Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Инновационный проект: понятие, классификация. Стадии жизненного цикла инновационного проекта.





Для успешной реализации на практике предпринимательской идеи необходим документ, в котором будут отражены все стадии осуществления, а также оценка эффективности этого мероприятия. Таким документом является инновационный проект.

Понятие «инновационный проект» в отечественной литературе употребляется в двух смыслах:

  • как деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов);
  • как система, включающая организационные, правовые и финансовые документы, необходимые для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия.

В зависимости от состава и структуры различают:

Монопроекты – отдельные проекты различного типа, вида и масштаба (от рабочего места до целого предприятия).

Мультипроекты комплексные проекты, состоящие из отдельных монопроектов.

Мегапроекты целевые инвестиционные программы по развитию регионов, отраслей и других образований, содержащие множество взаимосвязанных конечным продуктом проектов

По масштабу (количеству участников и степени влияния на окру­жающий мир) проекты могут быть:

Глобальные - проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле.

Народнохозяйственные - проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране, и при их оценке можно ограничиться учетом только этого влияния.

Крупномасштабные - проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельных регионах или отраслях страны, и при их оценке можно не учитывать влияние этих проектов на ситуацию в других регионах или отраслях.

Локальные - проекты, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках.

По основным сферам деятельности проекты разделяются:

Социальные – проекты, ориентированные на решение проблем безработицы в регионе, адаптации бывших военнослужащих и т.п.

Коммерческие – проекты, главная цель которых заключается в получении прибыли.

Организационные - проекты, направленные на совершенствование организационной структуры.

Технические - проекты, направленные на решение технических задач.

Экологические - проекты, основная цель которых заключается в улучшении среды обитания.

По длительности проекты разделяются на краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет) проекты.

По степени взаимного влияния проекты классифицируют на независимые, альтернативные и взаимодополняющие. Два проекта называются независимыми, если решение об инвестировании одного из них не влияет на решение о финансировании другого. Для этого должны выполняться два условия:

- должны быть возможности (технические, технологические) осущест­вить один проект вне зависимости от того, будет или не будет принят другой проект;

- на денежные потоки, ожидаемые от одного проекта, не должны влиять принятие или отказ от другого проекта.

Иногда фирма из-за отсутствия средств не может одновременно осуще­ствить два проекта. В такой ситуации принятие одного проекта повлечет за собой отклонение второго. Однако называть проекты зависимыми только на том основании, что у инвестора не хватает средств для их совместной реали­зации, было бы неправильным.

Если же решение осуществить один проект оказывает воздействие на другой проект, то есть денежные потоки по одному проекту меняются в зависимо­сти от того, принят или отклонен другой проект, то проекты считаются зависи­мыми. Таки проекты можно подразделить на следующие виды:

- альтернативные (взаимоисключающие), когда два или более анализируемых проектов не могут быть реализованы одновременно, и принятие одного из них автоматически означает, что оставшиеся проекты не могут быть реализованы. Например, на выделенном участке земли может быть вы­строен либо цех, либо столовая, либо стоянка для автомобилей - принятие одного из этих проектов автоматически делает невозможным осуществление других;

- взаимодополняющие, когда реализация нескольких проектов может происходить лишь совместно. При этом взаимодополняющие проекты мож­но подразделить на комплиментарные ( когда принятие одного инвестиционного проекта приводит к росту доходов по другим проектам) и проекты, связанные между собой отношениями замещения (ко­гда принятие нового проекта приводит к некоторому снижению дохо­дов по одному или нескольким действующим проектам).

Любой проект проходит через определенные стадии в своем развитии, то есть можно говорить о жизненном цикле проекта(рис.2.1.). Жизненный цикл проекта включает следующие фазы: прединвестиционную (1); инвестиционную (2); эксплуатационную (3), ликвидационную (4).

Каждая фаза требует определенных финансовых ресурсов. Такой подход позволяет выявить структуру и периоды потребности в инвестициях. По среднестатистическим данным структура затрат составляет на прединвестиционные исследования – 3%, планирование и проектирование – 25%, строительство и ввод объекта в эксплуатацию – 60% и на завершающую фазу – 12%.

Прединвестиционная фаза включает в себя сле­дующие мероприятия:

  • поиск бизнес-идеи проекта;
  • формулирование первоначального замысла проекта и его проверка;
  • составление задания на разработку проекта;
  • выбор проектной организации и заключение с ней договора;
  • разработка технико-экономического обоснования (ТЭО);
  • разработку и утверждение проектно-сметной документации (ПСД);

Результатом прединвестиционных исследований является технико-экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО – основной предпроектный документ, который отвечает на вопрос «быть или не быть» проекту. Обоснование инвестиций разрабатывается, как правило, заказчиком с привлечением при необходимости, на договорной основе научно-исследовательских и проектных (пректно-строительных) организаций и других юридических или физических лиц, являющихся специалистами по основным проблемам, затрагиваемым в проекте.

Инвестиционная фаза реализации проекта состоит из следующих мероприятий:

  • отвод земли и получение разрешения на строительство;
  • проведение тендеров на строительство и заключение подрядного договора.
  • строительство объектов, входящих в проект;
  • монтажа оборудования и пусконаладочные работы;
  • заключения контрактов на поставку сырья, комплектующих,
  • набор рабочих и служащих;
  • производства опытных образцов;
  • формирование портфеля заказов.

Эксплуатационная фаза проекта суще­ственно влияет на эффективность средств, вложенных в проект. Чем продолжительнее эксплуатационная фаза, тем больше будет совокупный доход. В течение этой фазы осуществляется:

· ввод объекта в эксплуатацию;

· производство и реализация продукции (работ, услуг);

· текущий мониторинг экономических показателей проекта;

· вне­дрение инновационных технологий или усовершенствование старых.

Ликвидационная фаза проекта связана с этапом окончания инвестиционного проекта, когда он выполнил поставленные цели либо исчерпал заложенные в нем возможности. Условия прекращения проекта должны быть определены в проектных материалах. Такие условия могут быть двух типов: «нормальные» и «катастрофические».


27.Структура бизнес-плана, его назначение в инновационном процессе.

Бизнес-план – документ, в котором в краткой форме в определенной последовательности излагаются главные характеристики проекта, он призван убедить потенциальных инвесторов в эффективности их участия в проекте.

Бизнес-план, наряду с другими финансовыми документами, служит для обоснования необходимости инвестиций, дает представление о том, каким образом предполагается решить задачи выхода на рынок с новыми товарами или достигнуть других целей, намеченных инвестиционным проектом.

Российское законодательство не предусматривает разработки бизнес-планов в обязательном порядке для каждого инвестиционного проекта. Но если инвестиционный проект претендует на участие в конкурсе для получения государ­ственной поддержки, организуемом Министерством эко­номики РФ, то обязательным требованием является наличие бизнес-плана.

Бизнес-план является четко структурированным, тща­тельно проработанным документом, описывающим цели пред­приятия и способы их достижения. Предпринимателю бизнес-план помогает обрести яс­ное видение будущего дела, служит руководством к дей­ствию и важным инст­рументом привлечения финансовых ресурсов, а для инве­сторов — гарантией надежного и выгодного помещения капитала.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от масштабов и отраслевой принадлежности инвестиционного проекта. Если проектом предусмотрена организация производства новой продукции или предоставление новых услуг, то должен быть проработан подробный бизнес-план. Если речь идет об увеличении объема выпуска уже освоенных товаров или предоставления традиционных услуг, то бизнес-план может быть простым по структуре и содержанию.

Разработка бизнес-плана является сложным и трудоемким делом. Только его корректировка может повлечь за собой перерасчет промежуточных показателей по каждому разделу плана и конечных показателей. Поэтому актуальным является использование программных средств разработки бизнес-плана, наибольшее распространение получил программный продукт «Project Expert».

Наиболее распространенной является следующая структура биз­нес-плана.

1. Общий раздел (резюме) проекта

2. Описание предприятия и предлагаемого проекта

3. Описание отрасли

4. Описание продукции

5. Анализ рынка сбыта

6. План производства

7. Управление и организация производства

8. Финансовый план

9. Прогноз финансовых коэффициентов и показателей эффективности

10. Анализ риска проекта.

Приложение


28.Структура бизнес-плана инновационного проекта, содержание основных разделов.

Наиболее распространенной является следующая структура биз­нес-плана.

11. Общий раздел (резюме) проекта

12. Описание предприятия и предлагаемого проекта

13. Описание отрасли

14. Описание продукции

15. Анализ рынка сбыта

16. План производства

17. Управление и организация производства

18. Финансовый план

19. Прогноз финансовых коэффициентов и показателей эффективности

20. Анализ риска проекта.

Приложение

 

Рассмотрим подробнее содержание разделов бизнес-плана.

Общий раздел (резюме) проекта составляется на заключительном этапе разработки бизнес-плана по результатам проведенных исследований и расчетов, но размещается в начале бизнес-плана. Такая форма построения необходима для того, чтобы потенциальный инвестор с самого начала ознакомления с проектом составил себе четкое представление о содержании и ожидаемых результатах. Для этого в резюме излагается сокращенная версия бизнес-плана, содержащая основные результаты всех последующих разделов. Основные моменты общего раздела:

  • краткая характеристика предприятия: когда организовано, для каких целей; права собственности на землю и здания, форма собственности, организационно-правовая форма;
  • цель инвестиционного проекта: основные моменты будущего производства; характеристика предлагаемой продукции или услуг, отличия продукции от аналогичной продукции, производимой другими предприятиями;
  • предполагаемый объем производства (в натуральном выражении) и объем реализации (в денежном выражении);
  • возможности реализации продукции: основные потребители, потенциальные клиенты;
  • объемы затрат на производство;
  • себестоимость и цена единицы продукции;
  • возможные источники финансирования;
  • предполагаемые объемы финансирования (сумма, срок получения, срок погашения обязательств);
  • на что будут израсходованы полученные инвестиции;
  • предполагаемая эффективность проекта: срок окупаемости, индекс рентабельности, чистый приведенный доход и т.д.

Раздел «Описание предприятия и предлагаемого проекта». Если в рамках инвестиционного проекта предполагается не создание нового объекта, а модернизация существующего производства, то второй раздел бизнес-плана рекомендуется начать с характеристики действующего предприятия. Для этого надо указать:

  • история создания предприятия, цели создания, предмет деятельности;
  • права собственности на землю и здания, организационно-правовая форма;
  • место расположения предприятия;
  • состояние производственных зданий, площади помещений, уровень оснащенности;
  • тип производства, характер выпускаемой продукции;
  • производственная мощность, уровень ее использования;
  • численность работников и их квалификация;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности за предыдущие годы;
  • основные заказчики;
  • основные поставщики материалов.

Описав состояние предприятия на текущий момент, следует перейти к описанию существа предлагаемого инвестиционного проекта, т.е. к характеристике той продукции (работ или услуг), для производства которой предприятию нужны капитальные вложения. Чаще всего это будет описание технологического процесса, внедрение которого позволит предприятию выпускать конкурентоспособную продукцию. Здесь нужно отметить:

  • какое оборудование намерено приобрести предприятие;
  • страна, фирма изготовитель;
  • основные преимущества выбранной модели оборудования, желательно привести сравнительную характеристику различных марок оборудования;
  • необходимое количество и ориентировочная стоимость оборудования (в том числе доставка, таможенные платежи, налоги и т.п.);
  • сроки и условия поставки оборудования, установки, обучения кадров;
  • возможность установки нового оборудования на имеющихся площадях, необходимость расширения площадей;
  • возможности использования имеющегося на предприятии оборудования в проектируемом технологическом процессе (перечень оборудования, срок службы, стоимость).

 

В разделе «Описание отрасли» рекомендуется охарактеризовать текущее состояние и прогнозы развития отрасли, положение предприятия в отрасли, его основных конкурентов:

  • определение экономического сектора отрасли (производство, услуги и т.п.) и перечень основной продукции и услуг, предлагаемых предприятиями отрасли;
  • общий объем продаж по отрасли и тенденции изменения рынка;
  • влияние сезонности на объем реализации;
  • прогноз раз­вития отрасли, последние новинки отрасли,
  • основные потребители товаров или услуг отрасли.
  • описание сегмента рынка, на котором работает или предполагает работать предприятие (локальный, региональный, национальный, международный);
  • положение предприятия в отрасли (специ­фика и размеры предприятия, влияние планов его развития на производственный и научный потенциал, кана­лы распространения продукции, доля рынка и т.п.)
  • основные конкуренты предприятия;
  • сильные и слабые стороны конкурентов (их тактика, продукция, цены, реклама, деловая репутация, местонахождение, связи с отдельными людьми и организациями);
  • доля рынка, принадлежащая конкурентам.

 

Основное назначение раздела «Описание продукции » -показать потенциальному инвестору конкурентоспособность продукции, выпуск которой обеспечивается инвестиционным проектом.

Убедительными доводами в пользу новой продукции послужат возможности ее совершенствования, эко­номические, социальные, экологические и прочие выгоды, которые получит потребитель.

Желательно привести таблицу, позволяющую сопоставить технико-эксплуатационные параметры продукции компании и конкурентов.

Отдельно следует пояснить вопрос о правах на продукцию. Оформление патентов, регистрация авторских прав, товарных и фирменных знаков, заключе­ние лицензионных соглашений создают барьеры вторжению конкурирующих фирм на рынок.

 

Назначение раздела «Анализ рынка сбыта» - убедить потенциального инвестора, что производимая продукция найдет своего потребителя.

Для достижения этой цели нужно определить потенциальные рынки сбыта новой продук­ции, способы продвижения новой продукции к потребителю. При составлении раздела рекомендуется придержи­ваться следующего порядка изложения:

  • дать характеристику региона, в котором предприятие предполагает реализовать свою продукцию;
  • охарактеризовать рынок, оценить его размеры и стадию развития;
  • описать продукцию, реализуемую на дан­ном рынке, стадию «жизненного цикла» продукции;
  • отметить конкурентоспособность планируемой к выпуску про­дукции;
  • оценить спрос на продукцию в начальный период и на перспективу; определить объем продукции, на который предприятие может получить заказы в своем регионе;
  • указать основных конкурентов, производящих аналогичную продукцию в этом же регионе;
  • охарактеризовать основных потребителей продукции;
  • сформулировать ценовую политику.

В этом разделе также необходимо показать, какие меры обеспечат успешный сбыт продукции:

  • провести анализ сложившейся сбытовой сети, оценить целесообразность использования традиционных каналов сбыта продукции или создания новых;
  • обосновать методы продвижения продукции на рынок: проведение рекламной кампании; стимулирование сбыта, сервисное обслуживание и др.

 

План производства. Если в рамках инвестиционного проекта предполагается не создание нового объекта, а модернизация существующего производства, то данный раздел следует начать с характеристики действующих на предприятии процессов и оборудования, которые войдут составной частью в инвестиционный проект. Для этого рекомендуется:

  • привести сведения о парке действующего технологичес­кого оборудования (срок службы, состояние);
  • определить возможность использования действующего оборудования в инвестиционном проекте с точки зрения его прогрессивности и обеспечения необходимого качества продукции;
  • перечислить, какое оборудование будет ликвидировано или продано (указать цену реализации).

Далее приводится характеристика проектируемого технологического процесса:

  • излагается технологическая схема производственного процесса;
  • перечисляются изменения в процессе производства, требуемые для реализации проекта;
  • поясняется, каким образом новое оборудование будет размещено на имеющихся площадях или же необходимо перепланировка и расширение площадей;
  • определяется объем выпуска продукции;
  • рассчитывается потребность в основных материалах;
  • рассчитывается потребность в ресурсах (электроэнергия, тепло, вода);
  • определяется численность персонала и его квалификация.

Отдельно рекомендуется остановиться на факторах, гарантирующих бесперебойную работу предприятия:

  • откуда и как поступают материалы и комплектующие;
  • на каких условиях закупаются (в кредит, предоплата) материалы;
  • надежность поставщиков;
  • каким транспортом доставляются материалы, наличие подъездных путей;
  • как обеспечивается отгрузка и реализация готовой продукции, какие санкции предусматриваются за нарушение сроков вывоза продукции.

В заключении определяется себестоимость производства и реализации продукции (на единицу продукции и для всего объема товара).

 

Раздел « Управление и организация производства » позволит инвестору составить представление о том, кто и как будет руководить проектом, каким образом сложатся отношения между участниками. Раздел обычно содержит следующие данные:

  • руководящий состав проекта, в том числе имена ведущих администраторов и специалистов, адреса и краткие биографические справки. Предполагается, что квалификация и навыки работников высшего звена долж­ны дополнять друг друга, охватывая все функции управле­ния (маркетинг, финансовый менеджмент, управление кад­рами, координация производства);
  • представить схему организационной структуры, показывающую связи и разделение ответственности должностных лиц;
  • указать, насколько предприятие обеспечено кадрами соответствующей квалификации, как будет организовано их обучение;
  • представить систему мотивации оплаты труда и материального стимулирования работников.

 

Цель раздела «Финансовый план» - рассчитать ожидаемые финансовые результаты деятельности (бюджет) проектируемого предприятия. Ознакомление с финансовым планом должно показать потенциальному инвестору, на какую прибыль он может рассчитывать, и какова способность заемщика обслуживать долг. Основными документами финансового плана являются:

  1. план (прогноз) прибылей и убытков;
  2. план (прогноз) балансов;
  3. план (прогноз) движения денежных средств.

Цель составления плана прибылей и убытков – представление результатов производственной деятельности предприятия с точки зрения прибыльности.

Цель составления плана балансов – получить представление о будущей стоимости активов, обязательств и собственного капитала на определенные моменты бизнес-плана.

Цель составления плана движения денежных средств – планирование фактических поступлений денежных средств по трем видам деятельности предприятия: операционной, инвестиционной и финансовой.

 

В разделе бизнес-плана «Прогноз финансовых коэффициентов и показателей эффективности» содержатся показатели:

  • платежеспособности;
  • деловой активности;
  • финансовой устойчивости;
  • рентабельности.

Расчет показателей эффективности инвестиционного проекта проводится с учетом приведения будущих доходов от проекта и инвестиционных расходов к текущей стоимости (дисконтирования денежных потоков):

  • Текущая стоимость (Present Value, PV)
  • Чистая текущая стоимость (Net Present Value, NPV)
  • Индекс рентабельности (Profitability Index, PI).
  • Внутренняя ставка до­ходности (Internal Rate of Return, IRR).
  • Дисконтированный срок окупаемости.

 

В разделе «Анализ рисков проекта» рассматривают вероятность возникновения при реализации проекта неблагоприятных событий, выявляют их причины и разрабатывают меры предотвращения или снижения ущерба.

Для оценки риска проекта используют следующие методы:

  • метод проверки устойчивости;
  • анализ чувствительности;
  • метод сценариев (метод формализованного описания неопределенности);
  • метод корректировки параметров проекта и применяемых в расчете экономических нормативов.

Включение в бизнес-план пессимистического сценария, рисующего наихудший вариант развития событий и пла­на выхода из кризиса, позволит инвестору сформулиро­вать мнение о степени рискованности вложений в проект.

Определяя меры снижения рисков, надо привести пере­чень конкретных мероприятий:

  • созда­ние резервов для покрытия непредвиденных расходов;
  • распределение риска между участниками проекта;
  • страхование риска;
  • диверсификация деятельности предприятия.

 

Приложения. К бизнес-плану прилагаются документы, подтверждающие и поясняющие сведения, представленные в бизнес-плане:

  • биографии руководителей предприятия и проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
  • результаты маркетинговых исследований;
  • ретроспективный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 3-5 лет;
  • подробные технические характеристики продукции;
  • план предприятия;
  • гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;
  • договора аренды, найма, лицензионные соглашения;
  • заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности;
  • статьи из газет и журналов о деятельности предприятия, отзывы авторитетных организаций и пр.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.