Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 6. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОВАРОВ





План:

6.1. Товар как объект маркетинговых исследований. Классификация товаров.

6.2. Концепция жизненного цикла товаров.

6.3. Сущность и показатели конкурентоспособности товаров.

6.4. Определение факторов успеха нового товара.

Товар как объект маркетинговых исследований. Классификация товаров

Успех маркетинговой деятельности зависит от наличия высококачественного, современного и выгодного для потребителя товара. Маркетинг исходит из того, что до определенного момента товар как вещь или услуга не имеет для потребителя никакой ценности. Дело в том, что люди приобретают не товар, а их функциональную способность удовлетворить их потребность. Только осознав, что товар способен удовлетворить его потребность, человек покупает. Маркетинг ставит своей задачей направить товар в определенное место, в нужное время и по приемлемой цене.

В маркетинге товаром является всякая продукция в виде физического объекта, услуги или идеи, которая предложена рынку для продажи или обмена. Это означает, что каждая фирма, прежде чем выходить на рынок, должна создать и изготовить некоторый продукт.

Сущность товара в маркетинге можно выразить следующим образом:

Товар = продукт + поддержка + инструмент маркетинга

В маркетинге известно большое количество подходов к классификации товара. Они разработаны для того, чтобы облегчить работу по исследованию товарного рынка, формированию маркетинговой стратегии и созданию самых благоприятных условий для приобретения товара.

По общему назначению все товары подразделяются на две группы: потребительские и товары производственного назначения.

С учетом характера потребления и воплощения осязаемых физических характеристик в группе потребительских товаров могут быть выделены:

- товары краткосрочного пользования, материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования (зубная паста, хлеб, молоко, мыло и др.);

- товары длительного пользования – материальные изделия, обычно выдерживающие многократное использование (автомобили, электроника, станки, холодильники и др.);

- услуги – это действия, приносящие человеку полезный результат и удовлетворение (стрижка в парикмахерской, учеба в вузе и др.).

Необходимо заметить ряд особенностей, характеризующих услуги: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества и несохраняемость.

В свою очередь услуги классифицируются по следующим признакам, представленным в табл. 6.1.

Таблица 6.1.

Классификация услуг

Классификационный признак Виды услуг
Экономическая природа Абсолютные Утилитарные
Назначение Личные Коллективные
Сфера распространения Производственная сфера Непроизводственная сфера
Степень коммерциализации Коммерческие Некоммерческие
Форма организации Государственные Негосударственные
Способы производства Чистые Смешанные
Уровень абстракции Идеальные Реальные
Легитимность Легитимные Не легитимные
Экстернализм Общественные блага Частные блага

 

Потребительские товары обычно классифицируют с учетом поведения покупателей при их приобретении. В данном случае выделяют:

1) товары повседневного (пассивного) спроса – это товары, которые потребитель обычно приобретает часто, не задумываясь и с минимальными усилиями на сравнение между собой. Товары повседневного спроса в свою очередь подразделяются на следующие группы:

- основные товары постоянного спроса (хлеб, молоко);

- товары импульсивной покупки – товары, которые покупаются без всякого предварительного планирования и поисков (жевательные резинки);

- товары для экстренных случаев – товары, которые приобретаются при возникновении острой потребности в них (лекарства и др.);

2) товары тщательного (предварительного) выбора – это те товары, при покупке которых потребитель, как правило, сравнивает их между собой по показателям качества и ценам, пригодности, и внешнего оформления.

3) престижные товары (особого спроса) – это товары, которые либо действительно обладают уникальными характеристиками, либо ассоциируются с названием известной фирмы-производителя; ради этих товаров часть покупателей готова затратить дополнительные усилия;

4) товары пассивного спроса– это товары, о существовании которых потребитель знает, но не задумывается об их приобретении.

Во многих странах приведенная классификация потребительских товаров очень часто используется при создании сети предприятий розничной торговли. Поэтому по названию магазина можно определить, какие товары можно приобрести в нем.

Товары производственного назначения могут быть классифицированы таким же образом, как и потребительские товары. При классификации обычно принимается во внимание участие этих товаров в процессе производства, а также их относительную ценность. С учетом сказанного выделяют:

1) основное оборудование, которое предназначено для производства основных видов продукции (токарные, шлифовальные станки, электротехнологическое оборудование и др.);

2) вспомогательное оборудование (воздуховоды, трубопроводы, распределительные устройства, лифты, подъемники). Следует отметить, что границы между основным и вспомогательным оборудованием зависят от типа производства. На электростанции, например, трансформаторные подстанции, распределительные устройства должны быть отнесены к основному оборудованию, а станки для металлообработки, необходимые для мелких ремонтных дел, по существу, являются вспомогательным оборудованием;

3) узлы и агрегаты включают в себя сборки, комплектующие соединения, обладающие конструктивной и технологической завершенностью. К ним могут быть отнесены коробки передач, блоки шестеренок для преобразования вращательного движения и т.п.;

4) основные материалы образуют основную объемную или массовую составляющую долю в выпуске продукции (мука, древесина и др.);

5) вспомогательные материалы, необходимые для производства (смазка, упаковочные материалы);

6) сырье – природный материал, нуждающийся в переработке и необходимый для производства;

7) производственные услуги – осуществление разнообразных технологических операций. Сфера оказания производственных услуг резко возросла за последнее время;

8) интеллектуальные товары, к которым можно отнести методики испытаний, наблюдений, проведения технологических операций, а также программы для ЭВМ и т.д.

Как видно, классификационная схема позволяет достаточно четко систематизировать многообразие товаров. Однако и она, как любая другая, все- таки достаточно условна. В частности, ЭВМ может служить как товар личного пользования, а также для производственных целей.

Вместе с тем классификация товаров оказывается очень полезной, т.к. она позволяет фирме четко формулировать свои цели, ставить задачи в маркетинговой деятельности и оценивать успехи и неудачи.

Большинство распространенных схем классификации товаров до сих пор не включали многих видов товаров, появившихся за последнее время. В системе международной и внутренней торговли все большее распространение получает другой классификационный подход, основу которого образуют классы товаров, представленные в табл. 6.2

Таблица 6.2.

Классы товаров

№№ Классы товаров Характеристика
  единичный товар Он рассматривается как первооснова всех дальнейших товарных форм. Характеризует товары как личного спроса, так и производственного назначения (зубная паста, станок)
  товар-группа парфюмерные наборы, туристское снаряжение, системы машин, установок, агрегатов действующие в комплексе
  товар-объект металлургические комплексы, нефтеперерабатывающие заводы, комплексы туризма и т.д.
  товар-программа преимущественно интеллектуальный товар, создаваемый в области аэрокосмического бизнеса, АСУ, робототехники, интеллектуальных и биоинженерных технологий

 

В последней группе товаров исключительно велика доля интеллектуальной составляющей. Доля материально-вещественных вложений в этих товарах обычно составляет 2- 10 % от общих затрат. В товарах-объектах она может составлять 30 – 50 %, в товарах-партиях – 60-70 %, в единичных – 80-90 %.

Характерной особенностью развития мирового рынка является возрастание потока интеллектуальных наукоемких товаров. Под наукоемкими товарами понимают продукты интеллектуального труда, созданные на основе использования прогрессивных научно-технических идей и технологий и обладающие значительными перспективами их применения.

Товар состоит из сочетания осязаемых и неосязаемых товарных характеристик, направленных на удовлетворение требований потребителя. Фирме следует рассматривать свою продукцию с трех уровней, показанных в табл. 6.3.

При таком подходе имеется возможность выявить и применить наиболее эффективные с точки зрения конкуренции способы подкрепления своего товарного предложения.

 

Таблица 6.3.

Три уровня товаров

Уровень товара Содержание
1. Товар по замыслу (обобщенный продукт) Это выгода для потребителя, которую несет в себе товар. На этом уровне речь идет еще не столько о реальном предмете или услуге, сколько о потребностях, которые будущий товар должен удовлетворить. Например, косметика задумывается, как средство сделать человека внешне красивым, дрель – как средство производства отверстий и т.д.
2. Товар в реальном исполнении (конкретный продукт) Это товар с точными качественными характеристиками, который предлагается под конкретной маркой или номером модели. На этом уровне товар должен обладать следующими характеристиками: набором необходимых средств, уровнем качества, специфическим оформлением, марочным названием и специфической упаковкой. Например, губная помада, дрели – это товары в реальном исполнении.
3. Товар с подкреплением (расширенный продукт) Это все то, что определяет образ товара и его облуживание, то есть это собственно товар с прилагающими к нему дополнительными условиями и выгодами, которые вместе и составляют подкрепление. Это может быть привлечение личного внимания к покупателям, доставка товара на дом, гарантия возврата денег и т.д. Идея подкрепления товара заставляет деятеля рынка присмотреться к существующей у клиента системе потребления в целом, к тому, как покупатель товара комплексно подходит к проблеме, которую он пытается решить благодаря использованию товара.

 

Итак, товар является главным действующим лицом на рынке. Однако, люди приобретают не товар, а их функциональную способность удовлетворять определенную потребность. Маркетинговый анализ как раз и признан, прежде всего, выявить те свойства товара, которые представляют для покупателя существенный интерес.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.