Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понимающая социология Макса Вебера.





 

Макс Вебер (1864-1920) – немецкий экономист, историк и социолог. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Концепция «понимающей социологии» - попытки соотнести на уровне науки рациональное и эмоциональное начала. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Результатом понимания по Веберу является гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Основные категории понимающей социологии – поведение, действие и социальное действие. Поведение является наиболее общей категорией деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. Действие всегда называется понятное отношение к «объектам».

Социальное действие – ключевое понятие в социологии Вебера. Критерии социального действия: 1) социальное действие наделено смыслом; куда-то направлено; 2)направлено на других людей; на их ожидание поведения.

Типология социальных действий (идеальнее типы. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления):

1) целерациональное действие – ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели (рационально соотносительно цели и средства);

2) ценностно-рациональное – основано на вере в безусловную ценность определенного поведения независимо от его результата (рационально по поставленным целям);

3) аффективное – определяется эмоциональным состоянием индивида или аффектами (эмоции);

4) традиционное – определяется традицией или привычкой (привычка).

Ключевое – процесс рационализации – переход к современному обществу; в современном обществе доминирует ценностно-рациональный тип, а в досовременном обществе – целерациональный и традиционный).

2 мотора этого процесса:

1) бюрократизм. Бюрократия – неотделима от появления государства и наоборот.

2) капитализм. Капитализм существует всегда – так считает Вебер. Архаические и современные виды капитализма – торговый (не производят те вещи, которые продают - непроизводственный капитализм) и произвосдтвенный (рационально-организованное; ориентировано на рынок).

Принципе свободы от оценочных суждений – требование четко отделять констатацию фактов от их оценки как достойных порицания или одобрения, желаемых или не желаемых. Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором — речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста. Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте.

В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства):

1) рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;

2 ) традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;

3) харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм, гениальность. или какое-то иное достоинство властителя и его власти, не подлежащее точному определению или понятному объяснению.

 

 

Социология Э.Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) - французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. Основатель университетской социологии.

Девиз школы Д. – требование рассматривать социальные факты, как вещи. Предметом социологии по Дюркгейму являются социальные факты. Социальный факт - всякий образ действий, резко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее принуждение, или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, но имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений. Социальные факты необходимо рассматривать как вещи.

Характеристики социального факта:

1) внешний по отношения к индивидам

2) носит принудительный характер.

Для того, чтобы возник социальный факт, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода по Д. Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д. Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей.

Проблема социальной солидарности — одна из центральных проблем в работах Дюркгейма. Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.

2 типа социальной солидарности:

1) механический (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт.

2) органический (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме.

Разделение труда Д. понимал как профессиональную специализацию. Оно играет роль, которую некогда исполняло общее сознание; оно главным образом удерживает вместе социальные агрегаты высших типов. Разделение труда признак высокоразвитого общества. Причиной разделения труда Д. считал рост народонаселения, обуславливающий интенсивность социальной жизни. С ростом населения увеличивается и борьба за существование, в этих условиях разделение труда – единственное средство сохранения и поддержания данного общества.

Эмпирическое исследование – существует социальный факт, который объясняется социологически. Социологизм – объяснение социальных фактов социологически.

Социальный факт, требующий социальное объяснение – самоубийство. Феномен самоубийства – не индивидуальный по мнению Д. согласно концепции, выдвинутой Д., процент самоубийств яв-с функцией нескольких социальгных переменных: взаимоотношений в религиозных, семейных, политических, национальных и других группах. Он выделил 4 типа самоубийств:

1) эгоистический – создается причинами, которые обуславливают отдаление индивида от общества, перестающего влиять на него регулирующим образом

2) альтруистический – встречается тогда, когда личные интересы совершенно поглощены социальными, когда интеграция группы настолько велика, что индивид перестает существовать как самостоятельная единица.

3) аномический – встречается по преимуществу во время крупных общественных потрясений, экономических кризисов, когда индивид теряет способность приспосабливаться к социальным преобразованиям, новым социальным требованиям и теряет связь с обществом. Д. вводит понятие аномия – распад социальной ткани; отсутствие социальных норм; нормативный вакуум. Аномия – стресс для индивида. Т.о., ослабление или отсутствие общественной регламентации, беспорядочная, неурегулированная общественная деятельность лежит в основе аномического самоубийства.

4) фаталистический – возникает в результате усиленного контроля группы над индивидом.

Наиболее ценной чертой дюркгеймовского анализа самоубийств яв-ся раскрытие сущности этого явления как порождаемого кризисным состоянием общества.

Дюркгейм считал религию общественным явлением. Он считал, что религиозные явления могли возникнуть только в обществе. Сам ученый был агностиком. Дюркгейм отказывался считать религию простым продуктом заблуждения человеческого ума или самообманом. По его мнению, религия — это такая сфера человеческой деятельности, где, говоря о богах, подразумевают социальную действительность.

10. Социология Г.Зиммеля.

Георг Зиммель (1858-1918) - немецкий философ и социолог, один из главных представителей поздней «философии жизни». Разрабатывал преимущественно проблемы философии культуры и социологии.

Социологию считал геометрией социального мира. Социология Зиммеля: треугольник понятий.

«(общество)»

поставщики форм

человек(атом) культура

Социология, по мнению Зиммеля, должна изучать формы обобществления. Понятие "форма" имеет в работах Зиммеля ключевое значение. Единой формы не существует. У Зиммеля нет общества. Место общества у З. занимает обобществление. Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Формы социальной жизни — это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т. д. Зиммель считал, что чистые формальные понятия имеют ограниченную ценность, а сам проект Ф. с. лишь тогда может быть реализован, когда эти выявленные чистые формы социальной жизни будут наполнены историческим содержанием. На чем же базируется принцип синтезирующего «обобществления»? З. начинает рассматривать данный вопрос с позиции представления общества в виде набора взаимодействующих друг с другом Я.

Социология исходит из того, что одна и та же форма может быть наполнена разными содержаниями, равно как и одно и то же содержания может выступать в разных формах. В свою очередь, формы обобществления даже в обозримом будущем не удастся разложить на какие-то более простые элементы. Поэтому формы как таковые могут быть сопряжены только с ограниченным кругом явлений. Другими словами, форма как феномен редко существует в чистом виде. Форма является категорией познания. Категория – инструмент конструирования мира.

Характерные черты формы: 1) форму сопоставляет несколько содержаний, образуя тем самым совокупность 2) становясь совокупностью, эти содержания отделяются от других 3) форма упорядочивает сопоставляемые содержания. По словам Зиммеля именно форма помогает преодолеть раздробленность частей и противостоит всему, что не обладает формой. Форма и материя противостоят друг другу.

Тройственная классификация социальных форм:

1 ) процессы. Мода – это процесс. Примером зиммелевского анализа социального процесса как формы обобществления может служить его исследование моды. Мода, пишет Зиммель, одновременно предполагает и подражание, и индивидуализацию. Человек, следующий моде, одновременно и отличает себя от других, и утверждает свою принадлежность к определенному слою или группе. Мода свидетельтсвует о возможности индивидуальных достижений.

2) типы. Типами по З. яв-ся – богач, бедняк, авантюрист, циник, кокетка, профессионал, дилетант, «свой человек», чужак и т.д. Пример – аристократ. Он дорожит своей личной свободой и независимостью, внешне сохраняет спокойствие, избегает профессионализма, нормированного труда ради заработка, человек досуга.

3 ) сценарии развития. Они приходят на смену экстраполяциям и линейным прогнозам. При построении сценариев развития сочетаются точный анализ, интуиция и социологическое воображение.

Современное социально-культурное развитие З. рассматривает как постоянное усиление разрыва между формами и содержаниями. Конкретно это выражается в интеллектуализации общества и развитии денежного хозяйства.

Социальное содержание не требует собственной, специфически социологической интерпретации, поскольку она одновременно яв-ся предметом других наук. Поэтому социология должна заниматься формальными аспектами. Содержание становится общественным только через формы взаимовлияния или обобществления.

« Формальная» социология – интегральная часть общефилософской и культурнофилософской концепции. Ее основные понятия – «содержание» (исторически обусловленные цели, мотивы, побуждения человеческих взаимодействий) и «форма» (универсальный способ воплощения и реализации исторически изменчивых содержаний). В совокупности взаимодействий (форма плюс «наполняющее» ее содержание) реализуется общество. Задача «чистой» социологии – изучение и классификаций форм. Задача «философской» социологии – прослеживание исторических судеб этих форм в связи с их культурно обследованным содержанием.

Примеры:

Форма – семейная жизни; содержание – переживания, настроения.

Форма – бедняк; содержание – лишенность чего-то такого, чем все располагают в силу обычного порядка вещей.

Форма – аристократ; содержание – благородство крови.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.