Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Бузулукский финансово-экономический колледж – филиал Финакадемии





Бузулукский финансово-экономический колледж – филиал Финакадемии

 

Кафедра «Учетные дисциплины»

 

 

ОБСУЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания кафедры Директор
№от2008г. ___________Т.А. Елисеева
Зав.каф.В.В.Портнягина «___»_________________2008г.

 

 

В.В. Портнягина

 

Теория экономического анализа

Методические рекомендации по учебной практике

 

 

Для студентов, обучающихся по специальности 080106 «Финансы (по отраслям)»

и «Страховое дело»

 

Бузулук 2008

УДК 000000

ББК

_____Ф

 

Портнягина В.В. Теория экономического анализа

Методические рекомендации по учебной практике для студентов 3 курса финансово – экономических колледжей, обучающихся по специальности 080106 «Финансы (по отраслям)» - очная форма обучения (Под ред. В.В.Портнягина. – Бузулук: Бузулукский филиал Финакадемии, кафедра «Учетные дисциплины», 2008. – 32 с.

Рецензент: Петрянкина Е.С. – преподаватель кафедры учетных дисциплин Бузулукского финансово-экономического колледжа (филиала) Финансовой академии при правительстве РФ.

 

Методические рекомендации по учебной практике помогут студентам в подготовке к практике, в организации учебного процесса во время практики. В методических рекомендациях показано значение учебной практики, методика выполнения заданий по темам, даны рекомендации по оформлению работы, по содержанию отчета по практике.

 

 

Портнягина Валентина Владимировна.

Компьютерный набор, верстка Портнягина В. В..

Формат 60х90/16 Гарнитура Times New Roman

Усл. П.л. 7,6875 Изд № 00.00-2008. Тираж 20 экз.

 

Отпечатано в Бузулукском филиале Финансовой академии при Правительстве РФ

Полное и частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом допускается только с письменного разрешения Бузулукского филиала Финансовой академии при Правительстве РФ

© Бузулукский филиал Финансовой академии при Правительстве РФ

Содержание

Введение………………………………………………………………………...

1.Значение учебной практики в образовательном процессе…………………

2. Содержание учебной практики……………………………………………..

3.Образец по оформлению отчета……………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………...

Список рекомендуемой литературы…………………………………………...

 

 

Введение

 

В настоящее время экономические процессы, протекающие на микроуровне, настолько усложнились, что без подробного их анализа стало невозможно эффективно управлять предприятием. Если в недавнем прошлом можно было по приблизительным «прикидкам» оценить эффективность деятельности предприятия, то сегодня такое планирование и анализ «на глаз» не позволяют принять правильные управленческие решения и не только снижает его конкурентоспособность, но и делает «в принципе» невозможным управление предприятием.

Экономический анализ позволяет оценить достигнутые результаты деятельности коммерческой организации, выявить внутренние резервы, наметить пути эффективного и рационального использования ресурсов, имеющихся в его распоряжении, определиться со стратегией и тактикой его развития.

Многое в работе предприятий будет зависеть от того, насколько быстро и верно оно будет ориентироваться в постоянно изменяющейся среде, насколько точно и безошибочно оно будет реагировать на изменяющуюся действительность.

Многие ученые-экономисты и теоретики считают экономический анализ важнейшей функцией управления, обеспечивающей эффективность деятельности предприятия. Известные в Европе ученые-экономисты Й.Ворст и П.Ревентлоу трактуют понятие «экономического управления» так: «Под экономическим управлением понимается текущее внутри - фирменное планирование - составление бюджета и контроль за итогами хозяйственной деятельности - бюджетный контроль. Экономическое управление строится на ряде экономически целенаправленных решений, в свою очередь опирающихся на анализ и расчеты»

Этим целям и служат активные методы обучения профессиональным умениям и навыкам, одним из которых является учебная практика.

Учебнаяпрактика проводится обычно в учебных аудиториях колледжа и явля­ется наиболее управляемой формой практического обучения, которая позволяет последовательно под­держивать определенный режим деятельности студентов, а овла­дение трудовыми операциями осуществлять в результате дидак­тически целесообразной системы упражнений под контролем педагогов.

 

Значение учебной практики в образовательном процессе

 

Учебная практика предусмотрена учебным планом колледжа в объеме 15 часов по специальности «Финансы» и 11 часов по специальности «Страховое дело».Проводится с целью закрепления полученных знаний на уроках и приобретения практических навыков по анализу деятельности коммерческой организации. Для успешного прохождения практики студент должен в совершенстве владеть методами экономического анализа, знать теоретические основы курса, уметь делать логические заключения по результатам анализа. Проводится учебная практика в рамках учебного заведения, то есть на учебных занятиях по данным отчетности конкретной организации города или региона. Анализ проводится по сравнению с прошлым годом. По результатам исследования составляется отчет по учебной практике на стандартных листах формата А4, шрифт 14, заголовки-16 полужирным, интервал 1,5 (титульный лист - приложение 1), в котором отражается название темы (только в печатном варианте на отдельном листе или вверху листа), задания по каждой теме, ход решения этих заданий и по каждой теме делается вывод. Завершающим этапом работы является написание заключения по результатам исследования, которое содержит краткую характеристику организации, вид деятельности, перечень основных видов продукции (услуг), положительные стороны работы, недостатки (упущенные возможности-резервы повышения эффективности производства), конкретные рекомендации по улучшению работы организации (не менее трех). Заключение не менее чем на одном листе. Выводы по темам должны быть взаимоувязаны между собой, то есть студент должен видеть логическую связь тем, показателей, расчетов. Среднегодовую выработку и среднегодовую зарплату рассчитать в рублях и копейках, %% считать до 0,1, фондоотдачу, материалоотдачу – до 0,00001, коэффициенты – до 0,001, затраты на 1 рубль выпускаемой продукции – в копейках.

На учебной практике выполняется комплексный анализ по следующим темам:

-анализ использования основных средств;

-анализ использования трудовых ресурсов;

-анализ использования материальных ресурсов;

-анализ затрат на производство и продажу продукции;

-анализ финансовых результатов;

-анализ финансового состояния.

 

Содержание учебной практики

Тема 1: Анализ использования основных средств.

Задание 1:Проанализировать состав и структуру основных средств.

Задание 2:Проанализировать техническое состояние основных средств

Задание 3:Проанализировать эффективность использования основных средств.

Исчислить влияние на изменение выпуска продукции абсолютными разницами:

а) стоимости ОПФ;

б) фондоотдачи.

Исчислить влияние на изменение рентабельности ОФ цепными подстановками:

а) фондоотдачи;

б) рентабельности продукции.

Тема 3: Анализ использования материальных ресурсов.

Задание 1:Исчислить влияние на изменение выпуска продукции абсолютными разницами:

1.материальных затрат;

2.материалоотдачи.

Абсолютные разницы

1. Влияние стоимости ОПФ

2109 * 1,51608= 3197 т.р

2. Влияние Фо

0,51606 * 33356 = 17214 т.р.

Проверка

3197 + 17214 = 20411 т.р.

Цепные подстановки

Рентабельность ОПФ = Рент. Продаж * Фо

Р ОПФ= 1,51608 * 21,4 = 32,4

Влияние фондоотдачи

2,03214 * 21,4 = 43,5

43,5 – 32,4 = 11,1

Влияние рентабельности продаж

2,03214 * 25,9 = 52,6

52,6 *43,5 = 9,1

Проверка

11,1 + 9,1 = 20,2

Вывод:

 

Из приведенных данных видно, что организация в целом сработала хорошо. Увеличился выпуск продукции на 20411 т.р. Это произошло за счет увеличения стоимости основных производственных фондов на 2109 т.р., при этом наибольший удельный вес во всех средствах занимают машины и оборудования 33,5%. Также повысилась прибыль от продаж на 7419 рублей, что подтверждает хорошую работу организации в целом и увеличивает рентабельность продукции, которая повысила рентабельность основных фондов на 9,1 %.

Тема 2: «Анализ использования трудовых ресурсов»

Задание 1: Исчислить влияние на изменение ВП цепными подстановками следующих факторов:

1) Численности рабочих;

2) Дней работы одного рабочего в год;

3) Часов работы одного рабочего в день;

4) Среднечасовой выработки.

Оценка прибыли от продаж

(тыс. руб.)

Показатели Прошлый год Отчетный год Изменение (+,-) Влияние на прибыль
Прибыль от продаж     + 7419   + 7419
Рентабельность продаж,%     +1   Х  
Выручка     +36073 + 36073
Себестоимость     +28881 - 28881
Коммерческие расходы     - 637 + 637
Управленческие расходы -   +410 -410

 

Влияние выручки = 92346 – 45470 - 682=46194 - 10121=+36073

Влияние себестоимости = 92346 - 74351 - 682=17313 - 46194= - 28881

Влияние коммерческих расходов = 92346 - 74351 – 45 =17950 – 17313 = +637

Влияние управленческих расходов = 92346 - 74351 – 45 – 410 =17540 – 17950 = - 410

Суммарное влияние факторов: =+36073 - 28881+ 637 - 410= + 7419

 

Задание 3:Исчислить влияние наизменение рентабельности продаж цепными подстановками следующих факторов:

1) Выручки;

2) Себестоимости;

3) Коммерческих расходов;

4) Управленческих расходов.

Рентабельность продаж = (Выручка– себестоимость – Коммерческие расходы – Управленческие расходы)/ Выручка

Рентабельность продаж = 56273 – 45470 – 682 – 0/ 56273*100 = 18%

Влияние выручки = 92346 – 45470 – 682 * 100/92346 = 50%

50 – 18 =32%

Влияние себестоимости = 92346 – 74351 – 682 *100/92346 = 18,7%

18,7 – 18 = - 0,7%

Влияние коммерческих расходов = 92346 – 74351 – 45*100/92346= 19,4%

19,4 – 18,7 = 0,7%

Влияние управленческих расходов =92346 – 74351 – 45-410*100/ 92346= 19%

19 – 19,4 = -0,4%

Проверка:

32 – 31,3 + 0,7 -0,4 = 1%

19 – 18 = 1%

Вывод:

Из приведенных данных видно, что общая прибыль предприятия увеличилась на 6051 тыс. руб. за счет увеличения прибыли от продаж. Прибыль от продаж рентабельность продаж возросла за счет увеличения выручки и снижения коммерческих расходов, а рост себестоимости и управленческих расходов сократили прибыль на 28881 и 410 тыс. руб. соответственно, а рентабельность на 0,7% и 0,4%, что является резервом увеличения прибыли и рентабельности.

 

 

Заключение по результатам анализа.

 

Организация ООО «Завод по производству абразивных инструментов» занимается производством продукции.

Особое внимание необходимо уделить качеству поставляемых материалов, сроком их поставки условию хранения, а также необходимо выявить спрос покупателя на выпускаемую продукцию и в соответствии с этим определять нужные материальные ресурсы. Увеличение материальных затрат на предприятии незначительно повлияло на материалоотдачу. Следовательно, нужно рационально использовать материалы, уменьшить брак и отходы материалов.

Увеличить прибыль можно за счет уменьшения прочих расходов, коммерческих и управленческих.

Несмотря на то, что численность уменьшилась на 90 человек, средне часовая выработка увеличилась за счет производительности труда. Выпуск продукции уменьшился из-за уменьшения количества рабочих дней в году на 483,156 тыс.руб и из-за уменьшения часов работы в день на 577,602 тыс.руб. Можно предположить, что это произошло из-за неявок людей на работу по причине болезней или прогулов.

Для устранения этих причин администрации предприятия необходимо обратить внимание на дисциплину труда и провести профилактические мероприятия по улучшению условий труда на производстве.

Улучшить финансовое состояние на данном предприятии можно за счет увеличения собственных средств, материальных запасов и затрат. Это также свидетельствует о значительных изменениях в организации. По сравнению с прошлым годом амортизация уменьшилась на –35, это также свидетельствует о значительных изменениях в организации. Особое внимание необходимо уделить качеству поставляемых материалов, сроком их поставки условию хранения, а также необходимо выявить спрос покупателя на выпускаемую продукцию и в соответствии с этим определять нужные материальные ресурсы. Следовательно, нужно рационально использовать материалы, уменьшить брак и отходы материалов.

Заключение

 

Основная задача средних специальных учебных заведений подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооруже­ние основами знаний, необходимых в труде, с другой - формирование профессиональных умений и навыков. В труде специалиста большое место занимают умения - способность использовать знания в практической деятельности в изменяющихся условиях. Специалист должен уметь планировать свою работу, делать расчеты, принимать оперативные решения на основе анализа сложившейся ситуации, контролировать ход и результаты своего труда и т.д. Каждая профессия требует овладения специ­фическими умениями.

И умения и навыки формируются в процессе деятельности. Что­бы выработать тот или иной навык, необходимо многократное по­вторение действий, упражнение, тренировка. Формирование уме­ний происходит в процессе неоднократного выполнения студента­ми соответствующих заданий: задач, расчетов, анализа ситуаций.

Для того чтобы развивать экономическое мышле­ние, организаторские умения, необходимо студентов систематиче­ски ставить в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде профессиональной деятельности. Этим целям и служат активные методы обучения профессиональным умениям и навыкам, одним из которых является учебная практика.

Учебнаяпрактика проводится обычно в учебных аудиториях колледжа и явля­ется наиболее управляемой формой практического обучения, которая позволяет последовательно под­держивать определенный режим деятельности студентов, а овла­дение трудовыми операциями осуществлять в результате дидак­тически целесообразной системы упражнений под контролем педагогов.

Одним из важных направлений в осуществлении подготовки специалистов является формирование у них в процессе обучения профессиональных умений, которые обеспечивают готовность к профессиональной деятельности. Сложившаяся практика дисцип­линарного преподавания не предусматривает овладения студен­тами комплексными профессиональными умениями в процессе изучения отдельных дисциплин.

Однако профессиональная деятельность требует интеграции знаний, полученных по разным учебным дисциплинам, объедине­ния их в конкретном труде. На это и должно быть направлено по­следовательно организованное практическое обучение, осуществ­ляющееся на междисциплинарных практических занятиях, в кур­совом проектировании, в процессе учебной практики.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99г., №43Н

2. «О формах бухгалтерской отчетности организаций» приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003года №67н

3. Положение по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации»

4. Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации»

5. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Дело и Сервис, 2006г.

6. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник М.: ООО «ТК Велби», 2006г.

7. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2005г.

8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИП Экоперспектива, 2004г.

9. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник М.: ИНФРА-М, 2006 г.

10. Чечевицына Л.Н., Гусев И.Н. Анализ финансово- хозяйственной деятельности: Учебник-3е издание М.: Издательско-торговая корпорация «Доликов и К», 2004г.

11. Годовая отчетность ОАО «Оренбургские минералы» за 2007 год.

 

 

План проведения учебной практики.

Цель учебной практики.

- По данным отчетности конкретного предприятия сделать комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Определить влияние факторов на выполнение производственной программы, на снижение затрат на выпуск продукции, на увеличение прибыли и улучшение финансового состояния организации. Выявить резервы повышения эффективности производства и улучшения финансового состояния. Дать рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности организации. Научить пользоваться данными годовой отчетности при проведении анализа работы организации;

- Показать роль учебной практики в образовательном процессе;

- Закрепить полученные теоретические знания на практике;

- Научить делать логические заключения по исследуемой теме и по организации в целом;

- Показать межпредметные связи;

- Прививать аккуратность при оформлении отчета по практике, требовать соответствия стандартам по оформлению отчетов.

Оборудование: Годовые отчеты конкретной организации г.Бузулука, Оренбургской и Самарской области, методические рекомендации по выполнению заданий практики и оформлению отчетов, образцы отчетов по практике, проектор, компьютер, слайды.

 

Содержание учебной практики.

- Перед выполнением каждой темы проводится фронтальный опрос.

- Проводится практическое выполнение заданий.

- По ходу выполнения заданий по практике проводятся индивидуальные консультации, контролируется ход выполнения работы и выставляется оценка за работу на уроке.

- Затем на следующем уроке проверяется заключение по рассмотренной теме и выставляется вторая оценка.

- третья оценка выставляется за защиту работы.

В журнал выставляется средняя оценка по этим 3 этапам, преимущество отдается защите.

Урок 1. (2часа)

Урок 3.(2часа)

Урок 4. (2часа)

Урок 5.(2часа)

Урок 6.(2часа)

Урок 7. (3 часа)

Бузулукский финансово-экономический колледж – филиал Финакадемии

 

Кафедра «Учетные дисциплины»

 

 

ОБСУЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания кафедры Директор
№от2008г. ___________Т.А. Елисеева
Зав.каф.В.В.Портнягина «___»_________________2008г.

 

 

В.В. Портнягина

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.