Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этическое воспитание социального работника идет по четырем основным направлениям.





Изучение теоретических основ профессии как прикладной гуманистической теорииТеория социальной работы учит будущих специалистов подходить к решению проблем человека и общества с точки зрения реализации их потребностей, которая в силу различных причин и обстоятельств может быть временно или постоянно ограниченной. Социальная работа учит относиться к человеку не с точки зрения рыночного утилитаризма, который отторгает экономически бесполезных и слабых членов общества, а с точки зрения гуманистических идеалов, которые говорят о ценности каждого индивида для социума вне зависимости от его экономических возможностей. Даже самый уязвимый, слабый индивид полезен обществу уже тем, что дает возможность наиболее сильным проявлять свои чисто человеческие качества — милосердие, доброту

Развитие высокой чувствительности к моральным факторам. Для того, чтобы знание теоретических основ профессиональной этики проявлялось в повседневной социальной практике, необходимо развивать у специалистов этическую восприимчивость. Такого рода восприимчивость неодинакова у разных людей. Практика показывает, однако, что она может быть существенно развита за счет вовлечения практических социальных работников (или будущих специалистов в области социальной защиты населения) в обсуждение моральных и этических проблем их практической деятельности, за счет акцентирования внимания на нравственно-этической стороне профессиональных действий. Гуманизм в социальной работе должен быть не только теоретической основой, но и практическим содержанием деятельности; и будущий специалист на конкретных примерах, с помощью аналогий должен выработать в себе привычку постоянной нравственной оценки явлений и действий с помощью полученных в процессе обучения и воспитания знаний и усвоенных взглядов.



Глубокое изучение сущности этических норм и кодексов. Изучение этики социальной работы включено в программу профессионального образования. Однако автоматического запоминания основных этических норм для специалиста мало. Моральность и нравственность должны стать основой личности специалиста Развитие навыков этической оценки принимаемых решений. Социальная работа по своей сущности всегда тесно связана с проблемами этического характера. В любом решении, принимаемом социальным работником в связи с необходимостью разрешения проблемной ситуации клиента, можно выделить различные стороны — социально-медицинскую, хозяйственно-бытовую и другие, в зависимости от проблемы и поставленной цели. Немаловажное значение имеет этический аспект принимаемого решения, который присутствует вне зависимости от сущности проблемы и способа ее разрешения. Социальный работник в своей повседневной деятельности часто сталкивается с необходимостью сделать выбор, наметить план действий, принять решение в обстановке, когда нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность в сфере социальной защиты населения и смежных с ней областях, действия представителей различных профессий, с которыми социальный работник при необходимости вступает во взаимодействие, наконец, принципы, нормы и привычки, обычно регулирующие его поведение, вступают в конфликт друг с другом. И то решение, которое в конечном итоге принимает социальный работник, должно быть не только эффективным, т. е. ведущим кратчайшим путем и с наименьшими затратами к намеченной цели, но и соответствовать этическим принципам и нормам.

В целом обучение и воспитание социального работника должно иметь главной задачей не только изучение всех тонкостей теории и технологий профессиональной деятельности по оказанию необходимой помощи клиентам, формирования социальной политики, но и умение с точки зрения морали и нравственности управлять своими действиями, выбирать собственные ценности. Такой подход к образованию включает в себя как научные и практические знания, так и этические и моральные ценности, на основе которых социальный работник выстраивает свою настоящую и будущую деятельность. Именно вследствие этого обучение и воспитание социального работника неотделимы друг от друга.

Становление социального работника как высоконравственной, моральной личности должно сопровождаться созданием соответствующей атмосферы в социальных службах, образовательных учреждениях социального профиля, в обществе в целом. Общество — тоже сфера деятельности социального работника. Нести в общество высокие нравственные идеалы, распространять среди клиентов, их близких, других членов общины населенного пункта, района, где работает представитель социальной службы, основные принципы взаимопомощи, чувства единения с окружающими, сострадания и доброты — одна из важнейших функций социального работника. В этическом воздействии реализуется одна из важнейших задач института социальной работы в обществе и профессиональная роль социального работника, представляющего этот институт.

Безусловно, для воспитания социального1 работника в духе морали и нравственности, его наставник или педагог должен и сам обладать высокими нравственными качествами, быть примером нравственно развитой личности. Чешский педагог-гуманист Я.А.Коменский выработал идеал учителя-гуманиста: «... учителями должны быть лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью... Никто не может сделать людей мудрыми, кроме мудрого, никто — красноречивыми, кроме красноречивого, никто — нравственными или благочестивыми, исключая нравственного и благочестивого1». Нравственность является тем более необходимым качеством, что социальный работник, даже если он и не профессиональный педагог оказывает помощь своему коллеге в освоении основ профессии, уже в силу специфики своей деятельности выполняет педагогические функции в отношении своих клиентов и является для них примером. Однако если человек безнравствен или исповедует «двойную мораль», он не может научить нравственности других, не может содействовать гуманизации общественных отношений, не может быть человеком социальным, а следовательно и социальным работником.

Антропологическая концепция

Исходной проблемой этики был и остается вопрос о природе и происхождении морали. В зависимости от определения ее оснований все имеющиеся в истории этики учения можно условно свести к трем основным типам. Первый — включаете себя большинство креационистских и идеалистических концепций морали, где ее основанием считается божественное либо иное внеисторическое, трансцендентально заданное начало, внешнее бытие человека. Этот тип охватывает собой различного вида религиозные системы морали, а также представления о ее априорной сущности (Кант), абсолютной идеальной заданности (Платон) и др. Второй тип включает представления, базирующиеся на натуралистических (эволюционистских) основаниях морали, где нравственные свойства человека выводятся непосредственно из его биологически заданной в эволюции «животной» природы. Теории третьего типа выводят нравственные требования из социально-исторических условий человеческого бытия. К ним относятся все моральные учения, опирающиеся на принцип историзма в развитии, на теорию антропосоциогенеза, включая и диалектико-материалистическую теорию этики.

Антропологические концепции происхождения морали выводят нравственность из «природы человека» как естественного существа, его потребностей и интересов, «неизменной» биолого-психологической сущности индивида. Исходные установки этого направления были провозглашены еще в V в. до н. э. греческим философом Протагором в его известном изречении: «Человек есть мера всех вещей». В рамках этого направления существовали многие этические школы: гедонизм (от греч. — удовольствие, наслаждение) выводил мораль из эмпирических ощущений удовольствия или неудовольствия. Человека надо научить понимать различие между ними и находить полноту бытия в стремлении к удовольствиям. Главной ценностью для человека является хорошее настроение, а чтобы оно не превращалось в плохое, не надо обременять себя излишними проблемами — имуществом и другими заботами.

Представители эвдемонизма (от греч. — счастье) как разновидности антропологического учения считали счастье исходным принципом нравственности, ее главной целью. Счастье как высшее моральное благо не сводится к сиюминутным телесным удовольствиям, а представляет собой совокупность физических и духовных ценностей. Так, например, счастье, по Сократу, — это достижение внутренней свободы и самосознания личности. Демокрит рассматривал счастье как умение распоряжаться и наслаждаться жизненными благами. Представителями антропологического направления в этике являются Ф. Аквинский, Д. Юм, французские материалисты, Л. Фейербах, русские революционеры-демократы XIX в. и другие мыслители. В современных условиях антропологическая этика представлена в трудах американского философа Э. Фромма и других философов.

Концепция утилитаризма. Ее основным понятием является польза индивида (выгода, личный интерес, корысть и т. д.). Источником нравственности является «природа человека», а содержание морального выбора оценивается путем арифметического подсчета выгод и потерь по результатам поступка.

25. Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижением физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества. Учение о долге является центральным звеном системы профессиональной этики. Профессиональная деонтология представляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых, в конечном счете, направлена деятельность.
Деонтология социальной работы - это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.
Таким образом, профессиональный долг специалиста - это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.
Осознание социальным работником своего профессионального долга - есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста. Сознательное выполнение своего долга является условием высокоэффективной деятельности как самого социального рaботника, так и всей социальной службы и института социальной работы в целом.
Категория "профессиональный долг" выражает нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой, прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.
Долг - одна из важнейших категорий как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними. Сознание своего долга определяет поведение специалиста, выбор им определенных норм морали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определённых действий.
В категории "долг" наиболее ярко проявляется социальныйхарактер деятельности социального работника и нормативный характер профессиональной этики. Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью по решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности. Чувство долга побуждает социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали.
Долг как "высокая нравственная необходимость, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения, сохранения тех или иных моральных ценностей", внутренне закономерно связан с ответственностью, выражающей соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей.
Ответственность специалиста характеризует его личность с точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней в части профессионально-квалификационных и личностных качеств и деятельности. Когда же , долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуации осознать и практически реализовать требования профессиональной морали, то ответственность его определяется с точки зрения выполнимости долга. Ответственность без долга беспредметна, она никогда не выступает изолированно, особенно если речь идет об ответственности перед самим собой.
Деятельность социального работника сопряжена с высокой степенью самостоятельности и моральной ответственности, представляющей собой сознательное отношение к профессиональному долгу. Ответственность в свою очередь не является отвлеченным понятием, она неотделима от творчества и самостоятельности, внимания к людям, окружающим социального работника в его повседневной практической деятельности. В этих случаях понятие профессионального долга вменяет в обязанность специалисту быть способным предвидеть последствия своей деятельности, особенно негативные последствия, - в соответствии с известным принципом - "прежде всего, не навреди", приписываемом Гиппократу.

Воспитательная функция









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.