Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Зона для подгрупповых занятий





Зона для подгрупповых занятий

Зона для индивидуальной диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми

Зона для индивидуальной диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми

Зона психологической разгрузки для педагогов и родителей

Направления деятельности

Педагога-психолога в

Дошкольном учреждении

       
   

 


Диагностическая Коррекционно-

Работа развивающая

Работа

       
 
   
 


Профилактическая Консультационная

Работа работа

 
 


Просветительская

Работа

       
   


Экспертная

работа Методическая работа

 

 

Основные направления работы

Диагностическое направление

Диагностика в деятельности практического психолога ДОУ имеет огромное значение и является обоснованием ко всем остальным видам деятельности. С помощью диагностики выявляются проблемы в развитии детей, в работе с родителями, с педагогами. Результаты диагностики позволяют точно и определенно сказать в чем причина той или иной проблемы и организовать последующую работу не на домыслах, а на точном заключении.

Основная задача практического психолога в психодиагностике, сводится к тому, чтобы оценивать психологию и поведение детей и взрослых людей в системе образования, даватьим квалифицированную психологическую ха­рактеристику, опираясь на достоверные и надежные данные, полу­ченные в процессе психологического обследования. Психолог, занимающийся этим видом профессиональной деятельности, должен знать не только технику применения на практике той или иной психодиаг­ностической методики, но и теорию, в рамках которой она перво­начально появилась и в дальнейшем совершенствовалась. Психо­лог — специалист по диагностике — должен сам уметь при необхо­димости создавать и проверять, в частности адаптировать, методики, владеть способами научной оценки их валидности и надежности. От психолога требуется научно обоснованная и корректная интерпре­тация результатов проводимых психодиагностических обследова­ний, не допускающая произвола и непоследовательности в их ин­терпретации.

При организации диагностической работы в ДОУ я реализую следующие этапы:

1. При поступлении запроса на психологическую помощь от родителей, педагогов фиксируется запрос и проводится беседа с лицами, формулирующими запрос по заранее разработанной схеме.

2. на предварительном этапе-после поступления запроса проводится наблюдение, с целью уточнения проблемы. Результаты подобных наблюдений фиксируются в протоколе.

3. На основе данной гипотезы подбираются диагностические методики для процедуры исследования проблемы. Для диагностической работы с детьми используются лишь методики стандартизированные, валидные и надежные. В современной практической психологии существует достаточное количество подобных методик для работы со старшими дошкольниками, а при работе с младшими дошкольниками предпочтение отдается экспериментальным ситуациям авторов Урунтаевой, Афонькиной.

4. На следующем этапе анализируются результаты и делается заключение для организации дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

 

Основные

Направления организации

Диагностики в ДОУ

 

Диагностика Диагностика эмоц.

Готовности к школе сферы и личности детей

       
   
 


Диагностика интеллек- Диагностика детско-

Туальных способностей родительских отношений

 
 


Диагностика проф.пригод-

ности и проф. выгорания

Коррекционно-развивающая

Работа

           
     
 
 

 

 


Развитие коррекция нарушений

Компонентов готовности эмоционально-личностной и

К школе интеллектуальной сферы

детей

 

Коррекция детско-родительских

Отношений

 

 

В данных программах мы использовали элементы и упражнения по сказкатерапии, телесно-ориентированной терапии, игровой, арт-терапии, психогимнастике.

Кроме этого, проводилось параллельно консультирование педагогов и родителей детей коррекционных групп по вопросам взаимодействия с детьми.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способ­ностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые воз­можности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоци­ональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

Кроме этого мы использовали телесно-ориентированную терапию и игровую терапию, арттерапию и психогимнастику. Игровая психотерапия. Опирается на основные функции детской игры и применяется, в первую очередь, при психотерапии широ­кого спектра психических расстройств, на­рушений поведения и социальной адапта­ции у детей.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ

И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ

           
   
   
 
 

 


 

ВАННАЯ ТЕРАПИЯ

 

 
 

 


ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

 

 

       
   
 
 

 


арттерапия элементы

психогимнастики

 

 

Профилактическая работа

 

Важный аспект в работе практического психолога связан с психопрофилактикой. Он касается своевременного выявления и уст­ранения факторов, которые могут вести к отклонениям от нормаль­ного психического — интеллектуального или нравственного — разви­тия ребенка. Подразделения психологической службы, занятые реше­нием этой задачи, опираются,в своей работе на знание законов психического развития ребенка, в первую очередь тех, которые пред­ставлены в патопсихологии и в дефектологии как областях теорети­ческих и практических знаний, пограничных между психологией и ме­дициной.

Данное направление работы — психопрофилактическое связано с решением задач предупредительного характера, предотвращаю­щих наступление нежелательных психологических последствий в раз­витии ребенка, например отставания, задержек в развитии, обучении или воспитании, появление нежелательных черт характера, дурных привычек, склонностей. Психолог, занятый профилактической рабо­той, должен знать возможные причины возникновения тех или иных аномалий в развитии, уметь их вовремя заметить и устранить. Этой цели, в частности, служит психологическая подготовка воспитателей, воспитателей и родителей, в ходе которой их обучают внимательно наблюдать за ребенком и своевременно замечать все, что может привести к отклонениям в психическом развитии.

Свою работу в психопрофилактическом направлении психолог проводит в наиболее актуальных аспектах дошкольного образования. Проблема снижения уровня физического и нервно-психического здоровья детей обусловила выбор как одного из наиболее актуальных направлений – работу по снятию психосоматического синдрома и активизации психофизического потенциала детей. В данной работе с детьми используются телесно-ориентированные игры. Данные игры основанные на телесно-ориентированной терапии Райха позволяют снять мышечные зажимы, расслабить ребенка и снять психосоматический синдром возникающий, в следствии, частых соматических заболеваний. Телесно-ориентированные упражнения обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чув­ствования» своего тела способствует обогащению идифференциации сенсорной информации от самого тела (допол­нительная афферентация тела). Известно, что центром тон­кой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной актив­ности. Известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития — ползание, испытывают трудно­сти в обучении. Дело в том, что во время ползания исполь­зуются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизи­рующие развитие мозолистого тела.

Также, в работе по данному направлению я использую элементы хатха-йоги, позы которой позволяют укрепить иммунную систему организма, расслабить ребенка, снять негативные психофизические факторы. Физические упражнения хатха-йоги помогают нормализовать работу внутренних органов, способствуют улучшению кровообращения, координации движений, оздоровлению психики. Для детей это еще и профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Отмечено, чтодети становятся спокойнее, у них появляется уверенность в своих силах улучшается внимание, так как выполнение любого упражнения является чисто механическим, а требует сосредоточенности.

Кроме этого, мы используем сюжетные игры с элементами психогимнастики. Ребенок принимает правила игры легко и безоговороч­но и настолько вживается в образ животного или растения, что начинает чувствовать его внутреннее состояние. И осознает свое внутреннее состояние по мере сопоставления с тем образом, в который «входил». А все эмоции, переживаемые ребенком во время игры, несут им­пульс творчества, который развивает его как личность.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений ре­комендуются различные упражнения и действия с предметами (расстеги­вание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж. Приемы могут быть раз­ными. Важно, рекомендует М.М. Кольцова, вовлекать в движения боль­ше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппара­та, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, про­извольного внимания, навыков психорегуляции.

В своей работе мы используем кинезиологические упражнения. Под влиянием кинезиологических тренировок в организ­ме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых преде­лах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществ­ляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности челове­ка и расширить границы возможностей его мозга. Занятия гармонизи­руют работу головного мозга. Все упражнения психолог дол­жен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.

 

 

Развитие самосознания

В составлении нашей программы работы с детьми основанием выступали теория эмоционального развития А.Д.Кошелевой, В.И.Перегуды, О.А.Шаграевой, возрастного развития Л.С.Выготского, А.Д.Запорожца.

При составлении нашей программы мы использовали следующие программы и методические рекомендации:

- для составления программы эмоционального развития – методика С.В.Крюковой, Н.П.Слободяника «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Кряжевой «Развитие эмоций дошкольников»;

- для развития социальный навыков детей – программа Рылеевой Е.В. «Вместе веселее», программа Прима Е.В., Филлиповой Л.В., Кольцова И.Н. «Развитие социальной уверенности дошкольников»;

- для развития эмоциональной сферы детей, мимики и пантомимики нами использовались методы и приемы из следующих программ - Чистяковой «Психогимнастика», О.В.Хухлаевой «Лесенка радости», «Азбука общения».

Для реализации основных задачи и направлений нашей работы с детьми нами использовались следующие методические приемы:

1. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.

2. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.

4. Рисование эмоций.

5. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.

Этот блок представлен в виде ряда последовательных шагов. Каж­дый шаг — это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой (например, знакомство с одной эмоцией).

 

 

Консультирование

 

Второе направление специализации в работе практического пси­холога представлено психологическим консультированием. Оно вклю­чает в себя следующие частные виды работ:

1. Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведенного психодиагностического обследования, причем соответствующие рекомендации должны предлагаться детям и взрослым в форме, понятной и доступной для практической реали­зации.

2. Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических советов.

3. Рабо­та с педагогами и родителями, выполняемая в рамках психологическо­го всеобуча и системы повышения квалификации.

Ю.Е. Алешина (1994) основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, т. е. разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются сле­дующие задачи:

1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.

2. Облегчение эмоционального состояния клиента, т. е. благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.

3. Принятие клиентом ответственности за происходя­щее с ним. Имеется в виду, чтоб ходе консультации локус жа­лобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходя­щее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию; в противном случае он бу­дет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружаю­щих. Программа-минимум здесь — показать клиенту, что он сам отчасти способствует тому, что его проблемы и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер.

4. Помощь психолога в определении того, как и что имен­но можно изменить в ситуации.

Задача консультанта состоит в установле­нии отношении с клиентом. Клиент прежде всего нуждается в искрен­нем и естественном в своих проявлениях стремлении консультанта вой­ти с ним в контакт. Ни­что так не способствует самораскрытию клиента как безусловное поло­жительное отношение и эмпатия консультанта. Безусловное положитель­ное отношение подразумевает безоценочное принятие жизненного опыта клиента, а также проявление теплоты и заботы. Эмпатия же обеспечива­ет клиента уникальным опытом эмоционального резонанса и совмест­ного познания того, как он переживает свою жизненную ситуацию.

Стадии консультации:

Начало консультации

- Представьтесь.

- Сообщите об имеющемся в вашем распоряжении времени.

- Используйте поощрение вербальное.

- Используйте открытые вопросы.

- Используйте активное слушание, повторение и прояснение.

- Отмечайте и суммируйте жалобы.

- Планируйте степень контроля и активности.

Середина консультации

- Используйте прямое проявление контроля.

- Представляйте каждую новую тему.

- Начинайте каждую тему с открытых вопросов.

- Используйте закрытые вопросы в конце темы.

- Суммируйте, если потеряно направление.

- Обращайте внимание на новую информацию.

- Избегайте жаргона.

- Для выражения гипотез используйте пробную интерпретацию.

- Если сообщения клиента содержат противоречия, используйте кон­фронтацию.

- Для стимуляции выражения эмоций используйте отражение чувств и обратную связь.

Завершение консультации

- Суммируйте содержание беседы.

- Продемонстрируйте готовность услышать о насущной потребно­сти.

- Спросите о соответствии произошедшего ожиданиям клиента.

- Дайте информацию или профессиональную рекомендацию.

- Обсудите следующий шаг

Психолог должен прояс­нить, кто он, что делает, при этом категорически отказаться от лекарств и советов.

Большое значение будет иметь выбор лексики. Все оце­ночные модальности («случилось», «беспокоит», «произош­ло» и т. п.), а также близкие к научным термины (среди них наиболее пугающий клиентов термин — «проблема», но это бывают и такие термины: «отношения», «средства» и т. п.).

Интервью может начаться с вступления, заданного вопро­сом-предложением психолога:

— Слушаю вас, или

— Расскажите о себе, или

Создается возможность для разговора о себе, то есть зада­ется предмет взаимодействия — клиент и события его жизни.

Психологу при установлении контакта необходимо исполь­зовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление — это средство управления клиентом. По­вторение имени создает условия как для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента.

Есть клиенты, которые не идут на контакт. Если в течение десяти минут такой клиент не заговорил, то желательно не идти у него на поводу и не задавать вопросов, о которых он мечтает. Таким образом, психолог берет на себя ответствен­ность за клиента и его активность в ситуации интервью, что противоречит целям консультирования.

На втором этапе интервью, когда происходит сбор информации о клиенте, решается вопрос о том, «В чем проблема?».

Психолог на этом этапе интервью может и часто должен выступить в роли следователя, стремясь узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все детали исследуемого кон­текста, в котором появился заказ клиента. При этом психолог задает конкретные вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях. Вся информация направ­лена на осознание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. Примерно 15-20 минут идет широкий рассказ клиента о себе.

В это время психолог выдвигает предположения о строе­нии внутреннего мира клиента, о том, какими модальностям этого внутреннего мира владеет клиент. Как мы уже отмеча­ли, через анализ контекста психолог может выяснить:

— что знает клиент о возможностях своих действий;

— что знает клиент о своих целях;

— что знает клиент о своих чувствах;

— что знает клиент о своих мыслях,

а также решить вопрос о том, что надо знать клиенту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его бо­лее мобильным.

Задавая вопросы, психолог ориентируется на текст клиен­та, где есть ключевые слова, отражающие содержание про­блемы клиента. Как во всем тексте, произнесенном клиен­том, так и в каждой его фразе есть эти ключевые слова, фик­сирующие тему взаимодействия в предмете — внутреннем мире клиента, событиях его жизни.

Ключевое слово в любом тексте может быть определено по следующему критерию: оно не может быть заменено си­нонимом. Если его заменить, то смысл всего текста или от­дельной фразы в тексте нарушается. Ключевое слово — это фиксация темы взаимодействия. Психолог, задавая вопросы, производит ориентацию анализа ситуации жизни клиента на предмет профессионального взаимодействия с ним. Он гово­рит с ним о его внутреннем мире, о его роли в происхожде­нии событий его жизни. Психолог в своем профессиональ­ном воздействии показывает клиенту его собственное участие в событиях его жизни. При этом он идентифицирует потенциальные возможности клиента, специально обращаясь к нему с оптимистическими суждениями: «Изменяясь сами, вы будете изменять других», «Нужно время и терпение, чтобы изменился тот, кто рядом» и т. п.

В ходе интервью психолог выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их своими вопросами.

Отвечая на вопросы психолога, клиент анализирует свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их. Гипотезы, которые психолог будет обсуждать с клиентом должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Это еще раз выдвигает на передний план проблему адекватного языка интервью, который должен отвечать следующим правилам построения, обращенным к психологу: 1) не надо сгущать краски, употребляя оценочные суждения; 2) ориентируйтесь на ключевое слово — тему клиента; 3) не навязывайте свою точку зрения; 4) употребляйте простые слова и образы для передачи информации; 5) говорите кратко.

Во время консультирования не надо объяснять клиенту о нем все, что узнал психолог. Достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту вариант логики в его поведении. Для сообщения содержания гипотезы психолог демонстрирует клиенту разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог эту информацию принять и проверить. Для этого используется известный принцип обратной связи, который для психолога проявляется в виде вопроса по высказыванию клиента, а для клиента — в виде ответа на этот вопрос.

На этом этапе интервью психолог прибегает к повторению основных параметров решаемой им задачи. Повторение один из принципов консультирования, который позволяет продемонстрировать клиенту разные стороны его проблемы, чтобы он мог эту информацию принять и поверить.

Консультирование — это в известном смысле упрощение поведения клиента по заданной логике, это структурирование его внутреннего мира. Оно не будет эффективно без эмоциональной включенности человека в рассказ о себе. Психо­логу важно собрать факты, подтверждающие гипотезу и уп­рощающие ее для клиента.

Эмоциональная включенность клиента в эту ситуацию определяет процесс структурирования. Разговор психолога с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, по мнению мно­гих авторов, не должен превышать 10 минут. Рекомендуется прервать рассказ клиента, если психологу уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели клиента четко поняты психологом, сле­дует вернуться к определению проблемы. Это позволяет кли­енту увидеть свою проблему и уточнить его позитивные воз­можности.

Третья фаза интервью может быть обозначена как фаза осознания желаемого результата: «Чего вы хотите добиться?» Психолог вместе с клиентом определяет идеал клиента — ка­ким он хочет быть; что в его жизни произойдет, когда пробле­мы будут решены. Если клиенту и психологу все ясно, то ре­комендации должны быть даны немедленно. Некоторые кли­ента начинают именно отсюда.

Эта фаза интервью предполагает воздействие психолога — это основное содержание консультирования. Для клиента она не выглядит как-то по-особому. В интервью с психоло­гом происходит как бы «инсайт» — клиент переживает изме­нения, происходящие с ним как результат его собственных усилий («Я сам все понял»). Опора психолога на потенциаль­ные возможности клиента приводит к тому, что переживае­мые клиентом изменения в ситуации интервью приведут и к изменению его поведения.

Воздействие психологом обязательно должно быть произ­ведено (чаще всего это вопросы о желаемом для клиента ре­зультате интервью). Методы воздействия, применяемые пси­хологами разных школ в ходе интервью, могут быть самые разные

Как известно из психотерапевтической практики, о самом важном клиенты часто говорят именно в конце сессий, поэтому бывает полез­но спросить: «Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что Вам хотелось бы добавить?» Этот вопрос порой может привести к появлению совершенно новой важной информации, под­робное рассмотрение которой может стать задачей следующей сессии. Кроме того, данный вопрос является также демонстрацией вашей го­товности услышать насущную потребность клиента — подлинную при­чину обращения, о которой, возможно, он, до сих пор не осмеливался сказать напрямую.

Одна из целей заключительной стадии консультации состоит в вы­яснении соответствия ожиданий, с которыми клиент обратился за по­мощью, и реального опыта консультации. «Как вы себя чувствуете в связи с нашей беседой?» или «Насколько то, что произошло, соответствовало вашим ожиданиям?...В чем именно?» —- вот те во­просы, которые позволяют обнаружить ожидания клиента и обсудить возможные разочарования. Чтобы задать такой вопрос, порой требует­ся определенное мужество от консультанта, поскольку обсуждение ожи­даний — это зачастую трудный разговор о том, чего клиент не получил. Но это также потенциальная возможность для коррекции нереалистич­ных ожиданий от разовой встречи, а, следовательно, для последующей реализации реалистичного плана действий, который поможет клиенту в решении его проблем.

Заключительная фаза беседы —- это также время для того, чтобы предоставить клиенту релевантную информацию и дать профессиональ­ную рекомендацию. Существуют проблемы, которые имеют несколько измерений (так, например, проблема в интимных отношениях может быть связана с нарушением как психологических, так и сексуальных отношений), а то и вовсе выходят за пределы компетентности консуль­танта. Поэтому помимо (или вместо) психологической помощи клиент может нуждаться в профессиональной помощи другого специалиста: психиатра, юриста, сексолога и т.д., либо тех или иных служб, напри­мер, группы анонимных алкоголиков, суицидологического центра и т.п.

К психологу ДОУ часто обращаются молодые родители при возникновении сложностей в семейной жизни, которые влияют на эмоциональное состояние ребенка, его благополучие.

Для работы с молодыми семьями с целью снижения конфликтности и адекватизации семейных отношений я применяю в процессе консультирования игры. Мы представим примеры игр. Данные игры предполагают присутствие обоих супругов на консультационной процедуре.

Методика «Конструктивная ссора» чешского психолога С. Кратохвила. В некоторых современных руководствах ее еще называют «Кон­структивный спор» [см., например, Эйдемиллер, Юстицкий, 1999, с. 460].

Сущность методики состоит в том, что супругам предлагают разыграть реальную или гипотетическую (согласно предло­женному психологом исходному сценарию) конфликтную си­туацию, а затем с помощью специального опросного листа (оце­ночного формуляра) оценить эффективность вашего поведения в только что разыгранной конфликтной ситуации.

 

Просветительская работа

Просветительская работа психолога в детском саду заключается в просвещении по вопросам воспитания детей, возрастным особенностям и возникающим вопросам родителей, педагогов.

Просвещение по вопросам воспитания детей проводится по запросам родителей и воспитателей и по годовому плану.

Родителей и воспитателей часто интересуют вопросы сексуального воспитания детей, работа с социометрической структурой коллективов детей, вопросы возрастного развития детей. Данная работа проводится в форме консультаций, семинаров-практикумов, выступлений на родительских собраниях групп.

Просвещение родителей и воспитателей по возникающим проблемам проводится либо в индивидуальной форме, либо в подгрупповой форме. Часто родители коррекционных групп желают знать, что за нарушение возникло у ребенка, по какой причине, в чем оно заключается. Педагогов волнуют вопросы взаимодействия с детьми в проблемных ситуациях и с детьми групп коррекции. Воспитателей зачастую волнуют вопросы как реагировать на вербальную агрессию детей, истерики, сексуальное поведение.

В своей работе я рекомендую стиль поведения с данной категорией детей

Экспертная работа

Эффективность коррекционной работы прежде всего в ее соответствии тенденциям развития как отдельного качества внутреннего мира человека, так и его обобщенных, интеграль­ных характеристик.

Если коррекционная работа строится как групповое или индивидуальное обучение для контроля за ее эффективностью, можно применять принципы построения формирующего экс­перимента как одного из методов академической психологии.

Как известно, схема проверки эффективности коррекци­онного воздействия строится следующим образом:

I этап: проводится констатирующий замер в контрольной и экспериментальной группах. Контрольная группа — это группа, к которой не будет применено коррекционное воздей­ствие. Экспериментальная группа — это группа, к которой будет применено коррекционное воздействие.

II этап — осуществление коррекционного воздействия на экспериментальную группу.

III этап — проведение диагностического замера в экспе­риментальной и контрольной группе. Сопоставление резуль­татов, констатирующего замера и диагностического замера в контрольной группе; сопоставление результатов констатиру­ющего и диагностического замера в экспериментальной груп­пе. Сравнение этих результатов между собой с применением статистических методов.

Применение этой схемы для анализа результатов коррекционного воздействия дает возможность судить о его эффективности.

 

Работа с родителями

В течении года проводилась работа с родителями, которая включала в себя консультационную, просветительскую и коррекционную работу. Работа с родителями проводилась с использованием как традиционных форм и методов (консультации, беседы, семинар, выступление на родительском собрании), так и с использованием нетрадиционных форм и методов (родительские сочинения, портреты, конкурсы, методики «Письма любви», приема «Мама пожелай мне…» и другие).

Для родителей группы раннего возраста проведен семинар по игровой деятельности детей раннего возраста, в котором использовались игры «С чем можно сравнить меня для ребенка», «Я хочу…», «Опиши..», «Тепло моего сердца». В группе раннего возраста проводились конкурсы «Подушка моя подружка», «Мама пожелай мне..». Также на родительских собраниях проводились выступления по вопросам воспитания детей и возрастным особенностям детей раннего возраста. Кроме этого были проведены консультации на темы «Адаптация детей к условиям ДОУ», «Как развивать детей в домашних условиях». Также с родителями детей раннего возраста проводились консультации индивидуального характера по проблемам развития и воспитания детей. В дошкольных группах проводились выступления на родительских собраниях и консультации на темы: «Развитие эмоционально-волевой сферы», «Ребенок и семейная психология», «Воспитание привычек у ребенка», «Сила радости», «Понимаем ли мы друг друга». Также проводились подгрупповые консультации для родителей детей коррекционных групп по вопросам взаимодействия с особенными детьми в условиях дома и организации развивающей работы с ребенком. Кроме этого были проведены индивидуальные консультации по вопросам диагностики детей, проблемам развития и воспитания детей. Также мы использовали нетрадиционные методы и приемы работы с родителями: «Письма любви», «Семейные истории», организация семейных альбомов, «Семейный журнал».

3. Психологический анализ занятий

 

Анализ занятия

 

Занятие проводилось с подготовительной группой детей. На занятии было задействовано 10 человек.

Задумманые игры и упражнения были все реализованы. Дети выполняли все с удовольствием, настроение было приподнятое.

Использованное музыкальное сопровождение позволило настроить детей на нужный лад, собрать внимание, снять напряжение.

В целом занятие прошло успешно, цель и задачи занятия реализованы.

Анализ занятия

 

Занятие проводилось со старшей группой детей. На занятии было задействовано 8 человек.

В занятии было запланировано большое число игр и упражнений. Запланированные игры и упражнения были все реализованы. Дети выполняли все с удовольствием, настроение было приподнятое.

Все игры и упражнения заканчивались рефлексией в ходе которой дети делали самостоятельно выводы.

В целом занятие прошло успешно, цель и задачи занятия реализованы.

Литература, использованная в работе

1. Антонова Л.Г. Развитие речи (уроки риторики). Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. — С. 65-73; 79-80; 111-113.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология челове­ческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: пси­хология человеческой судьбы. Пер. с англ. — М.: — 335 с. Лист-Нью, 1997.Волков Б.С, Волкова Н.В. Психология общения в детском во







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.