Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Категории диалектики и их методологическое значение для медицины (общее и единичное, сущность и явление, причина и следствие).





Категории диалектики - это широкие понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это исходные формы мышления, объектом выступает развитие.. Смысл диалектики: анализ отдельных форм диалектики показывает, что ее конкретно-исторический смысл изменяется, но данные изменения целенаправленны.. Особенное – философская категория, выражающая относительность, обособленность, дискретность, отграниченность объектов друг от друга. Единичное - это философская категория, выражающая присущие особенному специфичность, неповторимость, индивидуальность. Общее - категория, выражающая существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие отдельным явлениям определенной группы. Методологическое значение этих категорий в том, что они ориентируют на поиск специфического в явлении, процесс познания начинается с единичного и от него к особенному и общему. Категории единичное, особенное, общее, отдельное используются при диагностике.Сущность и явление есть объективные, находящиеся в неразрывном единстве стороны и связи предметов. Закон их диалектической взаимосвязи заключается в том, что сущность определяет специфику явлений и обнаруживает себя в них, а явление зависит от своей сущности и неизбежно несет на себе ее отпечаток, «сущность является, явление существенно». Сущность и явление не одно и тоже. Форма проявления никогда не совпадает с сущностью. Отсюда противоречие между ними, которое объясняется тем, что на формирование явления влияют два фактора - сущность и внешние условия. • Сущность внутренняя, относительно устойчивая сторона действительности, а явление есть внешняя, более подвижная сторона предметов и процессов, представляющая собой выражение сущности. Единство формы и содержания есть единство противоположностей. Их единство постоянно развивается. Содержание - совокупность тех процессов, которые составляют основу объектов и обусловливают существенное развитие и смену их форм. Форма - способ организации содержания. В медицине форма и содержание мыслятся как структура и функция. Структура и функция диалектически едины. Не может быть бесформенного содержания, как и бессодержательной формы. Категория сущности-явления поднимает проблему «начала болезни» и патогенеза. Процесс познавания здорового и больного организма идет от явления к сущности. В повседневной деятельности врачу постоянно приходится совершать переход от доступных органам чувств явлений к скрытой от них сущности. Причина и следствие - философские категории, отображающие одну из форм объективной, всеобщей связи и взаимодействия явлений. В данных конкретных условиях причина порождает следствие, последнее в других условиях само может быть причиной другого следствия. Различия между причиной и следствием имеет абсолютное значение лишь в данных конкретных условиях, для других же условий оно имеет относительный характер. Представление о том, что все явления и вещи чем-то обусловлены, определены, связаны друг с другом лежит в основе философского учения, которое называется детерминизмом. Есть два вида детерминизма - диалектический и механический. Диалектический детерминизм исходит из признания всеобщей связи и обусловленности явлений действительности, из признания многообразия форм проявления причинности. Механический детерминизм ограничивается лишь рассмотрением одних причинных связей, и то только в форме внешних, простых механических взаимодействий. Категория причина-следствие указывает на необходимость выявления повода, причины и следствия заболевания (монокаузализм, конденционализм, механицизм). Монокаузализм - течение в медицине XIX века, согласно которому объяснение одной причины возникновения болезни равносильно объяснению самой болезни. Конденционализм - течение в медицине XIX века, согласно которому течение болезни зависит не от причины, а от условий ее прохождения. Механицизм - течение в медицине XVII-XIX веков, согласно которому объяснение одной причины возникновения болезни равносильно объяснению самой болезни. Применительно к медицине под причиной следует понимать то, что придает специфичность и качественное своеобразие тому или иному процессу. Под причиной современная патология понимает то, без чего патологический процесс не может возникнуть, несмотря на наличие определенных условий. Причина болезни - не только внешний фактор, но и реакция организма на этот фактор. Необходимость и случайность являются противоположностями, которые при определенных условиях могут превратиться друг в друга. Диалектика их состоит в том, что случайность представляет собой пересечение необходимостей, что случайность выступает как форма проявления и дополнения необходимости, а необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Необходимость является существенной стороной закона. Случайность же связана с законом через необходимость. Необходимость - это категория для отражения общего, типичного, устойчивого в явлениях и процессах действительности. Категория случайности, наоборот, отражает единичное, поверхностное, преходящее. Под необходимостью диалектический материализм понимает такое развитие процессов и явлений, когда они с неизбежностью вытекают из предшествующих событий. Эта установка должна быть для врача исходной по отношению ко всем исследуемым процессам, в том числе случайным. Необходимо помнить, что нет беспричинных случайностей. Категории возможности и действительности ориентируют человека на опору в своей деятельности. В организме человека постоянно происходит процесс превращения возможности в действительность. Болезнь человека содержит возможность выздоровления, а здоровый организм обладает возможностью заболевания. Так, попадание возбудителей инфекции в организм не ведет автоматически к возникновению болезни, являясь лишь возможностью заболевания. Для превращения возможности заболевания в реальную болезнь необходимы благоприятные условия (ослабление иммунологической реактивности, вирулентность возбудителя, наличие входных ворот и др.).

 

Билет23

1.Фил.Н.Бердяева.

Философия Бердяева в высшей степени философия человека, ищущего себя, познающего этот мир, чтобы обрести в нем свое достоинство. Бердяеву ненавистны любые виды рабства, будь-то рабство политическое или религиозное. О политическом было уже достаточно. Что касается религиозного, то будучи глубоко верующими, осознанно религиозным человеком, Николай Бердяев не признавал духовного диктата, которым, по его мнению, всегда “грешила” официальная православная церковь. Философия Бердяева носит персоналистический характер; он сторонник ценностей индивидуализма. “Истинное решение проблемы реальности, проблемы свободы, проблемы личности - вот настоящее испытание для всякой философии”, - считает он. У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

.царство духа,

.царство природы,

.объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,

.трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.