|
ГОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»Стр 1 из 5Следующая ⇒
КАФЕДРА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Среды визуального программирования» (для специальностей 230101 – ВМКСиС и 230105 – ПОВТиАС) ЧАСТЬ I
Махачкала 2006 УДК 681.3.06
Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Среды визуального программирования»(для специальностей 230101 – ВМКСиС и 230105 – ПОВТиАС). – Махачкала: ДГТУ, 2006 г. – 32с.
Методические указания предназначены для студентов специальностей 230101, 230105, а также для студентов других специальностей, изучающих дисциплину «Среды визуального программирования». Методические указания содержат описания лабораторных работ 1, 2, 3 и 4. К каждой лабораторной работе прилагаются краткие теоретические сведения с подробными примерами создания Windows-приложений, индивидуальные задания и контрольные вопросы. Целью цикла лабораторных работ является приобретение практических навыков при программировании в среде визуального программирования Delphi.
Составитель: ст. преподаватель кафедры ВТ Камилова А.М.
Рецензенты: д.т.н., профессор, директор ДНИиТИИ Исмаилов Ш.-М.А. к.т.н., доцент кафедры Информатики Канаев М.М.
Печатается согласно постановлению Совета ДГТУ от «______» 2006г. Содержание
Лабораторная работа №1. Интегрированная среда разработки Delphi. Обзор основных компонентов. Цель работы: ознакомление с пользовательским интерфейсом ИСР Delphi, изучение структуры проекта в среде Delphi, приобретение навыков использования основных компонентов для разработки элементарных Windows – приложений, поиск и устранение ошибок в приложениях с помощью средств отладки. Краткие теоретические сведения. Интегрированная среда разработки Delphi (ИСР) – это среда, в которой есть все средства, необходимые для проектирования, запуска и тестирования приложений. ИСР интегрирует в себе редактор кодов, отладчик, инструментальные панели и т.д. Общий вид всех окон после запуска Delphi приведен на рис.1.
![]() ![]() ![]() ![]()
Рис.1. Главное окно ИСР всех версий Delphi в основных чертах одинаково (рис.1).Это окно реализует основные функции управления проектом создаваемой программы. Его минимизация приводит к исчезновению с экрана других окон Delphi, а закрытие означает окончание работы с системой программирования. В главном окне располагается главное меню Delphi, набор пиктографических командных кнопок и палитра компонентов. Главное меню содержит все необходимые средства для управления проектом. Для изменения состава показываемых на панели кнопок нужно предварительно щелкнуть по ней правой кнопкой мыши. В появившемся после этого окне вспомогательного меню перечислены названия всех панелей и указан их статус. При выборе Customize (Настройка) появится окно настройки, где можно выбирать из списка в окне Commands (закладка Commands) нужные кнопки. Пиктографические кнопки Пиктографические кнопки открывают быстрый доступ к наиболее важным опциям главного меню. По функциональному признаку они разделены на несколько групп. Каждая группа занимает отдельную панель. Палитра компонентов. Палитра компонентов занимает правую часть главного окна и имеет закладки, обеспечивающие быстрый поиск нужного компонента. Под компонентом понимается некий функциональный элемент, содержащий определенные свойства и размещаемый программистом в окне формы. С помощью компонентов создается каркас программы, во всяком случае - ее видимые на экране внешние проявления: окна, кнопки, списки выбора и т. д. Окно формы. Окно формы представляет собой проект Windows-окна будущей программы. Вначале это окно пусто. Точнее, оно содержит стандартные для Windows интерфейсные элементы - кнопки вызова системного меню, максимизации, минимизации и закрытия окна, полосу заголовка и очерчивающую рамку. Вся рабочая область окна обычно заполнена точками координатной сетки, служащей для упорядочения размещаемых на форме компонентов. Окно дерева объектов. Это окно появилось в версии 6 и предназначено для наглядного отображения связей между отдельными компонентами, размещенными на активной форме или в активном модуле данных. Щелчок по любому компоненту в этом окне активизирует соответствующий компонент в окне формы и отображает свойства этого компонента в окне Инспектора объектов. Двойной щелчок приводит к срабатыванию механизма Code Insight, который вставляет в окно кода заготовку для обработчика события OnClick. Наконец, компонент можно “перетащить” в окне и таким образом поменять его владельца (свойство parent). В предыдущих версиях такую замену можно было сделать только с помощью межпрограммного буфера обмена Clipboard. Окно инспектора объектов. Любой размещаемый на форме компонент характеризуется некоторым набором параметров: положением, размером, цветом и т. д. Часть этих параметров, например, положение и размеры компонента, можно изменять, манипулируя с компонентом в окне формы. Для изменения других параметров предназначено окно Инспектора объектов. Это окно содержит две страницы - Properties (Свойства) и Events (События). Страница Properties служит для установки нужных свойств компонента, страница Events позволяет определить реакцию компонента на то или иное событие. Совокупность свойств отображает видимую сторону компонента: положение относительно левого верхнего угла рабочей области формы, его размеры и цвет, шрифт и текст надписи на нем и т. п. Совокупность событий отображает его поведенческую сторону: будет ли компонент реагировать на щелчок мыши или на нажатие клавиш, как он будет вести себя в момент появления на экране или в момент изменения размеров окна и т. п. Каждая страница окна Инспектора объектов представляет собой таблицу, левая колонка которой содержит название свойства или события, а правая - конкретное значение свойства. Строки таблицы могут отображать простые или сложные свойства. К простым относятся свойства, определяемые единственным значением - числом, строкой символов, значением True (Истина) или False (Ложь) и т. п. Например, свойство Caption (Заголовок) представляется строкой символов, свойства Height(Высота) и width (Ширина) - числами, свойство Enabled (Доступность) - значениями True или False. Сложные свойства определяются совокупностью значений. Слева от имени таких свойств указывается значок “+”, а щелчок мышью по этому символу приводит к раскрытию списка значений. Чтобы закрыть раскрытый список, нужно щелкнуть по значку “-” сложного свойства. В верхней части окна Инспектора объектов располагается раскрывающийся список всех помещенных на форму компонентов. Поскольку форма сама по себе является компонентом, ее имя также присутствует в этом списке. Раскрывающийся список содержит не только имена компонентов, но и их классы. Окно кода программы. Окно кода предназначено для создания и редактирования текста программы. Этот текст составляется по специальным правилам и описывает алгоритм работы программы. В системе Delphi используется язык программирования Object Pascal, который представляет собой расширенную и усовершенствованную версию широко распространенного языка Pascal. Первоначально окно кода содержит минимальный исходный текст, обеспечивающий нормальное функционирование пустой формы в качестве полноценного Windows-окна. В ходе работы над проектом в него вносятся необходимые дополнения, чтобы придать программе нужную функциональность. Эти строки среда Delphi автоматически вставляет в окно кода для новой формы. Как уже говорилось, окно кода определяет поведенческую сторону окна программы (т. е. окна, появляющегося после начала работы программы), а окно формы - его внешние проявления. Оба окна тесно связаны друг с другом. Модуль создается каждый раз, когда вы создаете новую форму (в программе может быть и, чаще, бывает не одна, а несколько - иногда несколько десятков форм и связанных с ними модулей). Вместе с окном кода обычно активизируется окно браузера Code Explorer, облегчающее поиск нужных элементов в случае, когда в окне набрано много строк кода (рис. 2). Двойной щелчок мышью на элементе в окне браузера приводит к позиционированию текстового указателя в окне кода на описание соответствующего объекта или его первое упоминание.
Рис. 2. Проект Delphi состоит из форм, модулей, установок параметров проекта, ресурсов и т.д. Вся эта информация размещается в файлах, многие из которых автоматически создаются Delphi при построении проекта и компилятором (табл. 1). Таблица 1.
Создание нового проекта приложения начинается с команды File – New Application. Сохранить готовый проект можно командой File – Save Project As или File – Save All. Открыть проект можно командой File – Open Project. Головной файл программы (файл проекта) имеет следующий вид: program Project1;
Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1}; Объявление подключаемых модулей
begin
Application.CreateForm(TForm1, Form1); Операторы тела программы Application.Run; end. Этот файл обычно не содержит ничего, кроме операторов инициализации приложения, создания форм и запуска приложения. Имя программы совпадает с именем файла. С самого начала работы над новой программой Delphi создает минимально необходимый код, обеспечивающий ее нормальное функционирование в Windows. Таким образом, простейшая программа готова сразу после выбора команды File – New Application, и остается просто запустить программу с помощью команды Run – Run (клавиша F9 или пиктографическая кнопка Суть визуального программирования состоит в том, что из палитры компонентов выбирается нужный компонент и размещается в окне формы, таким образом, форма постепенно заполняется интерфейсными элементами. В любой момент времени содержание окна создаваемой программы можно изменить, внося в него необходимые изменения. Для создания обработчика события необходимо раскрыть список компонентов в верхней части окна Инспектора Объектов и выбрать необходимый компонент. Затем, на странице Events Инспектора Объектов, нажатием левой клавиши мыши выбрать название обработчика и дважды щелкнуть по его правой (белой) части. В ответ Delphi активизирует окно Редактора Кода модуля и покажет заготовку процедуры обработки выбранного события. Для каждого обрабатываемого события в тексте модуля организуется процедура (procedure), где записывается требуемый алгоритм обработки события. При разработке приложения необходимо следить за порядком выполнения алгоритма, а также наблюдать за значениями переменных, используемых в той или иной подпрограмме. Для этого в ИСР Delphi предоставляется множество средств отладки приложений. Основными такими средствами являются пошаговое выполнение программы и окно наблюдения Watch List. Пошаговое выполнение программы выполняется в трех основных режимах, которые можно вызвать из меню Run, с панели задач или функциональными клавишами. Таблица 2.
Для просмотра содержимого переменных в процессе пошагового выполнения программы необходимо использовать окно Watch List (рис.3). В нем содержится названия переменных и их значения на текущем этапе исполнения программы. Это окно можно открыть по команде Run - Add Watch… (клавиши Ctrl+F5), или по команде View – Debug Windows – Watches (клавиши Ctrl+Alt+W). Рис. 3. Для добавления переменной в это окно нужно дважды щелкнуть мышью в белой служебной области окна, после чего появится окно Watch Properties. В этом окне надо занести название переменной (или выражение) в поле Expressions, значение которой нужно просматривать, после чего необходимо нажать кнопку OK. Эта переменная появится в списке окна Watch List. При дальнейшем пошаговом выполнении программы, значение занесенной переменной будет отображаться в окне Watch List.
![]() ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|