Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Стихи о разлучении души с телом.





1. Исполнялись на поминках.

2. Рассказ как душа плачет о том, что она совершала грехи

Земли праведные (Иерусалим), и земли грешные.

Русские города не упоминаются в духовных стихах.

Святые приобретают статус «своих».

Дмитрий Салунский – бьется с Мамаем за родной город.

Герои духовных стихов предсказуемы: чудесное рождение.

Роль: праведники, грешники, мученики.

Событиям духовных стихов все верили. С точки зрения музыки отдельным жанром не является. Поются на былинные, лирические, хороводные напевы, на напевы церковных гласов, на современные напевы 3-4 голосия.

 

Скоморохи.

Скоморохи – средневековые актеры, певцы, дрессировщики, исполнители на музыкальных инструментах.

Скоморошество возникло не позже 11 столетия. Скоморохи часто выступают в масках, выступают на улицах, площадях. Из-за гонений собираются по 70-100 человек, занимались разбоем.

Из центральной и южной областей иммигрируют на север.

При епископе Никоне скоморошество было запрещено.

Костюм: от 14-15 веков выглядели как сограждане того времени, отличались короткими рубахами.

Скоморохи использовали обереги (языческие клыки, когти, шерсть).

Помимо бродячих были оседлые: княжеские, боярские, благодаря им появился кукольный театр.

Скоморохи не всегда отвергались царской властью.

В 17 веке появляется «Потешная палата» при царе (Михаил Федорович) появился первый учитель танцев – Иван Лодыгин.

Репертуар состоял из шуточных песен, пьес, сатир (глум).

Многое осталось от языческой праздников: колядки и т.д. так же входили плясовые наигрыши и пляски.

Одевали на голову шутовские колпаки с бубенцами, бубенцы подвешивались на пояс (для изгнания темных сил). Скоморохи были жонглерами.

Скоморохов считали ведающими людьми.

Скоморохи были так же у болгар: они имели священный жезл и сосуд с травами, так же они имели чарку с чесночным настоем.

Флейтист (свирельщик) являлся участником действ.

Танцы состояли из хороводов, велись в очень быстром темпе – назывались «многовертимое скакание».

Псалтирь.

У русских скоморохов были жезлы, их называли блудными орудиями.

В 14 веке в Новгородское духовенство добилось крестного целования – акт отречения от скоморошества.

Музыкальные инструменты: трещотки, гудки, глиняные свистки, деревянные флейты-сопели, колокольчики, гусли (на гуслях разрешалось играть только мужчинам).

Скоморохи – это видоизмененные языческие жрецы как считали одни ученые.

Другие ученые считали, что скоморохи пришли с запада.

Скоморошина.

Сборник Кирши Данилова 18-19 века

В сборнике Киреевского и Шеейна так же встречаются скоморошины: небылицы; небылицы, перешедшие из взрослого репертуара в детский фольклор. Были различные пародии на церковные челобития. Были пародии на лечебники, книги о животных (бестиарии), на азбуку (о голом и небогатом человеке), на былины, пародии на духовные стихи «Акафист матери-кукурузе».

Русские танцы, пляски.

Этнохореология (этнос – народ, хорео – пляска, логос – знания) возник в середине 20 века.

В 1976 году появился первый труд Устиновой «Лексика русского танца».

Начиная с 80-х годов, ученые уделяли внимание записи, классификации народных танцев.

Были исследования армянских, венгерских, латышских танцев.

Старообрядские исследовались.

В область этнохореологии входит генезис (возникновение) танца, исследовались в контексте обрядов. Исследовались по взаимовлиянию танцевальных обрядов (казаки взяли много движений к кавказцев).

Есть исследования по семантике танца.

Древние танцы упомянуты в дохристианской Руси.

В 5-7 веках танцы были частью языческих игрищ и обрядов.

Возникла Киевская Русь, на первый план выдвигаются скоморохи.

Первый учитель – Иван Лодыгин («Потешная палата»).

Каждую весну (посев, жатва) совершались обрядовые действия – вождение хороводов (рисунок хоровода – движение по кругу, символ солнца).

Пляски – массовые действия, где нет четкого рисунка как в хороводе.

1. По количеству участников: шестёра, семёра, восьмёра, пара, непарочка.

2. По названию животных: лебёдушка, бычок, медведь, рыбка, гусачок, журавель – имитирующие повадки животных

3. От названия хореографических движений: трепак, топотушка, дробушка

4. По хороводным фигурам: корзинка, воротца, цепочка, плетень, улитушка

Элементы русского танца:

1. Щучка

2. Бочонок

3. Коза

4. Кавказские элементы

Для женщин характерна сдержанность, для мужчин – эскпрессивность.

Барыня, камаринская, топотушка, сени, тройка – 1 мужчина и 2 партнрши.

На севере более сдержанные движения, чем на юге.

Хороводы делятся по:

1. Составу

2. Месту проведения

3. По возрасту: для детей, подростков, молодоженов, женатых людей.

3 основных вида хореографии:

1. Хоровод – массовость действия, сопровождение календарных праздников

2. Танец – в России нет национальных танцев. Широкое распространени получили кадрили (козуля, лансье (ланце, ланчик)).

В 19 веке – полька, краковяк, подэспань.

Кадрили сопровождались музыкальными инструментами или пением, имитирующим музыкальные инструменты.

Танцевальные фигуры – колено

Хороводные движения: по кругу по часовой стрелке, по кругу против часовой стрелке.

Заводила. Участники держались за руки, либо держали руки поверху.

Девушки берутся за платочки.

Слово хоровод имеет славянское происхождение: карагод, каравод, курагод.

Если хоровод движется медленно, то участники идут не в такт.

Пересек – один танцор должен пересечь ногами ритм соседа.

Пляска с топаньем считается магическим обрядом.

Хороводы бывают в форме:

1. Фасоли, полумесяца

2. Линейные хороводы

3. Фигурные (орнаментальные): змейка, плетень, капустка

4. Игровые – с сатирическими сюжетами «Как муж наказал жену плеткой»

5. Антиклерикальные – направленные против монахов

3. Пляски - каждый сам для себя солист, импровизационность, акробатические способности.

Были пляски с усложнениями: бросались на пол вёдра, ухваты, которые нельзя было задевать.

На перекрестках дорог, на льду реки так же водились хороводы.

В основном кадрили включают в себя 10-12 движений. По построению бывают: квадратные, линейные, круговые.

Хороводы: «А мы просо сеяли» (обрядовые)», «Убили добра молодца».

Хороводы, связанные:

· С брачной тематикой (тема неравного брака, мужчин называли: соколы, ястребы, орлы)

· По выбору невесты

· Тема взаимоотношений со свекром, свекровью

· Шуточно-игривая тематика

 

Лирика.

Лирика – русская лирика по своему характеру грустная, элементы лирики использовались в хороводных песнях.

Ей присущ поэтический параллелизм – душевное состояние героя и природные условия.

Характерно воззвание к чему либо: к дубравушке, к реке, к соколу.

Что касается основного героя, в песнях поется о представителях не высшего сословия: крестьянин, разбойник, бурлак.

По композиции в форме

1. Монолога – один человек рассказывает о себе (девушка рассказывает о том, что её выдали замуж за того, кто ей не мил, о своих чувствах). Монологи начинаются с обращения к кому либо (к темной ноченьке, к матушке и т.д.)

2. Диалог – речь первого героя – короткая, вся песня раскрывается в речи от второго героя.

3. Повествовательные сюжетные песни. Не просто рассказ о том, что происходит, а целая сюжетная линия, выстроенная в цепочку.

В чистом виде монолог и диалог редко встречаются.

Чаще всего лирические песни начинаются с запева, который вводит в мир этой песни и все становится понятно.

4. Принцип повтора (три богатыря, три ласточки)

5. Ступенчатое сужение образа – начинается с чего-то большого, потом речь идет о более меньшем. И то, о чем говорится в самом конце является самым важным.

6. Приём выделения – подчеркивание определенного персонажа.

Все эти приемы идут от чего-то более абстрактного, и все идет к приведению к чему-то главному.

Что касается музыки, то лирике характерны распевы (это самый распетый жанр русской песне), есть обрядовые песни. Есть развитые песни.

Словообрывы – прием в песне (тело бе…, ох тело белое).

Будни и праздники.

Сочетание труда и праздников

Воскресенье – не рабочий день, проводился в молитвах.

Праздник – связь с сакральной сферой, активный контакт между миром духов предков. Снятие напряжения. Главная черта – общность, не участвовавшие подозревались в колдовстве.

1. Великие: Рождество, Пасха и Троица

2. Средние праздники: Благовещение, Воздвижение, Покров, Вознесение, Успение, Крещение

Характеристики по цвету: белый понедельник, красное воскресение.

Связанный с растениями: ореховый, яблочный.

3. Мелкие: престольные, съезжие, обетные, новоселье

Съезжие – когда из разных деревень съезжались в одну.

Будни – трудовые дни повседневной жизни, регламентированные календарем

Зима:

Зимой женщины пряли, вышивали, обдирали гусиный пух для подушек,

Мужчины: плели, лапти, вязали сети, сучили веревки

Молодые парни зимой уходили на промыслы печниками, каменщиками.

Многие виды домашних работ велись на посиделках. Чтобы работа не была скучной, она сопровождалась песней.

В момент отдыха от работы приходили мужчины, юноши с гармошками, балалайками, и начинались пляски песни.

Посиделки: рабочие и вечерки.

Вечерки – увеселительные посиделки.

Девушки назывались славудники, девушки славудницы (за которыми ухаживало множество парней и из-за этого она не могла благополучно выйти замуж).

Помочи или толока – это когда люди собирались помочь друг другу (вывоз навоза). Мужчины были копачами (копали и закапывали в землю), женщины – разбивальщицы, дети возили на повозке и устраивали соревнования (самого последнего, пришедшего на поле называли поскребыш). Обычай поливать друг друга водой (ритуал очищения). Далее обрядовое угощение: кашу и венок пытались украсить цветами.

Далее – поздравительные песни.

Толочанские или толочные песни. Имели общие напевы с купальскими песнями.

Другим важным занятием был сбор грибов и ягод, сопровождались ауканьем. Значение ауканья – сакральное. Исполнительницы- женщины. Прежде чем войти в лес, кланялись, аукали 3 раза.

Ауканья – вокализы на гласную «у».

Пастушьи сигналы – тоже один из видов музыки, связанный с трудом пастухов, отпугивали хищных животных. Разновидность: вокальные и инструментальные. Гойканья – возглашения, призвы лесового хозяина.

Выкрики использовались разносчиками (торговцы), бортниками.

МЭК (московская этнографичекая комиссия) в своих трудах приводили описания возгласов.

Есть образцы имитации разносчиками церковного текста (псалмов), так же выкрики на мотивы Западно-русских веснянок.

Трудовые артельные припевки («Эй, ухнем)

Валка леса, расчистка полей от пней, труд плотников (строительство мостов, строительство домов, бурлачество, забивание свай для водяных мельник, ключничество (погрузочно-разгрузочные работы), ловля рыбы неводом. Было развито в 18- первой половине 19 века. Далее появились механизированные средства: пароходство, где физический тяжелый труд уже не был нужен).

2 вида попевок:

1. Речитативные

2. Распевные

3. Возгласы, ложащиеся на хороводные мелодии

Престольные праздники (или храмовые, часовенные, придельные). Были чтимыми, посвящены местным угодникам. Почитались не менее пасхальных. Стояли на богослужении. Далее расходились по домам, после чего устраивалось застолье. На них звучали лирические песни, частушки, плясовые, старины, величальные «Чарочка» Сначала она поется.

Праздники.

М. Цветной бульвар

Кугиклы, жалейка – трубочки в конце с расширением.

Шаг в три ноги, шаг в две ноги

Частушки

Припевки, приговорки, прибутки, прибаски, прибаутки.

Глеб Успенский впервые применил термин прибаутка.

Частушка от слова часто, близки по темпу к танцу. Состоит из 4 строк, исполняются под балалайку, гармошку, частушки под язык.

По мнению ученых, частушка возникла быстрым скачком в 19 столетии, когда русская городская культура стала приближаться к сельской.

Возникла в 50-60 годах 19 столетия, этому способствовало крестьянской творчество нижней поэзии.

Возникали в это время фольклорные песни. Определяющее значение для жанра частушки стало появление гармоники, заимствованное из Германии.

Основные обороты частушек – Т-S-D

2 разновидности:

1. Припевки

2. Страдания

По музыке:

1. Общерусские – плясовые, в быстром темпе, одноголосное исполнение

2. Локальные – более умеренный темп, так же они называются проходными

3. Качельные – исполняются молодежью во время качания на качелях

Частушки – это, как правило, экспромт.

 

Изучение и публикация:

2 половина 19 века – сборник Варенцова, сборник Шейина (конец 19 века).

Сборник Зеленина «Песни деревенской молодёжи» (1903)

Самый большой сборник (1965) – «Частушки в записях советского времени», пытались систематизировать частушки.

Существовало направление – частушки в творчестве писателей.

Первоначально частушки не имели чёткого размера (кроме 4 строчечных были 6, 8 и даже 12 строчные).

Частушки связаны с лирическими песнями, игровыми, и с плясовыми.

Самые первые частушки появились в среде молодёжи.

Частушки сочинялись парнями, но стали преимущественно девичьим жанром.

Главными героями частушки являются молодые, тексты посвящены любовной тематике (разлуки, размолвки, помолвки).

В частушках появились характерные слова в разных регионах, например в северных регионах любимого человека называли воталинка, на урале называли – боля, духаня, дролечка, залёточка, прияточка.

Во многих частушках есть тема разлуки, измены, про соперницу (выяснение отношений между девушками).

Многолетне-вековая тематика крестьянской бедности, о солдатской службе, о рабочей среде, о войне (турецкая война, японская война, великая отечественная война).

Генерал Куропаткин.

Есть частушки связанные с колхозом, революцией, красной и белой армии, частушки о политических лидерах.

Поэтика частушек.

Неологизмы, губители-зарезники (родители, которые хотят отдать девушку за нелюбимого), глаза карие-карючие, самоходочка. Дружка, дроля, яблочко садовое, милый окаянный, разбессовестный милёночек, миочка-крутилочка.

Часто встречаются гиперболы, юмористическая сторона, афористические частушки, частушки про деньги.

Часто частушки из 4 строк делятся на 2+2.

Есть частушки, где в 1 части отражается событие, а во 2 – отношение к нему.

Рифма:

1. Парная

2. Сплошная

3. Опоясывающая рифма

2 формы:

1. Речитатив

2. Оформляется в напев, тип стиха 8 слогов + 7 слогов, иногда появляется тип стиха 4+4, и 4+5. Есть ещё группа текстов под названием «Семеновна» (5+5), «Мотаня», «Забияка», «Барыня».

Страдания. Их ещё называют досады, тяжкие любовные переживания, часто исполняются без сопровождения.

Пение язык или под язык (несколько исполнителей имитируют музыкальное сопровождение, часто на несколько голосов, а на их фоне звучит исполнение частушки).

Категория частушек, которая обозначала, что скоро начнется ритуальная драка.

 

Народный театр.

Театр, созданный народом

Русские актеры – скоморохи

Греческие актеры – мимы, в Западной Европе - шпиллеры

Актеры заучивали свои тексты со слов старшего поколения, существовали сценарии.

Актеры часто прибегали к пантомиме. Актеры были синтетическими: сочетали в себе гимнастику, дрессировку животных, показывали фокусы, водили кукол.

Далее эти жанры выделились в отдельные.

Вокально-пантомимические музыкальные представления.

Индонезийские театры: топенг и ваянг. В Цейлоне – колам, Индийский театр – катакхали.

Народный театр имел много влияний извне: протест против богатых, преследование церковью.

Испытывал влияние идеологии общества: в эпоху средневековья создавались труппы при дворах.

Диалоги были включены в древнейшие обряды, имитировали реальные действия с точки зрения магии.

Есть и драматические, более развитые представления: камлание – в нем фигурирует изображение гуся, на который садится шаман, на этом гусе шаман поднимается и ведет диалог с потусторонним миром. В других сценах представляется юрта, в к которую вносится береза с 9 зарубками, олицетворяющими миры, шаман общается с духами.

Мистерия – праздник, у медведицы отбирается медвежонок, медведицу убивают, считают что они забирают от неё силы, считают, что они имеют происхождение от медведя

Праздники в честь Диониса, от которых произошла трагедия.

Свадебный обряд так же является очень театральным: жених похищает невесту.

У русских крестьян было выражение: «играть» свадьбу.

В памятниках древности: сто глав, там рассказывается, что в свадебных ритуалах принимали участие скоморохи: ряжение – использование масок, значение маски – придать человеку свойства персонажа, которого он изображает. Маска ещё имеет значение не только перевоплощения, но и обладает лечебным эффектом. Часто одевались маски злых и добрых духов, маски мертвецов.

Что касается жречества и христианской церкви: широко использовались театральные действия, элементы ритуала, связанные с определенными ритуалами, мимикой, возгласами.

Пародия на церковь «Маврух», «Пахомушка».

Критическое отношение к жизни отразилась в таком жанре как фарс.

Элементы гротеска перешли в театр кукол. В России главная кукла – Петрушка, в Англии – Панч, Кашперо в … и Пульчинелла в Италии.

Мистерии представляли великопостные страсти.

Интермедии- вставки между действиями, не имеющие к действию никакого отношения.Их носителями были школяры.

Влиянию школьного театра Вертеп – народно религиозно-кукольная драма, у Поляков – шопеа, у Белорусов – ботлейка.

Раёк - возник на рубеже 18-19 веков, передвижной театр картин, предшественник кинематографа. Дед раешник – переключал слайды.

Вертеп – религиозный кукольный театр – это ящик из 2-3 ярусов, который воспроизводит драму рождение Иисуса Христа, чаще всего встречались 2-этажные вертепы. В нижних частях – бытовые сцены, верхняя часть – небо. На дне ящика были прорези, через которые кукловод передвигал кукол, справа и слева вырезаны дверцы через которые входили и выходили куклы.

Ярмарочные и балаганные представления: «Иван Сусанин или жизнь за царя», «Минин и Пожарский».

Один из самых любимых персонажей кукольных – Петрушка. Адам Полиарий в 1636 году.

Перчаточные куклы, марионетки (которых дергают за нитки), вертепные куклы (которых передвигают на палках.

Петрушка: ящик с ширмой, с которой 18-20 персонажей. Сопровождался шарманрщиком.

Петр Иванович Уксусов, Петр Иванович Самоваров. Суть представления: Петрушка побеждает всех персонажей, кроме последнего. Собака Шавки сопровождает его. При этом он шипилявит, говорит в нос. Петрушка покупает лошадь у цыган. Затем появляется доктор, который погибает. Следующий персонаж – фатальный фицер, производящий дознание. В итоге происходит драка, в результате которой квартальный убегает.

2 действие: Петрушке приводят невесту, далее – заключительная сцена.

Кукольный театр существовал с 1924 года.

В Западной Европе до сих пор живет кукольный театр.

В средней Азии 2 формы: кайдыре или палатка призраков, есть ещё театр теней (предком является мистерия).

Русская народная драма по сюжету: про Царя Максимилиана и сына его Адольфа, который подверг Адольфа казни за приверженность его к христианству. Требует от сына поклонения «кумирическим богам». Часто встречаются отрывки из романсов, балетов, из Пушкина, Лермонтова.

«Мнимый барин» или «Голый барин».

Пьеса «Маврух» - народная переделка на церковное опевание покойника.

Сатира на христианскую церковь «Пахомушка».

Приемы поэтические:

1. Оксюморон – прием основанный на противопоставлении 2 сторон, полная нелепость по содержанию

2. Метатеза – то есть в нескольких фразах местами меняются слова

3. Омонимы

4. Синонимы

5. Глухота одного из героев

6. Реализация метафор

Персонажи говорят стихами, цитируют документальные, церковные тексты, казеные.

Были драмы, связанные патриотическим сюжетом.

 

Лекции по областным певческим стилям

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.