|
Элементы системы управления транспортным производством.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Элементы системы управления транспортным производством. Производственный процесс на тр-те хар-ся большим числом производственно-финансовых результатов и показателей: - объемные показатели – к-во перевез пасс, число перевезенного груза - показатели транс-ой работы- пкм, Ткм - финансовые показатели – расходы, доходы, прибыль Все эти показатели постоянно нужно улучшать, чтобы быть конкурентоспособным п/п. Управление – это целенаправленное воздействие субъекта управления на коллективы людей для организации и координации их деятельности в составе объекта управления в процессе производства. Предметом науки управления на транспорте является общественно-производственная деятельность людей, связанная с перемещением готового продукта из места производства в другое место, пространственно отделенное от него. Основными вещественными элементами этой системы являются: · пути сообщения разных видов транспорта с расположенными на них постоянными устройствами (здания, мосты, тоннели, путепроводы, гидроузлы и другие искусственные сооружения), средствами сигнализации, централизации и блокировки сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и связи; · транспортные средства (подвижной состав) разных видов транспорта (локомотивы, вагоны, суда, самолеты, автомобили и т. п.); · погрузочно-разгрузочные машины, механизмы и другие устройства, обеспечивающие транспортный процесс в пунктах отправления и назначения грузов, также в местах их перевалки с одного вида транспорта на другой; · материалы, топливо и электроэнергия, обеспечивающие работу средств тяги и подъемно-транспортных машин; · промышленные предприятия по производству и ремонту транспортных средств и других устройств, необходимые для эксплуатации и содержания основных фондов транспорта в технически исправном состоянии (заводы по ремонту локомотивов, вагонов, самолетов, погрузочно-разгрузочных машин и другой техники). Сами по себе перечисленные выше вещественные элементы не являются «производительными». Для приведения их в действие и получения специфической транспортной продукции (эффекта перемещения) необходимы физические усилия и знания человека, т. е. трудовые ресурсы. Поэтому основным содержанием процесса управления на транспорте является объединение, координация и обеспечение эффективного использования вещественных и трудовых элементов предприятий транспорта. Это, в свою очередь, связано с выполнением ряда сложных процессов и операций, без которых перевозка оказалась бы невозможной и которые выступают в качестве объектов управления. Все остальные элементы приведены ниже: а) трудовые ресурсы, люди (персонал) б) координация (основная функция управления) в) наличие цели (конечный рез-т) г) объект управления (производствен. процесс) д) субъект управления Правовая нормативная база управления международными перевозками. ТК РФ, Закон о фед жд тр-те, устав жд тр-та,закон о морских П, кодекс торгового мореплавания,кодекс вв тр-та,устав автотр-та, кодекс ГА, правила пере-ки грузов, инструкции и нормативно-правовые акты по разным видам тр-та, Необх принять – закон о предприним деятти на тр-те, закон о трансп экспедиц деят-ти, закон о профпригодности лиц, правила перевозки грузов при взаидодействии с др видами тр-та, устав дисципл работы работников морского и вв тр-та. Условиями успешной разработки целостной системы государственного регулирования на транспорте являются: 1) единство и непротиворечивость исходных принципов для всей совокупности намечаемых законоположений по всему своду законов и подзаконных актов; 2) возможность внесения кардинальных изменений одновременно во всю совокупность законоположений, в прошлом создававшихся в разные сроки и разными коллективами разработчиков с нарушением требований преемственности и внутренней непротиворечивости; 3) минимум изменений в «базовой» (нормативно-технологической) части (документах, уже принятых правительством РФ, и отраслевых нормативных актах) и максимум — в «надстроечной» (законодательной); 4) учет в возможно полной мере специфических особенностей и условий, в которых оказались различные виды транспорта России в настоящее время; 5) преодоление несогласованности между действующими нормативными документами правительства и отраслевыми нормативными актами, с одной стороны, и намечаемыми новыми законоположениями — с другой, с учетом их иерархической весомости и стратегической значимости; 6) сквозной охват в единой процедуре всех частных разработок по проектам законоположений (соответственно проектирование, авторский контроль и сопровождение проекта вплоть до представления законов в соответствии с их приоритетностью на рассмотрение в Государственную думу); 7) возможно более полный учет факторов, вытекающих из особенностей постперестроечной фазы в социально-экономическом и политическом развитии страны, в частности сохранение органической внутренней связи транспортных сетей России и стран так называемого «ближнего зарубежья»п ФЗ о смешанных перевозках, Кодекс внутреннего водного тр-та Царский период. 1649 г. Соборное уложение (сборник правовых норм). в нем был первый тр-ный закон об охране судоходства, а также вводились наказания за преступления на гужевом тр-те. 1718 г. Петр 1 учредил коммерц-коллегию. Которая ведала торговлей, вод тр-том и грунт дорогами. Начало систематич деят-ти правительства в области дорожного дела. 1798 г. Учреждается департамент водяных коммуникаций при Сенате, начало существования органов упр-я путями сообщения. 1834 г. На заводе Урала построена первая ж/д (промышл тр-т), длина менее 1 км, паровоз сконструировал Черепанов, ширина колеи 1645 мм, состав весил 3 т. 1836-37 гг. первая ж/д в России общего пользования СПб - Царское село, 25 верст. 1843 -51 гг. ж/д СПб – Москва 1865 г. Образовалось министерство путей сообщения. Ему отданы внутр водные пути, ж/д и гужевые дороги. Активное стр-во ж/д, они были частные. В 80-х гг. 19 в. Прошли 3 реформы ж/д: · Финансовая (Минфине создан спец департамент ж/д дел, кот осущ финн контроль за деят-тью ж/д). · Тарифная (введение гос монополии на ж/д тарифы). · Правовая (введение устава ж/д). 1881-1900 гг. монополизация упр-я ж/д тр-том России в руках гос-ва. К 1917 г. 70% ж/д были в руках гос-ва. Советский довоенный период. После революции оставшиеся 30% дорог были национализированы. 1917 г. Создан НКПС как орган упр-я ж/д, гужевым и внутр водным тр-том. Морские перевозки и порты были в ведении наркомата торговли и пром-ти. 1918 г. Образовалось главное упр-е водного сообщения (ГУВС) при ВСНХ для упр-я национализир морским и речным флотом, водными путями и пристанями. 1920-21 гг. первая крупная реорганизация НКПС, создана единая сеть путей сообщения. В составе НКПС появляются 4 центральных упр-я – ЦУ ЖЕЛ, ЦУ МОР, ЦУ РЕК, ЦУ Местного тр-та (авто, гужевой, трамваи, погр-разгр работы, экспедиторское обслуживание). 1922 г. Начало новой экономич политики (НЭП). 1930-31 гг. вторая крупная реорг-я НКПС. Из состава НКПС выделяются морской и речной тр-т в отдельный народный комиссариат водного тр-та (НКВТ). Создано всесоюзное хозрасчетное объединение гражданского возд флота (ГВФ). 1935-38 гг. борьба на тр-те с теорией «предела». 1939 г. Наркомат водного тр-та разбит на наркомморфлот и наркомречфлот. Образован наркомат автотр-та. В центр аппарате НКПС образовано 8 упр-й по группам дорог. Разрабатывается единый технологич процесс для ж/д станций и подъездных путей. ВОВ В 1941 г. Изменяется система упр-я тр-том в соотв-и с нуждами военного времени: · Разработка единого военнохозяйств-го плана, изменение плана формир-я и графиков движения поездов (введен параллельный график) · Изменение в оперативном учете перевозок. · Изменение в разработке технич плана дорог (он стал разрабат не на месяц, а на полмесяца). · Перевод прифронтовых ж/д и пароходств на работу по оперативн заданиям. В 1942 г. Создан тр-ный комитет в составе гос комитета обороны. Упр-е тр-том при подготовке и проведении военно-стратег операций осущ по следующей схеме: Верховный главнокомандующий Ген штаб (центр упр-е военного сообщения – ЦУ ВОСО) Гос комитет обороны (ГКО) Трансп-ные наркоматы Для восстан-я ж/д во фронтовой зоне в НКПС было создано главное упр-е военно-восстановит работ (ГУВВР). В 1943 г. Все ж/д переведены на военное положение, а их рабочие обявлены мобилизованными и закреплялись для работы на тр-те. Советский послевоенный период. В годы войны разрушено 65 тыс. км ж/д путей, 4100 строений, 13 тыс. ж/д мостов, 16 тыс. паровозов, более 400 тыс. вагонов, 500 речных пристаней и портов. В 1946 г. Наркоматы преобразованы в министерства. 1953 г. Создано союзно-республик мин-во автотр-та и шоссейных дорог. Мин-во мор флота, мин-во речн флота и Главсевморпуть были объединены в союзное мин-во мор и речн флота. 1954 г. Созданы мин-во мор флота и мин-во речн флота. 1956 г. Принят ген план электрификации ж/д. 1956 г. Создано республик мин-во речн флота. 1964 г. Создано всесоюзное мин-во гражданской авиации. 1965 г переход от террит системы упр-я экономикой к отраслевой и проведение новой хоз реформы. Была расширена хоз самостоят-ть предприятий. На первое место выдвинулись экономич методы упр-я. Тр-ные предпр должны развиваться на принципе самоокупаемости. 1970-е гг. переход на двух- и трехзвенные системы упр-я во всех отраслях. Мин-во автотр-та и шоссейных дорог РСФСР разделено на мин-во автотр-та и мин-во стр-ва и эксплуатации дорог. 1988 г. Переход всех видов тр-та на хоз расчет с ориентацией на полное самофинанс-е и самоокупаемость. Разработка новых ген схем упр-я тр-ными мин-вами. Ликвидация ряда главков и сокращение числ-ти управл персонала на 30-50%. Постсоветский период. 1990 г. Образовано мин-во тр-та (куда вошли все виды тр-та кроме ж/д). 1991 г. Образовано координационное тр-ное совещание (КТС) для межгос регул-я в области авто, речн и морского тр-та на территории СНГ. Дек. 1991 г. Образован МАК (межгос авиац комитет). 1992 г. Ликвидировано МПС СССР и создано МПС РФ. Создан совет по ж/д тр-ту стран СНГ. 1996-2000 гг. дискуссия о реформировании ж/д тр-та. Май 2001 г. Постановление правительства о порядке проведения структурной реформы ж/д. 2003 г. Создано ОАО РЖД. 1990-е – нач. 2000-х гг. мин-во тр-та часто реформировалось, из состава минтранс выделяются федеральная авиац служба и дорожная служба. 2000 г. Автодорожники и ГА снова в Минтранс. 2004 г. Ликвидировано МПС РФ и образовано единое мин-во тр-та и связи. Вскоре упр-е связью и инф-ей передается в самостоят мин-во. Созданы подведоственные органы: фед агентство возд тр-та, ж\д тр-та, мор и речн тр-та, федер дорожное агентство, федер агентство геодезии и картографии и федер служба по надзору в сфере тр-та.
Автомобильный транспорт Лицензии выдает Ространсинспекция Лицензированию не подлежат: - технологические перевозки грузов - перевозка грузов а/м и другими техническими средствами грузоподъемностью 500 кг - перевозка грузов а/м транспортом, принадлежащих учреждениям здравоохранения, Минсвязи, прокуратуре, таможне, налоговой полиции, вооруженным силам, МВД и МЧС; Для осуществления международных перевозок получают допуск на международные перевозки. Железнодорожный транспорт Гос. организации не получают лицензии. Экспедиторские услуги на ж.д. транспорте должны соответствовать Госстандарту, в соответствии с которым определяется: кто может быть перевозчиком, экспедитором, грузоотправителем, грузополучателем, а также что такое экспедиторская услуга. Экспедиторские услуги, предоставляемые потребителям при перевозке грузов в межгосударственных и международных сообщениях, должны соответствовать требованиям правил международных договоров и соглашений, заключенных между Российской Федерацией и странами, участвующими в перевозках Дана классификация экспедиторских услуг. Организация может получить сертификат, если предоставляет не менее 3 услуг из классификатора. В стандарте содержатся общие требования к услугам: - комплексность - точность и своевременность исполнения - безопасность и экологичность - обеспечение сохранности груза - этичность обслуживания персонала - этичность условий обслуживания - информативность Методы контроля за деятельностью транспортно-экспедиторских фирм: - Инспекционный контроль на наличие документов; - Визуальный контроль – осмотр оборудования, транспортных средств, складских помещений; - Аналитический контроль – анализ документов и претензий; - Инструментальный осмотр – проверка загазованности; - Социальный контроль – опрос потребителей и обслуживающего персонала; АВИАция Лицензирование деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров и перевозке воздушным транспортом грузов осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта Лицензирование деятельности в области гражданской авиации производится в целях обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, соблюдения установленных экологических норм при эксплуатации воздушных судов, обеспечения нормального функционирования рынка авиационных перевозок, работ и услуг, защиты интересов потребителей этих услуг и реализации требований антимонопольного законодательства. Лицензированию подлежат следующие виды деятельности: - осуществление и обеспечение воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе; - обслуживание воздушного движения, а также обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах; - проведение авиационных работ для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе выполняемых в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ; - подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; - деятельность общественных объединений в области авиации: Некоммерческая деятельность в области гражданской авиации может осуществляться без лицензий. Лицензии выдаются Федеральной авиационной службой России и в отдельных случаях ее региональными управлениями (далее именуются лицензионные органы). Полномочия региональных управлений Федеральной авиационной службы России по ведению лицензионной деятельности устанавливает Федеральная авиационная служба России. Основанием для отказа в выдаче лицензии является: - наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; - отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности. В стране проводится сертификации для международных перевозок с выдачей их владельцам соответствующих свидетельств по международным (европейским) требованиям и нормам; осуществляется сертификация в сфере пассажирских перевозок, услуг по техническому обслуживанию и ремонту.
Опыт ряда европейских стран, входящих в ЕС, показывает целесообразность осуществления лицензирования и сертификации автотранспортной деятельности на основе единых подходов и типовых требований к системе выдачи лицензий и свидетельств о сертификации соответствующим хозяйствующим субъектам. В связи с изложенным представляется целесообразным: · разработать и реализовать в государствах Содружества унифицированные системы лицензирования и сертификации международных перевозок грузов и пассажиров, охватывающие основные элементы (требования к АС, требования к технологии и организации перевозочного процесса, вопросы контроля, учета и отчетности и др.); · следует разработать механизм значительного усиления роли лицензирования и сертификации автотранспортной деятельности как средства государственного регулирования этой деятельности на международном рынке транспортных услуг; · подготовить соглашение о взаимном признании сертификационных требований к транспортным средствам и услугам на территории единого транспортного пространства государств-участников СНГ.
Схема лизинговой сделки
1 – подача лизинговой заявки; 2 – заключение кредитного договора; 3 – получение кредита; 4 – заключение договора купли-продажи и оплата имущественного кредита; 5 – поставка имущества; 6 – страхование имущества; 7 – лизинговые платежи; 8 – возврат кредита; ЛП становится собственником имущества после осуществления всех расчетов по договору и подписания перехода (при финансовом лизинге). Лизинговая компания – коммерческая организация, резидент или нерезидент РФ, выполняющая в соответствии с законодательством РФ и в соответствиис учредительными документами функцию ЛД. Для выполнения своих обязательств все субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договора. Экономическая оценка лизинга – важная часть ЛС, которая включает определение размеров и графика платежей, а также оценку финансовых результатов при лизинговой сделке. Рассмотрим состав лизинговых платежей. Под лизинговыми платежами понимается – общая сумма платежей по договору за весь срок его действия. В эту сумму входят: - Возмещение затрат ЛД (ЛК), связанных с приобретением и передачей предмета лизинга; - Возмещение затрат ЛД всвязи с оказанием других, предусмотренных договором услуг; - Доход ЛД; - Выкупная цена предмета лизинга; В договоре устанавливается: - Размер лизинговых платежей; - Форма осуществления (денежная или натуральная); - Способ осуществления платежей (равными долями или в увеличивающихся, уменьшающихся размерах); - Периодичность выплат (ежегодно, ежемесячно, ежеквартально) ЛП = АО+ПК+КВ+ДУ+НДС+НИ+ВС Где ЛП – общая сумма лизинговых платежей; АО – амортизационные отчисления по годам; ПК – плата за использование кредитных ресурсов на покупку предмета лизинга; КВ – комиссионное вознаграждение ЛД за услуги по договору; ДУ – плата за доп. Услуги ЛД. На основе ДУ владелец объекта лизинга создает резервные фонды для проведения: ü ТО и кап. ремонтов; ü Обучение экипажей, техников, т.д.; ü На менеджмент; НДС – выплачивается ЛП по услугам ЛД; НИ – налог на имущество, уплачивается ЛД (2% от средней стоимости); ВС – выплаты по страхованию рисков включают страхование потерь от: ü Раазрушения объекта; ü Перед третьими лицами, т.е. перед пассажирами; Экономическая оценка лизинга предусматривает суммирование ЛП и собственных эксплуатационных расходов за весь период лизингового договора и их сопоставление с доходами компании. По методам конкуренции а) совершенная б) несовершенная монополистическая олигополия монополия Конкурентоспособность – это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность перед потребителем по сравнению с аналогичным товаром других производителей. Под конкурентоспособностью транспортного предприятия понимается его способность с необходимой эффективностью своевременно предложить свои услуги, удовлетворяющие требованиям клиентуры в нужном рынку количестве. Каждый вид транспорта имеет свою эффективную сферу деятельности, в которой он является наиболее конкурентоспособным по сравнению с другими видами транспорта. Например, железнодорожный транспорт как перевозчик является сравнительно более конкурентоспособным при перевозках массовых и тяжелых грузов на большие расстояния. При перевозке широкой номенклатуры грузов на различные расстояния, а также при необходимости быстрой доставки грузов более конкурентоспособен автомобильный перевозчик. Использование внутреннего водного транспорта ограничено главным образом перевозкой грузов по руслу реки и сроками навигации. Морской транспорт способен доставлять грузы во многие страны разных континентов. Воздушный транспорт имеет ограниченную сферу использования в силу больших расходов на перевозку, привлекается только для доставки отдельных скоропортящихся или дорогих грузов на большие расстояния. В конкурентной деятельности различают два основных способа конкуренции: •ценовая — основанная на извлечении дополнительной прибыли путем уменьшения издержек производства и реализации, снижения цены без изменения ассортимента, свойств и качества продукции (услуг). На транспорте ценовой метод предполагает изменение тарифов на перевозки и услуги, выполняемые одной организацией по сравнению с тарифами, применяемыми другой организацией. Снижение тарифа позволит привлечь дополнительных клиентов и охватить большую долю транспортного рынка региона; •неценовая — предполагающая изменение свойств продукции (услуги), придание ей качественно новых свойств, создание новых услуг для удовлетворения тех же потребностей и т.п. Неценовой метод направляет усилия организации на повышение качества перевозок и услуг, развитие рекламной деятельности, развитие производственно-технической базы, повышение квалификации сотрудников. Франчайзинг Используется на воздушном транспорте (в основном для реанимирования региональной авиации, больше всего развито в США) и автомобильном транспорте (является основой для сохранения комплексных систем, выполнение всех видов работ. В качеству главного выступает п/п осуществляющие техническую подготовку ПС) Бывает 2-х видов на автотранспорте: 1) систематизированные (Главное п/п по ТО и ремонту автотранспортных средств специализируются на определенных марках машин. В качестве дочерних выступают малые п/п, которые эксплуатируют их.) 2) универсальные 9Главное п/п выполняют ТО и ремонт автомобилей разных марок, а дочерние п/п могут быть специализированы. Принципы франчайзинга: 1. общая для системы ценовая политика и система сбыта 2. оказание поддержки и обмен информации 3. совместное присутствие на рынке
Аутсорсинг Это передача части выполнения заказов другим исполнителем, при условии, что это будет дешевле, чем самостоятельное выполнение крупными п/п. Основан на практике передачи различных операций и управленческих функций на использование внешними подрядчиками или использование внешними поставщиков.
3 вида аутсорсинга: 1) функциональная – это передача внешнем использованием отдельных функций, необходимых для ведения бизнеса (бизнес –планирование, маркетинг) Аутсорсинг предполагает выбор между созданием собственных подразделений выполнение этих функций или привлечение отдельных профессионалов или организаций 2) операционных – это передача на судподряд отдельных операций, связанных с производством, хранением, транспортировкой и реализации товара. На автотранспорте это может быть, когда крупное п/п передает малому 1 из маршрутов перевозки грузов 3) ресурсный – отказ от собственных ресурсов необходимых для ведения бизнеса в пользу получения их со стороны, чаще всего касается производственных мощностей или трудовых ресурсов.
Аутсорсинг позволяет минимизировать постоянные затраты..
Интрапренерство (в России это дочернее предпринимательства)
Предпосылками его создания на транспорте является: 1) наличие плохо используемых производственных мощностей (гаражи, ремонтные базы, складские помещения) 2) наличие на крупных не транспортных п/п мелких структур 3) потребность в транспортных услугах 4) потребность в диверсификации (когда п/п занимается для него не характерной деятельностью)
Целью создания дочерних предприятий: 1. максимальное использование ресурсов 2. оптимизация использования кадрового потенциала 3. быстрая реакция на изменение рынка
Элементы системы управления транспортным производством. Производственный процесс на тр-те хар-ся большим числом производственно-финансовых результатов и показателей: - объемные показатели – к-во перевез пасс, число перевезенного груза - показатели транс-ой работы- пкм, Ткм - финансовые показатели – расходы, доходы, прибыль Все эти показатели постоянно нужно улучшать, чтобы быть конкурентоспособным п/п. Управление – это целенаправленное воздействие субъекта управления на коллективы людей для организации и координации их деятельности в составе объекта управления в процессе производства. Предметом науки управления на транспорте является общественно-производственная деятельность людей, связанная с перемещением готового продукта из места производства в другое место, пространственно отделенное от него. Основными вещественными элементами этой системы являются: · пути сообщения разных видов транспорта с расположенными на них постоянными устройствами (здания, мосты, тоннели, путепроводы, гидроузлы и другие искусственные сооружения), средствами сигнализации, централизации и блокировки сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и связи; · транспортные средства (подвижной состав) разных видов транспорта (локомотивы, вагоны, суда, самолеты, автомобили и т. п.); · погрузочно-разгрузочные машины, механизмы и другие устройства, обеспечивающие транспортный процесс в пунктах отправления и назначения грузов, также в местах их перевалки с одного вида транспорта на другой; · материалы, топливо и электроэнергия, обеспечивающие работу средств тяги и подъемно-транспортных машин; · промышленные предприятия по производству и ремонту транспортных средств и других устройств, необходимые для эксплуатации и содержания основных фондов транспорта в технически исправном состоянии (заводы по ремонту локомотивов, вагонов, самолетов, погрузочно-разгрузочных машин и другой техники). Сами по себе перечисленные выше вещественные элементы не являются «производительными». Для приведения их в действие и получения специфической транспортной продукции (эффекта перемещения) необходимы физические усилия и знания человека, т. е. трудовые ресурсы. Поэтому основным содержанием процесса управления на транспорте является объединение, координация и обеспечение эффективного использования вещественных и трудовых элементов предприятий транспорта. Это, в свою очередь, связано с выполнением ряда сложных процессов и операций, без которых перевозка оказалась бы невозможной и которые выступают в качестве объектов управления. Все остальные элементы приведены ниже: а) трудовые ресурсы, люди (персонал) б) координация (основная функция управления) в) наличие цели (конечный рез-т) г) объект управления (производствен. процесс) д) субъект управления ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|