Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Антрополог.материал.и гуманизм Л.Фейербаха





Другим крупнейшим после Гегеля представителем классической немецкой философии был Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). Первоначально он увлекался философией Гегеля, однако вскоре подверг её резкой критике. Вскоре Фейербах перешёл на антропологический материализм. Он считал, что в центре философии находиться человек. Человек – порождение природы. Природа никем не была сотворена и существовала вечно. Он был сторонником метафизического (антидиалектического) материализма. Метафизика – это учение о неизменности реальности. Он понимал человека как природное существо. Основное сочинение Фейербаха – «Сущность христианства», В котором он резко критикует религию – философия и религия противоположны друг другу. Основа религии – вера в догматы, а в основе философии – знание. Религия создаёт иллюзию: подлинный творец бога – человек – рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности. Для освобождения от религиозных заблуждений нужно понять, что человек – не творение бога, а часть, и притом наиболее совершенная – вечной природы. Человек представляет собой психофизическое единство, единство души и тела. Человеческая природа является биологической, а отдельный индивидуум – не исторически-духовное образование, а звено в развитии человеческого рода. Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Любовь к богу ложной формой подлинной любви – любви к другим людям.

«Сущность христианства» (1841) – основное произведение философа-атеиста Людвига Фейербаха (1804 – 1872). Оно возникло в горниле напряженной борьбы между знанием и верой, наукой и религией – борьбы, достигшей в Германии своего наивысшего накала как раз на рубеже 30-40-х годов XIX века.



 

2.Проблема бытия в философии. Формы бытия. Значение проблемы бытия для медицины.

Бытие-это единство объективной и субъективной реальностей. Это философская категория для отражения полноты, целостности, самодостаточности существования.

Рассмотрение единства природы и сознания, физического и духовного мира является одной из основных проблем философского знания. Анализ различных сторон взаимодействия основных форм бытия позволяет выявить и их разновидности. Так, например, физический мир, бытие вещей, делится на бытие природы как целого и бытие вещей, произведенных человеком. Продукты человеческой деятельности, относящиеся к материальной культуре, являются веществом природы, принадлежат к объективному физическому миру, но в своем происхождении, существовании, функционировании опосредствованы сознанием, несут особый человеческий смысл, и в этом бытие "второй природы" отличается от способа существования самой природы. Можно говорить об особенностях бытия самого человека, который одновременно существует в двух мирах: природном – как его неотторжимая органическая телесная часть и сознательном, психическом, что отличает его от других живых существ. Духовный мир человека также можно подразделить на субъективный и объективный дух. Субъективный дух – это индивидуальное существование духовного, психический внутренний мир конкретной личности со всеми уровнями существования от бессознательного до самосознания собственного "Я". Объективным духом является, например, человеческий язык, наука, религия, мораль, искусство и т.д. Между субъективным и объективным духом существует глубокая диалектическая взаимозависимость: психический мир человека достигает уровня сознания, только лишь осваивая объективно существующую духовную культуру человечества, а сам объективированный мир знания, морали, искусства, религии существует до тех пор, пока производится и воспроизводится индивидуальными сознаниями, т.е. субъективным духом.

формы бытия: - бытие вещей, процессов, заключающее в себе бытие природы как целого и бытие вещей, производимых человеком; - бытие человека, подразделяется на бытие человека как природного существа и специфическое человеческое бытие; - бытие духовного, состоящего из объективного и субъективного духа; - социальное бытие, состоящее из бытия отдельного человека и бытия общества.

Проблема форм бытия имеет важное значение для философии. Определенное понимание и трактовка взаимоотношений и взаимодействий между ними лежит в основе различных философских воззрений. Особенно это относится к решению вопроса о том, какие формы бытия являются первичными или производными. Так, материализм в качестве основной формы считает природное бытие, а остальные производными, зависимыми, хотя и воздействующими на него. Субъективный идеализм за основу принимает субъективный дух, а сторонники объективного идеализма настаивают на первичности объективного бытия духа. В медицине понятие «бытие» обозначает жизнь конкретного человека, который постоянно испытывает на прочность ее ценность. В медицине здоровье и болезнь рассматриваются как явления жизни, а эвтаназия и самоубийство как явления смерти. Общефилософское понятие бытия аксиологизирует медицинское понятие «жизнь», тем самым гуманизируя медицинскую деятельность. Врач вынужден задаваться философскими вопросами, когда перед ним стоит решение проблемы: жить или не жить человеку. И когда происходит осознание проблемы бытия в пограничных ситуациях, то есть между жизнью и смертью, медицина вспоминает о философском понятии «бытие» и соотносит свои методы с общими представлениями

Билет 16

1.Иррацианол. А.Шопенгауэра.

Иррационализм-направление в философии, которое, в противоположность рационализму, ограничивает, либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму. Рациональность объявляется характеристикой, враждебной сущности человека. Бытие иррационально, оно носит волевой характер. Иррационализм на первый план выдвигает волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм) и инстинкты (бессознательное).

Одним из наиболее ранних философов-иррационалистов является А.Шопенгауэр. На философское мировоззрение Шопенгауэра большое влияние оказали: древнеиндийская философия (буддизм), философия Платона и Канта. Смысловым стержнем философии Шопенгауэра является учение о воле. «Мир как воля и представление».Мир Шопенгауэр рассматривает в двух аспектах как волю и как представление. Как представление мир исследует наука, но она исследует лишь отношения между вещами, суть же вещей, реальность скрыта. Уже тело человека показывает недостаточность понимания человека только как представления. Тело – это не только тело среди других тел, но и воля.

Воля – это первоначальная основа бытия, она является и внутренним основанием мира, его сущностью, вечна, не подвержена гибели и сама по себе безосновна, то есть самодостаточна. Воля выступает, по Шопенгауэру, в качестве внутренней сущности не только в живой природе, в людях и животных, но и в явлениях неорганической природы. Каждое конкретное проявление воли человека направлено на объект, цель. Но в своей сущности воля бесцельна, безгранична. Это никогда не завершающееся стремление. Она бессознательна, лишена смысла. Мировой воле присуще постоянное беспокойство, стремление. Беспокойством воли определяется и вечное беспокойство, которое пронизывает все сущее в мире.

Воля к жизни – основа страданий. Хорошо то, что хорошо кончается, жизнь кончается смертью, поэтому она не подарок природы, а большое несчастье. Шопенгауэр считает, что никакой объективной истины и справедливости нет. А есть лишь страх перед смертью. Жизнь лишена смысла, который мог бы хоть как-нибудь сгладить этот страх. Мир – обитель страданий, оптимизм бессовестен. Пессимизм – это для Шопенгауэра единственно реалистичная философия. Воля – это реальность, мир – представление.

Мировая воля– носитель зла, направлена на саморазрушение, но сделать это можно только через человека. Человек – высшее проявление мировой воли, поэтому он должен приложить все силы, чтобы освободиться от зла и страдания, уничтожить мировую волю. Этический долг человека – подавить или ослабить волю к жизни.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.