Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нижегородский Государственный Технический Университет





Нижегородский Государственный Технический Университет

Методические указания

Лабораторная работа №1

“Структурированная Функция Качества”

Г. Нижний Новгород

Г.

Цель работы:

Целью данной лабораторной работы является изучить технологию Структурированной Функции качества(СКФ).

Теоретические сведения

В данном методическом пособии рассматривается технология quality function deployment - структурированная функция качества (СФК). Данный технология впервые был применен в 1972 г. компанией Мицубиси. Суть метода состоит в том, что требования потребителя должны «развертываться» и конкретизироваться поэтапно, начиная с прединвестиционных исследований и заканчивая предпродажной подготовкой.

Данный метод представляет собой технологию проектирования изделий и процессов, позволяющую преобразовывать пожелания потребителя в технические требования к изделиям и параметрам процессов их производств.

Основная идея технологии QFD заключается в понимании того, что между потребительскими свойствами (фактическими показателями качества) и установленными в стандартах параметрами продукта (вспомогательными показателями качества) существует большое различие. Вспомогательные показатели качества важны для производителя, но всегда существенны для потребителя.

Технология QFD – это последовательность действий производителя по преобразованию фактических показателей качества изделия в технические требования к продукции, процессам и оборудованию.

Метод QFD – это экспертный метод, использующий специфичный способ предоставления данных, получивший название «домик качества», при котором возможно отобразить связь между фактическими показателями качества (потребительскими свойствами) и вспомогательными показателями (техническими требованиями).



СФК позволяет добытые у потребителя представления о качестве будущей продукции распространить в организации и довести до каждого. Процесс планирования новой продукции в рамках метода QFD предполагает реализацию следующих этапов:

Рис.1 Общий вид “Дома Качества” (Пример размещения элементов в помещениях “Дома Качества”)

В “Что?” на рис. 1 размещаются набор требований, предъявляемых к процессу. Самые важные из них те, что предъявляют внешние потребители. Здесь можно также можно размещать требования, предъявляемые внешними поставщиками, внутренними потребителями и поставщиками, а также другими заинтересованными сторонами.

В “Степени Важности” размещаются веса важности конкретных требований.

В “Как?” размещаются элементы, которые представляют собой средства, используемые для удовлетворения различных требований. Если, например, требуются сократить время обслуживания клиента, то соответствующим средством, размещением в “Как?”, может быть, например, увеличение пропускной способности в периоды пиковой загрузки.

В “Матрица соответствий (отношений)” в центре дома качества размещаются элементы, которые непосредственно отражают взаимосвязи между результатами или требованиями и средствами их удовлетворения. Символы, используемые для обозначения этих взаимосвязей, приведены на рис. 1.

В “Как?” против “Как?”, т.е. на крыше дома качества размещаются элементы, которые представляют собой взаимосвязи между различными средствами удовлетворения требований. Допустим, например, что средство улучшения процесса обслуживания - сокращение персонала. Но это, в свою очередь, также средство сокращения затрат, которые несет компания. Имеет место конфликтная ситуация, которая легко обнаруживается при рассмотрении “крыши”.

В “Почему?” размещаются элементы, которые можно использовать для бечмаркингу продукции.

В “Сколько” размещаются результаты анализа. Для этого важность рассматриваемого требования потребителя умножается на соответствующее значение веса. Сумма таких произведений помещается в клетку под соответствующим столбцом матрицы. Чем больше сумма этих произведений, тем больше предъявляемых требований могут быть удовлетворены конкретным способом, соответствующим данному столбцу.

Первый этап – “Потребительские Требования (ПТ)”

Чтобы знать, какую продукцию надо произвести, чтобы угодить потребителю, важно сначала проанализировать рынок. Для анализа рынка в качестве исходной информации всегда используется опрос, так как мы хотим проанализировать рынок в тот момент, когда продукция еще не производится, чтобы определить, какую именно продукцию следует производить. Сначала надо сделать выборку потенциальных потребителей, которая хорошо представляет все множество потенциальных потребителей в нашем рыночном сегменте. Такая выборка называется репрезентативной. Затем проводим в ней опрос с тем, чтобы на основе его результатов определить, какими свойствами должна обладать данная продукция, чтобы эти люди захотели ее купить. Существенно, чтобы в создании опроса участвовало как минимум три человека: специалист по данному виду продукции, психолог или лингвист, который умеет правильно задавать вопросы, и статистик, который понимает, как потом данные будут обрабатываться.
В результате опроса мы получаем список ПТ к нашей ожидаемой продукции, который сможем представить в виде некоторого списка.

Потребительские требования, которые нам удастся извлечь на основе проведенного опроса - первый результат нашей деятельности. Он создает пространство, в котором мы будем создавать нашу продукцию.

 

 

Второй этап – “Пристройка –Ранжирование”

Следующий шаг, заключается в том, что надо взять другую репрезентативную выборку потребителей (это увеличивает надежность результата исследования) и оценить рейтинги ПТ, которые всегда противоречивы. Нельзя создать продукцию, отвечающую всем ПТ - это нереально. Но мы должны найти компромисс, имея четкое представление о том, какие требования мы должны, удовлетворить, а какими можем в известной степени пожертвовать. Чтобы ответить на этот вопрос, следует упорядочить список по степени важности требований. Когда мы этого достигнем, у нас появится еще один столбец с некоторыми числами, указывающими, какое место по важности занимает в этом ряду каждое из требований.

 

Третий этап - “ Надстройка - инженерные характеристики (ИХ) ”

Как и предыдущий, этот этап выполняет специальная команда, создаваемая для данного случая. Одновременно с опросами и обработкой их результатов и пока независимо от них, создается другая команда (группа людей) - для проектирования будущей продукции. Эта команда занимается разработкой инженерных характеристик “ИХ” нашего будущего изделия, и перед ней на первом этапе работы ставится задача - составить список “ИХ” будущего изделия. Эта команда готовит список характеристик, важных с их точки зрения, и предлагает его в качестве результата данного этапа.

 

Четвертый этап – “Вычисление зависимостей “ПТ” и “ИХ”

Таким образом, у нас есть список потребительских требований, составленный на языке потребителя, и инженерные характеристики, сформулированные на профессиональном жаргоне. Для успешной разработки изделия нужно сделать что-то вроде словаря перевода “ПТ” в “ИХ”.
Для этого применяется простой прием: строится таблица-матрица. Мы продолжаем верхнюю и боковую таблицы до пересечения их друг с другом. Получаются клетки еще одной таблицы. Сколько клеток будет в этой таблице узнать просто - число строк, умноженное на число столбцов.
На этом этапе мы должны ответить на вопрос: как зависит данное “ПТ” от того, какое значение мы придадим данной “ИХ”, т.е. мы устанавливаем связь между “ПТ” и “ИХ” . Она бывает следующих видов:

 

Сильная связь = “9”

Слабая связь = “1”

Средняя связь = “3”

 

Необходимо решить стоит ли оставлять в проектируемом товаре те инженерные характеристики, которые не нужны потребителю.

В завершении этого этапа, суммируют результаты по каждому столбцу и получают количественное значение целей. Инженерная характеристика с наибольшим значением имеет первоочередное внимание.

Итоги

Итак, мы получили таблицу, которая представляет собой своего рода перевод "голоса потребителя" в техническое задание на проектирование, разработку продукции. Дальше мы построили график, который позволил выяснить, какие из ИХ играют доминирующую роль с точки зрения того сегмента рынка, где мы собирали мнение потребителей, потенциальных или реальных.

 

Далее выяснилось одно обстоятельство, что ИХ не свободны друг от друга, поэтому нам пришлось специально отразить относительно главной диагонали в треугольной части информацию о том, какие ИХ с какими связаны. Благодаря этому мы видим, что какую-то ИХ следует делать как можно больше, и тогда потребитель будет удовлетворен. А другую - следует делать меньше для удовлетворения того же потребителя. И вот когда возникает такая ситуация, мы смотрим наверх, на треугольную крышу и пытаемся выяснить, существует ли между этими характеристиками какая-либо связь. Потому что, если она существует, это будет означать, что наше стремление увеличить одну ИХ будет приводить к движению в какую-либо сторону другую ИХ в силу корреляции между ними. А потребитель хочет, например, чтобы движение было в противоположную сторону. Это типичная коллизия, возникающая в процессе разработки продукции. Таким образом, каждое из этих противоречий есть задача, которую имеет смысл решать с помощью определенных методов. Эти методы, впрочем, нам хорошо знакомы: они назывались методами ТРИЗ (творческое решение изобретательских задач) и были созданы у нас в стране.

 

Далее выяснилось, что для полного счастья нам не хватает "верандочки", которую мы пристроили и использовали для того, чтобы провести сравнение или бенчмаркинг для своей текущей продукции и текущей продукции двух наших главных конкурентов (А и В).
Теперь получились некие картинки, они называются профилограммами (или профилями) фирмы, которые позволяют в удобной и наглядной форме представить информацию о том, какие аспекты разработки у нас хорошо организованы с точки зрения рынка. О них можно пока особенно не волноваться и не вкладывать слишком много времени и денег в совершенствование с точки зрения этих показателей. Зато вполне вероятно, что мы выявим те ПТ, по которым у нас дела идут не очень хорошо, и это та область, где нам предстоит как следует поработать. Туда стоит вкладывать время и деньги.

 

Практические примеры использования технологии “СКФ”

Пример №1.

Задача.

 

Производится анализ производства жидкокристаллических телевизоров методом структурирования функции качества. Выпуск данного нового продукта направлен на покупателей среднего класса, для которых важны следующие характеристики: качество изображения и звука, размер экрана должен быть большим, наличие встроенной антенны и дополнительных разъемов, русификация меню настроек, оптимальные габариты.

Суть метода состоит в том, что поэтапно конкретизируются требования потребителей. Процесс планирования нового продукта предполагает реализацию трех этапов, по мере выполнения которых становится понятно, какие технические характеристики следует расширять производителю. С помощью этого метода отображается связь между потребительскими свойствами и техническими требованиями. Также учитывается конкурентная ситуация на рынке- строится конкурентный профиль(обеспечение потребительских требований рассматриваемой фирмы, фирмы LG и Sony ).

 

Потребительские характеристики Ранг Технические характеристики Мы Конкуренты
Ч РЭ М Д М SONY LG
Качество звука   *  
Качество изображения * *  
Размер экрана * * *
Встроенная антенна      
Дополнительные разъемы *    
Русификация * * *
Габариты * * *
Сумма     *  
Техническая реализуемость        

 

 
 

 

 


Ч - Частота

РЭ - Разрешение Экрана

М – Материал

Д – Детали

М - Меню

Анализ этапов.

Пример №2

Задача.

Рассматривается производство новых цифровых фотоаппаратов. Продукция рассчитана на непрофессионалов фотосъемки, т.е. на фотографов-любителей. Методом структурирования функции качества отображается связь между фактическими показателями качества(потребительскими свойствами) и вспомогательными(техническими требованиями). Этот метод представляет собой технологию проектирования нового изделия, позволяющую преобразовать требования потребителя в технические требования к изделию и параметрам процессов его производства. Процесс планирования нового продукта в рамках данного метода предполагает поэтапный анализ(3 этапа), по мере выполнения которых становится понятно какие технические характеристики следует расширять, для выполнения определенных потребительских требований и для улучшения позиции рассматриваемой фирмы на рынке. В методе учитывается конкурентная ситуация на рынке.

Были выявлены следующие потребительские характеристики, важные для покупателей при выборе цифрового фотоаппарата: качество изображения, компактность, время работы фотоаппарата без подзарядки, возможность видеосъемки, наличие русифицированного меню и наличие диктофона. На рынке существует достаточно производителей цифровых фотоаппаратов, здесь были рассмотрены наша фирма-производитель и две конкурентоспособные фирмы- Nikon, Sony.

 

 

 
 


 

 

 
 

 

 


 

 

Потребительские характеристики Ранг Технические характеристики Мы Конкуренты
КМ Zoom ТА К РД СИ МК Sony Nicon
Качество изображения * * *
Компактность     *
Время работы от аккумулятора * * *
Диктофон * * *
Русское меню     *
Возможность видеосъемки * * *
Сумма     * *
Техническая реализуемость        

КМ- Количество мегапикселей

ТА - Тип Аккумулятора

К - Комплектация

РД - Размер Дисплея

СИ– Стабилизатор изображения

МК – Материал Корпуса

 

 

1 этап(ранжирование потребительских требований):

Расставляются в столбце «ранг» по 10-бальной системе числовые значения, указывающие какое место по важности занимает каждое требование, здесь самые важные – качество изображения и наличие русского меню.

Затем вычисляется зависимость потребительских требований и инженерных характеристик для этого используются числовые значения: 1-слабая связь, 3-средняя связь, 9-сильная связь.

После этого считаются общие суммы по столбцам( числовые значения строк умножаются на ранг и складываются). Так получаются числовые значения целей, самая большая сумма у характеристики zoom – значит эта характеристика имеет первоочередное внимание, также близка к этой сумме сумма у инженерной характеристики- размер дисплея(следовательно, на нее также следует обратить большое внимание).

 

2 этап(определение технических ограничений):

В строке «техническая реализуемость» расставляются по столбцам числовые значения от 1 до 5 (5-просто реализовать технически,

1-сложно реализовать технически). Наиболее просто технически реализовать: тип аккумулятора, размер дисплея и материал корпуса.

Согласно предыдущему этапу и на этом этапе получается, что параметром наиболее перспективным к расширению является размер дисплея.

 

3 этап(определение связи между инженерными характеристиками и учет конкуренции):

В верхней части «домика качества» расставляются следующие значения: «+»-инженерные характеристики однонаправлены; «-» -инженерные характеристики противоречивы;

«0»-инженерные характеристики независимы друг от друга. Справа получаем конкурентный профиль( *-значит, что фирма обеспечивает потребительскую характеристику). видно, что две фирмы-конкурента являются довольно сильными на рынке.

На данном этапе еще раз подтверждается тот факт, что наиболее перспективно расширять такую инженерную характеристику, как размер дисплея, т.к. она влияет положительно на такие технические характеристики, как комплектация и количество мегапикселей; от этих трех характеристик сильно зависят такие требования потребителей, как качество изображения и компактность, а также и возможность видеосъемки( Sony не обеспечивает требования компактности), а по этим требованиям наша фирма не является лидером на рынке, следовательно, улучшится при развитии характеристики «размер дисплея» и положение нашей фирмы на рынке.

 

Пример №3

 

1 – требования к HD – свободное место на жестком диске, которое требуется системе программирования.

2 – требования к RAM – размер оперативной памяти, требующейся системе программирования.

3 – требования к CPU – быстродействие процессора.

4 – количество SDK – число заранее подготовленных библиотек (SDK – пакет для разработки приложений, например, DirectX, VRML, NET Framework, HTML Help).

Вывод:

Т.к. максимальная сумма соответствует числу SDK, что наиболее просто реализовать технически, этот параметр выбирается перспективным к расширению. Т.к. позиция Microsoft не обеспечивает первых двух потребительских требований, а средства разработки фирмы Borland не обеспечивают должных возможностей по работе с видеопотоками, что прямо зависит от числа SDK, расширение данной характеристики еще раз подтверждается..

 

Задание к лабораторной работе:

Изучить технологию Структурированной Функции качества(СКФ):

Варианты заданий:

1.Производство сотовых телефонов

2.Производство телевизоров

3.Производство утюгов

4.Производство струйных принтеров

5.Производство факсов

6.Производство сканеров

7.Производство аудио-магнитофонов

8.Производство видео-магнитофонов

9.Производство радио-телефонов

10.Производство компьютеров

11.Производство флешек

12.Производство ноутбуков

13.Производство лазерных принтеров

14.Производство микроволновых печей

15.Производство стиральных машин

16.Производство кухонных комбайнов

17.Производство ПО(Программного Обеспечения)

18.Производство соковыжималок

Нижегородский Государственный Технический Университет

Методические указания

Лабораторная работа №1

“Структурированная Функция Качества”

Г. Нижний Новгород

Г.

Цель работы:

Целью данной лабораторной работы является изучить технологию Структурированной Функции качества(СКФ).

Теоретические сведения

В данном методическом пособии рассматривается технология quality function deployment - структурированная функция качества (СФК). Данный технология впервые был применен в 1972 г. компанией Мицубиси. Суть метода состоит в том, что требования потребителя должны «развертываться» и конкретизироваться поэтапно, начиная с прединвестиционных исследований и заканчивая предпродажной подготовкой.

Данный метод представляет собой технологию проектирования изделий и процессов, позволяющую преобразовывать пожелания потребителя в технические требования к изделиям и параметрам процессов их производств.

Основная идея технологии QFD заключается в понимании того, что между потребительскими свойствами (фактическими показателями качества) и установленными в стандартах параметрами продукта (вспомогательными показателями качества) существует большое различие. Вспомогательные показатели качества важны для производителя, но всегда существенны для потребителя.

Технология QFD – это последовательность действий производителя по преобразованию фактических показателей качества изделия в технические требования к продукции, процессам и оборудованию.

Метод QFD – это экспертный метод, использующий специфичный способ предоставления данных, получивший название «домик качества», при котором возможно отобразить связь между фактическими показателями качества (потребительскими свойствами) и вспомогательными показателями (техническими требованиями).

СФК позволяет добытые у потребителя представления о качестве будущей продукции распространить в организации и довести до каждого. Процесс планирования новой продукции в рамках метода QFD предполагает реализацию следующих этапов:

Рис.1 Общий вид “Дома Качества” (Пример размещения элементов в помещениях “Дома Качества”)

В “Что?” на рис. 1 размещаются набор требований, предъявляемых к процессу. Самые важные из них те, что предъявляют внешние потребители. Здесь можно также можно размещать требования, предъявляемые внешними поставщиками, внутренними потребителями и поставщиками, а также другими заинтересованными сторонами.

В “Степени Важности” размещаются веса важности конкретных требований.

В “Как?” размещаются элементы, которые представляют собой средства, используемые для удовлетворения различных требований. Если, например, требуются сократить время обслуживания клиента, то соответствующим средством, размещением в “Как?”, может быть, например, увеличение пропускной способности в периоды пиковой загрузки.

В “Матрица соответствий (отношений)” в центре дома качества размещаются элементы, которые непосредственно отражают взаимосвязи между результатами или требованиями и средствами их удовлетворения. Символы, используемые для обозначения этих взаимосвязей, приведены на рис. 1.

В “Как?” против “Как?”, т.е. на крыше дома качества размещаются элементы, которые представляют собой взаимосвязи между различными средствами удовлетворения требований. Допустим, например, что средство улучшения процесса обслуживания - сокращение персонала. Но это, в свою очередь, также средство сокращения затрат, которые несет компания. Имеет место конфликтная ситуация, которая легко обнаруживается при рассмотрении “крыши”.

В “Почему?” размещаются элементы, которые можно использовать для бечмаркингу продукции.

В “Сколько” размещаются результаты анализа. Для этого важность рассматриваемого требования потребителя умножается на соответствующее значение веса. Сумма таких произведений помещается в клетку под соответствующим столбцом матрицы. Чем больше сумма этих произведений, тем больше предъявляемых требований могут быть удовлетворены конкретным способом, соответствующим данному столбцу.

Первый этап – “Потребительские Требования (ПТ)”

Чтобы знать, какую продукцию надо произвести, чтобы угодить потребителю, важно сначала проанализировать рынок. Для анализа рынка в качестве исходной информации всегда используется опрос, так как мы хотим проанализировать рынок в тот момент, когда продукция еще не производится, чтобы определить, какую именно продукцию следует производить. Сначала надо сделать выборку потенциальных потребителей, которая хорошо представляет все множество потенциальных потребителей в нашем рыночном сегменте. Такая выборка называется репрезентативной. Затем проводим в ней опрос с тем, чтобы на основе его результатов определить, какими свойствами должна обладать данная продукция, чтобы эти люди захотели ее купить. Существенно, чтобы в создании опроса участвовало как минимум три человека: специалист по данному виду продукции, психолог или лингвист, который умеет правильно задавать вопросы, и статистик, который понимает, как потом данные будут обрабатываться.
В результате опроса мы получаем список ПТ к нашей ожидаемой продукции, который сможем представить в виде некоторого списка.

Потребительские требования, которые нам удастся извлечь на основе проведенного опроса - первый результат нашей деятельности. Он создает пространство, в котором мы будем создавать нашу продукцию.

 

 

Второй этап – “Пристройка –Ранжирование”

Следующий шаг, заключается в том, что надо взять другую репрезентативную выборку потребителей (это увеличивает надежность результата исследования) и оценить рейтинги ПТ, которые всегда противоречивы. Нельзя создать продукцию, отвечающую всем ПТ - это нереально. Но мы должны найти компромисс, имея четкое представление о том, какие требования мы должны, удовлетворить, а какими можем в известной степени пожертвовать. Чтобы ответить на этот вопрос, следует упорядочить список по степени важности требований. Когда мы этого достигнем, у нас появится еще один столбец с некоторыми числами, указывающими, какое место по важности занимает в этом ряду каждое из требований.

 

Третий этап - “ Надстройка - инженерные характеристики (ИХ) ”

Как и предыдущий, этот этап выполняет специальная команда, создаваемая для данного случая. Одновременно с опросами и обработкой их результатов и пока независимо от них, создается другая команда (группа людей) - для проектирования будущей продукции. Эта команда занимается разработкой инженерных характеристик “ИХ” нашего будущего изделия, и перед ней на первом этапе работы ставится задача - составить список “ИХ” будущего изделия. Эта команда готовит список характеристик, важных с их точки зрения, и предлагает его в качестве результата данного этапа.

 

Четвертый этап – “Вычисление зависимостей “ПТ” и “ИХ”

Таким образом, у нас есть список потребительских требований, составленный на языке потребителя, и инженерные характеристики, сформулированные на профессиональном жаргоне. Для успешной разработки изделия нужно сделать что-то вроде словаря перевода “ПТ” в “ИХ”.
Для этого применяется простой прием: строится таблица-матрица. Мы продолжаем верхнюю и боковую таблицы до пересечения их друг с другом. Получаются клетки еще одной таблицы. Сколько клеток будет в этой таблице узнать просто - число строк, умноженное на число столбцов.
На этом этапе мы должны ответить на вопрос: как зависит данное “ПТ” от того, какое значение мы придадим данной “ИХ”, т.е. мы устанавливаем связь между “ПТ” и “ИХ” . Она бывает следующих видов:

 

Сильная связь = “9”

Слабая связь = “1”

Средняя связь = “3”

 

Необходимо решить стоит ли оставлять в проектируемом товаре те инженерные характеристики, которые не нужны потребителю.

В завершении этого этапа, суммируют результаты по каждому столбцу и получают количественное значение целей. Инженерная характеристика с наибольшим значением имеет первоочередное внимание.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.