Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социально – диагностические методы в социальной работе.





Социально – диагностические методы в социальной работе.

Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность.

Есть ряд и дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе.

- предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить требуемый результат.

- метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения.

- технология применения методов (инструкция) должна быть ясной и понятной. Она должна настраивать клиента на доверительное отношение к социальному работнику, на сотрудничество, исключающее возникновение побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты.

- обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике.

Социальный диагноз может осуществляться:

• на уровне общества в целом, для выявления общих тенденций развития в области экономики, социальной политики, духовной жизни и т.д.;

• на уровне социальной группы или территориальной общности, например, развитие классов, народностей, территориальных групп, трудовых коллективов и др.;

• на личностном уровне, помогая персонифицировать, придать «адресность» при выявлении проблем жизнедеятельности.

Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие:

1.Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем.



2.Беседа — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации (это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах)

3.Анкетирование — метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.

4.Вопросник (опросник-личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности.

5.Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования.

6.Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

7.Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

8.Методы тестирования – специализированные методы диагностического обследования, с помощью которых, можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник — тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.

Тест-задание — оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества.

Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Их недостатком является то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.

9.Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

Сущность научных методов и их роль в социальной работе

Социальная работа как система научных знаний состоит из двух основных разделов:

1) теоретико-методологического, фундаментального, в котором изучается методология, рассматриваются закономерности, принципы, категориальный аппарат, и

2) прикладного, социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания к решению практических социальных задач.

Технология социальной работы как отрасль социальных технологий и система знаний опирается на теоретические положения социальной работы, на соответствующий методологический аппарат (принципы, законы, категории, методы, приемы исследования и т.д.), а также на практический опыт и эмпирический материал.

Пути, способы познания и преобразования объективной реальности принято называть методами.

Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:

1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;

2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).

Социальный работник должен руководствоваться общими принципами научной деятельности, а именно:

— начиная исследование, необходимо тщательно взвешивать его возможные последствия для людей;

— необходимо получить добровольное и осознанное согласие участников исследования, удостовериться, что никому из них не грозят санкции или наказания в случае отказа от участия, неукоснительно соблюдать личные права и достоинство участников;

— необходимо гарантировать защиту участников исследования от несанкционированного физического или психологического дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба;

— обсуждение оказанных услуг или отдельных случаев оказания социальных услуг должно проводиться только в координатах профессиональных обязанностей социального работника и только с лицами, которые непосредственно и в силу своей профессии имеют к этому отношение;

— необходимо гарантировать конфиденциальность полученной в ходе проводимых исследований информации об ее участниках.

 

 


Основные методы терапевтической работы в соц. практике.

Соц. раб-к использует достижения психологии, психотерапии и психоатрии.

Любой из методов терапевтического воздействия включает 2 компонента:

1)интеллектуальный, связанный с информацией воздействия слова.

2)эмоциональный. Выражение лица, тембр, интонация голоса, хар-р и особенности жестов.

Соц. раб-к должен быть авторитетом и эмоционально близким для клиента человеком.

В целом методы соц. терапии делятся на 2 группы:

1. индивидуальная (сохранение конфиденциальности)

2. групповая.

 


Процесс консультирования

Проведение консультирования предполагает соблюдение след. принципов:1.целесообразность и целеустремленность, т.е нужно иметь конкретные цели и задачи. 2.добровольность и ненавязчивость, т.е клиент, имеет право в любое время отказаться от консультаций. 3.методическая краткость и грамотность.

Этапы консультирования: 1.выявление причин, побудивших клиента к консультированию; 2. Опрос, оценка, диагностика проблем; 3. Формулирование проблемы и определение цели консультирования; 4.установление стратегий и плана действий.; 5.осуществление соответствующих действий (звонить в учреждения); 6.оценка консультирования и выводы.

В процессе консультирования не следует начинать общение, словами: «Я думаю..», «Я чувствую…»

Золотое правило – выслушать клиента полностью, затем реагиров. На мнение клиента и поставленные проблемы.

Уместно использовать фразы «Вы полагаете..», «Вы чувствуете..» - этим самым даем возможность клиенту прислушиваться к себе.

Социальная среда, в которой проводится консультирование, влияет на результаты.

Технология консультирования очень близка к технологии посреднической деятельности. Задача посреднической деятельности– достичь уступок, договоренности, объединение участников конфликта для решения жизненно-важных проблем.

Проблемы пожилых людей

В соответствии с классификацией ВОЗ, пожилые люди делятся на категории. от 60 до 74 лет – пожилые люди, 75-89 – старые люди, 90 и старше – долгожители.

В структуре населения России пожилые люди составляют 23-24% населения.

К 2025 году число людей старше 60 лет достигнет 1,2млрд. Причем особенно это относится к лицам старше 80 лет. Таким образом, для демографического развития современного об-ва характерны тенденции активного старения населения.

Причины:

1) изменение демогр. поведения людей

2) постоянное совершенствование системы соц. поддержки пожилых в об-ве

Соц. работа с этой категорией населения должна учитывать следующие особенности:

1) Ограничение жизнедеятельности пожилых людей

2) Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окр. людьми

3) Резкое снижение соц. статуса пожилого человека в об-ве

Утрата этого статуса приводит к эмоц, психологич. и физич. срывам

4) Наличие большого количества свободного времени и качество его наполнения

Выстраивая систему социальной поддержки и помощи пожилым гражданам, современному об-ву необходимо: Отказаться от распространенного стереотипа, что у пожилого человека резко снижается уровень потребностей и что традиционным занятием для них становится ведение хоз-ва и воспитание внуков. Но сегодня в пожилой возраст вступают люди, сделавшие успешную проф. карьеру и добившиеся успехов в проф. и обществ. деят-ти.

Построение системы соц. поддержки возможно не только на основе существующих традиций, но и на серьезных теоретических основаниях:

1. Теория соц. освобождения. Эта теория признает факт, что в процессе старения люди отчуждаются от тех, кто моложе и освобождают систему, связанную с руководящей ответственной работой. Этот процесс неизбежен, т.к. занимаемые пожилыми позиции, должны постепенно переходить к молодым. Это является способом приспособления пожилого человека к новым ограниченным возможностям и формам примирения с неизбежностью надвигающейся смерти.

2. Теория соц. активности. По этой теории, в процессе старения люди теряют привычные соц. роли, в рез-те чего возникает чувство ненужности и ущемления собственного достоинства. Для поддерж. и сохр. позитивного самочувствия, пожилому человеку не следует отказываться от активной жизни, а наоборот, заниматься усвоением новых видов деят-ти. На адаптацию человека к старению влияет число освоенных им соц. ролей.

3. Теория соц. меньшинств и субкультуры. Сторонники этой теории считают, что старики – это одно из меньшинств чем и обусловлен их низкий соц-эк. статус. Такое положение заставляет пожилого четко отчерчивать свои соц. границы. создавая особую субкультуру старости. Эта теория популярна в практике социальной работы и связана с созданием спец. мест компактного проживания пожилых, где есть всё необходимое для комфортной безопасной жизни. Но в этом подходе есть негативная возможность отчуждения пожилого от других возрастных групп, от жизни остального об-ва

4. Теория возр. стратификации. По этой теории каждое поколение людей неповторимо, уникально и обладает присущ. только ему соц. опытом полезным для всего об-ва.


Понятие лиц БОМЖ

Что представляют и откуда берутся бомжи:

1.*лица с психол потологией

*больные алкоголизсмом, наркоманией

*жертвы мошенничества с жильем

2. лица скрывающиеся от правосудия

3. выселенные из служебной жилплощади

4. беженцы, вынужденные переселенцы, незаконно выехавшие к нам из других стран

5. дети убежавшие от родителей и из интернатов

Причины МСЗ в 95 г.

1. Падение уровня жизни, неблагоприятные отношения в семье

2. Утрата жилья

3. Недостаточная работа правоохранительных органов соц. защиты

4. Злоупотребление алкоголем и наркотиками

5. Несовершенство законодательства

6. Прозрачность границ России

7. Локальные воины в России

8. Ухудшение социально-экон. Положения

9. Нежелание трудиться и вести ЗОЖ

Отличительные черты бомжей:

· Возраст от 30-50 лет

· Мужчин больше чем женщин

· Место проживание чердаки, подвалы, вокзалы

· Источники существования милостыня, воровство, периодические заработки

· Их можно узнать по внешнему виду и запоху

· Образ жизни направлен на борьбу за существования

Больных среди бомжей 36%, каждый 10 ребенок.

Наличие бомжей ухудшает санитарно-эпидемиологическую и криминальную обстановку, если не принять меры, это может привести к вспышкам цепного тифа туберкулеза и каждое пятое дело по уголовному преступлению совершается бомжем.

 

 

Миграция как соц. явление

Миграция во многом определяет экон. И соц. статус большинства государств.

С одной стороны миграция жизненно необходима и неизбежна для нормальной жизнедеятельности в связи с перераспределением трудовых ресурсов. С другой стороны миграция, которая носит вынужденный характер, приводит к росту соц. напряженности, порождая проблемы с жильем и работой, с адаптацией на новом месте.

Термин миграция обозночает процесс переселения людей, пересекающих границы тех или иных территорий, со сменой места жительства на длительный срок.

Типы миграции:

· Эпизодическая

· Маятниковая

· Сезонная

· Безвозвратный тип миграции

По отношению к перемещению различают добровольную, вынужденную и принудительную миграцию.

Причины миграции в основном соц.-экон.

В 93 г. Был принят закон «о беженцах и вынужденных переселенцах».

Большинство вынужденных переселенцев и беженцев — это лица, пострадавшие от факторов социального риска; значительная их часть вполне трудоспособна, обладает соответствующим уровнем образования и имеет определенную трудовую квалификацию. В связи с этим помощь мигрантам должна начинаться с оказания содействия в их трудоустройстве, что в условиях массовой безработицы в Российской Федерации в первую очередь предполагает содействие самозанятости.

Основные задачи ФМС: защита прав мигран. и организация контроля за миграционными процессами.

Социально – диагностические методы в социальной работе.

Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность.

Есть ряд и дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе.

- предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить требуемый результат.

- метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения.

- технология применения методов (инструкция) должна быть ясной и понятной. Она должна настраивать клиента на доверительное отношение к социальному работнику, на сотрудничество, исключающее возникновение побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты.

- обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике.

Социальный диагноз может осуществляться:

• на уровне общества в целом, для выявления общих тенденций развития в области экономики, социальной политики, духовной жизни и т.д.;

• на уровне социальной группы или территориальной общности, например, развитие классов, народностей, территориальных групп, трудовых коллективов и др.;

• на личностном уровне, помогая персонифицировать, придать «адресность» при выявлении проблем жизнедеятельности.

Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие:

1.Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем.

2.Беседа — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации (это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах)

3.Анкетирование — метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.

4.Вопросник (опросник-личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности.

5.Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования.

6.Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

7.Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

8.Методы тестирования – специализированные методы диагностического обследования, с помощью которых, можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник — тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.

Тест-задание — оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества.

Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Их недостатком является то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.

9.Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.