. Сегодня пионеры почему-то не пришли к могиле. Пришла одна Варя. Поставила поливалку у памятника и стала ждать товарищей. Но никого не было. Варя долго смотрела на бронзовую статую советского солдата, хранящего вечный покой своих братьев. Из оврагов расползался по степи вечерний сумрак. Ушла Варя домой, а поливалку забыла. Наступила ночь. В небе мерцали звезды. Ровно в полночь бронзовый Часовой сошел с пьедестала, обошел могилу, взял поливалку и пошел к реке. Принес воду, полил цветы и снова взошел на пьедестал. Варя проснулась на рассвете. Она вспомнила, что цветы остались не политыми, и на душе у нее было тяжело. До восхода солнца Варя прибежала к могиле. Посмотрела на цветы, на землю, на поливалку и застыла от изумления: цветы были политы, в поливалке остались капли воды, а грудь вечного Часового еще не успокоилась после ходьбы и слегка вздрагивала.
Маленькая лопатка
Собрался отец в магазин. — Я пойду с вами, тато, — попросил шестилетний сын. — Иди, сынок, — разрешил отец. Купили отец с сыном в магазине две большие ложки и одну маленькую. Большие ложки — отцу и матери, а маленькую — сыну. Потом лопату купили. Прочную, острую лопату. — Этой лопатой лет десять можно землю копать, — сказал отец. Сын увидел на полке маленькую лопатку. — Тато, — просит сын, — купите и мне лопату. Я тоже землю буду копать. Купил отец сыну маленькую лопатку. Пришли домой, сели обедать. Отец с матерью едят большими ложками, а сын — маленькой. После обеда отец взял лопату и пошел огород копать. Сын тоже взял свою маленькую лопатку, чтобы отцу помогать, но отец сказал: — Иди со своей лопаткой песком играть... Пошел сын с лопаткой к куче песка, поиграл немного. Надоело играть, и он положил лопатку под кровать. Так и валяется маленькая лопатка под кроватью. А маленькая ложка лежит вместе с большими ложками. Как только садятся обедать, мать и отец берут большие ложки, а сыну дают маленькую.
Сколько восходов я проспал!
Завтра летние каникулы. Третьеклассник Василек спрашивает отца: — Папа, а что я буду делать летом? — Отдыхать, — отвечает отец, — а хочешь, поедем со мной завтра в поле. Обрадовался Василек. Его отец работал агрономом. Он вставал чуть свет и уезжал в поле на весь день. Утром Василек сквозь сон чувствует: кто-то дотронулся до его плеча, тормошит, будит. Ох, как не хочется вставать! Но вспомнил Василек, что сегодня они с отцом едут в поле. Вскочил, посмотрел вокруг. На улице еще темно. На небе звезды сияют, а на востоке небо порозовело. Василек умылся, позавтракал с отцом. Вот они уже во дворе. Василек показывает на розовое небо на востоке и спрашивает: — Папа, неужели там пожар? Отец усмехнулся. — А ты никогда не видел, как всходит солнце? — Не видел, — ответил Василек. Потом они стояли на околице села. Перед ними желтело пшеничное поле в лучах восходящего солнца. Сияли капельки росы. Высоко в синем небе пел жаворонок. — Красиво как! — тихо промолвил Василек. — Неужели так начинается каждый день? Сколько же восходов я проспал!
Прощание с конем
Много лет работал дед Николай на колхозной конюшне. Пришло время идти на пенсию. В последний день своей работы встал дед Николай на рассвете, пришел на конюшню — прощаться с лошадьми. Ровным рядком возле желоба стояли молодые лошади. Дед Николай погладил каждую по шее. А в углу конюшни стоял старый конь Ветер. Когда-то он был быстрым и горячим, как летний степной ветер. А теперь ноги у него стали толстыми, как пеньки, грива сделалась реденькой. Ветер сразу узнал старого конюха. Он потянулся к нему, положил голову на плечо. Долго-долго стоял дед Николай возле старого коня. Вздохнув, пошел домой. А в конюшню пришел молодой конюх. На следующий день дед Николай проснулся на рассвете. Вышел из хаты и остановился удивленный: возле двери стоял его верный друг Ветер.
Не забывай о винтике!
Юрко сидел дома и выполнял домашнее задание по грамматике. Сначала он переписал несколько предложений. Нужно было еще подчеркнуть имя существительное, но Юрко спешил и не сделал этого. Быстренько закрыл тетрадь и побежал к мальчикам играть в мяч. Вечером отец проверял тетради. Он увидел, что Юрко не закончил упражнение. — Почему же ты не закончил работу? — спросил отец. Юрко наклонил голову и молчал. — Слушай, что я тебе расскажу, — сказал отец. — На заводе построили большой пассажирский самолет. Много рабочих трудились, чтобы все сделать, как надо. Осталось завинтить под крылом один маленький винтик. Поручили одному рабочему: — Возьмите винтик и завинтите под крылом. А рабочий забыл. Так и передали самолет на аэродром. Полетел самолет в первый рейс. В новом самолете сидели пятьдесят пассажиров. Но ведь он был без винтика... Поломался самолет, упал и разбился. Люди погибли. Вот что бывает, когда человек забывает о маленьком винтике. Не забывай, сын, о винтике!
По капле
Никита, ученик четвертого класса, был очень ленивым. Не хотел как следует работать, вот и получил двойку по грамматике. Дали Никите работу на лето. Положил он на стол учебник грамматики и вздохнул тяжело. Нужно выполнить двести упражнений. Разве такую работу сделаешь? Прошел день, прошел другой, прошел третий. Вот и неделя проходит, а Никита каждый день только посмотрит на книжку и вздохнет — тяжело-тяжело. Устал Никита от безделья. Сидит и смотрит в окно. А за окном под водосточной трубой стоит пустое ведро. Из трубы в ведро капает вода — капля за каплей. Нечего делать Никите, сидит он возле окна целый день и смотрит, как вода капает. А вечером вышел Никита, смотрит, а воды уже полведра накапало. На следующее утро ведро было полным. Удивился Никита: значит, из маленьких капелек насобиралось полное ведро воды! Вздохнул тяжело Никита и открыл грамматику. И тетрадь открыл.
Пять дубов
Два школьника Митя и Сережа пошли с учителем в лес. Учитель выкопал им по три маленьких дубочка и сказал: — Несите домой, посадите эти дубки возле хаты. Принес Митя дубки. Выкопал одну ямку, посадил дубок. Взял второе деревце, посмотрел на него, и показалось Мите, что корень у дубка слабый. Выбросил Митя дубок на дорогу. Посмотрел на третий дубок. Показалось ему, что веточки у него слишком тоненькие. Выбросил Митя третий дубок на дорогу. А Сережа посадил свои три дубка, потом вышел на дорогу и увидел два деревца, лежавшие в пыли. Поднял их Сережа, посадил рядом со своими тремя дубками. Поливает Сергей дубки, растут они, зеленеют. А Митя забыл о своем дубке, засохло маленькое деревце. Прошло много лет. Стали Митя и Сережа взрослыми людьми, отцами. У Мити есть маленький сын Дмитрик, а у Сережи — маленький Сергейка. Спрашивает Дмитрик у отца: — Тато, почему возле Сергейкиной хаты растет пять дубов, а возле нашей нет ни одного? Молчит отец.
Большое ведро
Вечером в школу пришли четырнадцать малышей, чтобы полить сеянцы яблонь. Особенно щедро сеянцы надо поливать осенью, когда земля становится сухой после летней жары. Учитель поставил в саду четырнадцать ведер. Тринадцать ведер были маленькие, а четырнадцатое — большое. Дети быстро разобрали маленькие ведра. Осталось одно ведро — большое. И один ученик без ведра остался — маленький синеглазый мальчик Миша. Он был очень медлительный, задумчивый. — Ну что же, Миша, — сказал учитель, — бери большое и носи по полведра. Дети начали поливать сеянцы. Все носят воду маленькими ведрами, а Миша — большим. И набирает не полведра, а полное. Всем носить легко, а Мише — тяжело. Одна девочка сказала: — Не надо зевать, Мишка. Быстрее надо было хватать маленькое ведро. Кто-то засмеялся. Вот и закончили поливать. Учитель сказал: — Теперь нарвите себе по полному ведру яблок и отнесите домой. Угостите мам и бабушек.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|