Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структурные сдвиги как результат институциональных изменений в экономике. Теневая экономика и ее влияние на оценку структурных сдвигов.





 

Для того чтобы выяснить, что же такое структурный сдвиг, необходимо разобраться с таким понятием как структура экономики.

Структура экономики - сложная система взаимосвязанных пропорций, складывающаяся под воздействием имеющегося технического базиса, социальных механизмов распределения и обмена в соответствии с общественными потребностями и достигнутым уровнем производительности труда. В структуре экономики отражается сложившаяся система разделения труда, которое, "имея часто технологическое происхождение, является по сути своей экономическим, опосредуется отношениями собственности и институциональными формами, реализуется через отношения обмена".
Все это свидетельствует о широком и многоаспектном понятии структуры. Так, экономику можно рассматривать как со стороны производства, так и со стороны распределения и потребления продукта и национального дохода (воспроизводственная структура), со стороны предприятий и отраслей, а так же стороны отдельных структурообразующих факторов и процессов.

Все структуры, в том числе экономические, проходят в своем развитии следующие этапы: зарождение, рост, период зрелости, регрессивные преобразования (кризис) и исчезновение или распад.

Структура экономики характеризуется неоднородностью, соответствующей иерархией и пропорциями между ее составляющими. Структурный аспект развития проявляется как через посредство количественного роста, так и через определенные качественные изменения в экономике общества. Такая трактовка структуры экономики применима к исследованию проблематики развития (смены одних структур другими), центром которого являются структурные сдвиги.

Таким образом, сдвиги в структуре экономики представляют собой сложную систему изменения взаимосвязанных пропорций, протекающих под воздействием имеющегося технического базиса, социальных механизмов производства, распределения и обмена в соответствии с общественными потребностями, имеющимися ресурсами и достигнутым уровнем производительности труда. Структурные сдвиги проявляются в экономических системах различных уровней: на уровне индивида и домашнего хозяйства (наноуровень), предприятия и фирмы (микроуровень), отрасли и региона (мезоуровень), национального и мирового хозяйства (макроуровень).

В целом под структурным сдвигом понимается всякое существенное изменение внутреннего строения системы, взаимосвязей между ее элементами, законов данных взаимосвязей, приводящее к изменению основных (интегральных) системных качеств.

Структурные сдвиги, несомненно, носят трансформирующий характер и проявляются в форме изменения положения элементов, долей, пропорций и количественных характеристик экономической системы. Содержанием же структурных сдвигов является изменение межструктурных и межсистемных связей, а также основных характеристик (системных качеств) экономической системы.

Содержание структурных сдвигов в экономике может быть выражено через их функции:

· при помощи структурных сдвигов происходит реализация закона возвышения потребностей, который на современном этапе развития дополняется законом их интернационализации;

· распределение и перераспределение ресурсов (капитала, рабочей силы и т.п.) между различными сферами экономики;

· структурные сдвиги в экономике выполняют функцию согласования структуры потребления, отражающего изменения в системе растущих потребностей, и производства, выражающего структуру размещения и распределения ограниченных ресурсов (факторов производства) между различными сферами экономики;

· формирование основных натурально-вещественных и стоимостных пропорций воспроизводства;

· в виде структурных сдвигов воплощается внедрение в экономику достижений научно-технического прогресса.

Институционализм как направление экономической мысли разработан западной экономической школой. Институционалисты относили к институтам как категории политической и правовой надстройки общества, так и экономические явления (частная собственность, государство, предпринимательство и др.). Задача практического использования современного институционального анализа предполагает, прежде всего, выявление основных направлений институциональных преобразований в трансформируемой экономике.

Институциональные преобразования представляют собой создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и т. д. Единицей институциональных преобразований является институт, вычленить общепринятое определение которого достаточно сложно (даже у одного и того же автора встречаются разные определения этого понятия. Обобщая разные взгляды на понятие "институт", можно дать ему следующее определение. Институт – это ряд норм и правил, ограничивающих поведение экономических агентов и упорядочивающих взаимодействие между ними.

Употребляя понятие "институт" в данном значении, можно вывести концептуальную суть институциональных преобразований. Если институт есть "правила игры", в рамках которых осуществляется обмен и структурируется взаимодействие между участниками обмена, то целью институциональных преобразований будет являться создание оптимальной системы правил, контроля за их соблюдением и защиты. Такая система правил задается правами собственности в экономике. Именно на основе формирования и воспроизводства четкой структуры прав собственности и ее защиты возникает порядок и снижается уровень неопределенности, что делает менее рискованным осуществление какой-либо деятельности и взаимодействие с другими экономическими агентами. Этим обстоятельством объясняется зависимость осуществления институциональных преобразований и проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Выделяют три основных группы классификационных признаков, позволяющих охарактеризовать институциональные изменения:

1. локализация институционального изменения в системе институтов экономики — общие классификации;

2. характер влияния институционального изменения на поведение экономических агентов или экономическую систему — функциональные, или внешние классификации;

3. характер изменения института — морфологические, или внутренние классификации.

Первые две группы классификаций характеризуют институциональные изменения как элементы процессов функционирования и развития экономики, последняя – как элементы относительно обособленной системы, отдельного экономического института. Тем самым, в совокупности эти группы классификаций позволяют достаточно полно описать разнообразие институциональных изменений. [6]

Автор лекций рассматривает здесь только две из всех возможных классификаций. Во-первых, речь пойдет о введенном Д. Нортом разделении институциональных изменений на дискретные и инкрементные:

Под дискретными изменениями понимаются радикальные изменения в формальных правилах. Обычно они происходят в результате завоеваний или революции

Инкрементные изменения означают, что участники акта обмена пересматривают свои контрактные отношения с тем, чтобы получить некоторый потенциальный выигрыш от торговли (по крайней мере, для одной из сторон обмена). 15,

Поясняя последнее из этих понятий, Норт пишет: «…необходимо отметить важную особенность институциональных изменений. Она состоит в том, что эти изменения имеют почти исключительно инкрементный характер. Так, рассматривая арендное право эпохи феодализма и майората, мы видим, что оно развивалось путем постепенного изменения рамок, заключавших в себе взаимодействие меняющихся в течение веков формальных и неформальных ограничений и механизмов, обеспечивающих соблюдение правил. Соглашение между землевладельцем и крепостным отражало почти полное господство первого над вторым; но периферийные изменения в институциональной системе вследствие сокращения численности населения в XIV веке измени ли соотношение сил в пользу крепостных. Это постепенно привело к тому, что землевладельцы стали сдавать крепостным участки в аренду, появились копихолды (арендные права, зафиксированные в копии протокола феодального суда, — примечание переводчика) и в конце концов — обычная аренда за плату». [15, с.68] «Хотя формальные правила можно изменить за одну ночь путем принятия политических или юридических решений, неформальные ограничения, воплощенные в обычаях, традициях и кодексах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим усилиям». [15, с.9]

Как следует из приведенных определений и комментария к ним, Д. Норт фактически сближает дискретные институциональные изменения с изменениями в формальных нормах и правилах, относящихся к уровню институциональной среды, а инкрементные — с изменениями институциональных соглашений, локальных (групповых) неформальных норм и правил.

Между тем, такое сближение не вполне точно. Дело в том, что постепенно, малыми отклонениями и «приращениями», могут изменяться не только локальные (формальные и неформальные), но также и «глобальные» правила.

Примером может служить изменение ставки налогообложения на 0,5 процентных пункта, или таможенного тарифа на 0,5 %, повышение пенсионного возраста на полгода, или численности занятых в определении малого предприятия на 2-х работников. Разумеется, эти примеры условны, но условность связана не с невозможностью таких изменений, а скорее с тем, что законодателям свойственно вводить более ощутимые изменения количественных параметров правил. Однако в банковской сфере развитых экономик (например, США) изменения учетной ставки процента на 0,1 процентный пункт является вполне нормальной практикой.

С другой стороны, дискретным изменением можно считать заимствование некоторого нового обычая, ведущее к определенным экономическим последствиям.

Для России в качестве такового может выступать вхождение в обиход Дня святого Валентина, что обусловило производство отечественными предпринимателями соответствующих атрибутов.

В этой связи нужно обратить внимание на некоторую неотчетливость, расплывчатость самого разграничения дискретных и инкрементных институциональных изменений. Ведь в строгом смысле слова постепенно могут меняться только некоторые количественные (измеримые) свойства, качественные же параметры меняются дискретно, скачками. Постепенность качественных изменений, — типа тех, что приведены в примере Д. Норта относительно формирования арендных отношений, — будет действительно постепенностью лишь при некотором «огрубленном» видении процесса. Как только мы увеличим наши различительные способности, то сразу увидим, что непрерывный, инкрементный процесс изменений разбивается на отдельные дискретные сделки, каждая из которых по какому-то параметру будет отличаться от другой, сходной по ее объекту, сделки или договоренности.

Во-вторых, важным для характеристики реально происходящих институциональных изменений является их деление на спонтанные и целенаправленные. Спонтанными называются такие институциональные изменения, которые осуществляются, — возникают и распространяются, — без чьего-либо предварительного замысла и плана. Так, если в приведенном выше примере случайного отклонения от нормы, принесшего выгоды ее нарушителю, такое отклонение не нанесет никому ущерба (не встретит противодействия) и распространится среди членов группы, налицо будет спонтанное институциональное изменение. Целенаправленные институциональные изменения, напротив, возникают и распространяются в большем или меньшем соответствии с некоторым осознанно разработанным планом. Обычно, на уровне экономики в целом, «автором» подобного плана является государство в лице некоторого органа законодательной или исполнительной власти, или же политическая оппозиция действующей власти; внутри экономических организаций автором такого плана выступает руководство, и т. п. Формирование целенаправленных институциональных изменений называется институциональным проектированием.

По признаку происхождения институциональных изменений, кроме двух названных «чистых» типов, можно выделить еще и смешанный тип, когда само новое правило появляется незапланировано, а его распространение осуществляется вполне сознательно целенаправленно.

Примером здесь может служить формирование новых законов в рамках системы общего права, когда новое правило — прецедент — возникает в связи с решением суда по новому конкретному конфликтному случаю, а «внедрение» этого правила в массовую практику обеспечивается механизмами судебной ветви государственной власти. Другой пример — спонтанное возникновение некоторой эффективной практики действий в бизнесе (bestpractice) и ее распространение через различные бизнес-ассоциации или, в России, систему Торгово-промышленных палат. [7]

В качестве препятствий, затрудняющих влияние институтов на прогрессивные структурные изменения в российской экономике, можно выделить следующие: во-первых, действие переходного эффекта, который детерминирует зависимость институтов от прежней траектории социально-экономического развития, что не позволяет быстро и позитивно влиять на изменения структуры экономики; во-вторых, несоответствие структуры институтов системе экономических интересов общества, препятствующее формированию новых поведенческих норм; в-третьих, противоречия между формальными и неформальными институтами и слабая координирующая роль государственных институтов.

Многие экономистыотмечают, что рассмотрение структурных сдвигов в экономике России необходимо начать с таких макроэкономических показателей, как номинальный и реальный валовой внутренний продукт (ВВП). Дело в том, что структурный сдвиг ВВП является одним из основных показателей развития структуры национального хозяйства страны и его доли в структуре мирового внутреннего продукта. Увеличение ВВП определенной страны при постоянном производстве внутреннего продукта в других странах, приводит к росту ее относительной доли в производстве мирового продукта и наоборот. Но так как объем производства ВВП других стран тоже изменяется, то динамика сдвигов валового внутреннего продукта страны в структуре мирового ВВП является более сложной. Предстоит выяснить основные макротенденции развития структуры российской экономики и объяснить их с точки зрения теории структурных сдвигов.

Однако оценка структурных сдвигов ВВП России затруднена тем, что в его структуре присутствуют значительные виртуальный и теневой сектора экономики. Виртуальным является целый пласт имеющих место в России экономических отношений, связанных с образованием устойчивой задолженности предприятий друг другу, кризисом неплатежей, неденежными формами расчетов, сопровождающихся множественностью форм и инструментов платежа, а соответственно и используемых при этом цен (зачетных, денежных и т.п.).

Теневой мы считаем ту часть экономики России, которая не регистрируется, не отражается в официальных статистических и иных отчетах, и как следствие не облагается налогом. При этом мы оставляем за рамками рассмотрения собственно криминальную экономику, хотя согласно определению она и является частью теневой. Главное, что отличает теневую экономику – это наличие в расчетах неучтенного оборота наличных средств, позволяющего сделать денежные потоки невидимыми для контролирующих органов. Сдвиги в этом секторе охватывают значительную сферу интересов и потребностей экономических субъектов на всех уровнях национального хозяйства.

Оценить размер виртуальных и теневых сдвигов можно через их долю в структуре ВВП и цен товаров, которые можно представить состоящими из трех частей:

ü официально оплачиваемой деньгами;

ü теневой (оседающей в карманах руководителей предприятий, посредников, чиновников и криминальных элементов);

ü виртуальной (никогда никем не оплачиваемой и существующей в виде задолженности, налоговых освобождений, суррогатов ценных бумаг).

Виртуальная часть порождается непомерно высокими налогами и интересами так называемых естественных монополий (раздутые цены на сырье, энергоносители, перевозки). Это подтверждается опережающим ростом задолженности предприятий добывающих отраслей и ТЭК в структуре просроченной задолженности в РФ. Теневая часть ВВП и цены товаров порождается интересами руководителей предприятий, посредников и чиновников любого ранга, работающих на свой карман вопреки интересам предприятий, акционеров, трудовых коллективов и государства. [4]

Таким образом влияние теневой экономики на оценку структурных сдвигов определяется уровнем производительной части теневой экономики, включаемой в ВВП, которая в свою очередь состоит из следующие элементов:

1. Показатели законной деятельности, скрываемой или приуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств;

2. Показатели неформальной (неофициальной легальной) деятельности, в том числе:

ü деятельность некорпорированных (то есть непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто – семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных;

ü деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью (временные бригады строителей и т.п.).

3. Показатели неофициальной нелегальной деятельности, в том числе:

ü легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (например, без лицензий и специальных разрешений);

ü нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночных спрос (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда).

 

 

15.2.Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики.

 

На рубеже XX – XXI вв. широкой распространение получил термин «глобализация». Глобализация – сложный, многоплановый, макромасштабный процесс, охватывающий все стороны жизни общества. Глобализация представляет собой всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую мировую экономическую и общественную систему. [8]

Тенденции глобализации ведут к становлению качественно нового по сравнению с макроэкономикой типа экономических отношений. Можно выделить следующие такого рода тенденции.

Первая тенденция: глобализация отношений собственности.

Уже сейчас видны некоторые черты нового типа присвоения, которое развивается, так сказать, «без границ» между государствами. Это касается известных нам транснациональных корпораций, а также международных объединений ТНК.

Вторая тенденция: переход более высокому уровню кооперации и разделения труда по сравнению с макроэкономикой.

Высокоразвитые страны сплетены в грандиозную сеть хозяйственных взаимоотношений, характерных для современной сложной кооперации труда. При создании самых совершенных технических средств широко используются поставку множества комплектующих деталей из разных стран.

Третья тенденция: появление и развитие совершенно новых форм организации хозяйства.

Коренное изменение форм организации хозяйственных связей в мире во многом обусловлено глобализацией распространения информации, связанной с быстрым освоением новейших достижений микроэлектронной революции и планетарном пространстве.

Четвертая тенденция: развитие регулирующей роли международных экономических организаций.

Расширение и усиление взаимосвязи и взаимозависимости субъектов мирового хозяйства сопровождается участием все большего числа государств мира в решении глобальных проблем. Усложнение этих проблем делает необходимым их своевременное и быстрое решение с помощью постоянно действующих международных экономических организаций. Эти организации подразделяются на межправительственные (межгосударственные) и неправительственные (объединения производителей, компаний и фирм, научные общества и другие организации).

Особо важную регулирующую роль играют межгосударственные универсальные организации, деятельность которых интересует все государства мира. Это прежде всего система Организации Объединенных Наций, а также-специализированные учреждения ООН, которые являются самостоятельными международными экономическими, организациями:

  • Международный валютный фонд (МВФ),
  • Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
  • Всемирная торговая организация (ВТО),
  • Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД),

· Международная организаций труда (МОТ) и др.

Несмотря на то, что феномен глобализации является одним из важнейших экономических процессов современности, в действительности процессы глобализации далеко не однозначны. С одной стороны, они не только неотвратимы, но и вполне прогрессивны, отражая объективные потребности всех народов планеты с другой стороны, некоторые страны с наиболее крупными транснациональными корпорациями (ТНК) действуют в своих, прежде всего эгоистических, интересах.

Глобализация искусственно подстегивается, она переходит те пределы, которые можно считать объективно необходимыми, становится средством крайнего монополизма и используется наиболее сильными ТНК для вытеснения с мировых рынков своих конкурентов. В результате глобализация подрывает рыночный, конкурентный характер мировой экономики, задерживая ее развитие, и превращается в орудие установления экономического и политического диктата в мире со стороны группы наиболее развитых стран.

Большое влияние глобализация оказывает на страны с переходной экономикой, поскольку из-за несовершенства законодательных аспектов, отсутствия продуманных стратегий их экономика поставлена в большую зависимость от мировых рынков.

Иностранные инвесторы, проявляя наибольшую активность в финансовом и энергетическом секторах, с одной стороны, помогают в восстановлении экономики, с другой - увеличивают риск возникновения т.н. зависимого капитализма. Подобный риск порожден огромным разрывом между объемами капиталов, вкладываемыми ТНК и иностранными инвесторами в экономику постсоциалистических стран, и собственными вложениями последних на зарубежных рынках, особенно с учетом нехватки капитала в странах с переходной экономикой для удовлетворения своих потребностей. Поэтому перед странами с развивающейся рыночной экономикой стоят задачи усиления роли внутреннего рынка.

С глобализацией связано создание рыночных институтов, в частности принятие новых законов и образование организаций, способствующих рыночному распределению ресурсов, например, правила регулирования торговли в рамках ВТО. На практике эти правила не всегда подходят к условиям конкретной страны. Поэтому важно совершенствовать свои экономические законы и порядки внутри страны, направленные на обеспечение экономического роста.

В настоящее время страны с переходной экономикой демонстрируют рост, хотя его темпы заметно различаются. Сейчас на повестке дня стоит проблема не выхода из кризиса, а ускорения темпов экономического роста и его поддержания на максимальном уровне в течение длительного времени. Для этого необходимо создание специфических рыночных институтов и наличие демократического политического устройства. Государство должно влиять на формирование новых рыночных институтов, это оказывает серьезное воздействие на темпы роста экономики [12].

 

8.3. Основные тенденции структурных изменений в современной российской экономике.

 

Одна из особенностей современного этапа развития российской экономики заключается в том, что в ней происходят параллельно два переходных процесса: к рынку и к информационной стадии развития. Это ведет к кардинальным изменениям структуры экономики, которая формировалась на протяжении нескольких столетий.

Существующие деформации структуры российской экономики предопределены всем предшествующим развитием. В экономике СССР сложились глубокие диспропорции между гражданской и военной экономикой, производством средств производства и предметов потребления, производственной и социальной сферами, сырьевой и обрабатывающей промышленностью и т.п. Советский Союз, несмотря на созданную мощную индустриальную экономику, «пропустил» революцию в информационных технологиях, которая произошла в мире в середине: 1970-х годов. Превалирование централизованных методов управления экономикой, слабость рыночного механизма не способствовали оптимизации структуры экономики, тормозили экономический рост; то есть предпосылки структурного кризиса были заложены в самом механизме функционирования советской экономики.

В ходе либерального экономического реформирования в России под воздействием трансформационного кризиса и глобализации начались стихийные структурные сдвиги, усилившие уже имеющиеся диспропорции. Стихийная конверсия оборонного сектора экономики подорвала основы высокотехнологичного комплекса страны. Россия теряет высокотехнологичные производства и приобретает сырьевую ориентацию развития.

Структура российской экономики трансформируется также и под воздействием происходящей информатизации экономики и общества. В мире формируется феномен БРИК1 - страны, в которых информационно - коммуникационные технологии (ИКТ)имеют самую высокую мировую динамику и набирают «критическую массу» для запуска экономического механизма; основанного на знаниях.

Противоречивость и сложность трансформации российской экономики заключается в том, что, с одной стороны, несмотря на восстановительный экономический рост, начавшийся с 1999 г., усиливается сырьевая ориентация ее развития. С другой стороны, российский информационный сектор демонстрирует самые высокие в мире ежегодные темпы роста.

Необходимость структурных изменений в современной российской экономике ограничена влиянием определенных факторов. К числу внешних, действующих на уровне мировой глобализирующейся экономики, следует отнести:

1) демографический;

2) природно-экологический;

3) энергетический факторы; а также

4) вероятность реализации того или иного сценария развития мировой экономики.

Кризис мировых финансовых рынков, тот или иной перевес сил в цивилизационном противостоянии, сценарий развития мировой экономики, изменение мировой ценовой политики на энергоресурсы или переход человечества на другие источники энергии – все это способно оказать существенное влияние на перспективы развития современной российской экономики. При этом роль и значение внешних факторов в силу усиления интеграционных процессов глобализации все возрастает.

Среди важнейших внутренних ограничений дальнейшей трансформации российской экономики в работе выделены:

1) высокий уровень износа основных производственных фондов;

2) высокий уровень коррупции;

3) низкие качество и объем производства сельскохозяйственной продукции, продуктов питания;

4) демографическая ситуация, обуславливающая наличие и качество трудовых ресурсов;

5) низкий уровень производительности труда и слабая мотивация к труду;

6) высокий уровень тарифов на товары, работы и услуги тарифно-регулируемых компаний ЖКХ, электроэнергетики, нефти и газа, железных дорог;

7) низкая плотность населения, многонациональность, отсутствие эффективной региональной политики. [14]

В экономических исследованиях прогнозирование структурных изменений в экономике России часто осуществляется в двух вариантах: инерционном, в основе которого предположение о дальнейшей деформации структуры экономики, и нновационно-прорывном, предполагающем радикальные структурные преобразования в экономике России. В основу формирования вариантов социально-экономического развития, разрабатываемых Минэкономразвития России, положено предположение о различной динамике на мировых рынках цен на нефть.

Возможности прогнозирования и моделирования дальнейшей трансформации структуры экономики России ограничиваются также нестабильностью ее макроэкономических показателей. В этой связи следует также отметить следующее: по индексу качества роста экономики, который рассчитывается как отношение разницы индекса роста ВВП и индекса-дефлятора ВВП к темпам роста ВВП по модулю, современная экономика России не перешла к положительным значениям.
Для преодоления инерции регрессивного экономического развития России необходимы мобилизационные меры, направленные на модернизацию, индустриализацию и диверсификацию экономики, повышение благосостояния нации, улучшение качества человеческого капитала. Модернизация, индустриализация и диверсификация экономики современной России предполагают необходимость увеличения инвестиций в инновационные отрасли, а также в механизмы внедрения инноваций, что позволит создать соответствующие предпосылки для формирования прогрессивных структурных изменений в экономике.

К прогрессивным и необходимым структурным изменениям в экономике современной России следует отнести: увеличение в структуре ВВП доли услуг при условии увеличения производства товаров в абсолютном выражении; увеличение в структуре валовой добавленной стоимости, структуре занятости населения доли науки; увеличение в валовом выпуске доли инновационных, высокотехнологичных отраслей и уменьшение доли отраслей топливно-энергетического комплекса; снижение в валовом выпуске доли промежуточного потребления (снижение материало-, фондо- и энергоемкости); изменение структуры экспорта, а именно: снижение доли продукции добывающих отраслей и увеличение доли перерабатывающих, а также науки и образования; снижение в структуре импорта доли сельскохозяйственной и иной значимой для национальной безопасности продукции, соответствующее увеличение выпуска добывающих отраслей (сельское хозяйство, рыболовство, рыбоводство) на основе внедрения инноваций; увеличение уровня и качества потребления населения, снижение поляризации доходов населения.

Для разработки государственной политики, направленной на стимулирование прогрессивных структурных изменений в российской экономике, необходимо опираться на макропрогнозирование экономического развития, основанное на постоянном выявлении тенденций и оценке динамики пропорций как в мировой экономике, так и в секторальной и отраслевой структурах экономики России. [14]

Существует два принципиальных пути развития и экономического роста – сырьевой экспортноориентированный и наукоемкий технически прогрессивный. Первому пути по своему характеру больше соответствует экстенсивный способ экономического развития, второму – интенсивный. Известно, что Россия – ведущая страна по своему энергетическому потенциалу. Она устойчиво занимает первое место в мире по добыче и экспорту газа и второе – по добыче и экспорту нефти. Это во многом предопределяет ее роль в мировой экономике. Не рискуя впасть в излишнее преувеличение, можно сказать, что экономику России в последние 15 лет спасли по сути дела экспорт нефти, газа, леса, черных и цветных металлов, минеральных удобрений.

В то же время, экономическое развитие и рост за счет широкого использования технически прогрессивных наукоемких производств фактически прекратился и лишь сейчас намечаются робкие попытки его восстановления. За это время мировое научно-техническое развитие ушло далеко вперед и догнать его нам в стратегической перспективе 20-30 лет вряд ли удастся. Видимо поэтому властями сделан выбор стратегии развития в пользу экспортноориентированного пути через наращивание, прежде всего, поставок газа и нефти как на Запад, так и на Восток. Как оценить этот выбор и что он сулит России в перспективе?

В зависимости от идеологических пристрастий возможна двоякая трактовка экспортноориентированной стратегии:

а) как закрепление России в качестве сырьевого придатка высокоразвитых зарубежных экономик;

б) как занятие Россией своего места, или ниши, в мировом разделении труда.

Так или иначе, такая стратегия может обеспечить более или менее устойчивое развитие и экономический рост в течение ближайших 15-20 лет, но по мере истощения невосполнимых природных ресурсов она исчерпает себя. И тогда придется менять стратегию на преимущественное развитие высокотехнологичных наукоемких производств. Но чтобы к тому времени совсем уж безнадежно не отстать, неплохо бы уже сейчас начать одновременное активное движение по двум стратегическим направлениям – сырьевому экспортноориентированному и высокотехнологичному наукоемкому.

Формирование современной системы институтов является важнейшей предпосылкой достижения стратегических целей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.

Институциональные преобразования в 2010 и первом полугодии 2011 г. были направлены на преодоление последствий мирового финансового кризиса, проведение административной реформы, поддержку малого и среднего предпринимательства, совершенствование законодательства, направленного на привлечение инвестиций в экономику, а также обеспечение эффективного использования государственного имущества. Преобразованиям были подвержены следующие институты:

1. Социально-экономические институты, обеспечивающие реализацию гражданских и политических прав, повышение эффективности системы государственного управления

2. Институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала и гражданского общества

3. Институты (законодательство), обеспечивающее устойчивое функционирование и развитие национальной экономики

4. Институты развития, нацеленные на решение конкретных системных проблем экономического роста

5. Совершенствование институтов международного сотрудничества.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Давыденко, Л. Н., «Экономическая теория», 2002

2. Кожевникова М.В., реферат «Ценообразование на факторы производства»

3. Кокин Ю. П., «Дифференциация заработной платы»

4. Нуреев, Р. М., Курс микроэкономики, 2002

5. Основы экономической теории. Под ред. Камаева В.Д. - М.: Изд. МГТУ, 1996.

6. Самуэлъсон П., Экономика / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1964.

7. 1 Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов //

Антология экономической классики. В 2-х т. - М., 1993. Т. 1. С. 1-19.

 

8. Учебник по основам экономической теории / Под ред. В.Д.Камаева. - М.: Владос: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1994.

9. Ховард К., Экономическая теория. - Москва,1997.

 

9.

10. http://www.economica-upravlenie.ru

11. http://www.cupra.narod.ru

12. http://www.milogiya2007.ru

13. http://dic.academic.ru

14. http://www.market-pages.ru

15. http://www.coolreferat.com

16. http://topknowledge.ru

17. http://www.elitarium.ru

 

1. Горфинкель, В.Я., Швандар, В.А., Экономика предприятия, 2007 г.

2. Давыденко, Л. Н., Экономическая теория, 2002

3. Зубченко Л. Международное движение капитала в современных условиях // Экономист. - 2001. - №6.

4. Кожевникова М.В., реферат «Ценообразование на факторы производства».

5. Кокин Ю. П., «Дифференциация заработной платы»

6. Курс социально-экономической статистики под ред д.э.н., профессора М.Г. Назарова, Москва, 2000 г.

7. Маркс, Карл Генрих, Капитал, том 1, электронная версия с сайта lib.aldebaran.ru.

8. Нуреев, Р. М., Курс микроэкономики, 2002







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.