Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Былины, баллады, духовные стихи.





с точки зрения музыки как отдельного жанра эпос существует в виде былин на русском севере. Былины исполняются так же у казаков, жителей Сибири на напевы лирических хороводных песен. Духовные песни исполняются на другие напевы.

В 17 веке иностранцами замечено, что у русских есть исторические песни.

В середине 18 века вышел сборник Кирши Данилова.

В 19 веке в 1804 году было записано 26 текстов былин.

Рыбников, Гильдфердинг – исследователи записали примерно 500 текстов и напевов.

Эпос:

1. Мифологический – мифы о сотворении мира (Скандинавии, Греции, в России не наблюдается)

2. Героический – борьба с врагом.

Былины – песни, сложенные в Древней Руси в 11-16 веках. Отражают исторические события, происходящие тогда. Народные певцы не говорят «былины», они говорят «старина», «старинушка».

Сахаровым был введен термин былина в 40-х годах 19 века.

В конце 19 века у Римского-Корсакова есть опера на былинный сюжет «Садко».

Герои былин – богатыри, наделены моральными принципами.

Сюжетный центр – русский север.

Юг России – казаки, Поволжье. Герои: Илья Муромец крестьянский сын. Пока богатыри не нужны – они унижены, когда нужны – к ним возвращаются за помощью.

Образ татар - собирательный образ.

2 темы былин :

1. связанная с трудом

2. Подвиги богатырские в борьбе с врагом.

Циклы:

1. Киевский (три богатыря и князь Владимир)

2. Новгородский (Садко и Буслаев – социальные былины)

Теории исследований 19 века:

1. Мифологическая – считала, что былины это рассказ о стихийных явлениях

2. Историческая – былина – это воспоминания об исторических событиях, происходящих в Киеве и Новгороде

3. Теория заимствований – русский былинный сюжет возник из античных народов.



4. В 20 веке фольклористы, лингвисты, исследователи открыли Смешанную теорию – былина является отражением истории и мифологии.

Строение текста былины – тонический стиль – нет рифмы, каждая строфа имеет разное количество слогов:

· На третий слог от начала строки

· На третий слог от конца строки

«Как скакал Илья

Да со добра коня»

Все былины считались как реально существовавшие. Исторические корни былин: монголо-татарское нашествие. 120 сюжетов былин как считали исследователи. Главные герои, противопоставленные героям – змей-горыныч, соловей-разбойник, тугарин-змей, и т.д. каждая былина рассказывает об одном сюжете из жизни богатыря.

Главное качество богатыря – это воинская доблесть, враг представляется более сильным. Особенности строение былины – поэтика повтора: сочетание однокоренных слов и т.д.

Для подчеркивания качеств богатыря используется: гипербола, троичность повествования (3 поездки, 3 богатыря, Садко играет 3 раза)

С точки мировоззрения в былине природа активно участвует в жизни богатыря (рождение богатыря – земля сотрясается).

Богатырь черпает свою силу из земли.

1. В былине была важна вера в судьбу

2. Вера в силу заговора (заговоренные следы, посылают стрелу с заговором)

В поэтике так же важен поэтический параллелизм (сравнение), прием использования эпитетов (образных определений, дающие характеристику описываемому).

Прием тавтологии, бесконечные повторения.

Особенности композиции:

1. Вначале – прибаутка – привлечение внимания, её текст не имеет отношения к былине

2. Зачин – начало былины – говорится о месте происходящего действия

3. Идет собственно былина

Стереотипные картины былины:

· Богатырь седлает коня

· Скачка богатыря

· Стреляние из лука

· Приезд богатыря

· Кланяется и говорит речь

· Момент похвальбы, пир

4. Заключение – короткое провозглашение богатырю из 2-3 стихов.

Сказители:

 

1. Массовик-затейник

2. Дружинные певцы (скоморохи)

Сюжеты бытового плана:

1. Богатыри выступают сватами князю Владимиру (воруют невест)

2. Удальство при дворе

Черты князя Владимира (Красно Солнышко, Грозный):

1. Никогда не борется с врагом сам

2. По былинам он поразительно труслив (проливает слезы, кричит от страха)

3. Крайняя неблагодарность к богатырям от князя Владимира

4. По былинам он ещё и жаден

5. Охотник на чужих жён (гарем из 800 жен)

Богатыри называют его за глаза: собака, вор, дурак.

Былины Новгородского цикла:

Садко – гусляр из Новгорода.

Исполнителей былин называют сказителями, старинщиками. Ими были как мужчины, так и женщины. Первыми были певцы-дружинники.

Северные сказители: традиция сольная, 2-3 речитативных напева.

На Юге у казаков – многоголосное исполнение. Типы:

1. Сказители – передатчики (передают «от и до»)

2. Те, которые создают свои редакции и версии

3. Сказители-импровизаторы (каждый раз по-разному)

Северные сказители: Рябинин, Крюкова, Кривополенова.

Озоровская – певица и исследователь, привезла Кривополенову в Москву и Петербург.

Баллады.

Речь идёт о трагическом сюжете с кровавым концом. Музыки как отдельного жанра нет.

Духовный стих.

Стих – народная легенда, сказание, предание в стихах о вере и чтимых ею святых.

Калики перехожие – носители традиции, исполнители духовного репертуара.

Духовные стихи – явление католическое, создавались в эпоху крестовых походов.

Русские духовные стихи

Сюжеты из Ветхого Завета

Жития святых – описание жизни отдельных личностей.

Апокрифы – произведения, не принятые старцами святыми по причине своей неправдоподобности. Сочинения на библейские темы.

В духовных стихах сочетаются 2 типа речи:

1. Церковно-славянский

2. Простонародный русский

Сочетаются 2 стиля:

1. Фольклорный

2. Книжный

Очень ярко выражено сочетание христианского и языческого.

Типы духовных стихов:

1. Стихи покаянные и умилительные – связаны с летописями, житиями святых

2. Духовные стихи былинного склада, близкие к христианскому творчеству

3. Псалмы (2 половина 18 века) под влиянием польских песен, близки к канту.

4. Старообрядческие стихи

5. Сектантские духовные стихи (секты: молокане, хлысты, странники)

Духовные стихи связаны с обрядами, но его исполнение поощрялось в посты, некоторые исполняли на поминках.

Сюжеты:

1. Голубиная книга – рассказ о возникновении мира, смешения христианства и язычества. Начинается тем, что с неба падает голубиная книга. Объяснятся откуда произошли свет, откуда взялся апокрифический текст. Цари пошли от головы Адама, бояре и князья от его мощей, крестьяне – от его колена. Главный царь Иисус Христос.

Главный царь в духовных стихах – белый царь (белый значит святой, ясный).

Иерусалим – пуп земли и «в нём содеяно спасение наше».

Главная гора – Фавор (в духовных стихах Фагор, Хавор и т.д.)

Главное море – Море-океян.

Главная рыба – кит.

Главная птица – страфи-птица (страус)

Главный зверь – единорог (единорог обозначал Христа), лев (символ царской власти)

Главное дерево – кипарис, дерево, на котором распяли Христа, дерево скорби, печали.

Главная трава – плакун-трава, одно из названий папоротника.

Главный камень – алатырь (от слова алтарь), применялся в русских заговорах

Физиологи – книги научно-фантастического содержания.

1 часть голубиной книги «Сон о правде и кривде».

Борьба между Добром и Злом, закончившаяся со вторым пришествием Христа

1. Правда побеждает

2. Кривда остается на земле: борьба соколов, ястребов, юношей.

2 часть (драматическая), собственно, духовный стих – о духовных персонажах, например Егорий Храбрый (Георгий Победоносец).

2 основных сюжета этого стиха:

1. Егорий живёт в стране язычников и его убивают за христианскую веру

2. Убивает дракона, спасает девицу

В духовных стихах в качестве его матери была Софья Премудрая.

В духовных стихах был популярен Алексей Человек Божий. Жил в 4, начале 5 века.

1. Сюжет: при городе Риме жила бездетная добродетельная пара. По молитвам родителей на берег моря из вводы вышла рыбка, которую поймали, поджарили и ё съела бездетная женщина, благодаря этому она забеременела.

Алексей рос не по годам, а по часам. Вел аскетический образ жизни (аскеза)

2. Другой сюжет: о посмертной участи людей и страшном суде.

Апокалипсис – книга. В которой рассказывается о том, что будет с Землёй после второго пришествия Христа.

В 15-16 веках ждали конца света.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.