Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Взаимодействие юридической службы с другими подразделениями





Обязанности юридической службы, как и основные задачи, на протяжении последнего столетия претерпевали существенные изменения. Менялась закрепленная в нормативных актах направ­ленность усилий юристов на содействие укреплению законности, более полное участие в хозяйственной деятельности обслуживае­мых организаций. В разные периоды с различной полнотой зак­реплялись те или иные обязанности.

Общее положение 1972 г. не только радикально изменило ос­новные задачи юридической службы. Оно также изменило и зна­чительно расширило круг должностных обязанностей и предоста­вило юридическому отделу, юрисконсульту организации более совершенный инструментарий для их осуществления.

На юридическую службу организации были возложены следу­ющие конкретные обязанности:

а) проверка соответствия требованиям законодательства пред­ставляемых на подпись руководителю предприятия проектов до­кументов правового характера и их визирование;

б) контроль за законностью актов управления;

в) подготовка предложений об изменении действующих или отмене утративших силу приказов и других нормативных актов предприятия;

г) подготовка совместно с другими подразделениями и проф­союзным комитетом к заключению коллективных договоров;

д) организация совместно с другими подразделениями рабо­ты по заключению хозяйственных договоров, участие в подготов­ке этих договоров и их визирование;

е) участие в рассмотрении вопросов о дебиторской и креди­торской задолженности и принятие совместно с другими подраз­делениями мер к ликвидации этой задолженности;

ж) контроль за соблюдением порядка приемки продукции и товаров по количеству и качеству;

з) представление и защита интересов организации в суде, ар­битраже, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов;


1 Утверждено постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г № 207 // СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1307.

 


Правовая работа

 

 

8. Взаимодействие юрид. службы с др. подразделениями


 


и) обобщение и анализ рассмотрения судебных и арбитраж­ных дел, претензий, практики заключения и исполнения хозяй­ственных договоров и представление предложений по устранению недостатков;

к) проведение консультаций и дача заключений, справок по правовым вопросам.

Со сменой в стране экономического строя претерпели изме­нения и обязанности юридической службы. Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 так определяет основные обязанно­сти начальника юридического отдела и юрисконсульта: обеспече­ние соблюдения законности в деятельности организации, мето­дическое руководство правовой работой, разъяснение действую­щего законодательства должностным лицам и работникам и др.

Названный Квалификационный справочник неосновательно резко сузил круг обязанностей корпоративных юристов, факти­чески отстранил их от участия правовыми средствами и методами в решении главных задач предпринимательских организаций — развитии договорно-хозяйственных связей, улучшении качества товаров, обеспечении срхранности имущества, укреплении дого­ворной дисциплины и в конечном счете — повышении прибыль­ности. Такой подход не может устраивать руководителей предпри­нимательских организаций. Он не может признаваться приемле­мым и с точки зрения государственных интересов.

В последних документах из обязанностей юридических служб оказалось исключено применение правовых средств, как и другая важнейшая обязанность — организация заключения хозяйствен­ных договоров, без чего фирма не может нормально работать. Это снижает требовательность к юристам, создает у предпринимате­лей иллюзорное впечатление, что они вообще могут обходиться без юристов. В результате ослабляется общий уровень законности и организованности в хозяйственных отношениях, что ведет к сни­жению эффективности экономики.

В законодательстве не получили закрепления новые должност­ные обязанности юристов, которые возникли на современном эта­пе в связи с изменением методов хозяйствования. Речь идет, прежде всего, о содействии внедрению рыночных методов хозяйствования в организации. Здесь перед юридической службой возникает целый комплекс обязанностей, вообще не упоминаемых в законодатель­стве и правовой литературе.

К ним может быть отнесено правовое обеспечение управле­ния фирмой, правовое обеспечение предпринимательской деятель-


ности в целом. Это — обеспечение под методическим руковод­ством или при непосредственном участии юридической службы решения комплексных задач, возникающих перед фирмой в ходе ее деятельности. Речь идет о выработке стратегии развития и дея­тельности фирмы, принятии управленческих решений, требую­щих учета законодательных установлений экономических и дру­гих факторов, использовании приемов маркетинга, проведении добросовестной конкуренции, учете основ менеджмента. Решение такого рода проблем выглядит как одна из основных новых задач юристов в современных условиях. Выполнение работниками орга­низаций этих новых обязанностей, в свою очередь, содействует рыночным преобразованиям в стране в целом.

Другая группа задач связана с тем, что в составе предпри­нимательской деятельности имеется ряд ведущих участков, су­ществующих как непрерывно воспроизводящиеся деятельности. Так, в виде постоянно протекающих, воспроизводящихся про­цессов на фирме осуществляются заключение и исполнение дого­воров, расчетные операции, отгрузка и получение товаров, про­верка их количества и состояния, меры контроля и воздействия и др. От юриста требуются налаживание, как говорят, «запуск» и поддержание постоянного нормального хода таких видов деятель­ности.

Таким образом, работа юриста означает внесение правовой организованности, упорядоченности в деятельность фирмы и од­новременно использование регулятивного потенциала и мощи правовых средств для повышения эффективности предпринима­тельства. В этой связи более точно говорить не о юридическом обслуживании, а о юридическом обеспечении предпринимательства.

Существенное значение имеет вопрос о том, как — едино­лично или в кооперации с другими подразделениями — выпол­няет обязанности юридическая служба. Б. И. Минц подразделял обязанности юридической службы в данном аспекте на две груп­пы. К первой он относил те, которые юридическая служба вы­полняет совместно с другими подразделениями предприятия, бу­дучи организатором правовой работы. Так, соответствующие ло­кальные акты нормативного характера разрабатываются теми служ­бами, которые в структуре управления производством отвечают за данный участок хозяйственной деятельности, и лишь затем про­веряются в правовом отношении юристом. Вторая группа включа­ет задачи, стоящие непосредственно перед юридической службой как подразделением, специально созданным для правового об­служивания. К ним относятся защита прав и охраняемых законом


60»

Правовая работа

 

8. Взаимодействие юрид. службы с др. подразделениями


 


интересов предприятия; пропаганда действующего законодатель­ства и др.1

Изучение порядка выполнения юридическими службами сво­их обязанностей в связи с правовой работой позволяет утверж­дать, что юридическая служба выступает:

ведущим или непосредственным исполнителем ряда общих обя­занностей правового характера;

организатором выполнения ряда важных задач по правовой ра­боте.

Значительным достоинством Общего положения 1972 г. явля­ется то, что оно в п. 7 и 9 определяет виды работ:

1) которые юридическая служба выполняет самостоятельно, собственными силами, неся ответственность за результаты;

2) в выполнении которых юридическая служба лишь участву­ет, но непосредственное исполнение и ответственность за резуль­таты которых также возложены на других лиц;

3) выполнение которых организуется юристами, но непосред­ственно осуществляется другими лицами.

Это закрепленное в названном акте разграничение отражает и оформляет реально сложившееся на практике разделение труда, распределение обязанностей по ведению правовой работы между различными звеньями и сотрудниками организации. Оно лишний раз свидетельствует о необходимости участия в правовой работе всех должностных лиц и подразделений фирмы, а не только юри­дической службы.

Разделение выглядит следующим образом.

Самостоятельно, собственными силами юридическая служба:

1) осуществляет правовую экспертизу, т. е. проверку соответ­ствия закону, проектов приказов, инструкций, стандартов и дру­гих документов правового характера и визирует их;

2) принимает меры по изменению или отмене правовых ак­тов, изданных с нарушением законодательства;

3) обеспечивает методическое руководство правовой работой в организации;

4) подготавливает заключения по правовым вопросам, возни­кающим в деятельности организации;

5) обеспечивает подготовку и передачу необходимых материа­лов в судебные органы;

1 См.: Минц Б. И. Организация правовой работы на предприятии. Свер­дловск, 1983. С. 15.


6) представляет интересы организации в суде, других органах при рассмотрении правовых вопросов, ведет судебные и арбит­ражные дела;

7) ведет работу по анализу и обобщению судебных и арбит­ражных дел, практики заключения и исполнения договоров;

8) разрабатывает предложения по соблюдению договорной дис­циплины, устранению выявленных недостатков и улучшению хо­зяйственной деятельности;

9) принимает меры по возмещению ущерба, причиненного организации;

10) готовит заключения по предложениям о привлечении ра­ботников к дисциплинарной и материальной ответственности;

11) контролирует соблюдение порядка сертификации продук­ции, приемки товаров по количеству и качеству;

12) обеспечивает информирование работников о действующем законодательстве, разъяснение законодательства и порядка его при­менения;

13) оказывает юридическую помощь организациям фирмы.

Юридическая служба взаимодействует с другими подразделе­ниями в выполнении ряда обязанностей. Выполнение таких обя­занностей одновременно возлагается на другие подразделения: бух­галтерию, кадровую, экономическую службы, складские подраз­деления и др. Однако юрист совместно выполняет (в своей части) данные обязанности.

Так, юридическая служба участвует:

1) в необходимых случаях в подготовке проектов приказов, инструкций, стандартов и других документов правового характера;

2) в подготовке и заключении коллективных договоров, та­рифных соглашений;

3) в мероприятиях по укреплению трудовой дисциплины, ре­гулированию социально-трудовых отношений;

4) в разработке и осуществлении мероприятий по укрепле­нию договорной, финансовой (расчетной) дисциплины, обеспе­чении сохранности имущества;

5) в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской за­долженности с целью выявления долгов, требующих принудитель­ного взыскания.

Юридическая служба организует выполнение другими подраз­делениями и лицами ряда обязанностей правового характера. Не­посредственное их исполнение возлагается на другие лица и под­разделения, но юридическая служба обязана организовать их вы­полнение, оказав необходимую консультационно-правовую no-Мощь.


i ^^^

 


 

Правовая работа

 

8. Взаимодействие юрид. службы с др. подразделениями


 


Так, юридическая служба:

1) руководит подготовкой материалов о хищениях, недоста­чах, выпуске недоброкачественной продукции, нарушениях эко­логического законодательства и иных правонарушениях для пере­дачи их следственным и судебным органам;

2) организует систематизированный учет и хранение законо­дательных и иных нормативных актов, поступающих из соответ­ствующих органов, а также издаваемых руководителем фирмы;

3) организует изучение должностными лицами нормативных актов, относящихся к их деятельности.

С учетом серьезных пробелов Квалификационного справочни­ка Минтруда РФ 1998 г. важнейшие из перечисленных и иных обя­занностей должны специально включаться в положения о юриди­ческих отделах и должностные инструкции юрисконсультов. При обслуживании предприятия внешней юридической организаци­ей, в том числе адвокатской, указанные обязанности следует пре­дусматривать в заключаемом договоре на юридическое обслужи­вание.

Необходимость постоянных контактов юридической службы с другими подразделениями и должностными лицами при ведении правовой работы требует налаживания устойчивого взаимодействия между ними. В этих целях на практике используются разнообраз­ные меры прежде всего организационного порядка.

В положении о юридической службе или должностной инст­рукции юриста следует установить обязанность юридических ра­ботников регулярно знакомиться в других подразделениях с состо­янием хозяйственной деятельности фирмы, балансом, статисти­ческой отчетностью, финансовыми показателями по банковским счетам, данными о дебиторской задолженности, понесенных убыт­ках и др.

Необходимо обязывать другие подразделения оперативно пе­редавать юридической службе сведения о возникших затруднениях в деятельности и допущенных нарушениях для принятия право­вых мер. Юриста следует привлекать на совещания, созываемые руководителями организации по вопросам, имеющим отношение к правовой работе. Необходимо включение юриста в состав комис­сии по хозяйственно-финансовым вопросам; балансовой комис­сии, комиссии по непроизводительным расходам, по оператив­ным вопросам и др.

Важной формой связи юриста с текущей деятельностью орга­низации является установление обязанности визирования юриста­ми проектов документов, имеющих правовое значение. Столь же


значимо регулярное проведение юристами проверок по правовым вопросам в других подразделениях фирмы или в подчиненных орга­низациях.

Таковы основные сложившиеся на практике способы взаимо-дейсгвия юридической и других служб фирмы. Названные спосо­бы взаимодействия требуют закрепления их в положениях об от­делах и должностных инструкциях соответствующих работников. Они могут устанавливаться отдельными приказами руководителя организации. В таких документах следует определить конкретные сроки и периоды проведения совещаний и заседаний комиссий. Следует устанавливать предельные сроки выполнения соответству­ющих действий: передачи документов юристу, рассмотрения им материалов и дачи своего заключения. Важно определять в фирме основные виды документов, требующих визы юриста. Надо уста­навливать нормальные сроки для изучения и визирования доку­ментов, исходя из их сложности и объема, например, один день на каждые три страницы документа.

Основные сложности при выполнении совместных или орга­низуемых юристами мероприятий создаются тем, что юридичес­кая служба не наделена властно-распорядительными полномочи­ями по отношению к другим подразделениям и работникам. Это нельзя признать правильным. Локальными нормативными актами юридическую службу следует наделять возможностью предъявлять требования к подразделениям и работникам по выполнению обя­занностей, установленных законом и относящихся к деятельнос­ти фирмы. В случае неисполнения такого требования юрист дол­жен иметь право обращаться к руководителю организации.

Ведение юридической службой организационной работы тре­бует использования возможностей и полномочий руководителей фирмы, которые бы позволили:

1) готовить по инициативе юридической службы приказы и распоряжения, предусматривающие обязанности других подраз­делений по участию в правовой работе;

2) включать по инициативе юристов соответствующие обя­занности правового характера в проекты положений о других струк­турны:: подразделениях и в должностные инструкции работников;

3) включать по инициативе юристов в планы работы других подразделений проведение совместных мероприятий правового ха­рактера.

Для проявления юристом инициативы по подготовке и изда­нию соответствующих документов целесообразно использовать си­туации, когда контролирующими органами в деятельности фир-


 

Правовая работа

 


 


мы обнаружены недостатки или фирмой понесены убытки в ре­зультате нарушений.

В подобных случаях руководители организаций наглядно видят отрицательные последствия недостатков в постановке правовой работы и охотнее дают согласие на установление обязательных требований к персоналу, позволяющих предупреждать нарушения и их отрицательные последствия. Вместе с тем очевидно, что ряд мер по взаимодействию должен быть закреплен в законодатель­ном порядке.

Устанавливаемые связи между юридической службой и други­ми подразделениями и сотрудниками фирмы должны налаживаться не как односторонние, а как встречные, взаимонаправленные. Только при этом достигается взаимодействие различных субъек­тов при проведении правовой работы.

Вопросы:

1. Обязанности юридической службы.

2. Виды правовой работы, выполняемой юридической службой са­мостоятельно.

3. Виды правовой работы, выполняемой юридической службой при участии других служб.

4. Организационная деятельность юридической службы.


9. Работа по укреплению законности

Законность традиционно определяется как единообразное по­нимание и точное соблюдение установлений закона всеми орга­нами государства, хозяйственными и иными организациями, долж­ностными лицами и гражданами.

Несмотря на призывы к соблюдению законов, уровень закон­ности в хозяйственной сфере в советский период не мог призна­ваться достаточным. С началом рыночных преобразований, когда лозунг законности был отодвинут в сторону под предлогом огра­ничения вмешательства государства в предпринимательство, фак­тически произошло обрушение законности. Это проявляется в мас­совом и повсеместном нарушении требований нормативных уста­новлений. Огромные масштабы «теневой экономики», криминаль­ные захваты чужих предприятий, браконьерское расхищение при­родных рессурсов, нарушения налогового законодательства и т. п. свидетельствуют о необходимости радикальных мер по исправле­нию положения.

Требование обеспечения законности в предпринимательской деятельности выражает не только государственные и обществен­ные интересы. Оно предполагает создание нормальных условий хозяйствования в целом, а также нормализацию положения в каж­дой отдельной организации.

Надлежащая постановка дела по соблюдению законности на фирме позволяет добиться:

повышения прибыли путем предупреждения возможных нару­шений, влекущих значительные убытки;

предупреждения возможного применения мер административ­ной и даже уголовной ответственности в отношении руководства и персонала фирмы за допускаемые нарушения.

Серьезным просчетом законодательства о предприниматель­стве является отсутствие правила об ответственности руководите­ля за соблюдение законов в возглавляемой им организации. Об­щую ответственность за соблюдение законов и иных правовых ус­тановлений должен нести руководитель организации. Это вытека­ет из положения руководителя как лица, наделенного распоряди­тельными полномочиями в отношении нанимаемых работников и организующего всю деятельность. Если исполнение какого-то

3 Правовая работа


 

Правовая работа

 

9. Работа по укреплению законности

 


 


требования возложено руководителем на нижестоящее должност­ное лицо, то ответственность за совершенное нарушение также может возлагаться на это лицо.

В Квалификационном справочнике должностей Минтруда РФ 1998 г. указывается, что руководитель несет ответственность за по­следствия принимаемых решений, т. е. своих решений. Однако этой записи явно недостаточно. Требуется установление в законе об­щего положения об ответственности руководителя организации за соблюдение законности в деятельности возглавляемой им орга­низации.

Важным фактором укрепления законности в сфере экономи­ки является деятельность юридических служб. Усилия юристов в указанном направлении не должны рассматриваться как проти­востоящие интересам и устремлениям предпринимателей.

Изучение практики показывает, что нарушения предприни­мателями правопорядка зачастую обусловливаются незнакомством с действующим законодательством, отсутствием навыков рабо­тать по правилам, недооценкой отрицательных последствий не­соблюдения нормативных установлений.

В существующей обстановке работники юридической службы обязаны прежде всего разъяснять предпринимателям положения законодательства по соответствующим вопросам, содействовать по­иску законных вариантов решения хозяйственных задач. Позиция потворствования юристов нарушениям закона со стороны пред­принимателей не только не соответствует служебным и нравствен­ным требованиям к юридическим работникам, она нередко ведет к краху фирмы, тяжелым отрицательным последствиям для ее ру­ководства и самих юристов.

Задача обеспечения законности должна признаваться основ­ной в деятельности юридических служб. Ряд обязанностей по ор­ганизации соблюдения закона закреплен в Общем положении 1972 г. и Квалификационном справочнике Минтруда РФ 1998 г. Таковы, в частности, проверка соответствия законодательству про­ектов приказов, инструкций и других документов правового ха­рактера, принятие мер по изменению или отмене правовых ак­тов, изданных с нарушением действующего законодательства; обобщение и анализ результатов рассмотрения судебных и арбит­ражных дел и подготовка предложений об устранении недостат­ков; организация изучения должностными лицами нормативных актов и пропаганда действующего законодательства.

Следует четко представлять, что обязанности юристов в обес­печении законности сформулированы в нормативных актах о юри-


дической службе неполно и неточно. Принятое их определение ориентирует юриста на формальный контроль соответствия доку­ментов закону и на праворазъяснительную работу. Многолетний опыт применения Общего положения 1972 г. показывает, что даже надлежащее выполнение юристами обязанностей относительно обеспечения законности в том виде, как они определены в Об­щем положении, не позволяет добиться необходимого результа­та, а именно точного исполнения законов и иных правовых актов руководителями и персоналом фирмы.

Конечно же, требуется повышение значимости указаний и ре­комендаций юриста для администрации фирмы. Отдельные шаги в этом направлении делались, но оказались неудачными. Так, в п. 14 Общего положения 1972 г. устаноштено, что юрисконсульт обязан сообщить вышестоящей организации о выявленных нару­шениях законности, когда руководитель предприятия (организа­ции) вопреки заключению юрисконсульта подписал документ пра­вового характера, противоречащий действующему законодательст­ву. Однако данная норма фактически не применялась на практике. Некоторыми авторами высказывались предложения установить, что любой документ правового характера не должен приобретать «исполнительную силу» либо признаваться действительным без визы юрисконсульта.

В настоящее время аналогичная по сути норма, направленная на защиту прав акционеров корпораций, предлагается Комисси­ей по ценным бумагам и биржам (SEC) законодательным орга­нам США для внесения в акты, регулирующие деятельность кор­поративных юристов. Эти изменения должны предусматривать обя­занность корпоративного юриста сообщать о ставших ему извест­ными нарушениях, допущенных исполнительными органами ком­пании, совету директоров или собранию акционеров и привести к положению, когда юрист компании будет подотчетен акционе­рам и их выборным органам, а не менеджменту корпорации. Это предусматривает раздел 307 проекта Акта Сарбейнса-Оксли о кор­поративной ответственности (Sarbanes-Oxley Corporate Responsibility Act). Задача юриста, по мнению профессора права Иллинойского университета Ричарда Пэйнтера, состоит в том, чтобы воспре­пятствовать сделке, если она противоречит законам.

Вместе с тем подобные ситуации правового конфликта юри­дического работника с руководством фирмы не носят всеобщего характера и не охватывают проблемы обеспечения законности в Деятельности фирмы. Основная функция обеспечения законности заключается в налаживании исполнения сотрудниками фирмы тре­бований нормативных актов, относящихся к их деятельности.


L

 


 

Правовая работа

 

9. Работа по укреплению законности

 


 


В связи с пробуксовкой, неисполнением принимавшихся за­конодательных актов о хозяйственных реформах в 80-х гг. были проведены многочисленные изучения причин такого положения. Эти обследования позволили сделать вывод, что новые законода­тельные акты не исполняются потому, что в стране не выработа­ны механизмы, не отлажены приемы практического воплощения законов в повседневные действия людей.

В результате руководителям высших органов стало понятным, что без соответствующих организационно-обеспечительных мер не­возможно добиться исполнения законодательных установлений. С учетом этого в период с 1985 по 1990 г. стали издаваться поста­новления Правительства, снабженные программой мероприятий по организации его исполнения. Министерство юстиции СССР и Управление делами Правительства стали требовать в необходи­мых случаях от органов, вносивших проекты постановлений, со­ставления программ исполнения этих постановлений. Практика показала оправданность и эффективность таких мер.

После распада СССР указанный подход был на время поза­быт. Однако в последний период требования об организации ис­полнения законодательства получили нормативное закрепление. Так, в ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ1 «О Правительстве Российской Федерации» в качестве первоочередной обязанности Правительства предусмот­рены организация исполнения федеральных законов, указов Пре­зидента РФ, осуществление систематического контроля за их ис­полнением федеральными органами и субъектами Федерации, принятие мер по устранению нарушений.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 но­ября 2002 г. № 803" «О совершенствовании организации исполне­ния федеральных законов» после официального опубликования федеральных законов федеральные органы исполнительной влас­ти обязаны незамедлительно принять в рамках компетенции ме­ры по организации исполнения федеральных законов, обеспечить своевременное издание правовых актов, направленных на испол­нение федеральных законов.

Аналогичным образом и для юридической службы обеспечение законности на фирме — это в основном организационная про­блема. Обеспечить законность — означает прежде всего организо­вать исполнение соответствующими должностными лицами и ра­ботниками относящихся к ним положений нормативных актов.

'СЗРФ. 1997. №51. Ст. 5712. г СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4582.


Задача обеспечения законности требует осущестатения по ини­циативе юридической службы мер организационного характера, а общая работа по обеспечению законности должна быть разделе­на на два направления:

1) организация выполнения вновь изданных законодательных актов, относящихся к деятельности фирмы;

2) работа по укреплению законности в фирме в целом.

Это два взаимосвязанные, но различные по методам и сред­ствам направления работы. Рассмотрим их конкретное содержа­ние.

В случае издания нормативного акта, требующего реализации в деятельности фирмы, юридическая -служба совместно с други­ми подразделениями обязана осуществить комплекс организаци­онных действий. Самые необходимые среди них следующие:

выделить в нормативном акте пункты и положения, непос­редственно относящиеся к деятельности фирмы;

определить круг структурных подразделений и работников, в практической деятельности которых будут реализовываться новые правила;

определить меры, необходимые для организации практичес­кого выполнения нормативного акта, и составить программу орга­низации его выполнения;

предусмотреть выделение материально-технических ресурсов и денежных средств для проведения организационных меропри­ятий;

закрепить вытекающие из нормативного акта новые обязан­ности персонала в приказе по фирме, а при постоянном и суще­ственном характере таких обязанностей — включить их в положе­ния об отделах и должностные инструкции соответствующих ра­ботников;

провести изучение совместно с исполнителями порядка дей­ствий и всего хода работы по новым требованиям;

внести необходимые изменения в используемые в фирме блан­ки учетной и деловой документации в соответствии с новыми правилами;

внести необходимые изменения в используемые в хозяйствен­ной деятельности компьютерные программы;

наладить взаимодействие между соисполнителями, т. е, подраз­делениями и работниками, обеспечение согласованности, коор­динированное™ их действий при выполнении новых правил;

установить систематический контроль со стороны конкретных должностных лиц за исполнением:


 

 

9. Работа по укреплению законности

Правовая работа

 


 


а) организационных мер;

б) самих новых правил, с периодическим докладом руковод­ству о ходе исполнения.

Осуществление указанных организационных мер характеризу­ется достаточной сложностью и трудоемкостью, тем более при отсутствии у юридических работников навыков их проведения. При разработке и осуществлении программ организации исполнения законодательных актов юристам необходимо опираться на помощь руководства фирмы, поскольку в ходе этой работы приходится возлагать временные или постоянные задания на другие подраз­деления и сотрудников, нередко сталкиваясь с нежеланием пос­ледних принимать такие новшества, поэтому подготавливаемые программы желательно утверждать приказом руководителя. Вмес­те с тем, следует учитывать, что лишь в результате таких органи­зационных мер возможно внедрить требования законодательного акта в повседневную деятельность работников фирмы.

Как показывает изучение работы юристов на данном направ­лении, практику таких организационных мер целесообразно на­чинать с простейших актов либо отдельных положений закона, напрямую относящихся к деятельности фирмы. Лишь по мере на­копления у юридической службы опыта подобной работы стано­вится возможным налаживание исполнения объемных и сложных законодательных установлений.

Наряду с мерами по налаживанию исполнения новых законо­дательных актов, принимаемыми в связи с изданием таких актов, необходима работа по последовательному укреплению законнос­ти в деятельности организации.

Ее характерными чертами следует признать:

1) планомерность;

2) основанность на изучении и анализе состояния законности в фирме в целом или в отдельных ее подразделениях;

3) направленность на создание условий для надлежащего вы­полнения законодательных требований и устранение причин на­рушений законности.

По своей значимости второе направление не менее важно, чем первое. Уже в процессе плановых проверок и изучения исполне­ния соответствующих обязанностей выявляются нарушения и не­достатки в выполнении нормативных актов. Такая информация должна служить основанием для разработки и планомерного осу­ществления мер по укреплению законности в фирме. Таким обра­зом, проверочные, контрольные мероприятия должны перетекать в организационные меры по укреплению законности.


Традиционной формой работы по обеспечению законности было и остается визирование юрисконсультом проектов докумен­тов правового характера, принимаемых в организации.

При проверке соответствия закону представляемых на подпись руководителю организации проектов приказов, инструкций, по­ложений и других документов правового характера юридической службе предлагалось, прежде всего, выяснить:

правомочен ли руководитель организации издать приказ (дру­гой акт правового характера) по данному вопросу или решение вопросов, предусмотренных в проекте, относится к компетенции вышестоящих органов;

не требуется ли согласование с иным органом;

правильно ли сделаны ссылки на законы и другие норматив­ные акты.

Кроме того, считалось необходимым ознакомление с действу­ющими нормативными актами, которыми регулируется данный вопрос, и сличение содержания той части проекта, в которой име­ются ссылки на нормативные акты, с содержанием этих актов. Согласно принятой практике, если в проекте приказа (другого документа) воспроизводится текст того или иного нормативного акта, то этот текст должен приводиться дословно.

После согласования с заинтересованными подразделениями организации документ должен быть передан разработавшим его лицом для визирования в юридическую службу. Если проект со­ставлен правильно как по существу, так и по форме, начальнику юридического отдела (юрисконсульту) предписывается визиро­вать его.

В случае несоответствия подготовленного проекта действую­щим нормативным актам начальник юридического отдела (юрис­консульт), не визируя проект, дает заключение с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов. В за­висимости от конкретных обстоятельств начальник юридического отдела (юрисконсульт) лично докладывает руководителю органи­зации свои замечания по проекту либо представляет письменное заключение, которое должно быть мотивированным, убедитель­ным, обоснованным в необходимых случаях со ссылкой на закон. На начальника юридического отдела (юрисконсульта) возла­гается контроль за соответствием требованиям законодательства приказов и других актов, изданных руководителями структурных подразделений организации. В связи с этим считается целесооб­разным, чтобы работники юридической службы периодически (в соответствии с планом работы) проверяли приказы и другие акты,


 


 
 

Правовая работа

изданные в структурных подразделениях. Если установлено, что акты приняты с нарушением действующего законодательства, то руководителю структурного подразделения вносится предложение об уточнении или отмене таких актов. При его отказе привести 'акт в соответствие с требованием законодательства, а также в дру­гих случаях грубого нарушения законности юридический отдел (юрисконсульт) предлагает руководителю организации отменить или изменить эти акты.

Критерии отбора документов, подлежащих контролю со сто­роны юридической службы, оговорены в п. 9«а» Общего поло­жения.

Они различаются:

по уровню принимаемых документов — проверке подлежат до­кументы, представляемые на подпись (утверждение) руководите­лю организации;

по характеру документа контролю подвергаются правовые акты, причем не только приказы, инструкции, положения, но и другие правовые акты организации, в которых регламентируются обязанности подразделений по составлению технико-экономичес­кий документации, порядок ее согласования,







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.