|
Социально – диагностические методы в социальной работе.Социально – диагностические методы в социальной работе. Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Есть ряд и дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе. - предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить требуемый результат. - метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения. - технология применения методов (инструкция) должна быть ясной и понятной. Она должна настраивать клиента на доверительное отношение к социальному работнику, на сотрудничество, исключающее возникновение побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты. - обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике. Социальный диагноз может осуществляться: • на уровне общества в целом, для выявления общих тенденций развития в области экономики, социальной политики, духовной жизни и т.д.; • на уровне социальной группы или территориальной общности, например, развитие классов, народностей, территориальных групп, трудовых коллективов и др.; • на личностном уровне, помогая персонифицировать, придать «адресность» при выявлении проблем жизнедеятельности. Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие: 1.Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. 2.Беседа — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации (это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах) 3.Анкетирование — метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых. 4.Вопросник (опросник-личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. 5.Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. 6.Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов. 7.Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу. 8.Методы тестирования – специализированные методы диагностического обследования, с помощью которых, можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник — тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого. Тест-задание — оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества. Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Их недостатком является то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста. 9.Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Сущность научных методов и их роль в социальной работе Социальная работа как система научных знаний состоит из двух основных разделов: 1) теоретико-методологического, фундаментального, в котором изучается методология, рассматриваются закономерности, принципы, категориальный аппарат, и 2) прикладного, социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания к решению практических социальных задач. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий и система знаний опирается на теоретические положения социальной работы, на соответствующий методологический аппарат (принципы, законы, категории, методы, приемы исследования и т.д.), а также на практический опыт и эмпирический материал. Пути, способы познания и преобразования объективной реальности принято называть методами. Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая: 1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики; 2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта). Социальный работник должен руководствоваться общими принципами научной деятельности, а именно: — начиная исследование, необходимо тщательно взвешивать его возможные последствия для людей; — необходимо получить добровольное и осознанное согласие участников исследования, удостовериться, что никому из них не грозят санкции или наказания в случае отказа от участия, неукоснительно соблюдать личные права и достоинство участников; — необходимо гарантировать защиту участников исследования от несанкционированного физического или психологического дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба; — обсуждение оказанных услуг или отдельных случаев оказания социальных услуг должно проводиться только в координатах профессиональных обязанностей социального работника и только с лицами, которые непосредственно и в силу своей профессии имеют к этому отношение; — необходимо гарантировать конфиденциальность полученной в ходе проводимых исследований информации об ее участниках.
Основные методы терапевтической работы в соц. практике. Соц. раб-к использует достижения психологии, психотерапии и психоатрии. Любой из методов терапевтического воздействия включает 2 компонента: 1)интеллектуальный, связанный с информацией воздействия слова. 2)эмоциональный. Выражение лица, тембр, интонация голоса, хар-р и особенности жестов. Соц. раб-к должен быть авторитетом и эмоционально близким для клиента человеком. В целом методы соц. терапии делятся на 2 группы: 1. индивидуальная (сохранение конфиденциальности) 2. групповая.
Процесс консультирования Проведение консультирования предполагает соблюдение след. принципов: 1.целесообразность и целеустремленность, т.е нужно иметь конкретные цели и задачи. 2.добровольность и ненавязчивость, т.е клиент, имеет право в любое время отказаться от консультаций. 3.методическая краткость и грамотность. Этапы консультирования: 1.выявление причин, побудивших клиента к консультированию; 2. Опрос, оценка, диагностика проблем; 3. Формулирование проблемы и определение цели консультирования; 4.установление стратегий и плана действий.; 5.осуществление соответствующих действий (звонить в учреждения); 6.оценка консультирования и выводы. В процессе консультирования не следует начинать общение, словами: «Я думаю..», «Я чувствую…» Золотое правило – выслушать клиента полностью, затем реагиров. На мнение клиента и поставленные проблемы. Уместно использовать фразы «Вы полагаете..», «Вы чувствуете..» - этим самым даем возможность клиенту прислушиваться к себе. Социальная среда, в которой проводится консультирование, влияет на результаты. Технология консультирования очень близка к технологии посреднической деятельности. Задача посреднической деятельности – достичь уступок, договоренности, объединение участников конфликта для решения жизненно-важных проблем. Проблемы пожилых людей В соответствии с классификацией ВОЗ, пожилые люди делятся на категории. от 60 до 74 лет – пожилые люди, 75-89 – старые люди, 90 и старше – долгожители. В структуре населения России пожилые люди составляют 23-24% населения. К 2025 году число людей старше 60 лет достигнет 1,2млрд. Причем особенно это относится к лицам старше 80 лет. Таким образом, для демографического развития современного об-ва характерны тенденции активного старения населения. Причины: 1) изменение демогр. поведения людей 2) постоянное совершенствование системы соц. поддержки пожилых в об-ве Соц. работа с этой категорией населения должна учитывать следующие особенности: 1) Ограничение жизнедеятельности пожилых людей 2) Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окр. людьми 3) Резкое снижение соц. статуса пожилого человека в об-ве Утрата этого статуса приводит к эмоц, психологич. и физич. срывам 4) Наличие большого количества свободного времени и качество его наполнения Выстраивая систему социальной поддержки и помощи пожилым гражданам, современному об-ву необходимо: Отказаться от распространенного стереотипа, что у пожилого человека резко снижается уровень потребностей и что традиционным занятием для них становится ведение хоз-ва и воспитание внуков. Но сегодня в пожилой возраст вступают люди, сделавшие успешную проф. карьеру и добившиеся успехов в проф. и обществ. деят-ти. Построение системы соц. поддержки возможно не только на основе существующих традиций, но и на серьезных теоретических основаниях: 1. Теория соц. освобождения. Эта теория признает факт, что в процессе старения люди отчуждаются от тех, кто моложе и освобождают систему, связанную с руководящей ответственной работой. Этот процесс неизбежен, т.к. занимаемые пожилыми позиции, должны постепенно переходить к молодым. Это является способом приспособления пожилого человека к новым ограниченным возможностям и формам примирения с неизбежностью надвигающейся смерти. 2. Теория соц. активности. По этой теории, в процессе старения люди теряют привычные соц. роли, в рез-те чего возникает чувство ненужности и ущемления собственного достоинства. Для поддерж. и сохр. позитивного самочувствия, пожилому человеку не следует отказываться от активной жизни, а наоборот, заниматься усвоением новых видов деят-ти. На адаптацию человека к старению влияет число освоенных им соц. ролей. 3. Теория соц. меньшинств и субкультуры. Сторонники этой теории считают, что старики – это одно из меньшинств чем и обусловлен их низкий соц-эк. статус. Такое положение заставляет пожилого четко отчерчивать свои соц. границы. создавая особую субкультуру старости. Эта теория популярна в практике социальной работы и связана с созданием спец. мест компактного проживания пожилых, где есть всё необходимое для комфортной безопасной жизни. Но в этом подходе есть негативная возможность отчуждения пожилого от других возрастных групп, от жизни остального об-ва 4. Теория возр. стратификации. По этой теории каждое поколение людей неповторимо, уникально и обладает присущ. только ему соц. опытом полезным для всего об-ва. Понятие лиц БОМЖ Что представляют и откуда берутся бомжи: 1.*лица с психол потологией *больные алкоголизсмом, наркоманией *жертвы мошенничества с жильем 2. лица скрывающиеся от правосудия 3. выселенные из служебной жилплощади 4. беженцы, вынужденные переселенцы, незаконно выехавшие к нам из других стран 5. дети убежавшие от родителей и из интернатов Причины МСЗ в 95 г. 1. Падение уровня жизни, неблагоприятные отношения в семье 2. Утрата жилья 3. Недостаточная работа правоохранительных органов соц. защиты 4. Злоупотребление алкоголем и наркотиками 5. Несовершенство законодательства 6. Прозрачность границ России 7. Локальные воины в России 8. Ухудшение социально-экон. Положения 9. Нежелание трудиться и вести ЗОЖ Отличительные черты бомжей: · Возраст от 30-50 лет · Мужчин больше чем женщин · Место проживание чердаки, подвалы, вокзалы · Источники существования милостыня, воровство, периодические заработки · Их можно узнать по внешнему виду и запоху · Образ жизни направлен на борьбу за существования Больных среди бомжей 36%, каждый 10 ребенок. Наличие бомжей ухудшает санитарно-эпидемиологическую и криминальную обстановку, если не принять меры, это может привести к вспышкам цепного тифа туберкулеза и каждое пятое дело по уголовному преступлению совершается бомжем.
Миграция как соц. явление Миграция во многом определяет экон. И соц. статус большинства государств. С одной стороны миграция жизненно необходима и неизбежна для нормальной жизнедеятельности в связи с перераспределением трудовых ресурсов. С другой стороны миграция, которая носит вынужденный характер, приводит к росту соц. напряженности, порождая проблемы с жильем и работой, с адаптацией на новом месте. Термин миграция обозночает процесс переселения людей, пересекающих границы тех или иных территорий, со сменой места жительства на длительный срок. Типы миграции: · Эпизодическая · Маятниковая · Сезонная · Безвозвратный тип миграции По отношению к перемещению различают добровольную, вынужденную и принудительную миграцию. Причины миграции в основном соц.-экон. В 93 г. Был принят закон «о беженцах и вынужденных переселенцах». Большинство вынужденных переселенцев и беженцев — это лица, пострадавшие от факторов социального риска; значительная их часть вполне трудоспособна, обладает соответствующим уровнем образования и имеет определенную трудовую квалификацию. В связи с этим помощь мигрантам должна начинаться с оказания содействия в их трудоустройстве, что в условиях массовой безработицы в Российской Федерации в первую очередь предполагает содействие самозанятости. Основные задачи ФМС: защита прав мигран. и организация контроля за миграционными процессами. Социально – диагностические методы в социальной работе. Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Есть ряд и дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе. - предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить требуемый результат. - метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения. - технология применения методов (инструкция) должна быть ясной и понятной. Она должна настраивать клиента на доверительное отношение к социальному работнику, на сотрудничество, исключающее возникновение побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты. - обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике. Социальный диагноз может осуществляться: • на уровне общества в целом, для выявления общих тенденций развития в области экономики, социальной политики, духовной жизни и т.д.; • на уровне социальной группы или территориальной общности, например, развитие классов, народностей, территориальных групп, трудовых коллективов и др.; • на личностном уровне, помогая персонифицировать, придать «адресность» при выявлении проблем жизнедеятельности. Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие: 1.Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. 2.Беседа — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации (это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах) 3.Анкетирование — метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых. 4.Вопросник (опросник-личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. 5.Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. 6.Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов. 7.Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу. 8.Методы тестирования – специализированные методы диагностического обследования, с помощью которых, можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник — тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого. Тест-задание — оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества. Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Их недостатком является то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста. 9.Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|