Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цивилизационный подход к типологии государств





В основе цивилизационного подхода к типологии государств выступают такие факторы цивилизации, как культура, религия, нацио­нальная самобытность, технология и другие состояния культу­ры и общества.

Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху Просвещения и нашло в последующем свое развитие в трудах крупнейших представителей философско-социологической мысли, О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер и др.

Цивилизация – социокультурная система, обеспечивающая высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающаяегонеобходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

В ходе исторического развития сложилось более двадцати ци­вилизаций, которым соответствуют определенные типы государ­ственности.

Классификация типов цивилизаций:

1. В соответствии с периодами исторического развития:

- древние—локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская,

эгейская и другие);

-особенные ци­вилизации (индийская, китайская, западноевропейская, право­славная и другие), с соответствующими типами государств;

- современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

2. По характеру организации государственно-политических ин­ститутов:

- первичные цивилизации. Государства первичных цивилизаций (Древний Еги­пет и другие) существовали как политико-религиозные комплек­сы, обожествлявшие фараонов и занимавшиеся религиозной дея­тельностью. Различие между светской и религиозной властью не проводилось.



- вторичные цивилизации. Государства вторичных цивилизаций, в том числе ев­ропейские государства, выступали в обществе как элемент, подчи­ненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассмат­ривалась как проявление божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государст­ва и религиозной властью церкви.

Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли, социальной природе.

В первичных цивилизациях государство само определяет социальные и экономические структуры., то есть, является составной частью не только политической надстройки, но и базиса. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе. государство

Во вторичных цивилизациях (западноевропейской, североамериканской, восточно-европейской, латиноамериканской, буддийской и др.) проявилось отчетливое разграничение между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, а иначе его власть незаконна.

Слабыми сторонамицивилизационного подхода являются:

- недооценка социально-экономических факторов;

- существование множества критериев и несовпадающих классификаций;

- отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общество.

 

Понятие формы государства и ее элементы

Форма государства – совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

Форма государства – понятие сложное, включающее в себя три элемента: форму правления, форму территориального устройства и политический режим.

Форма правления– совокупность способов организации государственной власти.

Форма государственного устройства – внутреннее деление государства на составные части: административно-государственные единицы, административные образования или суверенные государства.

Политический режим –совокупность средств и способов осуществления государственной власти и управления.

Формы государственного правления

В рамках современной теории государства и права различаются две формы правления: монархия и республика.

Монархия— это форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит монарху.

Признаки монархий:

- власть передается по наследству в бессрочное и пожизненное владение независимо (в большинстве случаев) от воли народа;

- монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как его глава;

- монарх осуществляет единоличное правление. Его власть верховна и суверенна (независима);

- в большинстве случаев монарх считается свободным от ответственности.

Виды монархий

Абсолютная (неограниченная) монархия характеризуется:

-является неограниченная и ни перед кем неподотчетная власть монарха,

-отсутствием каких-либо представительных учреждений,

-сосредоточением всей государственной власти в руках монарха,

- монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие,

- полным бесправие народа,

Примеры: Россия XVII—XVIII вв., Франция при Людовике XIV, со­временный Бруней.

Разновидностью абсолютистской монархии является теократическая монархия, глава государства одновременно представляет и светскую и религиозную власть (Сау­довская Аравия).

Конституционная (ограниченная)монархия характеризуется:

- власть монарха ограничена выборным органом — парламентом — и особым правовым актом — кон­ституцией,

- монарх осуществляет представительские функции,

- правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом,

- в ряде случаев монарх сохраняет право назначать и смешать мини­стров.

Примеры: Великобритания, Швеция, Дания и др.).

Дуалистическая монархия характеризуется:

- возникает на стыке историче­ских эпох, когда феодалы не в со­стоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять всю полноту власти,

- государственная власть имеет двойственный характер. Монарх выражает интересы феодалов и формирует путем назначения верхнюю палату парламента. Ниж­няя палата, которая формируется выборным путем, представляет интересы буржуазии.

Пример: Германия в конце XIX - начале XX вв.

 

Республика —это форма правления, при которой верхов­ная власть принадлежит избранным на определенный срок орга­нам власти.

Признаки республик:

- это коллективное правление;

- высшие органы государственной власти имеют сложную структуру, несут ответственность за осуществление полномочий согласно закону;

- решения, принимаемые высшими органами власти подлежат коллегиальному обсуждаются по соответствующей процедуре;

- республиканское правление основано (в большинстве случаев) на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением;

- органы власти избираются на определенный срок;

- все должностные лица в республике несут ответственность.

Виды республик

Президентскаяреспублика характеризуется:

- определенным соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства;

- государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент принимает законы;

- правительство ответственно перед президентом;

- как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание);

- отсутствием ответственности правительства перед парламентом;

- президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти.

Примеры: США, Аргентина, Мексика, Бразилия.

Парламентская республикахарактеризуется:

- провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность;

- наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент;

- правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте;

- участие президента в формировании правительства номинально. Его политические функции могут быть реализованы только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом.

Примеры: ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.

Парламентско-президентская республика характеризуется сочетанием президентской и парламентской властей.

Пример: Франция.

Форма государственного устройства

Формы государст­венного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- каково положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Теория государства выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства. Таковые делятся на две основные группы: традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся унитарные и федеративные государства. К нетрадиционным относятся конфедерации, союзы, сообщества, содружества, унии, фузии, инкорпорации и т.д.

Унитарное государство— единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признакиунитарного государства:

1) политическое и террито­риальное единство государства;

2) единое гражданство;

3) единые высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

4) центра­лизация государственной власти; единая структура государственного аппарата на всей территории страны;

5) контроль за деятельностью административно-территориальных единиц;

6) вместе с тем компетенция может быть распределена (по некоторым вопросам) между центром и местами, как правило, на договорной или конституционной основе;

7) все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам;

8) административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

По степени зависимости местных органов власти от центральных различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой кон­троль назначением из центра чиновников. Во втором случае за ме­стными органами осуществляется косвенный контроль и тем са­мый с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.

Примеры: Польша, Япония, Китай, Афганистан, Па­кистан и др.

Федеративное государство– добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Согласно другой точке зрения, государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны, поскольку не обла­дают верховенством внутри федерации и внешней политической независимостью. Государства как субъекты федерации имеют не­который эквивалент суверенитета, так как располагают опреде­ленной степенью суверенности и вправе участвовать в осуществ­лении федеральной власти через верхнюю палату парламента.

Признаки федерации:

1) два уровня государственного аппарата федеральные органы государственной власти и управления и ор­ганы власти и управления субъектов федерации;

2) две системы законодательства — федеральная и каждого субъекта федерации;

3) две судебные системы — общефедеральная и субъектов федера­ции;

4) двухканальная система налогов— федеральная налоговая система и налоговая система субъектов федерации;

5) разделение сфер пол­номочий федеральных органов и субъектов федерации;

6) «двойное гражданство», то есть гражданин субъекта федерации одновремен­но является гражданином федерации.

В зависимости от принципа формирования различают три вида федерации: территориальные федерации (США, Мексика), на­циональные (бывшая Югославия) и национально-территориальные (Россия).

Конфедерация – это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер.

Признаки конфедерации:

- как правило, не имеет еди­ных законодательных органов, единой системы налогов, единого бюджета и единого гражданства;

- порядок вступления в конфедерацию основан на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Выход из конфедера­ции может производиться на основе одностороннего волеизъяв­ления;

- в большинстве случаев носит временный характер. Постепенно превращается в федерацию (Швейцарский союз, Германский союз, США), либо распадается (Австро-Венгрия, ОАР);

- субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения;

- только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

Содружество – еще более аморфное, чем конфедерация, но тем не менее организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.

Признаки содружества:

- это не государство, а своеобразное объединение независимых государств;

- цели, выдвигаемые при создании содружества, затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных;

- могут создаваться и надгосударственные органы,

- денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

- правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств, другие уполномоченные на это органы (устав содружества, акты об общих вооруженных силах и т.п.);

- имеет переходный характер. Может развиваться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, послужить этапом окончательной дезинтеграции государств.

Примеры: СНГ, Британское содружество наций.

Сообщество –переходная форма к иной государственной организации общества, в большинстве случаев усиливающая интеграционные связи государств.

Признаки сообщества:

- имеет над государственные органы и бюджет;

- целью сообщества является отмена таможенных, визовых и других экономических барьеров.

Пример: бывшее Европейское сообщество.

Империя - насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т.п.). Иногда имеет место добровольное вхождение некоторых государств в состав империи, например, когда народу этого государства грозит уничтожение со стороны «третьего» государства, и в воссоединении с родственными государствами (но религии, языку) народ этого государства видит свое спасение.

Уния - добровольное объединение двух го­сударств под властью одного монарха (Норвегия и Швеция в 1815 г).

Фузия - воссоединенные государства, образованные в ре­зультате исторически закономерного слияния (ФРГ и ГДР).

Политический режим

Режим характеризуют:

- правовое поло­жение личности в обществе и государстве, ее фактическое положение;

- воздействие государства на политическую жизнь стра­ны и другие черты;

- правовая форма применения тех или иных способов осуществления государственной власти.

Виды политических режимов.

Все режимы делятся на демократические и недемо­кратические.

Демократический режим- это способ осуществления государ­ственной власти, обеспечивающий участие народа в управлении государством.

Характерные черты демократических режимов:

- фор­мирование органов власти выборным путем;

- политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений, союзов;

- гарантированное существование по­литических прав и свобод граждан;

- равноправие всех форм собственности;

- децентрализация власти, широкое развитие всех форм самоуправления.

Антидемократический режим - это способ осуществления государ­ственной власти, предусматривающий отстранение широких масс населения от участие в управлении государством.

Разновидности антидемократических режимов:деспотия, тирания, авторитарный, тоталитарный, фашистский.

Деспотический– режим, характерный для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии (древневосточный монархии), когда неограниченная власть сосредотачивается в руках одного лица, получающего ее законно (по наследству). Данный режим отличается крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Деспот опирается на разветвленный бюрократический аппарат и армию. Жестоко подавляется любое инакомыслие.

Тиранический – режим, основанный на узурпации власти тираном
и жестоких методах ее осуществления (тирании часто устанавливались в античных полисах, например, тирания Агафокла в Сиракузах). Власть тирана устанавливается насильственным, захватническим путем, смещением законной власти с помощью государственного переворота; отличается произволом, террором, жестокостью.

Авторитарный –режим, при котором власть осуществляется ограниченным кругом лиц и не контролируется народом; режим может осуществляться в разных формах. Представительные органы реально никакой роли в жизни общества не играют. Управляет правящая элита во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией, партийной группировкой). Устанавливается авторитарный режим в результате военного илигосударственного переворота.

Тоталитарный –режим,являющийся крайней формой авторитарного режима (социалистические государства периодов «культа личности»). Характеризуется наличием одной официальной идеологии, одной политической партией, слиянием партийного аппарата с государственным и формированием партийной номенклатуры; наличием «культа личности», партийной монополией на средства массовой информации, крайним центризмом в управлении, огосударствление собственности, милитаризацией. Формально политические права и свободы закрепляются в законе, но отсутствует механизм их реализации.

Фашистский -режим, являющийся крайней формой тоталитаризма (Италия, Венгрия в 20-40 гг. XX в.). При фашистском режиме национализм становится государственной политикой. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при нарастании социальной напряженности, обнищании масс.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Безулевская И.В. Федерация и федерализм: виды и модели // Право и политика. 2004. № 7.

Бойко Ю.П. Политико-правовые аспекты федеративного обустройства Российского государства // Право и политика. 2008. № 3.

Григорьева А.В. Основы становления федеративного устройства в России// Государство и право. 2009. № 10.

Громыко А. Л. Политический режим. М., 1994.

Дамдинов Б.Д. О понятии субъекта федерации: Теоретические аспекты // Сибирский юридический вестник. 2003. № 2.

Завьялов Ю.С. Тоталитаризм как разновидность политического режима// Государство и право. 2010. № 5.

Иринин А. Унитарная форма государственного устройства: понятие и основные признаки // Закон и право. 2007. № 5.

Кинг Г. Классификация федераций // Полис. 2000. № 5.

Кудрявцев Ю.А. Политические режимы: критерий классификации и основные виды// Правоведение. 2002. № 1.

Кудрявцев Ю.А. Правовой режим демократических государств и проблемы правопонимания// История государства и права. 2005. № 2.

Лобанов Г. Безналоговое государство // Юрист. 2000. № 3.

Мухаметисин Ф.Х. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа// Государство и право. 1994. № 3.

Рушайло В.Б. Понятие и содержание специального административно-правового режима// Следователь. 2003. № 7.

Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

Силинов П. М. О некоторых принципах федерализма в зарубежной литературе // Государство и право. 2000. № 5.

Солоневич И. Народная монархия. М., 1991.

Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. СПб., 1997.

Шумков Д. М. Форма государства // Основы государства и права. 2000. № 1.

Устрялов Н.В. Элементы государства // Политическая наука. 2002. № 2.

Хабермас. Ю. демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. М., 1993.

Якушкин В.М. Многообразие форм правления // Философская и социальная мысль. 1992. № 10.

 

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.