Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Античная археология Северного Причерноморья





города, возникшие в ходе греческой колонизации на северном берегу Чёрного моря в 6-5 вв. до н. э. В конце 7 в. до н. э. на северных берегах Чёрного моря возникли греческие торговые пункты - эмпории. В 6 и 5 вв. до н. э. Северное Причерноморье входило в сферу колонизации движения греков (см. Колонии античные), которых привлекали сюда плодородные земли, обилие рыбы в устьях рек, возможность вести широкую торговлю с племенами северочерноморских степей - скифами, синдами, меотами и др. В 6 в. до н. э. на северном берегу Чёрного моря возникли греческие города, основанные переселенцами из Ионии, М. Азии и с островов Эгейского моря: Тира, Ольвия, Феодосия, Пантикапей, Нимфей, Киммерик, Тиритака, Мирмекий, Фанагория,Гермонасса, Кепы и др. В 422 до н. э. возник Херсонес, в 3 в. до н. э. - Танаис. Античные города Северного Причерноморья жили самостоятельной жизнью, сохраняя со своими метрополиями торговые и культурные связи. Большую роль в их экономической жизни играла торговля с городами Греции и М. Азии и с племенами северочерноморских степей.Города ввозили из бассейна Эгейского моря вино, оливковое масло, металлические изделия, мрамор, керамику, дорогие ткани и пр. и вывозили хлеб, скот, кожи, солёную рыбу, рабов. Важную роль в их хозяйстве играли промыслы, ремесло, земледелие и скотоводство. По социальному и политическому устройству все античные города Северного Причерноморья первоначально были рабовладельческими полисами. Некоторые города, расположенные вокруг Керченского пролива, уже в 480 до н. э. объединились вокруг Пантикапея в единое Боспорское государство. Античные города Северного Причерноморья достигли расцвета в 4 в. до н. э., когда они являлись важнейшими поставщиками хлеба и других продуктов потребления для многих городов Греции и М. Азии. Античные города Северного Причерноморья (особенно боспорские и Ольвия) имели тесный контакт с местными племенами. Они оказывали экономическое и культурное влияние на местные племена, способствовали разложению у них родового строя, развитию имущественной дифференциации и вызреванию классовых отношений. Искусству античных городов Северного Причерноморья присущи многие черты, характерные для всей художественной культуры античного мира. Города имели регулярную планировку (т. н. система Гипподама), в культовых и обществ, постройках применялся ордер, был распространён тип жилого дома с перистилем. Из Греции в античные города Северного Причерноморья широко ввозились разнообразные художественные изделия - скульптура, мелкая пластика, геммы, украшенные росписью вазы. В то же время искусство, создававшееся в античных городах Северного Причерноморья, отмечено признаками местного своеобразия. В нём нашли отражение жизнь окружающих народов (скифов, синдов, меотов и др.), их религиозные представления и ритуалы (золотой гребень из кургана Солоха, 4 в. до н. э., с рельефом, изображающим скифов в бою; электровый сосуд из Куль-Обы, 4 в. дон. э., с рельефами на темы скифского быта). В античных городах Северного Причерноморья сложились самобытные разновидности погребального сооружения (перекрытый уступчатыми сводами подкурганный каменный склеп с коридором-" дромосом"), декоративной стенной росписи, скульптурные надгробия-стелы, расписной керамики (ольвийские и боспорские вазы со стилизованными растительными мотивами, боспорские "акварельные" пелики). Своеобразны ольвийские бронзы, зеркала со стилизованными изображениями на рукоятках (6-5 вв. до н. э.). Самобытные устремления художественной культуры античных городов Северного Причерноморья полнее всего проявились в искусстве Боспорского государства. Это сказалось и в религиозном представлениях обитателей античных городов Северного Причерноморья; у них наряду с чисто греческими божествами (Аполлон, Деметра и др.) получили распространение и культуры негреческих божеств, например таврской богини Девы и др. В 3 в. до н. э. античные города Северного Причерноморья испытали значительные экономические затруднения, связанные с ослаблением торговых связей с Грецией и с усложнением обстановки в Северном Причерноморье. Скифы, теснимые из придонских и приднепровских степей сарматами, начали оказывать давление на города побережья. Во 2 в. до н. э. скифский царь Скилур подчинил ослабевшую Ольвию. Его сын Палак отнял у Херсонеса его владения. Херсонесцы обратились за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, и город попал под его власть. В конце 2 в. до н. э. на Боспоре вспыхнуло восстание под Предводительством Савмака. После подавления восстания войсками Митридата VI Евпатора он стал царём Боспора. Под его власть попала и Ольвия. Т. о., Митридат овладел всеми античными городами Северного Причерноморья. В борьбе с Римом (89-63 до н. э.) Северное Причерноморье использовалось им как база для снабжения его армий и источник пополнения его войск. После гибели Митридата VI на Боспоре происходила ожесточённая борьба за престол, в которую вмешивались римляне и вожди окружавших Боспор племён. Боспорские города были сильно разрушены и пришли в упадок. В первых веках н. э. античные города Северного Причерноморья вновь пережили период подъёма. Однако Ольвия, восстановленная из руин после разрушения её гетами в середине 1 в. до н. э., далеко не достигла прежнего уровня развития. Во 2-й половине 1 в. до н. э. она подчинялась скифским царям, во 2 в. н. э. попала под власть Римской империи. Херсонес зависел то от Боспорского государства, то от Римской империи.

 

 

46.Расселение славян в середине – второй половине 1 тыс. н. э. В I тыс. н. э. Восточная Европа была ареной многократных передвижений (Великое переселение народов) различных племен и народов. Между этими разноязычными племенами, которые в первой половине I тыс. н. э. переживали период "военной демократии", порою происходило острое соперничество за области обитания или верховенство в племенных союзах. В середине I тыс. н. э. в эти миграционные процессы были вовлечены славяне. С середины I тыс. н. э. славяне широко расселились по Центральной и Южной Европе. Образовалось три ветви славян - южные, западные и восточные. Каждая из этих ветвей имеют свою историческую судьбу. Восточные славяне освоили земли вдоль Днепра и Верхней Волги. К IX в. в Восточной Европе образовалось несколько крупных восточнославянских племенных союзов: ильменских словен, кривичей, древлян, северян, дреговичей, полян, радимичей, вятичей, тиверцев, белых хорватов.Восточные славяне были земледельцами. Это определяло образ жизни и условия их существования. До последних веков I тыс. основным типом поселения у славян были селища. Позднее, когда наряду с неукрепленными поселениями стали строиться городища и города, основная масса населения по-прежнему была сосредоточена на селищах. В VI - VIII вв. в северной полосе Восточной Европы у славян преобладали небольшие, порой недолговременные селения, что обусловлено еще заметной ролью подсечного земледелия. Основным типом жилища в это время были землянки и полуземлянки. Развитие пашенного земледелия с использованием лошади привело к укрупнению деревень. Сельские поселения насчитывали 7 - 10 дворов. Славянские городища в северной части Восточной Европы появились в VIII столетии и представляли собой укрепленные торгово-ремесленные поселения: - Изборское, Старо-Ладожское, Псковское и др. В первую очередь городища были местом поселения ремесленников, а также выполняли оборонительные функции. Живописный принцип планировки соответствовал укладу древнерусской жизни и эстетическим принципам (органическая слитность с природой) древних русичей. В застройке отсутствовали монотонность и скученность, и этим древнерусские города отличались от средневековых городов Византии и Европы.

47) Пражская культура Пражская (корчакская) культура — археологическая культура древних славян (V—VIII вв.) Названа по характерной лепной керамике, впервые обнаруженной близ Праги чешским археологом И. Борковским. Ареал распространения: восточная Германия, южная Польша, Чехия, Словакия, Австрия, Румыния, северная Украина, южная Беларусь.На Беларуси эта культура известна к югу от реки Припять. Найдены поселения в Петрикове, Хотомель (Брестская обл.). Изучали эту культуру Кухоренко, Русанова, Вергей. Экономическая основа. Находки обгорелых зерен пшеницы, проса, ржи и других культур, каменных ручных жерновов, железных серпов свидетельствуют о земледельческом хозяйстве, которое в 6-7 вв. было подсечным. Было развито скотоводство. Костей домашних животных много. Преобладали коровы, свиньи, лошади. Зимой скот содержался в стойлах. Много костей и диких животных, что указывает на большое значение охоты. Тип поселений. Пражская культура представлена неукреплёнными поселениями с жилищами-полуземлянками, имеющими печи-каменки. Поселения пражского типа были небольшие. Обычно они располагались по берегам рек и иных водоёмов, часто на склонах надпойменных террас. Изредка находились и на открытых местах плато. Селища имели в основном небольшие размеры и состояли в среднем из 8-20 хозяйств. Жившие в них небольшие семьи вели общее хозяйство, что можно заключить по хозяйственным постройкам (зернохранилища, погреба, сараи), которые сконцентрированы в стороне от жилищ, образуя отдельные комплексы. Погребальный обряд. Вблизи поселений находились кладбища, состоящие из 10-20 могил (бескурганные и курганные могильники с трупосожжениями). Умерших кремировали, а остатки трупосожжения хоронили в небольших ямках. В большинстве могил сопровождающих вещей нет. Набор предметов. Основу пражской керамики составляют высокие горшки со слегка суженным горлом и коротким венчиком. Наибольшее расширение их приходится на верхнюю треть высоты. Поверхность сосудов обычно коричневатая, изредка несколько сглаженная. Большинство их лишено орнаментации, лишь изредка встречаются горшки с косыми насечками по верхнему краю венчика. Вся эта керамика изготовлена без помощи гончарного круга.

 

48 Банцеровская культура Банцеровская культура (5-8 вв.н.э.) – археологическая культура железного века. Территория распространения этой культуры охватывает бассейн Вилии и верхнее течение Березины. Свое название она получила по Банцеровскому городищу под Минском, раскопанном в середине 20-х годов С.А. Дубинским. На территории Белоруссии основной вклад в изучение этой культуры внес А.Г. Митрофанов, который провел крупные исследования ряда памятников.Исследованы поселения около д. Курчина и д.Ревячки Медельского р-на, д.Воронеч Полоцкого р-на, д.Сосенка Вилейского р-на. Наиболее ранний комплекс найден на раскопках поселения и грунтового могильника около д. Ревячки. Важные раскопки проведены на селище Дедиловичи. Экономическая основа. Основу занятий носителей банцеровской культуры составляли земледелие и животноводство. Здесь еще господствовало подсечное земледелие. Выращивали пшеницу, рожь, ячмень, просо, овес, горох, бобы. Разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей, мелкий рогатый скот. Охота, хотя и не занимала ведущих позиций, все же являлась дополнительным источником пищи. Известно, что охотились на кабана, медведя, зайца, лисицу, куницу и др. животных. Были распространены домашние ремесла – черная и цветная металлургия, гончарство, прядение, ткачество, обработка шкур, дерева и др. Тип поселений. На первой стадии существования банцеровской культуры население проживало только в селищах, размещенных по берегам рек и озер. К ранним относятся поселения около д. Курчина и Ревячки Медельского, Воронеч Полоцкого, Сосенка Вилейского районов. Наиболее ранний комплекс найден на раскопках поселения и грунтового могильника около д. Ревячки. В раскопе выявлены наземные и полуземляночные жилища с печами-каменками. Селища другого хронологического периода возникают в непосредственной близости от ранних городищ, уже опустевших к тому времени. Городища культуры штрихованной керамики и днепро-двинской были значительно перестроены в хорошо укрепленные убежища, где пряталось население во время опасности. Важные раскопки проведены на селище Дедиловичи. Оно лежит на склонах холма, на вершине которого находилось небольшое городище, основанное племенами культуры штрихованной керамики. На селище раскопаны 54 жилища двух типов – наземные постройки столбовой и срубной конструкции. Обычно жилища представляют собой полуземлянки. Обогревались жилища с помощью открытых очагов или печей-каменок, размещенных в одном из углов полуземлянок. Печи строились из камней без использования глины. Погребальный обряд. В Северной Беларуси были выявлены многочисленные погребения в курганных могильниках. Курганы в плане – длинные, круглые. Погребальный обряд – трупосожжение - похож на ритуал грунтовых могильников. Остатки кремации в урнах или без них помещались в насыпи курганов. Инвентарь погребений в курганах бедный. Встречаются находки деталей костюма, единичные вещи (синие стеклянные бусы, железные пряжки, фрагменты орнаментированных костяных изделий). В качестве урн или накрывающей их посуды использовались лепные горшки банкообразной или тюльпанообразной формы. Набор предметов. Вещевой комплекс банцеровской культуры достаточно разнообразен и позволяет охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности населения. Железные орудия труда представлены топорами, серпами, ножами, в том числе с шильями, косами и др. Встречается и оружие. Это преимущественно втульчатые наконечники копий, есть и наконечники стрел, но они редки. Есть также шпоры, что свидетельствует об использовании верхового коня. Украшения изготовляли в основном из бронзы. Это пронизки, трапецевидные подвески, браслеты, кольца. Изделия из глины представлены биконическими пряслицами с широким отверстием, тиглями, льячками, грузилами.

 

49 Колочинская культура Колочинская культура (5-8 вв.н.э.) получила свое название по городищу у д. Колочин в Гомельской области, раскопанному почти полностью в 1955-1960 гг. московским археологом Э. А. Сымоновичем. Правда материалы колочинского типа были известны еще с начала ХХ века по Новобыховскому могильнику, открытому Е. Р. Романовым, однако их атрибуция и хронология в то время оставались неясными. Колочинская культура третьей четверти 1-го тысячелетия н.э. охватывает южную часть Белорусского Поднепровья, бассейны средней Десны, Сейма, верховья Сулы и Псла на Украине и в России. Изучением культуры на Беларуси занимались Ю.В.Кухаренко, Э.А.Сымонович, Л.Д.Поболь, О.А.Макушников и другие, основные итоги исследований обобщены П.Н.Третьяковым, Е.А.Горюновым, В.В.Седовым, В.Б.Перхавко, В.С.Вергей Ареал распространения. Памятники колочинской культуры распространены в Гомельско-Могилевском течении Днепра и Сожа, в Подесенье, в верховьях Сулы. Датируются они серединой V-VII вв. Благодаря раскопкам последних 30 лет, которые велись в ареале культуры, в том числе и в Белоруссии, стало возможным представить основные черты культуры. Экономическая основа. Основой хозяйства племен колочинской культуры были земледелие и скотоводство. Земледелие уже было пашенным, о чем свидетельствует находка сошника на селище у д. Тайманово. В Колочине обнаружены обгорелые зерна проса и чечевицы. Охота и рыбная ловля играли вспомогательную роль Типы поселений. Господствующим типом поселений являлись селища, располагавшиеся на возвышенных местах вблизи рек. Большие селища с материалами колочинской культуры открыты и исследованны Л. Д. Поболем в Адаменке, Тайманово, Нижней Тощице в Быховском районе, у д. Щатково Бобруйского района, О. А. Макушниковым у д. Нисимковичи и Носовичи на Соже. Жилища представляли собой небольшие прямоугольные полуземлянки с центральным опрным столбом. Конструкция стен чаще столбовая. Площадь полуземлянок 9-22 кв. м. Жилища отапливались каменными очагами или печами-каменками. Погребальный обряд. Погребальные памятники колочинской культуры представлены только грунтовыми могильниками с трупосожжением. После кремации не очищенные от костра кальцинированные кости помещались в урну или ссыпались на дно могильных ям. Погребальный инвентарь в захоронениях чаще всего отсутствует. Изредка встречаются глиняные сосуды или их фрагменты, детали одежды и украшения. Набор предметов. Находки предметов в захоронениях редки (обломки сосудов, бронзовые украшения и др.). Керамика изготовлена ручным способом: кухонные горшки, сосуды для хранения продуктов, миски, диски и сковороды. Основные формы горшков: баночные, тюльпаноподобные, ребристые, цилиндроконические. Орнамент обычно отсутствует. Вещевой комплекс включает в себя орудия труда из черного металла (ножи, топоры, косы, серпы и др.), каменные зернотерки, жернова, железные предметы вооружения (наконечники стрел, копий и шпоры), украшения и принадлежности костюма из цветного металла (подвески, застежки и др.), костяные изделия. Колочинская культура

 

50.Славяне и балты на землях Беларуси во второй половине 1-го тыс.до н.э. К VI – VII вв. на большей части территории Беларуси преобладало балтское населения. Славяне в это время жили компактно, сплошным массивом только в бассейне Припяти, в основном к югу от нее. Основным типом славянских поселений были поселения (неукрепленные населенные пункты), а типом жилья – полуземлянка.В 6 – VII вв. началось проникновение славян в балтский ареал. У балтов появляются полуземлянки с печами-каменками, каменные жернова, железные ножи и другие славянские вещи, орудия труда.В VIII – IX вв. происходит массовое расселение славян в балтском ареале на территории Беларуси – сначала в верхнем течении рек Случь и Ареса, на правом берегу Днепра, потом на Березине. В курганах найдены захоронения по славянскому обряду путем сжигания тела, а так же славянская керамика. Заселение шло из южной части Припятского бассейна. Славяне проникли в Поднепровье и Подвинье в IX в., а к X в. они расселились в Верхнем Понемонье. Более того, часть балтского населения была ассимилирована, вторая – уничтожена или вытеснена на северо-запад, в Прибалтику, где приняла участие в формировании этнических литовцев и латышей. Третья часть балтского населения продолжала жить на своих бывших местах. Ассимиляция этой части балтов славянами на территории Беларуси продолжалось до XII – XIII вв. и даже позже.В результате славяно-балтского синтеза в VIII – X вв. возникли новые этнические славянские общества, которые часто упоминаются в средневековых письменных источниках. Это – дреговичи, радимичи, кривичи.

 

 

41. Дьяковская культура ДЬЯКО́ВСКАЯ КУЛЬТУ́РА, археологическая культура железного века с 8-7 вв. до н. э. по 7 в. н. э., занимавшая Верхнее Поволжье и почти все Волго-Окское междуречье. Археологи выделяют два периода дьяковской культуры. На первом этапе (7-3 вв. до н. э.) основным типом поселений являются селища, иногда укрепленные частоколом. С 5-4 вв. до н. э. поселения начинают укрепляться деревянными стенами, валами и рвами. Дьяковцы жили как в землянках и полуземлянках (прямоугольных, иногда круглых), так и в наземных домах. Керамика представлена плоскодонными горшками с оттянутым венчиком, украшена «сетчатым» или «текстильным» орнаментом в виде отпечатков тонкого плетня. Характерной чертой первого периода является практически полное отсутствие изделий из железа и господство костяных орудий. Лишь в конце первого периода начинают распространяться бронзовые и железные вещи. Одни из наиболее распространенных находок первого периода — это костяные стрелы и многозубые гарпуны. Стеклянные глазчатые бусы, стрелы, предметы конской упряжи (псалии и удила) скифского происхождения свидетельствуют о связях дьяковцев с южными районами Восточной Европы. Основными занятиями населения в этот период были охота, рыболовство и скотоводство (прежде всего, разведение свиней).Второй этап (2 в. до н. э. — 7 в. н. э.) связан с продвижением восточных балтов в район Волго-Окского междуречья и расселением их среди местных финно-угорских племен. На этом этапе среди дьяковцев широко распространяется железо. Вокруг поселений появляются мощные линии обороны, и основным типом поселения становится городище, часто расположенное на мысу, образованном двумя ручьями и окруженное мощной линией обороны с рвами, валами и деревянными стенами. В поселениях начинают господствовать срубные наземные жилища, керамика становится гладкостенной, появляется посуда с заглаженной поверхностью и черным лощением. Число и ассортимент железных предметов увеличивается, а костяных резко уменьшается. Костяные наконечники стрел сменяются на железные, появляются украшения скифского типа из цветных металлов. О развитии кузнечного дела свидетельствуют находки довольно крупных железных изделий — кос, топоров, кузнечных клещей, а также тиглей и льячек. Археологи обнаружили и большое количество изделий из цветных металлов. Развитие кузнечного дела привело к переходу от скотоводства к подсечному земледелию, о чем свидетельствуют частые находки каменных зернотерок. Охота приобретает промысловый, подсобный характер. Среди дьяковцев широкое распространение имели глиняные грузики «дьякова типа», назначение которых не выяснено. Обнаружены кирпичи специфической формы («рогатые») и антропоморфные статуэтки. Племена дьяковской культуры имели тесные контакты со скифским миром, а также Прибалтикой и Приуральем. При раскопках городищ встречаются также римские монеты. Погребения дьяковской культуры не найдены, вероятно, применялось трупосожжение.

 

42.милоградская и зарубенецкая культуры Свое название культура получила по имени пос. Милоград в Гомельской области, где в раскопанном городище она была представлена в наиболее чистом виде. милоградская культура охватывает период с середины VI в. до н. э. по I в. н. э. Наибольшее количество датирующих находок приходится на IV. II вв. до н. э. Ранний этап датируется некоторыми булавками, ажурной бляхой гольштатской формы, железным орудием в виде тесла или пластинчатого топорика с двумя выступами. Милоградская культура известна по поселениям и могильникам. Поселения представлены городищами и селищами, но преобладают городища. Селища, как правило, встречаются вместе с городищами, хотя на Припяти известны селища без городищ.Большая часть городищ устраивалась на мысах. С напольной стороны они укреплялись валом и рвом. Жилища обычно слегка углублены в материк (0,15 - 0,5 м), имеют квадратную, прямоугольную, круглую или овальную в плане форму, площадью в 12 - 16 м2 и рассчитаны на одну семью. Для всех раскопанных жилищ характерна одна интересная деталь — выступ возле одной из стен или в углу. При раскопках прослеживаются ряды ям от столбов стен. Перекрытие поддерживалось центральным столбом. В удлиненных больших жилищах таких столбов было несколько. Почти возле каждого дома сооружался небольшой хозяйственный погребок, возле одной из стен или в углу которого, как и в жилищах, устраивался характерный выступ. Внутри жилищ сооружался открытый очаг, обнаруживаемый обычно в виде скопления пережженных камней.Погребения милоградской культуры: Господствующим обрядом было сожжение покойника. Керамика милоградской культуры весьма своеобразна и отличается общим архаичным обликом, в котором достаточно заметны традиции эпохи бронзы. Вся она сделана от руки. Преобладают яйцевидные или шаровидные горшки и глубокие миски. Часть сосудов имеет невысокую шейку и прямой или отогнутый наружу венчик, другие - вообще без венчика с прямым или загнутым внутрь краем. Для ранних этапов милоградской культуры более характерны удлиненные, яйцевидные и тюльпановидные сосуды, а также сосуды с плоским и уплощенным днищем. Позже сосуды приобретают более округлые формы. Орудия труда, происходящие из милоградских памятников, достаточно разнообразны. Найдены железные проушные топоры, серпы, теслообразные мотыжки, ножи с горбатой спинкой, долотообразные изделия, шилья, иглы. Одной из отличительных черт милоградской культуры является крайне ничтожное количество изделий из кости, которая представлена здесь главным образом проколками и рукоятками к металлическим орудиям.Милоградские украшения довольно разнообразны. Из железа, бронзы и серебра изготовлялись браслеты с замкнутыми, разомкнутыми и заходящими концами. Поверхность их иногда орнаментировалась зубчиками и ложной зернью. По сечению различаются браслеты круглые, овальные и многопроволочные.Бронзовые и железные булавки представлены не менее чем 6 типами. Наиболее распространена булавка с головкой в виде петли, заканчивающейся 5-видным завитком. Зарубинецкая культура — археологическая культура эпохи раннего железного века (III / II в. до н. э. — II в. н. э.), распространённая в Верхнем и Среднем Поднепровье. Зарубинецкой культуре свойственны два типа поселений: городища, расположенные на краю высокого правого берега Днепра, и отрытые поселения, расположенные в низких местах, на небольших возвышениях в пойме реки или на невысоких террасах. Поселения размещались небольшими группами по 10—15 селений. Городища зарубинецкой культуры были хорошо защищены земляными валами, рвами и эскарпами. Фиксируются неясные деревянные конструкции, которые, возможно, представляют собой остатки деревянного частокола. Зарубинецкие племена сооружали жилища различных конструкций. Вначале характерными являются ямы-погребы диаметром 0,8—1,5 м, шириной до метра, глубиной до полуметра. Впоследствии это наземные и углублённые в землю жилища (полуземлянки) квадратной либо прямоугольной формы и площадью в среднем 8—24 м²[24]. Стены жилищ длиной 3—4,5 м имели каркасно-столбовую конструкцию, то есть каркас изготовлялся из столбов, которые переплетались лозой, а затем обмазывались с обеих сторон толстым слоем глины. Возможно, стены белили. Крыши зарубинецких жилищ были двускатными. Для их изготовления использовали жерди, солому, камыш и глину. Для более северных поселений характерны срубные конструкции построек. Очаг размещался возле одной из стен или непосредственно возле жилища и представлял собой участок пола диаметром около 0,5 м, ограждённый невысокой каменной либо глиняной стеной. Керамика зарубинецкой культуры лепная — без использования ножного гончарного круга. Её лепили из глины с примесью шамота, реже — мелкотолчёного камня. Производство керамики у зарубинецкой культуры так и не вышло за границы домашнего ремесла. Подразделяется на груболепную и лощёную, поверхность которой заглажена до глянцевого блеска. Цвет поверхности лощёных сосудов чёрный или коричневый, нелощёных — серый или светлокоричневый. Груболепная посуда использовалась для приготовления еды, хранения продуктов и жидкостей, а лощёная — исполняла функции столовой керамики. Орудия труда представлены прежде всего железными ножами с горбатой или прямой спинкой. Широко представлены и другие орудия труда и предметы быта: массивные рыболовные крючки, одношипные остроги, изогнутые бритвы, железные иглы и шилья. Из глины изготовляли пряслица, грузила для ткацких станков, литейные формы и тигли. Из камня — точильные бруски и зернотёрки. Тип хоз-ва-земледел, скотоводство

26:бронзовый век.историческое содержание эпохи. Характеризуется изготовлением и использованием бронзовых орудий труда и оружия, появлением кочевого скотоводства, поливного земледелия, письменности, рабовладельческих государств (к.IV-н.I тыс.до н.э.) приходит бронзовый век (ранее всего на Ближнем Востоке). На Европейском Северо-Востоке первые бронзовые изделия появились во II тыс.до н.э. Данный период характеризуется довольно резкими колебаниями климата, что наложило свой отпечаток на изменение жизненного уклада населения Европейского Северо-Востока. Известны десятки поселений, захоронения эпохи энеолита-бронзы. В начальный период бронзового века на Европейский Северо-Восток из-за Урала проникли индоевропейские (сейминско-турбинские) группы населения, исходным районом обитания которых были Алтайская горная и предгорная области и таёжная зона м.Енисеем и Байкалом. Отмечается также приток абашевского населения из Поволжья.С началом бронзового века оформились и начали активно взаимодействовать два блока человеческих сообществ Евразии. Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай — Памир и Тянь-шань — Кавказ — Карпаты — Альпы) сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность, государства. Севернее, в Евразийской степи сформировались воинственные общества подвижных скотоводовВ среднем бронзовом веке (26/25—20/19 вв. до н. э.) происходит расширение (в основном на север) зоны, занятой металлоносными культурами. Циркумпонтийская металлургическая провинция в основном сохраняет свою структуру и продолжает являться центральной системой производящих металлургических очагов Евразии.В 13—12 вв. до н. э. происходит катастрофа бронзового века: распадаются или видоизменяются культуры практически на всём пространстве от Атлантического до Тихого океана, в течение нескольких столетий — до 10—8 вв. до н. э. происходят грандиозные переселения народов. Начинается переход к раннему железному веку. Дольше всего рецидивы бронзового века сохранялись на кельтской территории (Атлантическая Европа).

Вопрос 29:катакомбная культура Катако́мбная культу́рно-истори́ческая о́бщность — этнокультурное объединение эпохи средней бронзы (XXV—XX вв. до н. э.), распространённое в степной и лесостепной полосе от Приуралья и Северного Кавказа до низовий Дуная. Тип хозяйства носителей катакомбной культурно-исторической общности определялся экологическими условиями степной и лесостепной зон. Так, в степи укоренилось пастушеское или отгонное скотоводство кочевого типа, которое было основано на разведении крупного и мелкого рогатого скота. В лесостепи распространяется модель пастушеского или стойлового скотоводства с преобладанием в стаде крупного рогатого скота и свиней. Земледелие если и было, то имело в системе жизнеобеспечения местного катакомбного населения имело подсобный характер.Посуда катакомбной культуры лепная, преимущественно с плоским дном.Относительно этнической принадлежности носителей катакомбной культуры нет сколько-нибудь достоверных сведений. Автохтонная версия происхождения катакомбников выводит эту культуру из более ранней ямной культуры. Ямная культура в свою очередь отождествляется некоторыми исследователями с носителями предков индо-иранских языков[нвентарь погребений: глиняная посуда, украшенная узорами, нанесенными веревочными штампами, кам. и бронз. орудия и оружие, а также костяные и бронз. украшения. Характерные узоры позволяют включить племена К. к. в общий круг шнуровой керамики культуры и считать их наиболее крупной ее ветвью. Племена К. к. занимались скотоводством и земледелием. Довольно высокого уровня достигала и металлургия меди и бронзы. Материнский род сменился отцовским. Возникли предпосылки для имуществ. дифференциации. Во главе племен становятся патриарх. вожди и родовые старейшины (их погребения совершены с большой пышностью и имеют более богатый инвентарь).

 

43 Киевская культура Памятники киевской культуры Беларуси распространены в верхней части бассейна Днепра приблизительно от устья Сожа на юге до Могилева на севере. На западе группы ограничена нижним течением Березины, на востоке – левыми притоками Сожа.Поселения представлены в основном селищами. Площадь большей части поселений не превышает 1—2 га. Постройка была редкой, поэтому культурный слой не мог быть мощным (не более 0,3—0,4 м.) и часто распахан.На территории Верхнего Поднепровья выявлены два типа жилищ: полуземлянки и наземные дома столбовой конструкции. В Абидне и Тайманово исследовано около 80 полуземлянок. Это прямоугольные в плане постройки площадью 8—24 кв. м, углубленные в землю на 0,4—1,2 м. Основным типом жилищ на поселениях юго-восточной Беларуси были наземные постройки столбовой конструкции (на Абидне около 200 таких жилищ).В Верхнем Поднепровье известны грунтовые могильники (Абидня, Тайманово, Новый Быхов, Красная Звезда) с погребениями по обряду трупосожжения. Остатки сожжения (как с углями и золой, так и без них, чистое) помещались в круглые или продолговатые ямы глубиной 0,2—0,6 м. В Тайманово найдены погребения в урнах.Основную массу находок на поселениях и могильниках киевской культуры составляет керамическая посуда. Большая ее часть была лепной. Для памятников Беларуси характерны груболепные толстостенные горшки: гладкостенные, с расчесами и глянцеваные. Посуда делится на горшки и маленькие сосудики.Кроме керамики на памятниках киевской культуры встречен своеобразный комплекс орудий труда, украшений.Найдено большое количество ножей и проколок. Орудиями для сбора урожая были серпы.Для обработки дерева использовались топоры (сохранилось много частей лезвия) и долотца. Из находок бытового назначения отметим железные бритвы и кресала. Из орудий труда из камня точильные бруски и жернова. Орудия труда из глины представлены тиглями, льячками, формами для литья, грузилами, пряслицами.Вооружение и орудия труда,воинское снаряжение встречаются на памятниках киевской культуры достаточно редко.Среди украшений особое место занимают фибулы разных типов (двухчленные, арбалетные с подвязной ножкой). Часть из них были импортированы из ареала черняховской культуры. Характерны находки железных и бронзовых посоховидных булавок (более 20). Найдены железные и бронзовые пряжки к поясу (большинство пряжек имеет округлую рамку). Для Верхнего Поднепровья характерны вещи с выемчатой эмалью (бронзовые подвески – луницы и фибулы с эмалью красного и других цветов).

 

44. Пшеворская и черняховская культурыЧерняховская. Черняховцы жили в больших неукрепленных поселениях. Наземные жилища и землянки располагались рядами. Площадь некоторых наземных домов, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м². У наземных построек стены возводились из жердей, обмазанных глиной. Полы представляли либо утрамбованную землю, либо покрывались глиной. Жилища отапливались каменными или глиняными очагами. У домов найдены хозяйственные постройки и ямы-хранилища, иногда глубиной до 3 метров. Были развиты железообрабатывающее, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, Железоделательные горны открыты на поселениях в небольшом количестве. Отдельное скопление таких горнов обнаружено под Уманью. Керамика изготовлялась в основном на гончарном круге и отличалась разнообразием форм. Найдены горшки, миски, чаши, кувшины, кубки, чарки, вазы с тремя ручками. В быту пользовались также стеклянными кубками, костяными гребнями, бронзовыми фибулами. Гончарные горны выявлены более чем на 20 поселениях. В погребальном обряде сочетались трупосожжения (поля погребальных урн) и трупоположения (последние преобладали). В инвентаре погребений — керамика, стеклянные кубки, фибулы и костяные гребни.ХозяйствоСкотоводство, земледелие, ремесло, охота, рыболовство. Подъём земледелия в эпоху черняховской культуры отмечен усовершенствованием плуга и рала с железными наконечниками; вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Земледелие было подсечным(?) и переложным. Пшеворская культура — археологическая культура железного века (II века до н. э. - IV век), распространенная на территории южной и центральной Польши. Была названа по польскому городу Пшеворску (Подкарпатское воеводство), около которого были найдены первые артефакты. При раскопках памятников данной культуры также находят застежки-фибулы. Носители пшеворской культуры имели развитое вооружение: мечи, дротики. Керамика изготавливалась на основе гончарного круга. Поселения пшеворской культуры, как и в предшествующее время, неукрепленные и характеризуют обычную картину жизни и быт







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.