|
Взаимодействие юридической службы с другими подразделениямиОбязанности юридической службы, как и основные задачи, на протяжении последнего столетия претерпевали существенные изменения. Менялась закрепленная в нормативных актах направленность усилий юристов на содействие укреплению законности, более полное участие в хозяйственной деятельности обслуживаемых организаций. В разные периоды с различной полнотой закреплялись те или иные обязанности. Общее положение 1972 г. не только радикально изменило основные задачи юридической службы. Оно также изменило и значительно расширило круг должностных обязанностей и предоставило юридическому отделу, юрисконсульту организации более совершенный инструментарий для их осуществления. На юридическую службу организации были возложены следующие конкретные обязанности: а) проверка соответствия требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю предприятия проектов документов правового характера и их визирование; б) контроль за законностью актов управления; в) подготовка предложений об изменении действующих или отмене утративших силу приказов и других нормативных актов предприятия; г) подготовка совместно с другими подразделениями и профсоюзным комитетом к заключению коллективных договоров; д) организация совместно с другими подразделениями работы по заключению хозяйственных договоров, участие в подготовке этих договоров и их визирование; е) участие в рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности и принятие совместно с другими подразделениями мер к ликвидации этой задолженности; ж) контроль за соблюдением порядка приемки продукции и товаров по количеству и качеству; з) представление и защита интересов организации в суде, арбитраже, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов; 1 Утверждено постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г № 207 // СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1307.
8. Взаимодействие юрид. службы с др. подразделениями
и) обобщение и анализ рассмотрения судебных и арбитражных дел, претензий, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров и представление предложений по устранению недостатков; к) проведение консультаций и дача заключений, справок по правовым вопросам. Со сменой в стране экономического строя претерпели изменения и обязанности юридической службы. Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 так определяет основные обязанности начальника юридического отдела и юрисконсульта: обеспечение соблюдения законности в деятельности организации, методическое руководство правовой работой, разъяснение действующего законодательства должностным лицам и работникам и др. Названный Квалификационный справочник неосновательно резко сузил круг обязанностей корпоративных юристов, фактически отстранил их от участия правовыми средствами и методами в решении главных задач предпринимательских организаций — развитии договорно-хозяйственных связей, улучшении качества товаров, обеспечении срхранности имущества, укреплении договорной дисциплины и в конечном счете — повышении прибыльности. Такой подход не может устраивать руководителей предпринимательских организаций. Он не может признаваться приемлемым и с точки зрения государственных интересов. В последних документах из обязанностей юридических служб оказалось исключено применение правовых средств, как и другая важнейшая обязанность — организация заключения хозяйственных договоров, без чего фирма не может нормально работать. Это снижает требовательность к юристам, создает у предпринимателей иллюзорное впечатление, что они вообще могут обходиться без юристов. В результате ослабляется общий уровень законности и организованности в хозяйственных отношениях, что ведет к снижению эффективности экономики. В законодательстве не получили закрепления новые должностные обязанности юристов, которые возникли на современном этапе в связи с изменением методов хозяйствования. Речь идет, прежде всего, о содействии внедрению рыночных методов хозяйствования в организации. Здесь перед юридической службой возникает целый комплекс обязанностей, вообще не упоминаемых в законодательстве и правовой литературе. К ним может быть отнесено правовое обеспечение управления фирмой, правовое обеспечение предпринимательской деятель- ности в целом. Это — обеспечение под методическим руководством или при непосредственном участии юридической службы решения комплексных задач, возникающих перед фирмой в ходе ее деятельности. Речь идет о выработке стратегии развития и деятельности фирмы, принятии управленческих решений, требующих учета законодательных установлений экономических и других факторов, использовании приемов маркетинга, проведении добросовестной конкуренции, учете основ менеджмента. Решение такого рода проблем выглядит как одна из основных новых задач юристов в современных условиях. Выполнение работниками организаций этих новых обязанностей, в свою очередь, содействует рыночным преобразованиям в стране в целом. Другая группа задач связана с тем, что в составе предпринимательской деятельности имеется ряд ведущих участков, существующих как непрерывно воспроизводящиеся деятельности. Так, в виде постоянно протекающих, воспроизводящихся процессов на фирме осуществляются заключение и исполнение договоров, расчетные операции, отгрузка и получение товаров, проверка их количества и состояния, меры контроля и воздействия и др. От юриста требуются налаживание, как говорят, «запуск» и поддержание постоянного нормального хода таких видов деятельности. Таким образом, работа юриста означает внесение правовой организованности, упорядоченности в деятельность фирмы и одновременно использование регулятивного потенциала и мощи правовых средств для повышения эффективности предпринимательства. В этой связи более точно говорить не о юридическом обслуживании, а о юридическом обеспечении предпринимательства. Существенное значение имеет вопрос о том, как — единолично или в кооперации с другими подразделениями — выполняет обязанности юридическая служба. Б. И. Минц подразделял обязанности юридической службы в данном аспекте на две группы. К первой он относил те, которые юридическая служба выполняет совместно с другими подразделениями предприятия, будучи организатором правовой работы. Так, соответствующие локальные акты нормативного характера разрабатываются теми службами, которые в структуре управления производством отвечают за данный участок хозяйственной деятельности, и лишь затем проверяются в правовом отношении юристом. Вторая группа включает задачи, стоящие непосредственно перед юридической службой как подразделением, специально созданным для правового обслуживания. К ним относятся защита прав и охраняемых законом
8. Взаимодействие юрид. службы с др. подразделениями
интересов предприятия; пропаганда действующего законодательства и др.1 Изучение порядка выполнения юридическими службами своих обязанностей в связи с правовой работой позволяет утверждать, что юридическая служба выступает: ведущим или непосредственным исполнителем ряда общих обязанностей правового характера; организатором выполнения ряда важных задач по правовой работе. Значительным достоинством Общего положения 1972 г. является то, что оно в п. 7 и 9 определяет виды работ: 1) которые юридическая служба выполняет самостоятельно, собственными силами, неся ответственность за результаты; 2) в выполнении которых юридическая служба лишь участвует, но непосредственное исполнение и ответственность за результаты которых также возложены на других лиц; 3) выполнение которых организуется юристами, но непосредственно осуществляется другими лицами. Это закрепленное в названном акте разграничение отражает и оформляет реально сложившееся на практике разделение труда, распределение обязанностей по ведению правовой работы между различными звеньями и сотрудниками организации. Оно лишний раз свидетельствует о необходимости участия в правовой работе всех должностных лиц и подразделений фирмы, а не только юридической службы. Разделение выглядит следующим образом. Самостоятельно, собственными силами юридическая служба: 1) осуществляет правовую экспертизу, т. е. проверку соответствия закону, проектов приказов, инструкций, стандартов и других документов правового характера и визирует их; 2) принимает меры по изменению или отмене правовых актов, изданных с нарушением законодательства; 3) обеспечивает методическое руководство правовой работой в организации; 4) подготавливает заключения по правовым вопросам, возникающим в деятельности организации; 5) обеспечивает подготовку и передачу необходимых материалов в судебные органы; 1 См.: Минц Б. И. Организация правовой работы на предприятии. Свердловск, 1983. С. 15. 6) представляет интересы организации в суде, других органах при рассмотрении правовых вопросов, ведет судебные и арбитражные дела; 7) ведет работу по анализу и обобщению судебных и арбитражных дел, практики заключения и исполнения договоров; 8) разрабатывает предложения по соблюдению договорной дисциплины, устранению выявленных недостатков и улучшению хозяйственной деятельности; 9) принимает меры по возмещению ущерба, причиненного организации; 10) готовит заключения по предложениям о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности; 11) контролирует соблюдение порядка сертификации продукции, приемки товаров по количеству и качеству; 12) обеспечивает информирование работников о действующем законодательстве, разъяснение законодательства и порядка его применения; 13) оказывает юридическую помощь организациям фирмы. Юридическая служба взаимодействует с другими подразделениями в выполнении ряда обязанностей. Выполнение таких обязанностей одновременно возлагается на другие подразделения: бухгалтерию, кадровую, экономическую службы, складские подразделения и др. Однако юрист совместно выполняет (в своей части) данные обязанности. Так, юридическая служба участвует: 1) в необходимых случаях в подготовке проектов приказов, инструкций, стандартов и других документов правового характера; 2) в подготовке и заключении коллективных договоров, тарифных соглашений; 3) в мероприятиях по укреплению трудовой дисциплины, регулированию социально-трудовых отношений; 4) в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой (расчетной) дисциплины, обеспечении сохранности имущества; 5) в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания. Юридическая служба организует выполнение другими подразделениями и лицами ряда обязанностей правового характера. Непосредственное их исполнение возлагается на другие лица и подразделения, но юридическая служба обязана организовать их выполнение, оказав необходимую консультационно-правовую no-Мощь.
8. Взаимодействие юрид. службы с др. подразделениями
Так, юридическая служба: 1) руководит подготовкой материалов о хищениях, недостачах, выпуске недоброкачественной продукции, нарушениях экологического законодательства и иных правонарушениях для передачи их следственным и судебным органам; 2) организует систематизированный учет и хранение законодательных и иных нормативных актов, поступающих из соответствующих органов, а также издаваемых руководителем фирмы; 3) организует изучение должностными лицами нормативных актов, относящихся к их деятельности. С учетом серьезных пробелов Квалификационного справочника Минтруда РФ 1998 г. важнейшие из перечисленных и иных обязанностей должны специально включаться в положения о юридических отделах и должностные инструкции юрисконсультов. При обслуживании предприятия внешней юридической организацией, в том числе адвокатской, указанные обязанности следует предусматривать в заключаемом договоре на юридическое обслуживание. Необходимость постоянных контактов юридической службы с другими подразделениями и должностными лицами при ведении правовой работы требует налаживания устойчивого взаимодействия между ними. В этих целях на практике используются разнообразные меры прежде всего организационного порядка. В положении о юридической службе или должностной инструкции юриста следует установить обязанность юридических работников регулярно знакомиться в других подразделениях с состоянием хозяйственной деятельности фирмы, балансом, статистической отчетностью, финансовыми показателями по банковским счетам, данными о дебиторской задолженности, понесенных убытках и др. Необходимо обязывать другие подразделения оперативно передавать юридической службе сведения о возникших затруднениях в деятельности и допущенных нарушениях для принятия правовых мер. Юриста следует привлекать на совещания, созываемые руководителями организации по вопросам, имеющим отношение к правовой работе. Необходимо включение юриста в состав комиссии по хозяйственно-финансовым вопросам; балансовой комиссии, комиссии по непроизводительным расходам, по оперативным вопросам и др. Важной формой связи юриста с текущей деятельностью организации является установление обязанности визирования юристами проектов документов, имеющих правовое значение. Столь же значимо регулярное проведение юристами проверок по правовым вопросам в других подразделениях фирмы или в подчиненных организациях. Таковы основные сложившиеся на практике способы взаимо-дейсгвия юридической и других служб фирмы. Названные способы взаимодействия требуют закрепления их в положениях об отделах и должностных инструкциях соответствующих работников. Они могут устанавливаться отдельными приказами руководителя организации. В таких документах следует определить конкретные сроки и периоды проведения совещаний и заседаний комиссий. Следует устанавливать предельные сроки выполнения соответствующих действий: передачи документов юристу, рассмотрения им материалов и дачи своего заключения. Важно определять в фирме основные виды документов, требующих визы юриста. Надо устанавливать нормальные сроки для изучения и визирования документов, исходя из их сложности и объема, например, один день на каждые три страницы документа. Основные сложности при выполнении совместных или организуемых юристами мероприятий создаются тем, что юридическая служба не наделена властно-распорядительными полномочиями по отношению к другим подразделениям и работникам. Это нельзя признать правильным. Локальными нормативными актами юридическую службу следует наделять возможностью предъявлять требования к подразделениям и работникам по выполнению обязанностей, установленных законом и относящихся к деятельности фирмы. В случае неисполнения такого требования юрист должен иметь право обращаться к руководителю организации. Ведение юридической службой организационной работы требует использования возможностей и полномочий руководителей фирмы, которые бы позволили: 1) готовить по инициативе юридической службы приказы и распоряжения, предусматривающие обязанности других подразделений по участию в правовой работе; 2) включать по инициативе юристов соответствующие обязанности правового характера в проекты положений о других структурны:: подразделениях и в должностные инструкции работников; 3) включать по инициативе юристов в планы работы других подразделений проведение совместных мероприятий правового характера. Для проявления юристом инициативы по подготовке и изданию соответствующих документов целесообразно использовать ситуации, когда контролирующими органами в деятельности фир-
мы обнаружены недостатки или фирмой понесены убытки в результате нарушений. В подобных случаях руководители организаций наглядно видят отрицательные последствия недостатков в постановке правовой работы и охотнее дают согласие на установление обязательных требований к персоналу, позволяющих предупреждать нарушения и их отрицательные последствия. Вместе с тем очевидно, что ряд мер по взаимодействию должен быть закреплен в законодательном порядке. Устанавливаемые связи между юридической службой и другими подразделениями и сотрудниками фирмы должны налаживаться не как односторонние, а как встречные, взаимонаправленные. Только при этом достигается взаимодействие различных субъектов при проведении правовой работы. Вопросы: 1. Обязанности юридической службы. 2. Виды правовой работы, выполняемой юридической службой самостоятельно. 3. Виды правовой работы, выполняемой юридической службой при участии других служб. 4. Организационная деятельность юридической службы. 9. Работа по укреплению законности Законность традиционно определяется как единообразное понимание и точное соблюдение установлений закона всеми органами государства, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. Несмотря на призывы к соблюдению законов, уровень законности в хозяйственной сфере в советский период не мог признаваться достаточным. С началом рыночных преобразований, когда лозунг законности был отодвинут в сторону под предлогом ограничения вмешательства государства в предпринимательство, фактически произошло обрушение законности. Это проявляется в массовом и повсеместном нарушении требований нормативных установлений. Огромные масштабы «теневой экономики», криминальные захваты чужих предприятий, браконьерское расхищение природных рессурсов, нарушения налогового законодательства и т. п. свидетельствуют о необходимости радикальных мер по исправлению положения. Требование обеспечения законности в предпринимательской деятельности выражает не только государственные и общественные интересы. Оно предполагает создание нормальных условий хозяйствования в целом, а также нормализацию положения в каждой отдельной организации. Надлежащая постановка дела по соблюдению законности на фирме позволяет добиться: повышения прибыли путем предупреждения возможных нарушений, влекущих значительные убытки; предупреждения возможного применения мер административной и даже уголовной ответственности в отношении руководства и персонала фирмы за допускаемые нарушения. Серьезным просчетом законодательства о предпринимательстве является отсутствие правила об ответственности руководителя за соблюдение законов в возглавляемой им организации. Общую ответственность за соблюдение законов и иных правовых установлений должен нести руководитель организации. Это вытекает из положения руководителя как лица, наделенного распорядительными полномочиями в отношении нанимаемых работников и организующего всю деятельность. Если исполнение какого-то 3 Правовая работа
требования возложено руководителем на нижестоящее должностное лицо, то ответственность за совершенное нарушение также может возлагаться на это лицо. В Квалификационном справочнике должностей Минтруда РФ 1998 г. указывается, что руководитель несет ответственность за последствия принимаемых решений, т. е. своих решений. Однако этой записи явно недостаточно. Требуется установление в законе общего положения об ответственности руководителя организации за соблюдение законности в деятельности возглавляемой им организации. Важным фактором укрепления законности в сфере экономики является деятельность юридических служб. Усилия юристов в указанном направлении не должны рассматриваться как противостоящие интересам и устремлениям предпринимателей. Изучение практики показывает, что нарушения предпринимателями правопорядка зачастую обусловливаются незнакомством с действующим законодательством, отсутствием навыков работать по правилам, недооценкой отрицательных последствий несоблюдения нормативных установлений. В существующей обстановке работники юридической службы обязаны прежде всего разъяснять предпринимателям положения законодательства по соответствующим вопросам, содействовать поиску законных вариантов решения хозяйственных задач. Позиция потворствования юристов нарушениям закона со стороны предпринимателей не только не соответствует служебным и нравственным требованиям к юридическим работникам, она нередко ведет к краху фирмы, тяжелым отрицательным последствиям для ее руководства и самих юристов. Задача обеспечения законности должна признаваться основной в деятельности юридических служб. Ряд обязанностей по организации соблюдения закона закреплен в Общем положении 1972 г. и Квалификационном справочнике Минтруда РФ 1998 г. Таковы, в частности, проверка соответствия законодательству проектов приказов, инструкций и других документов правового характера, принятие мер по изменению или отмене правовых актов, изданных с нарушением действующего законодательства; обобщение и анализ результатов рассмотрения судебных и арбитражных дел и подготовка предложений об устранении недостатков; организация изучения должностными лицами нормативных актов и пропаганда действующего законодательства. Следует четко представлять, что обязанности юристов в обеспечении законности сформулированы в нормативных актах о юри- дической службе неполно и неточно. Принятое их определение ориентирует юриста на формальный контроль соответствия документов закону и на праворазъяснительную работу. Многолетний опыт применения Общего положения 1972 г. показывает, что даже надлежащее выполнение юристами обязанностей относительно обеспечения законности в том виде, как они определены в Общем положении, не позволяет добиться необходимого результата, а именно точного исполнения законов и иных правовых актов руководителями и персоналом фирмы. Конечно же, требуется повышение значимости указаний и рекомендаций юриста для администрации фирмы. Отдельные шаги в этом направлении делались, но оказались неудачными. Так, в п. 14 Общего положения 1972 г. устаноштено, что юрисконсульт обязан сообщить вышестоящей организации о выявленных нарушениях законности, когда руководитель предприятия (организации) вопреки заключению юрисконсульта подписал документ правового характера, противоречащий действующему законодательству. Однако данная норма фактически не применялась на практике. Некоторыми авторами высказывались предложения установить, что любой документ правового характера не должен приобретать «исполнительную силу» либо признаваться действительным без визы юрисконсульта. В настоящее время аналогичная по сути норма, направленная на защиту прав акционеров корпораций, предлагается Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) законодательным органам США для внесения в акты, регулирующие деятельность корпоративных юристов. Эти изменения должны предусматривать обязанность корпоративного юриста сообщать о ставших ему известными нарушениях, допущенных исполнительными органами компании, совету директоров или собранию акционеров и привести к положению, когда юрист компании будет подотчетен акционерам и их выборным органам, а не менеджменту корпорации. Это предусматривает раздел 307 проекта Акта Сарбейнса-Оксли о корпоративной ответственности (Sarbanes-Oxley Corporate Responsibility Act). Задача юриста, по мнению профессора права Иллинойского университета Ричарда Пэйнтера, состоит в том, чтобы воспрепятствовать сделке, если она противоречит законам. Вместе с тем подобные ситуации правового конфликта юридического работника с руководством фирмы не носят всеобщего характера и не охватывают проблемы обеспечения законности в Деятельности фирмы. Основная функция обеспечения законности заключается в налаживании исполнения сотрудниками фирмы требований нормативных актов, относящихся к их деятельности.
В связи с пробуксовкой, неисполнением принимавшихся законодательных актов о хозяйственных реформах в 80-х гг. были проведены многочисленные изучения причин такого положения. Эти обследования позволили сделать вывод, что новые законодательные акты не исполняются потому, что в стране не выработаны механизмы, не отлажены приемы практического воплощения законов в повседневные действия людей. В результате руководителям высших органов стало понятным, что без соответствующих организационно-обеспечительных мер невозможно добиться исполнения законодательных установлений. С учетом этого в период с 1985 по 1990 г. стали издаваться постановления Правительства, снабженные программой мероприятий по организации его исполнения. Министерство юстиции СССР и Управление делами Правительства стали требовать в необходимых случаях от органов, вносивших проекты постановлений, составления программ исполнения этих постановлений. Практика показала оправданность и эффективность таких мер. После распада СССР указанный подход был на время позабыт. Однако в последний период требования об организации исполнения законодательства получили нормативное закрепление. Так, в ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ1 «О Правительстве Российской Федерации» в качестве первоочередной обязанности Правительства предусмотрены организация исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, осуществление систематического контроля за их исполнением федеральными органами и субъектами Федерации, принятие мер по устранению нарушений. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 803" «О совершенствовании организации исполнения федеральных законов» после официального опубликования федеральных законов федеральные органы исполнительной власти обязаны незамедлительно принять в рамках компетенции меры по организации исполнения федеральных законов, обеспечить своевременное издание правовых актов, направленных на исполнение федеральных законов. Аналогичным образом и для юридической службы обеспечение законности на фирме — это в основном организационная проблема. Обеспечить законность — означает прежде всего организовать исполнение соответствующими должностными лицами и работниками относящихся к ним положений нормативных актов. 'СЗРФ. 1997. №51. Ст. 5712. г СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4582. Задача обеспечения законности требует осущестатения по инициативе юридической службы мер организационного характера, а общая работа по обеспечению законности должна быть разделена на два направления: 1) организация выполнения вновь изданных законодательных актов, относящихся к деятельности фирмы; 2) работа по укреплению законности в фирме в целом. Это два взаимосвязанные, но различные по методам и средствам направления работы. Рассмотрим их конкретное содержание. В случае издания нормативного акта, требующего реализации в деятельности фирмы, юридическая -служба совместно с другими подразделениями обязана осуществить комплекс организационных действий. Самые необходимые среди них следующие: выделить в нормативном акте пункты и положения, непосредственно относящиеся к деятельности фирмы; определить круг структурных подразделений и работников, в практической деятельности которых будут реализовываться новые правила; определить меры, необходимые для организации практического выполнения нормативного акта, и составить программу организации его выполнения; предусмотреть выделение материально-технических ресурсов и денежных средств для проведения организационных мероприятий; закрепить вытекающие из нормативного акта новые обязанности персонала в приказе по фирме, а при постоянном и существенном характере таких обязанностей — включить их в положения об отделах и должностные инструкции соответствующих работников; провести изучение совместно с исполнителями порядка действий и всего хода работы по новым требованиям; внести необходимые изменения в используемые в фирме бланки учетной и деловой документации в соответствии с новыми правилами; внести необходимые изменения в используемые в хозяйственной деятельности компьютерные программы; наладить взаимодействие между соисполнителями, т. е, подразделениями и работниками, обеспечение согласованности, координированное™ их действий при выполнении новых правил; установить систематический контроль со стороны конкретных должностных лиц за исполнением:
а) организационных мер; б) самих новых правил, с периодическим докладом руководству о ходе исполнения. Осуществление указанных организационных мер характеризуется достаточной сложностью и трудоемкостью, тем более при отсутствии у юридических работников навыков их проведения. При разработке и осуществлении программ организации исполнения законодательных актов юристам необходимо опираться на помощь руководства фирмы, поскольку в ходе этой работы приходится возлагать временные или постоянные задания на другие подразделения и сотрудников, нередко сталкиваясь с нежеланием последних принимать такие новшества, поэтому подготавливаемые программы желательно утверждать приказом руководителя. Вместе с тем, следует учитывать, что лишь в результате таких организационных мер возможно внедрить требования законодательного акта в повседневную деятельность работников фирмы. Как показывает изучение работы юристов на данном направлении, практику таких организационных мер целесообразно начинать с простейших актов либо отдельных положений закона, напрямую относящихся к деятельности фирмы. Лишь по мере накопления у юридической службы опыта подобной работы становится возможным налаживание исполнения объемных и сложных законодательных установлений. Наряду с мерами по налаживанию исполнения новых законодательных актов, принимаемыми в связи с изданием таких актов, необходима работа по последовательному укреплению законности в деятельности организации. Ее характерными чертами следует признать: 1) планомерность; 2) основанность на изучении и анализе состояния законности в фирме в целом или в отдельных ее подразделениях; 3) направленность на создание условий для надлежащего выполнения законодательных требований и устранение причин нарушений законности. По своей значимости второе направление не менее важно, чем первое. Уже в процессе плановых проверок и изучения исполнения соответствующих обязанностей выявляются нарушения и недостатки в выполнении нормативных актов. Такая информация должна служить основанием для разработки и планомерного осуществления мер по укреплению законности в фирме. Таким образом, проверочные, контрольные мероприятия должны перетекать в организационные меры по укреплению законности. Традиционной формой работы по обеспечению законности было и остается визирование юрисконсультом проектов документов правового характера, принимаемых в организации. При проверке соответствия закону представляемых на подпись руководителю организации проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера юридической службе предлагалось, прежде всего, выяснить: правомочен ли руководитель организации издать приказ (другой акт правового характера) по данному вопросу или решение вопросов, предусмотренных в проекте, относится к компетенции вышестоящих органов; не требуется ли согласование с иным органом; правильно ли сделаны ссылки на законы и другие нормативные акты. Кроме того, считалось необходимым ознакомление с действующими нормативными актами, которыми регулируется данный вопрос, и сличение содержания той части проекта, в которой имеются ссылки на нормативные акты, с содержанием этих актов. Согласно принятой практике, если в проекте приказа (другого документа) воспроизводится текст того или иного нормативного акта, то этот текст должен приводиться дословно. После согласования с заинтересованными подразделениями организации документ должен быть передан разработавшим его лицом для визирования в юридическую службу. Если проект составлен правильно как по существу, так и по форме, начальнику юридического отдела (юрисконсульту) предписывается визировать его. В случае несоответствия подготовленного проекта действующим нормативным актам начальник юридического отдела (юрисконсульт), не визируя проект, дает заключение с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов. В зависимости от конкретных обстоятельств начальник юридического отдела (юрисконсульт) лично докладывает руководителю организации свои замечания по проекту либо представляет письменное заключение, которое должно быть мотивированным, убедительным, обоснованным в необходимых случаях со ссылкой на закон. На начальника юридического отдела (юрисконсульта) возлагается контроль за соответствием требованиям законодательства приказов и других актов, изданных руководителями структурных подразделений организации. В связи с этим считается целесообразным, чтобы работники юридической службы периодически (в соответствии с планом работы) проверяли приказы и другие акты,
Правовая работа изданные в структурных подразделениях. Если установлено, что акты приняты с нарушением действующего законодательства, то руководителю структурного подразделения вносится предложение об уточнении или отмене таких актов. При его отказе привести 'акт в соответствие с требованием законодательства, а также в других случаях грубого нарушения законности юридический отдел (юрисконсульт) предлагает руководителю организации отменить или изменить эти акты. Критерии отбора документов, подлежащих контролю со стороны юридической службы, оговорены в п. 9«а» Общего положения. Они различаются: по уровню принимаемых документов — проверке подлежат документы, представляемые на подпись (утверждение) руководителю организации; по характеру документа — контролю подвергаются правовые акты, причем не только приказы, инструкции, положения, но и другие правовые акты организации, в которых регламентируются обязанности подразделений по составлению технико-экономический документации, порядок ее согласования, ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|