|
Цивилизационный подход к типологии государствВ основе цивилизационного подхода к типологии государств выступают такие факторы цивилизации, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества. Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху Просвещения и нашло в последующем свое развитие в трудах крупнейших представителей философско-социологической мысли, О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер и др. Цивилизация – социокультурная система, обеспечивающая высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающаяегонеобходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей. В ходе исторического развития сложилось более двадцати цивилизаций, которым соответствуют определенные типы государственности. Классификация типов цивилизаций: 1. В соответствии с периодами исторического развития: - древние—локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская, эгейская и другие); -особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, православная и другие), с соответствующими типами государств; - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. 2. По характеру организации государственно-политических институтов: - первичные цивилизации. Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествлявшие фараонов и занимавшиеся религиозной деятельностью. Различие между светской и религиозной властью не проводилось. - вторичные цивилизации. Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли, социальной природе. В первичных цивилизациях государство само определяет социальные и экономические структуры., то есть, является составной частью не только политической надстройки, но и базиса. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе. государство Во вторичных цивилизациях (западноевропейской, североамериканской, восточно-европейской, латиноамериканской, буддийской и др.) проявилось отчетливое разграничение между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, а иначе его власть незаконна. Слабыми сторонами цивилизационного подхода являются: - недооценка социально-экономических факторов; - существование множества критериев и несовпадающих классификаций; - отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общество.
Понятие формы государства и ее элементы Форма государства – совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления государственной власти. Форма государства – понятие сложное, включающее в себя три элемента: форму правления, форму территориального устройства и политический режим. Форма правления – совокупность способов организации государственной власти. Форма государственного устройства – внутреннее деление государства на составные части: административно-государственные единицы, административные образования или суверенные государства. Политический режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти и управления. Формы государственного правления В рамках современной теории государства и права различаются две формы правления: монархия и республика. Монархия — это форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит монарху. Признаки монархий: - власть передается по наследству в бессрочное и пожизненное владение независимо (в большинстве случаев) от воли народа; - монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как его глава; - монарх осуществляет единоличное правление. Его власть верховна и суверенна (независима); - в большинстве случаев монарх считается свободным от ответственности. Виды монархий Абсолютная (неограниченная) монархия характеризуется: -является неограниченная и ни перед кем неподотчетная власть монарха, -отсутствием каких-либо представительных учреждений, -сосредоточением всей государственной власти в руках монарха, - монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие, - полным бесправие народа, Примеры: Россия XVII—XVIII вв., Франция при Людовике XIV, современный Бруней. Разновидностью абсолютистской монархии является теократическая монархия, глава государства одновременно представляет и светскую и религиозную власть (Саудовская Аравия). Конституционная (ограниченная) монархия характеризуется: - власть монарха ограничена выборным органом — парламентом — и особым правовым актом — конституцией, - монарх осуществляет представительские функции, - правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом, - в ряде случаев монарх сохраняет право назначать и смешать министров. Примеры: Великобритания, Швеция, Дания и др.). Дуалистическая монархия характеризуется: - возникает на стыке исторических эпох, когда феодалы не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять всю полноту власти, - государственная власть имеет двойственный характер. Монарх выражает интересы феодалов и формирует путем назначения верхнюю палату парламента. Нижняя палата, которая формируется выборным путем, представляет интересы буржуазии. Пример: Германия в конце XIX - начале XX вв.
Республика — это форма правления, при которой верховная власть принадлежит избранным на определенный срок органам власти. Признаки республик: - это коллективное правление; - высшие органы государственной власти имеют сложную структуру, несут ответственность за осуществление полномочий согласно закону; - решения, принимаемые высшими органами власти подлежат коллегиальному обсуждаются по соответствующей процедуре; - республиканское правление основано (в большинстве случаев) на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; - все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением; - органы власти избираются на определенный срок; - все должностные лица в республике несут ответственность. Виды республик Президентская республика характеризуется: - определенным соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства; - государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент принимает законы; - правительство ответственно перед президентом; - как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание); - отсутствием ответственности правительства перед парламентом; - президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти. Примеры: США, Аргентина, Мексика, Бразилия. Парламентская республикахарактеризуется: - провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность; - наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент; - правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте; - участие президента в формировании правительства номинально. Его политические функции могут быть реализованы только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом. Примеры: ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др. Парламентско-президентская республика характеризуется сочетанием президентской и парламентской властей. Пример: Франция. Форма государственного устройства Формы государственного устройства показывает: - из каких частей состоит внутренняя структура государства; - каково положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; - как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; - в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства. Теория государства выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства. Таковые делятся на две основные группы: традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся унитарные и федеративные государства. К нетрадиционным относятся конфедерации, союзы, сообщества, содружества, унии, фузии, инкорпорации и т.д. Унитарное государство — единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Признаки унитарного государства: 1) политическое и территориальное единство государства; 2) единое гражданство; 3) единые высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти; 4) централизация государственной власти; единая структура государственного аппарата на всей территории страны; 5) контроль за деятельностью административно-территориальных единиц; 6) вместе с тем компетенция может быть распределена (по некоторым вопросам) между центром и местами, как правило, на договорной или конституционной основе; 7) все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам; 8) административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. По степени зависимости местных органов власти от центральных различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначением из центра чиновников. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и тем самый с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия. Примеры: Польша, Япония, Китай, Афганистан, Пакистан и др. Федеративное государство – добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Согласно другой точке зрения, государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны, поскольку не обладают верховенством внутри федерации и внешней политической независимостью. Государства как субъекты федерации имеют некоторый эквивалент суверенитета, так как располагают определенной степенью суверенности и вправе участвовать в осуществлении федеральной власти через верхнюю палату парламента. Признаки федерации: 1) два уровня государственного аппарата федеральные органы государственной власти и управления и органы власти и управления субъектов федерации; 2) две системы законодательства — федеральная и каждого субъекта федерации; 3) две судебные системы — общефедеральная и субъектов федерации; 4) двухканальная система налогов— федеральная налоговая система и налоговая система субъектов федерации; 5) разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации; 6) «двойное гражданство», то есть гражданин субъекта федерации одновременно является гражданином федерации. В зависимости от принципа формирования различают три вида федерации: территориальные федерации (США, Мексика), национальные (бывшая Югославия) и национально-территориальные (Россия). Конфедерация – это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Признаки конфедерации: - как правило, не имеет единых законодательных органов, единой системы налогов, единого бюджета и единого гражданства; - порядок вступления в конфедерацию основан на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Выход из конфедерации может производиться на основе одностороннего волеизъявления; - в большинстве случаев носит временный характер. Постепенно превращается в федерацию (Швейцарский союз, Германский союз, США), либо распадается (Австро-Венгрия, ОАР); - субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения; - только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов. Содружество – еще более аморфное, чем конфедерация, но тем не менее организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Признаки содружества: - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств; - цели, выдвигаемые при создании содружества, затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных; - могут создаваться и надгосударственные органы, - денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными. - правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств, другие уполномоченные на это органы (устав содружества, акты об общих вооруженных силах и т.п.); - имеет переходный характер. Может развиваться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, послужить этапом окончательной дезинтеграции государств. Примеры: СНГ, Британское содружество наций. Сообщество – переходная форма к иной государственной организации общества, в большинстве случаев усиливающая интеграционные связи государств. Признаки сообщества: - имеет над государственные органы и бюджет; - целью сообщества является отмена таможенных, визовых и других экономических барьеров. Пример: бывшее Европейское сообщество. Империя - насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т.п.). Иногда имеет место добровольное вхождение некоторых государств в состав империи, например, когда народу этого государства грозит уничтожение со стороны «третьего» государства, и в воссоединении с родственными государствами (но религии, языку) народ этого государства видит свое спасение. Уния - добровольное объединение двух государств под властью одного монарха (Норвегия и Швеция в 1815 г). Фузия - воссоединенные государства, образованные в результате исторически закономерного слияния (ФРГ и ГДР). Политический режим Режим характеризуют: - правовое положение личности в обществе и государстве, ее фактическое положение; - воздействие государства на политическую жизнь страны и другие черты; - правовая форма применения тех или иных способов осуществления государственной власти. Виды политических режимов. Все режимы делятся на демократические и недемократические. Демократический режим - это способ осуществления государственной власти, обеспечивающий участие народа в управлении государством. Характерные черты демократических режимов: - формирование органов власти выборным путем; - политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений, союзов; - гарантированное существование политических прав и свобод граждан; - равноправие всех форм собственности; - децентрализация власти, широкое развитие всех форм самоуправления. Антидемократический режим - это способ осуществления государственной власти, предусматривающий отстранение широких масс населения от участие в управлении государством. Разновидности антидемократических режимов: деспотия, тирания, авторитарный, тоталитарный, фашистский. Деспотический – режим, характерный для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии (древневосточный монархии), когда неограниченная власть сосредотачивается в руках одного лица, получающего ее законно (по наследству). Данный режим отличается крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Деспот опирается на разветвленный бюрократический аппарат и армию. Жестоко подавляется любое инакомыслие. Тиранический – режим, основанный на узурпации власти тираном Авторитарный – режим, при котором власть осуществляется ограниченным кругом лиц и не контролируется народом; режим может осуществляться в разных формах. Представительные органы реально никакой роли в жизни общества не играют. Управляет правящая элита во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией, партийной группировкой). Устанавливается авторитарный режим в результате военного илигосударственного переворота. Тоталитарный – режим,являющийся крайней формой авторитарного режима (социалистические государства периодов «культа личности»). Характеризуется наличием одной официальной идеологии, одной политической партией, слиянием партийного аппарата с государственным и формированием партийной номенклатуры; наличием «культа личности», партийной монополией на средства массовой информации, крайним центризмом в управлении, огосударствление собственности, милитаризацией. Формально политические права и свободы закрепляются в законе, но отсутствует механизм их реализации. Фашистский -режим, являющийся крайней формой тоталитаризма (Италия, Венгрия в 20-40 гг. XX в.). При фашистском режиме национализм становится государственной политикой. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при нарастании социальной напряженности, обнищании масс.
ЛИТЕРАТУРА: Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. Безулевская И.В. Федерация и федерализм: виды и модели // Право и политика. 2004. № 7. Бойко Ю.П. Политико-правовые аспекты федеративного обустройства Российского государства // Право и политика. 2008. № 3. Григорьева А.В. Основы становления федеративного устройства в России// Государство и право. 2009. № 10. Громыко А. Л. Политический режим. М., 1994. Дамдинов Б.Д. О понятии субъекта федерации: Теоретические аспекты // Сибирский юридический вестник. 2003. № 2. Завьялов Ю.С. Тоталитаризм как разновидность политического режима// Государство и право. 2010. № 5. Иринин А. Унитарная форма государственного устройства: понятие и основные признаки // Закон и право. 2007. № 5. Кинг Г. Классификация федераций // Полис. 2000. № 5. Кудрявцев Ю.А. Политические режимы: критерий классификации и основные виды// Правоведение. 2002. № 1. Кудрявцев Ю.А. Правовой режим демократических государств и проблемы правопонимания// История государства и права. 2005. № 2. Лобанов Г. Безналоговое государство // Юрист. 2000. № 3. Мухаметисин Ф.Х. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа// Государство и право. 1994. № 3. Рушайло В.Б. Понятие и содержание специального административно-правового режима// Следователь. 2003. № 7. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. Силинов П. М. О некоторых принципах федерализма в зарубежной литературе // Государство и право. 2000. № 5. Солоневич И. Народная монархия. М., 1991. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. СПб., 1997. Шумков Д. М. Форма государства // Основы государства и права. 2000. № 1. Устрялов Н.В. Элементы государства // Политическая наука. 2002. № 2. Хабермас. Ю. демократия. Разум. Нравственность. М., 1995. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. М., 1993. Якушкин В.М. Многообразие форм правления // Философская и социальная мысль. 1992. № 10.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|