Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фискальная политика, ее цели и инструменты. Виды, достоинства и недостатки фискальной политики.





1. Цели и инструменты.

Фискальная политика – меры, которые предпринимает гос-во с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины либо доходов, либо расходов гос бюджета. Поэтому её так и называют бюджетно-налоговой.

Цели:

-обеспечение стабильного экономического роста

- обеспечение полноценной занятости ресурсов(трудовых)

- обеспечение стабильного уровня цен (решение проблем инфляции)

Иначе говоря, фискальная политика – это политика регулируемая прав-вом, прежде всего, совокупного взноса.

Инструменты:

- доходы/расходы гос бюджета:

· Гос закупки

· Налоги

· Трансферы

Прямое воздействие на совокупный спрос оказывает гос закупки. А налоги и трансферы оказывают косвенное воздействие (изменяя величину потребительских и инвестиционных расходов)

Виды фискальной политики:

- стимулирующая (применяется при складе эконом., имея целью сокращение регионального разрыва, снижения уровня безработицы и направлена она на увеличение совокупного спроса)

Инструменты:

1. Увеличение гос закупок(рост расходов)

2. Снижение налогов

3. Увеличение трансфера(пособия, пенсия)

- сдерживающая – используется при перегреве или буме экономики, направлена на сокращение совокупных расходов.

Инструменты:

1. Снижение гос закупок

2. Сокращение пособий, пенсий и т.д.

3. Увеличение налогов

Такие инструменты как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на предложения. Поскольку в неокейсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска, снижение налогов и рост трансфертов обуславливают рост уровня цен – провоцирует инфляцию, поэтому в период бума в качестве антиинфляционной меры и инструментом снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться наоборот увеличение налогов и снижение трансфертов.



Достоинства и недостатки фискальной политики.

Достоинства:

- эффект мультипликации. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект

- отсуствие внешней задержки (отсуствие внешнего налога – это период времени между принятием решеня об изменении политики и появление первых результатов её изменения)

- наличие автоматических стабилизаторов (т.е. сглаживание циклических колебаний происходит автоматически)

Недостатки:

- эффект вытеснения (рост расходов бюджета в период спада ведёт к мультикапликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги, а поскольку кредиты чаще берут фирмы – то удорожание кредитов ведёт к сокращению частных инвестиций – вытеснению, следственно сокращение выпуска продуктов, т.е. часть совокупного объёма производства оказывается не допроизведённой из-за сокращения величины инвестиционных расходов)

- наличие внутренней задержки или налогов (внутреннее нало или задержка – период времени между возникновением необходимости изменения политики и применения решения о её изменении)

- неопределённость (она касается проблемы индефикации экономическихситуаций, т.е. проблемы определения, вторая ситуация не определенность проблемы, т.е. на какую величину следует изменять инструменты фискальной политики)

- дифицит бюджета (инструментами, стимулирующими фискальную политику, проводимыми при спаде, и направленными на увеличения совокупного спроса, выступает увеличение гос закупок и трансферов, т.е. расходов бюджета – это ведёт к росту дефецита бюджета)

Государственный бюджет: расходы и доходы государства. Виды состояний государственного бюджета. Дефицит государственного бюджета и его виды. Концепции государственного бюджета. Способы финансирования дефицита государственного бюджета. Государственный долг, его виды и последствия.

Государственный бюджет – баланс доходов и расходов государства за определенный период времени. Это основной финансовый план страны. Принимает законодательный орган власти, приобретает силу закона.

Три цели расходов государственного бюджета:

- политические цели

- экономические цели

- социальные цели

Государственные расходы:

- гос закупки (вкл ВВП)

- трансферты (не вкл ВВП)

- выплаты % по гос облигациям.

Основные источники доходов гос-ва:

- налоги

- прибыль гос предприятий

- … - доход от эмиссии денег

- доход от приватизации

Сальдо – разница между доходами и расходами (сост гос бюджета). По сальдо гос бюджета может находится в 3-х состояниях:

1. Доходы > расходы, сальдо > 0 (профицит гос бюджета)

2. Доходы = расходы, сальдо = 0 (сбалансированный бюджет)

3. Доходы < расходы, сальдо < 0 (дефицит гос бюджета)

Различают:

- структурный дефицит – разница между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него, в условиях полной занятости ресурсов, при существующей системе налогообложения)

- циклический дефицит – разница между фактическим и структурным дифицитами

- фактический дефицит

Отклонение к дефициту – отрицательное.

1. Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла, каждый год расходы должны быть равны расходам. Пример: в период спада – когда доходы бюджеты min, гос должно снижать гос расходы для сбалансированности бюджета, т.к. снижение гос закупок и трансфертов ведёт к изменению совокупного спроса, следственно будет ещё более глубокий сапад, т.е. очевидна не состоятельность подхода.

2. Концепция гос бюджета, сбалансированного на циклической основе – иметь сбалансированный бюджет каждый год не обязательно, но важно чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течении экономического цикла. Недостаток заключается в том, что фазы бума или рецессии различаются по времени и глубине => излишек и дефицит не совпадают, поэтому существует третья концепция.

3. Концепция цель гос-ва целостность и стабильность экономики, а не сбалансированность бюджета.

Способы финансирования дефицита гос бюджета.

1. За счёт эмиссии денег (эмиссионный способ)

2. За счёт внутреннего дома (денежный способ)

3. Внешний долг (за счё займа др. стран)

Увеличение спроса – увеличение объёма производства, но дестабилизирование воздействие в период перегрева.

Деньги, их функции и виды. Спрос на деньги, предложение денег. Банки и их роль в экономике. Равновесие на денежном рынке.

Основные функции денег

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

 

Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены . Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел.

 

Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показательликвидность).

 

Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары.

 

Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.

 

Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнёру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платёжное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

 

Виды денег

1. Действительные деньги (выражены золотом, серебром или другими драгоценными металлами) — это деньги, номинал которых соответствует реальной стоимости, то есть стоимости металла, из которого они изготовлены.

2. Сейчас все современные денежные системы основываются на фиатных деньгах (то есть знаках стоимости, заместителях реальных денег). Но исторически выделяют четыре основных вида денег: товарные,обеспеченные, фиатные и кредитные.

 

Банк (от итал. banco — скамья, лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты) — финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами иценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. Банк — это юридическое лицо любой формы собственности, которое:

· создано в целях извлечения прибыли,

· имеет право осуществлять банковские операции,

· имеет исключительное право на привлечение денежных средств юридических и физических лиц с целью их последующего размещения от своего имени; а также на открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц,

· действует на основании специального разрешения (лицензии) полномочных государственных органов (в России — Банка России),

· не имеет права осуществлять производственную, торговую, страховую деятельность.

 

Банк (от итал. banco — скамья, лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты) — финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами иценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. Банк — это юридическое лицо любой формы собственности, которое:

· создано в целях извлечения прибыли,

· имеет право осуществлять банковские операции,

· имеет исключительное право на привлечение денежных средств юридических и физических лиц с целью их последующего размещения от своего имени; а также на открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц,

· действует на основании специального разрешения (лицензии) полномочных государственных органов (в России — Банка России),

· не имеет права осуществлять производственную, торговую, страховую деятельность.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.